Тема «Тема подростковой жестокости в рассказе Елены Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро»
Вступительное слово о писателе
Елена Габова… Удивительный писатель, которому интересен мир детства. И названия произведений, посвящённых подросткам, необычны: «Чайка с застывшим взглядом», «Не вставайте с левой ноги», «Улыбка Кубы», «Варёная сосулька», «Дуб Толик Сергеевич»… Е.В. Габова рассказывает нам, что мир детства чистый, яркий, своеобразный, но и жестокий, суровый, который накладывает свой отпечаток на всю жизнь.
2. «Человек человеку …?»
- Каким, словом можно завершить фразу? (Друг, товарищ, брат, человек, зеркало, никто, враг, волк, зверь…).
- Проблемный вопрос урока: Кто же человек человеку?
- Попробуем разобраться в этом на примере рассказа Е.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро».
(Место действия – озеро; Рыжая – имя собственное, женского рода, может быть, собака; её почему-то нельзя пускать на озеро)
- По названию рассказа предположите, о чем будет рассказ?
- Какие события могут произойти в описанной обстановке?
|
|
Чтение рассказа
А) «Ладно. Рыжая так Рыжая. Слишком много о ней».
Вопросы:
- Что мы узнаём о героине в начале рассказа? (Невзрачная внешность, «ужасно пронзительный голос», бедность в одежде, Светкина семья).
- Как относятся одноклассники к Светке? Подтвердите примеры из текста.
Света Сергеева осталась без отца, у нее мать и две сестренки. Семья живет очень бедно и внешность её совсем не примечательна: рыжая, волосы, как проволока, глаза блестящие. Светка - большая фантазерка, она любит ходить в походы. Одноклассники её не любят, особенно девчонки. Дети презирают ее за бедность, и за непослушание
- Как складывались отношения между одноклассниками и Светкой?
- Объясните прозвище Светы – Рыжуха. Случайно ли оно напоминает кличку животного (например, коровы - Лысуха)? (Суффикс УХ - словообразовательная единица, выделяющаяся в именах существительных - названиях животных по их характерному признаку, названному именами прилагательными, от которых соответствующие имена существительные образованы (белу́ха, лысу́ха, серу́ха и т.п.).
- Что будет дальше и почему?
Читаем текст
Б) «…может она и не знала, что мешает кому-то…»
- Почему так Света стремилась в поход с одноклассниками? (Ей нужно отправиться на озеро, заплыть далеко-далеко и петь, чтобы слушал весь мир её)
В лесу, на озере она могла себя выразить в пении, голос её сливался с миром природы. Здесь её никто не смел обижать
Читаем текст.
В) «…Рыжуха, сделай доброе дело, а?»
- Предположите, согласится ли Света?
Она любила природу, наслаждалась ею. Девочка понимала, что одноклассники идут в поход только ради развлечений
|
|
- По каким деталям можно понять, как одноклассники относятся к Рыжей? (Они давно уже изгнали из «своего круга» Свету, это постоянно подчеркивается в рассказе: «бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала»)
- Что может произойти в походе?
Читаем текст.
Г) «…в десятый Рыжая не пошла».
-Что вы почувствовали, прослушав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
-Что было неожиданным? (Одноклассники так жестоко могли обойтись с ней)
- Какие Ваши ожидания подтвердились?
- А как вы думаете, где кульминация рассказа? (Когда Женька выбросил сумку Светы на берег, ей ничего не оставалось, как покинуть теплоход)
- Ваше отношение к её одноклассникам? Какие одноклассники? (Жестокие, бессердечные, никто не возразил, безмолвные, хотя, может, и не все были на стороне Женьки)
- Надо ли идти на поводу у других или нужно быть самим собой? Всегда ли удаётся защитить слабого?
- Как вы думаете, чем закончится рассказ?
Читаем текст.
Д) …до конца.
- Почему рассказчик не подошел к Свете Сергеевой в оперном театре? (Наверное, было стыдно, стыдно за всех, кто причинял ей боль, а она, вопреки обстоятельствам, шла к своей главной цели – доказать всем, что она талантлива, умна, имеет право на счастье).
- Каково отношение рассказчика к Свете в начале рассказа?
Бывший одноклассник, вначале говорит о ней так: коса, как «трос», «глаза, как лягушата». Он как бы соглашается с мнением его «дружного» класса и в то же время что-то смущает его в необычности Светки; у него какое-то противоречивое отношение к героине: поёт, как «воет». И здесь же вспоминает: «Никогда я больше таких песен не слышал».
4.- Как рассказчик относитсягероинев финале?
Теперь он повзрослел и понимает, что виноват перед Светой Сергеевой. Рассказчик, вспоминая, возмущается: «И чего девчонки радовались?» В конце рассказа он удивлён и гордится «восходящей звездой» Мариинского театра.
- Как бы вы закончили рассказ?
- Что же помогло героине выстоять?
Она умела прощать одноклассников. Светка могла себя выразить в пении, её голос сливался с миром природы: озеро оживало, деревья стихали, ей даже солнце подчинялось. В лесу, на озере ей «пелось». Здесь её никто не обижал
– А как рассказчик относился к пению Светы? (Жалобно, заунывно, никогда я таких песен не слышал).
- С чем сравнивает рассказчик голос Рыжухи? Зачитайте. («А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом, в котором роились ещё не умеющие кусаться комары»).
- Представьте, как выглядят, начинающая расти трава, лёгкие перистые облака, ещё не умеющие кусаться комары. Почему именно эти образы кажутся родственными голосу девочки? Что их объединяет? (нежность, робость, близость к природе)
– Внимательно прочитайте последнее предложение. Какие приемы использует автор, чтобы передать пение Светы? (Сравнение)
5.Обратите внимание на таблицу
В начале текста | В финале текста |
Портрет героини | |
скромная, застенчивая Света Сергеева | золотоволосая красавица. Как она величавоидёт! Молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная. |
Как она пела? | |
Ребята считали, что она выла | она пела высоким, удивительно знакомым голосом, так пели только оперные артисты, это была восходящая звездаСветлана Сергеева. |
Какой художественный прием использует автор в рассказе? Антитеза (противопоставление) |
Сформулируйте идею (главную мысль) текста.
- Прочитайте высказывания. Какое из них наиболее точно подходит для определения основной мысли рассказа? Свою точку зрения докажите.
- Никогда человека в себе не терять…
- В этом мире и так чересчур много боли…
Оставайтесь людьми! - Человека в себе береги!
- Как мало в человеке «человека»,
В иных его совсем не разглядеть…
|
|
- Какое это чудо —
Человек!
Какая это мерзость —
человек! ( Роберт Рождественский)
- Давайте быть терпимей и добрей.
Ведь слабому протягивая руку,
Становимся мы сами чуть сильней.
7. - Возвращаемся к началу урока. Как же, исходя из содержания текста, можно завершить фразу?
«Человек человеку…?»
(открываем конец фразы - радость)
- Неожиданно! Так определил отношения людей православный мудрец Серафим Саровский. Подходит ли такое «имя» уроку по тексту Е.Габовой?
- Валерия Дмитриевна Пришвина, жена знаменитого писателя Михаила Пришвина, произнесла однажды замечательные слова: «Счастье – это к себе, а радость – это в мир ко всему живому….». Безусловно, героиня рассказа для людей – радость. Ведь даже имя её символично: Светлана – «светлая, чистая, несущая свет». Но только ли Света – радость окружающим?
- Вспомните рассказчика. Можем ли мы сказать, что в конце истории рассказчик прозрел, что он стал другим?
Домашнее задание
- Напишите сочинение на одну из тем
- «Над чем заставил задуматься рассказ Е.Габовой?»
- «Легко ли быть «рыжей»?