Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов

Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов

Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов

План работы.

1. Прочитай литературоведческую статью. Ответь на вопросы.

2. Прочитай литературоведческую статью. Ответь на вопросы.

I.

Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов

Первая волна эмиграции русских писателей. Эта волна вывела их за пределы России в результате революционных катаклизмов и гражданской войны. За границей оказались писатели и поэты, уже заявившие о себе и состоявшиеся еще в дореволюционной России: И.А.Бунин, В.В.Вересаев, Д.С.Мережковский, И. С. Шмелев, А. Аверченко, В. Ходасевич, М. Цветаева и другие.

1.В результате чего получиласьпервая волна эмиграции русских писателей?

 

Многие писатели не могли освободиться от ненависти к советской России, поэтому основным пафосом их произведений стал протест против происходящего в стране и «плач» по загубленной родине. В основном писатели-эмигранты первой волны были убеждены, что настанет то время, когда русская литература, создаваемая за рубежом, конечно же, вернется в Россию. Характерной приметой литературы русского зарубежья

1920— 1930-х годов являются воспоминания об утраченном прошлом, которые трансформируются в размышления о путях развития России, о сути русского характера. Писателями-эмигрантами первой волны были созданы многие выдающиеся произведения

русской литературы, такие, как «Жизнь Арсеньева» И.А.Бунина, «Лето Господне», «Солнце мертвых» И.С.Шмелева и др. В них отсутствует изображение революционных катаклизмов, они пронизаны воспоминаниями об утраченной России.

2. Что является характерной чертой литературы русского зарубежья 1920— 1930-х годов?

Вторая волна эмиграции русских писателей. Эта волна пришласьна годы Второй мировой войны. Ее составили прежде всегопобывавшие в тюрьмах и лагерях «кулаки», выходцы из дворянскихи купеческих семей. Кроме того, были и так называемые«повторные эмигранты», которые покинули страны ВосточнойЕвропы и Китай. Огромное число эмигрантов составляли и такназываемые «перемещенные лица», «Displaced Persons* (сокращенно«Ди-Пи», что стало привычным для русских эмигрантов).

Бывшие военнопленные и беженцы опасались возвращаться в Советский Союз, где их ждал арест. Литература русского зарубежья пополнилась новой тематикой, связанной с опытом сталинских репрессий и лагерей и Второй мировой войны. В этой литературе ставится проблема, невозможная в литературе метрополии, — выбор между врагами России и ненавистью к советской власти. Однако произведения писателей-эмигрантов во многом походили на произведения советской литературы, только «плюс» и «минус» в них менялись местами.

1. С чем связана тематика литература русского зарубежьявторой волны эмиграции русских писателей.

Третья волна эмиграции. Эта волна связана с возникновением диссидентского движения в СССР в 1960-е годы. По разным причинам и в разных обстоятельствах на протяжении 1960 — 1980-х годов родину покинули В. Аксенов, Ю. Алешковский, И. Бродский, Г. Владимов, В. Войнович, А. Галич, Ф. Горенштейн, С.Довлатов, Н.Коржавин, Ю. Кублановский, Э. Лимонов, В. Максимов, Ю. Мамлеев, В. Некрасов, С. Соколов, А. Синявский, А.Солженицын и др.И. Бродский (1940—1996).

4.К какому временному отрезку относится третья волна эмиграции?

Как любое другое, советское тоталитарное государство 1960— 1980-х годов боролось с представителями и идеологической, и художественной оппозиции. Против них организовывались клеветнические кампании, писателям запрещали публиковаться, их увольняли с работы, помещали в психиатрические лечебницы, тюрьмы.

5.Какие способы борьбы применялись к представителям оппозиции?

Вслед за И. Бродским в 1965 году были арестованы писатели Ю.Даниэль и А.Синявский за публикацию своих произведений на Западе. Писателей обвинили в антисоветской деятельности и осудили: Даниэля — на пять лет, а Синявского — на семь лет строгого режима.

6. Перечислите арестованных поэта, писателей.

 

Воссоединение литературы, создаваемой в метрополии, с литературой русского зарубежья началось в период перестройки. В это время был снят запрет на публикацию авторов русского зарубежья, на отечественный рынок попала и эмигрантская периодика.

В том же году был пересмотрен «Сводный список книг, подлежащих исключению из библиотечной и книготорговой сети». В библиотечные фонды были возращены произведения писателей- эмигрантов.

7. когда началось воссоединение литературы?

 

Сейчас литература русского зарубежья трех волн эмиграции рассматривается как часть общероссийской литературной традиции.

8. Как в настоящее время воспринимается литература русского зарубежья трех волн?

 

II

Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов

В 1985 году партийным руководством, возглавляемым М.С.Горбачевым, были предприняты очередные попытки обновить систему государственного социализма. Подобно тому, как в 1950— 1960-е годы были реабилитированы жертвы сталинских репрессий, в 1980-е годы начался процесс реабилитации диссидентов.

1.Какой процесс начался в 1980-ые годы?

Границы между официальной культурой и возникшими еще в недрах советского государства субкультурами были окончательно разрушены. Пользуясь терминологией Ю.М.Лотмана, можно сказать, что отечественная культура на рубеже 1980 — 1990-х годов оказалась в ситуации «взрыва». Это, с одной стороны, усложнило, а с другой —разнообразило общественно-культурную жизнь страны.

2.Какие границы были разрушены в культуре?

В период 1985— 1991 годов в результате ослабления цензуры были опубликованы острокритические статьи, предметом обсуждения которых стали «деформации социализма», произошедшие за 70 лет существования системы. В литературно-художественных журналах были опубликованы произведения писателей многие годы  хранившиеся в спецхранах и получившие определение «задержанная литература». Среди них: произведения А. П. Платонова, М. А. Булгакова, А. А. Ахматовой, Б.Л.Пастернака, В.С.Гроссмана, А.Т.Твардовского, Б.А.Можаева, В.И.Белова, М.Ф.Шатрова, Ю.В.Трифонова,В. Ф. Тендрякова, Ю. О. Домбровского, В. Т. Шаламова, А. И. Приставкина, А. И. Солженицына и др

3.Какое определение получила литература, хранившаяся в спецхранах?

Как и в пору «оттепели», интеллигенция разделилась на два лагеря. В 1992 году произошел раскол Союза писателей, в результате которого образовался Союз российских писателей, объединивший либерально настроенных литераторов, и Союз писателей России, в который вошли литераторы национально-патриотической ориентации.

4.Что произошло в рядах интеллигенции?

 

Общественно-культурная ситуация в России конца XX — начала XXI века характеризуется смешением ценностных установок, разных идеологических и эстетических ориентиров, неоднозначностью истолкований культурно-исторических явлений.

5 Чем характеризуется общественно-культурная ситуация?

Начало нового периода в развитии нашей литературы ознаменовалось всплеском антитоталитарных настроений. Главной фигурой «социально-обличительного» направления в прозе периода является А.Солженицын, «задержанные» произведения которого стали печататься на родине. Кроме того, во второй половине 1980-х годов были опубликованы «задержанные»: А.Бека «Новое назначение», А.Рыбакова «Дети Арбата», В. Дудинцева «Белые одежды», объединенные темой антисталинизма. Тема преступлений советского режима против своего народа стала ведущей в прозе конца 1980х годов. В разных аспектах эта тема отразилась в произведениях Д.Гранина, А.Приставкина, Б.Можаева, В.Тендрякова, В.Белова и других прозаиков.

6.Всплеск каких настроении произошел в литературе?

 

В жанре антиутопии написаны произведения «Москва 2042» (1986) В.Войновича, «Лаз» (1991) В. Маканина и «Пирамида» (1994) Л.Леонова. Прототипом главного героя романа «Москва 2042» — писателя- диссидента В.Карцева — стал сам В.Войнович. Роман представляет собой сатиру на Москву будущего, в котором победу одержал коммунизм «в отдельно взятом городе».

7.В каком жанре написаны произведения В.Войновича, В. Маканина, Л.Леонова?

 

В произведениях современных прозаиков развивается традиционная для русской литературы военная тематика. Однако в центре внимания авторов — новые войны, в которых участвуют наши современники. Документально-художественная книга С.Алексиевич «Цинковые мальчики* (1990), роман О.Ермакова «Знак зверя* (1992) посвящены не столько солдатскому героизму, сколько проблемам деформации личности человека на войне.

8.Какая традиционная тематика развивается в этот период?

 

В художественном мире Л.Петрушевской сопрягаются мистика и элементы «физиологического очерка», мифологизм и натурализм, быт и бытие. Отказываясь от прямого психологического анализа, Л.Петрушевская проецирует бытовые ситуации на известные по мифологии, фольклору, истории, классической литературе архетипы: «Медея», «Путь золушки», «МаленькаяГрозная», «Новые Робинзоны».

9. Что сопрягается в художественном мире Л.Петрушевской?

 

Отечественная поэзия последних десятилетий в целом эволюционировала от стихотворной публицистики Е.Евтушенко, Р. Рождественского и других, взлет которой пришелся на 1980-е годы, к медитативной лирике А.Жигулина, В.Соколова, О.Чу-хонцева, с одной стороны, и к иронической поэзии Е. Бунимовича, Т. Кибирова, М. Сухотина, с другой.

10.К какой лирике совершился переход в поэзии?

 

С середины 1980-х годов активизировалось развитие рок-поэзии, социально-критическая направленность которой была чрезвычайновостребованной на стыке сменяющихся этапов развития России. Подобно тому, как восторженно читатели 1960-х принялипоэтов-«эстрадников», в середине 1980-х было встречено творчестворомантиков Б.Гребенщикова, А.Макаревича, реалистовЮ.Шевчука, В.Бутусова, тяготеющего к экспрессии романтикаВ. Цоя и др.

11.Перечислите представителей рок- поэзии.

Своеобразный итог трагическому XX веку подвела духовная поэзия, основу которой составляют искренняя вера в Бога и чувствораскаяния за содеянное и за неосуществленное. На рубеже1980— 1990-х годов религиозную окраску получила поэзия известногоученого С. Аверинцева, поэтов Ю. Кублановского, И. Ратушинской, Н.Горбаневской.Направление духовной поэзии развивается в творчестве таких

поэтов рубежа XX — X X I веков, как М.Рахлин, А.Зорин, О.Николаева, С.Кекова.

12.Что составляет основу духовной поэзии?

В годы перестройки на рубеже 1980— 1990-х годов публицистическое начало преобладало и в драме. Собственно драматургические произведения вытеснялись инсценировками прозаических произведений В. Шаламова, Е. Гинзбург, А. Солженицына,

посвященных теме тоталитаризма.

13.Какое начало преобладало в драме?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: