Каковы историческая роль восточной философии и ее место в истории мировой философской мысли?

Восточная философия: конфуцианство, даосизм, буддизм.

 

Первые философские учения возникли на Востоке. Крупнейшие страны этого региона — Индия и Китай. Именно в этих странах в VI—V вв. до н.э. возникли древнейшие философские системы. Восточная философия существенно отличалась по своему содержанию от западной философской мысли, колыбелью которой была Древняя Греция. Своеобразие философии Востока выражалось в следующем. В гносеологии в качестве главного метода познания действительности восточная философия использовала не столько разум, сколько интуицию, т.е. соединение сознательного и бессознательного, чувственного и рационального. Этот подход представляет собой применение к сфере познания так называемого холизма (от греч.— целое) — философского учения о всеохватывающей целостности мира. Интуитивное видение мира признавалось более эффективным средством познания, чем чистый рационализм. Оно реализуется в таких состояниях психики, как вдохновение, озарение, откровение, просветление, медитация и т.п. Именно в акте интуиции, а не в процессе мышления, по мнению восточных философов, наиболее успешно «схватывается» глубинная сущность мира, всех составляющих его вещей. Благодаря такому сближению рационального и иррационального способов освоения мира преодолевалось резкое разделение религии и философии, присущее западной культуре. В онтологии интуитивный метод познания сочетался с признанием существования в мире таинственной, мистической, рационально непостигаемой безличной первоосновы. Она обозначалась терминами карма, брахман, дао и др., смысл которых выражался понятиями абсолют, закон, путь, начало всех начал. Основатель даосизма Лао-цзы так поясняет суть первоосновы мира: «дао — корень неба и земли, дао — мать вещей, дао лежит в основе мира». С помощью этих идей обосновывалась мысль о нерасторжимом единстве, целостности, монолитности мира. В антропологии весь мир представлялся единой системой, охватывающей и природу, и общество. Отдельный человек оказывался полностью подчиненным исходным, всепроникающим силам, создающим мир. Человеку отводилась весьма скромная, пассивная роль колесика в этой системе. Тем самым он нацеливался не на активное преобразование природы, общества, а, наоборот, на подчинение, приспособление к существующим условиям. В социологии признавалась высокая роль учителя, наставника, гуру (на санскрите гуру — тот, кто просветляет в деле приобщения каждого человека к требованиям кармы, дао, абсолюта, его приспособления к сложившимся в обществе традициям. Наиболее высоким авторитетом пользовались основатели главных восточных религиозно-философских систем: Конфуций, Лао-цзы, Гаутама (Будда).

Конфуцианство.

Его создателем был выдающийся китайский мыслитель Конфуций (551—479до н.э.). Свои идеи он излагал только устно, поэтому они дошли до нас лишь в записях его учеников. Китай во времена Конфуция был страной, где города являлись неотъемлемой частью управляемой из центра системы, что оказывало влияние на китайскую философию, ее ориентацию на этические нормы и их онтологические основания. Это резко отличало Китай от Древней Греции, где философия и культура были созданием полисов — автономных, демократических культурных образований. Китайская философия была неотъемлемой частью консервативной цивилизации. Она не была направлена на создание всеобъемлющих философских систем, как в Греции, была более практичной, прагматичной. Китайские философы того времени — это своего рода «бедная знать», чиновники при императорском дворе, государственные служащие, мандарины. По своему социальному статусу они близки к положению современного профессора философии. Именно таким философом был Конфуций. В его философском учении в центре внимания, как и у Сократа, оказался человек. Отвечая на вопрос о причинах общественных несчастий — социальной вражды, войн, революций, Конфуций утверждал, что в основу нашего мира изначально, волею Неба положен некий универсальный порядок вещей, основанный на добре и гармонии. Несчастья же происходят потому, что люди этот порядок иногда нарушают. Поэтому представляется ясным: чтобы сделать жизнь счастливой, нужно всего лишь соблюдать установленный свыше природный порядок, следовать ему. Основные принципы этого высшего порядка издавна закреплены в древней культурной традиции, выработанной многими поколениями наших предков. Эти принципы таковы: • благородство и великодушие; • верность долгу, необходимость делать то, что надлежит, а не только то, что хочется; • сыновья почтительность, уважение к старшим, забота о младших, недопустимость разлада между отцами и детьми; • соответствие поведения каждого его общественному положению, социальному статусу; так, государь, правитель должен соответствовать своему высокому званию, быть мудрым правителем, а не тираном. Каждый в сложившейся системе отношений должен соответствовать своему месту. Например, взаимоотношения в системе «правитель-поданный» должны регулироваться притчей: «суть господина подобна ветру, а суть простых людей подобна траве. И когда ветер веет над головой, она... наклоняется». Важнейшей нормой поведения, золотым правилом нравственности Конфуций считал следующую старинную заповедь: «не делай человеку того, чего не желаешь себе; и тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет ненависть в семье». Главное слово из всех, учил Конфуций, — это взаимность. Нетрудно заметить, что эти установки Конфуция очень близки к известным моральным заповедям христианства. Конфуций не создал системной философии. Его учение — это совокупность нравоучений. Но у него было много последователей, развивших его философию в практически ориентированное учение конфуцианства. Оно играет большую роль в китайской культуре вплоть до настоящего времени. Стиль философствования в виде афоризмов, кратких историй остается характерным и для современного Китая. Такова, например, «Красная книга» Мао-Цзэдуна, руководителя Китайской Народной Республики в период с 1949 по 1976 г.

Даосизм.

Его основателем является китайский философ, старший современник Конфуция Лао-цзы, живший в VI в. до н.э. Свою жизнь он провел в одиночестве, избегал известности. Его главное произведение — «Дао-дэ-цзин», что означает Закон, или Путь добродетели. По преданию, он оставил эту книгу в качестве своего завещания людям, когда, будучи уже глубоким старцем, навсегда покинул страну, уехав в неизвестном направлении. Мистический и холистический характер восточной философии в даосизме проявляется наиболее ярко. Его философию называют загадочной, непостижимой. Ее отличие от конфуцианства состоит в том, что она является большим вкладом в китайскую философию природы, бытия. В своей антропологической части философия даосизма выступает как противоположность конфуцианству. Лао-цзы считал, что весь мир пронизан закономерностью, определяющей все его развитие. Этот всеобщий, великий закон природы он называл дао, путь. Дао описывается как «неопределенное»», «неизменное», «бесконечное», «безграничное в пространстве и времени», являющееся одновременно и «хаосом и формой». Конечно, это скорее некоторые намеки, нежели определения. Характер действия дао поясняется следующим примером: В результате действия дао из березового семечка вырастает именно береза, и не может вырасти ни дуб, ни сосна, ни какое-либо другое дерево, поскольку этого требует великий закон дао, определяющий все, в том числе и процесс произрастания березы из своего семени, согласно заключенному в нем дао. Можно заметить, что это понятие близко к некоторым определениям греческой философии, например, к «апейрону» Анаксимандра (611— 545 до н.э.), который он характеризовал как неопределенное и безграничное первоначало мира. Прослеживается и связь дао с более поздним определением христианского Бога как абсолютной сущности или первосущности. Согласно Лао-цзы, дао предшествует Небу и Земле, оно источник возникновения и уничтожения всего сущего: «Человек следует (законам) земли, земля следует (законам) неба. Небо следует (законам) дао, а дао следует самому себе». Такое дао есть у всех вещей в мире; также и каждого человека ведет по жизни его дао. Высшим законом предопределено и развитие данного народа, государства, истории всего человечества. Поэтому напрасно проводить жизнь в суете, страстях и желаниях, в чрезмерном напряжении, в борьбе за достижение трудно выполнимых целей. Нужно всего лишь следовать своему дао, жить безмятежно, как живут полевые цветы. Смысл человеческой жизни, по Лао-цзы, — это простота и чистота помыслов, смирение путем недеяния, невмешательства в естественный ход жизни, ограничение своих желаний простейшими потребностями. Кто действует, учил Лао-цзы, — потерпит неудачу, а кто чем-либо владеет — потеряет. Вот почему мудрый человек бездеятелен, и он не терпит неудачи. В противоположность конфуцианству, Лао-цзы заявляет, что было бы лучше, если бы люди имели меньше знаний, а не стремились к их максимуму. Слишком большая образованность человека служит только порче его души. Весь дух нашего времени, стремительный, напряженный образ жизни людей XXI в., по-видимому, свидетельствует о полном несоответствии взглядов китайского мудреца реалиям современной жизни. Как бы предвидя возможность сомнений в истинности своей теории, Лао-цзы писал: «Истинные слова кажутся парадоксальными, но никакое другое учение не может их заменить».

 

Буддизм.

 Духовные истоки буддизма зафиксированы в Ведах (1500— 500до н.э.) — древнейших санскритских религиозно-философских текстах Индии. В Ведах, которые и сегодня считаются святыми, хотя некоторые представители индийской философии, в том числе и буддисты, иногда выступали против отдельных аспектов содержания ведических текстов. Как и в греческих и славянских мифологических источниках, Боги первоначально отождествлялись с многообразными силами природы. Но со временем центральной в буддизме становится категория брахман, выражающая идею всеобъемлющего, вечного начала, пронизывающего жизнь индивида и втягивающего его в бесконечный круговорот рождений и смертей. Поэтому целью человека должно стать бегство из этого круговорота, чтобы найти самого себя, ибо истина находится не где-то вне, а в нем самом. В своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода: 1) ведийский период (1500-500 до н.э.); 2) классический, или брахмано-буддийский (500 до н.э. — 1000 н.э.); 3) индуистский (с 1000 г.). В каждом из указанных периодов существовало множество способов воззрения на мир и его сущность. Так, в классический период только в рамках учения брахманов-священников существовало шесть различных учений, каждое из которых признавалось в качестве равноправного варианта истолкования истины: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. По-своему толкуя священные ведические тексты, каждое из этих учений использовалось его сторонниками для борьбы с засильем сложившейся наследственной касты священников. Опубликовано на http://реф.рф Среди многочисленных течений индийской философии наиболее характерным для нее является религиозно-философское учение буддизма. С известной долей условности буддизм можно охарактеризовать как «атеистическую религию», поскольку она не содержит ни систематической теологии, ни учения о Боге. Буддизм, как пояснял его основатель, можно уподобить плоту, с помощью которого человек преодолевает бурную реку жизни, чтобы достичь нирваны, состояния освобождения от страданий. Основателем буддизма был индийский принц Гаутама (563— 483 до н.э.). С молодых лет поставив в качестве своей цели борьбу с человеческим несчастьями и страданиями, он после многих лет странствий создал новое религиозно-философское учение. К основными выводам, составившим основу этого учения, Гаутама пришел в результате достижения после длительной медитации особого психического состояния «просветления», внезапного озарения. Именно с этого момента он и стал именоваться Буддой, что и означает — просветленный, пробужденный. Его учение сводилось к следующим четырем «благородным истинам»: 1. Человеческая жизнь — есть страдание. Рождение — страдание, старость — страдание, болезнь и смерть — страдание. Встреча с человеком, которого ненавидишь, — страдание. Разлука с любимым человеком — страдание. Таким образом, жизнь, которая несвободна от желаний и страстей, всегда сопряжена со страданиями. Такова истина о страдании. 2. Страдание имеет причины, главная из них — жажда жизни, стремление достигнуть одновременно многих, часто невыполнимых целей; именно эти стремления и терзают, мучают нас. Человек страдает не только от этих желаний, но и от того разочарования, которое неизбежно наступает после того, как он добивается с большим напряжением осуществления тех или иных своих желаний. После этого у человека возникают новые желания, а вслед за ними следуют и новые разочарования. И это повторяется всегда, бесконечно. И в этой бессмысленной погоне за призраками человек проводит всю свою жизнь. В результате человеческая жизнь превращается в бесконечную и бессмысленную погоню за постоянно убегающим горизонтом желаний, что и ведет к бесконечным страданиям. Это называется истиной о причине страданий. 3. Страдания можно прекратить; для этого нужно избавиться от жизненной жажды, от бесконечно сменяющих друг друга желаний и разочарований. Выход, таким образом, видится в аскетизме, в предельном ограничении желаний, прежде всего желаний низменных, материальных. Это называется истиной о прекращении страданий. 4. Для осуществления этой непростой задачи нужно встать на путь избавления от страданий, нужно настойчиво следовать ряду главных заповедей буддизма: • не только не вредить, а всячески помогать всем без исключения живым существам; • заботиться не столько о своем смертном теле, сколько о своей бессмертной душе, не допускать в нее желаний, ведущих к страданиям; • не лгать; • не воровать; • не пьянствовать; • не прелюбодействовать. Примерно с 1200 г. влияние буддизма стало ослабевать в связи с появлением индуизма. Это и есть истина о благородном пути избавления от страданий5. Однако и сегодня буддизм является одной из трех наиболее влиятельных мировых религий наряду с христианством и мусульманством, распространен во многих странах Востока, в Индии, Китае, Японии, Монголии. В России он является преобладающей религией в Калмыкии и Бурятии. С XIX в. под влиянием западноевропейской мысли в Индии стали рапространяться учения, представляющие собой модернизированный теизм или пантеизм (учения Р. Тагора, М. Ганди). Современная индийская философия прилагает усилия, чтобы соединить индийские и западные толкования базовых философских категорий, прежде всего категории «блага».

 

Каковы историческая роль восточной философии и ее место в истории мировой философской мысли?

Оценка восточной философии в мировой историко-философской литературе была противоречивой. Существует два противоположных подхода: 1. Ориенталистский, признающий превосходство восточной философии над западной и необходимость обогащения европейской культуры «живительным источником» восточной философии и религии. Такова была позиция немецких философов А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. Эти немецкие философы, опираясь на установки буддизма, подвергли резкой критике европейскую философию и религию. 2. Евроцентристский, отрицающий сколько-нибудь существенный вклад Востока в историю мировой философской мысли и даже признающий неуместным ее включение в изложение мировой истории философии. Эта последняя позиция просуществовала вплоть до второй половины XX в. и проявилась в признании противоположности восточной и западной цивилизаций, что выражалось в известной формуле: «Запад есть Запад, Восток есть Восток». В соответствии с этой формулой характеристика западной и восточной культур давалась с помощью ряда парных категорий противоположного смысла: интуитивизм — рационализм; светскость — религиозность; монолитность мира — его дискретность; единство субъекта и объекта — их дуализм; интровертность — экстравертность; пессимизм — оптимизм. Но на рубеже XX—XXI вв. эта дихотомическая концепция стала сдавать свои позиции прежде всего под влиянием такого геополитического фактора, как крушение колониальной системы и появление на Востоке многочисленных суверенных государств, некоторые из которых стали в один ряд с развитыми странами Европы и даже стали опережать их. В результате сегодня евроцентристские концепции уступают место признанию равноценности западных и восточных культур и соответствующих типов философствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: