Современные тенденции развития торгового права

Рассмотренная периодизация истории торгового права имеет в основном познавательное значение. В настоящее время гораздо более важно понимание основных процессов, происходящих в сфере товарного обращения, и их отражение в праве. Здесь актуально следующее.

На протяжении тысячелетий торговая деятельность последовательно развивалась и совершенствовалась, но это развитие носило эволюционный характер. Однако в 60-е годы XX в. в США, а затем и в Западной Европе произошло то, что нередко обоснованно называется торговой революцией. Известны культурные революции, научно-технические, информационные — о них много написано. А вот свершившуюся торговую революцию наши управленцы и экономисты оставили без внимания, хотя по значимости она была ничуть не меньше указанных. Она произошла в США, ее результаты использовали также другие развитые страны, к сожалению, кроме России.

В чем выражалась эта революция? Во-первых, в резком и постоянном увеличении объемов продаж. За последние 30 лет объемы мировой торговли возросли в 5 раз, одновременно увеличились объемы внутренней торговли. Во-вторых, в изменении методов организации производства и сбыта товаров. Производство стало базироваться на предварительном изучении потребностей в товаре, прогнозировании возможностей его продажи.

В результате производство начало целиком определяться запросами покупателей. Изготавливается только то и в таком количестве, что реально может быть продано.
Указанные меры позволили устранить кризисы перепроизводства. Рыночная экономика приобрела черты высокой организованности, динамичности. Более того, наше планирование, которым мы гордились в советский период, к сожалению, не могло обеспечить столь высокого уровня сбалансированности производства и потребления. Достаточно сказать, что, согласно статистическим данным, в 1990 г. излишние запасы сырья и материалов на складах предприятий равнялись трехгодовому объему внутреннего валового продукта.

Еще один аспект торговой революции — структурная перестройка сбыта и снабжения. Появились мощные посреднические звенья, занимающиеся продвижением товара. Такие звенья включают в себя головную сбытовую фирму и зависимую от нее сеть дилеров-распространителей. Сейчас в США существует более 300 тыс. оптовых фирм по сбыту различных товаров, в ФРГ — 100 тыс., Италии — 90 тыс. (в России — около 30 тыс.).

Многие предприятия-изготовители передали функции сбыта своих товаров этим посредническим звеньям, которые в силу специализации способны более эффективно вести торговую деятельность. Усилиями посредников сейчас обеспечивается оперативное и равномерное продвижение товаров во все точки страны и за рубеж.

Торговая революция привела и к другим замечательным результатам. Появление оптовых посредников в качестве мощной самостоятельной силы позволило сломить диктат производителей над потребителями, который даже на Западе сохранялся до 1960-х годов. Оптовые посредники, исходя из целей увеличения собственной прибыли, обеспечили решающее влияние интересов потребителей на развитие производства. Они добились непрерывного совершенствования товаров, улучшения качества, расширения ассортимента для удовлетворения запросов покупателей. Потребитель, т. е. все население, получил наибольший выигрыш от происшедшей торговой революции.

В народном хозяйстве СССР диктат производителей в беспрецедентных формах существовал все 70 лет, не искоренен он и в современной России. Показательно, что если в нашей стране продолжают отмечаться профессиональные праздники, в том числе День работника торговли, то в США в период президентства Кеннеди был провозглашен День потребителя. Это действительно всеобщий праздник, поскольку потребителем является каждый житель страны, от бродяги до сенатора.

Среди позитивных перемен в стране одна из значимых — это издание Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ). Он предоставляет прежде небывалые возможности защиты прав и интересов граждан. Это позволяет человеку несколько «разогнуть спину», эффективнее бороться с постоянными унижениями в сфере торговли и услуг.

Торговая революция создала то, что называют новым качеством жизни людей на Западе. Эта категория включает в себя улучшение качества и структурного состава продуктов, потребляемых основной массой населения, а также увеличение объема свободного времени людей за счет ликвидации дефицитов и убыстрения торговых операций.

Торговая революция опиралась на мощное правовое обеспечение, сопровождалась бурным развитием торгового права. Это проявилось, прежде всего, в уточнении изданных много десятилетий назад торговых кодексов, во внесении в них изменений в соответствии с современными требованиями торгового оборота и принятии новых кодексов.

Так, в 1998—2002 гг. внесены существенные изменения в ряд разделов Германского торгового уложения. Во Франции в 2000 г. принят новый Торговый кодекс взамен действовавшего с 1807 г. В последние полвека 12 стран приняли отдельные торговые кодексы.

В качестве второго важного показателя развития торгового права надо отметить законодательные меры в государствах общей системы права. Например, в США в 1952 году был принят Единообразный торговый кодекс, по своей сути являющийся модельным законом. На его основе в каждом штате изданы свои торговые кодексы. Единообразный торговый кодекс США регулярно дополняется и уточняется, что свидетельствует о его значимости и актуальности.

В Англии на рубеже 70—80-х годов принято 19 законов торгового права. Таковы Закон о справедливой торговле 1973 г., Закон о недобросовестных торговых условиях 1977 г., Закон о купле-продаже 1979 г., два закона об исковой давности 1980 г., Закон о передаче имущества 1982 г. и др. Издание названных законов в США и Англии знаменует слом так называемой общей системы права, причем необратимый. Вместо прецедентной она под влиянием потребностей торговли становится нормативно-прецедентной, причем дальнейшее ее развитие идет по пути увеличения доли законодательного регулирования (статутов).

Важным направлением развития торгового права является гармонизация национального торгового законодательства. Этому способствует заключение международных соглашений, а также издание международными организациями большого числа актов по различным вопросам торговой деятельности.

Ряд соглашений принят в качестве конвенций Организации Объединенных Наций (ООН). Первоочередное значение имеет Конвенция о договорах международной купли-продажи (Вена, 1980 г.). По правилам Венской конвенции заключаются все внешнеторговые сделки, если только они не подпадают под действие других соглашений.

Большое число соглашений и других документов подготовлено комиссиями и организациями под эгидой ООН. Таковы, прежде всего, документы ЮНКТАД — Конференции ООН по торговле и развитию; ЮНСИТРАЛ — Комиссии ООН по праву международной торговли.
Международные соглашения унифицируют порядок применения цен и тарифов, стандартизации и сертификации товаров, закрепляют общие правила перевозок грузов. В результате товарное обращение в разных странах осуществляется по все более взаимосогласованным правилам.

Новым направлением развития торгового права явилось издание в документированном виде современных обычаев торгового оборота и рекомендательных правовых актов по вопросам торговых отношений.

Так, в последние десятилетия резко активизировалась деятельность Международной торговой палаты и других авторитетных общественных организаций по обобщению обычаев торгового оборота и их документированию в своих изданиях. Они касаются определения условий торговых договоров, порядка расчетов за товары и других вопросов. Таковы, например, Международные правила толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС), типовые дистрибьюторские и агентские соглашения, правила об аккредитивах, чеках, инкассо и др.

Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА) публикует обобщения обычаев международного торгового оборота. Основным подготовленным им документом являются Принципы международных коммерческих договоров 1994 г. (опубликованы отдельным изданием в 2003 г.), в которые регулярно вносятся дополнения. Документы Международной торговой палаты и Принципы УНИДРУА направлены на регулирование внешнеторговых отношений. Однако они все шире используются также во внутреннем торговом обороте, в том числе в России (в частности, ИНКОТЕРМС) при наличии ссылок на них в заключаемых договорах.

Объединение разрозненных торговых обычаев и публикация их в официальных изданиях придали им новые регулирующие возможности. Они применяются как доказательства принятой всеобщей практики, выполняют также систематизирующую функцию. Документированные торговые обычаи оказывают существенное влияние на гармонизацию национального торгового права, определяют тенденции его развития.

Целям унификации и гармонизации торгового права служат Принципы европейского договорного права (ПЕДП), первоначально намечавшиеся как проект Европейского единообразного торгового кодекса. Комиссия по подготовке ПЕДП, созданная Институтом Европейского университета, завершила в 2002 г. разработку трех частей этого документа (Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2005. № 3; № 4).
Он характеризуется высокой степенью учета наиболее важных действующих положений международного и национального торгового права.

Существенной особенностью ПЕДП является отказ от детализации нормативного регулирования обязательственных отношений и переход к регулированию, прежде всего на основе сформулированных общих принципов торговой деятельности (добросовестность, взаимное содействие и др.). Такой подход позволяет при применении ПЕДП преодолевать расхождения национального торгового права. Принципы европейского договорного права получили одобрение руководящих органов Европейского союза. Они находят реализацию в торговой деятельности, практике зарубежных судов.

Сходное значение имеет Свод принципов, правил и стандартов lex mercatoria, сокращенно именуемый Принципами СЕНТРАЛ. Принципы СЕНТРАЛ в редакции 2003 г. подготовлены группой видных ученых-юристов Центра транснационального права (ФРГ) (Внешнеторговое право. 2004. № 2).

Они являются тщательно разработанной системой принципов и норм торгового права, рассчитанных на широкое применение.

Документы Международной торговой палаты, Института УНИДРУА и других авторитетных общественных и научных организаций в совокупности образуют то, что называют новым lex mercatoria. В отличие от средневековой системы купеческих обычаев, носивших сословный характер, новый lex mercatoria предназначен для применения любыми участниками торгового оборота. Его положения активно внедряются в национальное законодательство, коммерческую и судебную практику. Совершенствование торгового права происходит под их непосредственным влиянием.

Еще один аспект развития торгового права — заключение региональных соглашений по вопросам торговли. Здесь необходимо назвать Римский договор 1957 г. об учреждении Европейского экономического сообщества. Договор предусмотрел создание общего рынка стран-участниц, снятие количественных ограничений на ввоз и вывоз товаров, отмену таможенных сборов.

Становление общего рынка проходило в несколько этапов. Подписание в 1991 г. Маастрихтского договора о создании Европейского союза повлекло закрепление «единого внутреннего рынка» стран-участниц.

Некоторые из высших органов ЕС — Совет и Комиссия — наделены правом издавать нормативные правовые акты: регламенты, директивы, решения, рекомендации и заключения. Регламенты служат актами прямого действия и обязательны для каждого государства — члена ЕС. Директивы содержат обязательные положения для государств, которым они адресуются, и реализуются на основании правовых актов, издаваемых этими государствами. Решения обязательны лишь для субъектов, которым они адресованы. Рекомендации и заключения не носят императивно обязывающего характера.
Учредительные договоры в совокупности с актами руководящих органов ЕС образуют право Европейского союза. Значительное место в нем носят императивные установления и нормы прямого действия.

Россия также является участницей региональных соглашений. Так, имеется ряд соглашений, касающихся торговли, заключенных в рамках СНГ. Действуют межгосударственные соглашения по вопросам торговли с различными странами. Все это — акты торгового права.

Итак, можно с уверенностью говорить о чрезвычайно интенсивном, «взрывном» развитии торгового права в последние десятилетия. Оно было обусловлено потребностями развития мирового товарного рынка и национальной торговли.

Впервые торговое право возникло в средние века. Его родиной считается район Средиземноморья, где уже зародился феодализм. Города - XI - XII вв. - купечества - гильдии - функционировали по определенным правилам (обычаи + создаваемые правила), в составе купечеств-гильдий - коммерческие суды, т.к. общие суды были весьма формализованы (длит. время, сложные процессуальные правила и т.д., а в то время требовалась быстрота, эффективность и справедливость). Субъектами права были купцы. Постепенно все эти обычаи, условия торговли перекидывались в другие районы и города через путешественников (купцов).
Франция. Торговое право появилось впервые как отрасль в 17 веке. Кольбером было принято два закона:
1) 1673 г. - ордонанс о морской торговли.
2) 1681 г. - ордонанс о сухопутной торговли.
Эти законы были положены в основе кодекса Франции (1807 г.), который до сих пор действует.
Германия. В Германии кодификация произошла впервые в 19 веке.
Англия. (Торговое право - low-mershant) Торговля в Англии происходила на ярмарках, поэтому каждый купец обязан был получить лицензию на торговлю за определенную сумму. Суды были неформальные и решения принимались быстро на основе обычаев (взвешивание уток или монет).
1353г. - по закону о торговых судах торговые суды стали создаваться в больших городах, состояли из судьи и присяжных; принимались торговые обычаи в большей степени, чем нормы общего права.
С 1613 года суды общего права стали принимать к рассмотрению все споры, в том числе коммерческая сторона - истец должна была доказать наличие торгового обычая; суды общего права стали рассматривать их как обычаи в составе общего права; за ненадобностью торговые суды перестали существовать, следовательно торговое право в составе частного права. Поэтому в Англии нет ни гражданского, ни торгового кодексов.
Дуализм частного права (двойственность права) - страны, у которых есть и гражданское, и торговое право.
А о странах, где нет отдельно торгового и гражданского права, говорят, что нет дуализма частного права.
Швейцария. страна, которая пыталась преодолеть дуализм, но ничего не вышло. Был разработан “обязательственный закон” 1911 г. Все регулируется этим законом, а не гражданским кодексом. Но полностью преодолеть дуализм не удалось.
Италия. Это вторая страна, где также стремились преодолеть дуализм. Гражданский кодекс Италии 1942 г.
Нидерланды. В Нидерландах, где кодекс принимается и разрабатывался по книгам в течение многих лет, начиная с 70 годов, нормативный акт включает в себя и торговые сделки.

Эволюция и содержание международного торгового права как регулятора торгово-экономических отношений    
 
 
Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины ХХ века является интенсивное развитие международных экономических отношений. В этот период происходит активное расширение и углубление экономических отношений между странами, экономическими группировками, отдельными хозяйствующими субъектами и международными организациями. Совершенствуются и перестраиваются механизмы реализации международных экономических отношений, что следует рассматривать в качестве одного из важных факторов их поступательного развития, способствующих становлению нового международного экономического правопорядка(1, с.18-19). Можно отметить, что эти развивающиеся процессы проявлялись и продолжают проявляться в углублении международного разделения труда, интернационализации, в частности, финансово-экономических связей, глобализации мирового хозяйства, увеличении открытости национальных экономик, что характерно в первую очередь для новых суверенных стран постсоветского пространства. Их взаимное дополнение, сближение, сотрудничество и партнерство играет большую роль в развитии и укреплении как региональных и иных политико-экономических структур, так и для современных международных экономических отношений в целом(14, с.12-15). При этом характерно, что все эти процессы и тенденции современных государств достаточно сложны, а порой носят противоречивый, диалектический характер. Одно из своеобразий заключается в диалектике нынешних мирохозяйственных отношений, которая, как известно, состоит в том, что стремление к экономической независимости, укреплению национальных хозяйств отдельных стран способствует большей интернационализации мирового хозяйства, развитию национальных экономик государств и самой системы международных экономических отношений. Эти процессы, с другой стороны, способствуют и развитию механизмов таких отношений, которые включают в себя соответствующие правовые нормы, принципы и средства по их реализации в виде международных экономических договоров (соглашений), хартий, «кодексов», уставов и т.д. В механизмы современных международных экономических отношений входит также соответствующая деятельность международных экономических организаций, которая направлена не только на реализацию целей по развитию и совершенствованию таких отношений, но с их помощью создания благоприятных предпосылок в формировании нового международного экономического правопорядка (21, р.13-14). В историческом аспекте возникновение международно-правового регули-рования экономических и, прежде всего, торговых (хозяйственных) взаимо-отношений государств относится, как известно, к глубокой древности, к самым истокам международного права. Межгосударственные торговые отношения с давних времен являются одним из предметов международных договоров (соглашений), причем изначаль-но моральным и правовым принципом признавалась свобода торговых отноше-ний. Еще во II веке римский историк Флор отмечал, что «если прерваны торго-вые отношения, то нарушается союз человеческого рода»(22, р.47-49). В древних источниках отмечалось, что «самим Всевышнем людям была предоставлена легкость взаимных торговых сношений, чтобы они могли взирать на мир как на единое жилье, а также, чтобы каждый, сообщая другому свои произведения, мог беспрепятственно получать в изобилии имеющиеся у другого». Позже, Гуго Гроций придал этим идеям правовую форму, указывая, что «никто не вправе препятствовать взаимным торговым отношениям любого народа с другим народом»(16, с.6-7; 18, р.14-16). Именно принцип jus commercii, т. е. право свободы торговли, понимаемый в широком смысле, становится одним из основополагающих для современных международных экономических отношений, хотя еще задолго до своего научного выражения и воплощения этот принцип нашел достаточное применение в договорной практике(15, с.23-24). Как видно, несмотря на столь недавнее происхождение термина, история международного торгового права, прошедшего несколько существенных этапов своего развития, имеет глубокие корни, поскольку отношения по международной торговле, регламентируемые в настоящее время этой отраслью права, возникли ещё в результате разделения труда и появления специализации у людей. Это произошло, кратко говоря, в виду того, что стало возможным производство продукции не для личного (родового или семейного) потребления, а для реализации, в результате чего появилось понятие сделки и возник гражданский товарооборот. При этом сделки, носящие чисто экономический характер, заключались вначале между различными родоплеменными образова-ниями, затем, с появлением государств, - между государствами. С дальнейшим развитием специализации, расширением хозяйственного оборота появилась отдельная категория людей, которые не производили товары, а выполняли функции посредников, т.е. начал выделяться особый торговый оборот. Примечательно, что регламентация этих отношений, за исключением появления отдельных несистематизированных обычаев, не наблюдалась длительный период. Можно отметить, что своего рода прообраз международного торгового права возник лишь во времена Римской Республики (jus gentium), появление которого объясняется рядом исторических причин. Вместе с тем, оно является лишь частью прообраза международного торгового права, поскольку, несмотря на то, что данная правовая система использовалась достаточно широко (на территории всего римского государства), она была создана с применением норм, заимствованных в праве других народов. Это в свою очередь говорит о том, что jus gentium являлось национальным правом, а не правом международным, тем более, что в эпоху Юстиниана jus gentium и jus civile слились в единое римское гражданское право(9, с.77-79). Другое объяснение заключается в том, что в Древнем Риме торговая деятельность не пользовалась уважением, так как предпочтение отдавалось ограблению народов, а не платить им за приобретённые товары. При развитом феодализме, который характеризовался особым духом сословности и соответствующим ему специальным правовым регулированием статуса и деятельности сословий, появилась особая публичная регламентация положения купца, ремесленника и т.д. Именно благодаря деятельности сословия купцов в Западной Европе впоследствии сформировалось отдельное частно-правовое регулирование торговли, в том числе и международной. С развитием экономики Европы и вовлечением в торговлю всё новых территорий право торговли всё более отделялось от купеческого права, превращаясь в частное право всех торговцев, что способствовало формированию «lex mercatoria», которое отличалось достаточной степенью единообразия. Несмотря на это, упадок средневекового международного купеческого права начался в ХVП в. вместе с тенденцией абсолютных монархий к «национализации» купеческого (торгового) права, когда Франция, первым из европейских государств, наделила торговые обычаи силой закона(19, р.33-35). В Англии процесс «национализации» купеческого права (law merchant) был окончен во второй половине ХVIII – начале ХIХ веков с началом господ-ства доктрин так называемых «народного государства» и «национального правового порядка». Одна из особенностей заключалась в том, что эти идеи противостояли системе торгового права международного характера, в результате чего определённые исключения из общего правила «народности» торгового права сохранились лишь в морском праве(22, р.34-37). Отдельно следует отметить роль Франции, которая после Великой буржуазной революции, изменив политический строй, решила создать и новое торговое законодательство. Это выразилось принятием и вступлением в силу (в 1808 г.) Французского Торгового кодекса, что ознаменовало переход от корпоративного начала в сфере осуществления хозяйственной деятельности к принципу «свободы промышленности и торговли. Можно также отметить, что данный кодекс послужил началом международного торгового права, который заложил основы унификации национального торгового права европейских стран, что способствовало созданию, как принято сейчас говорить, единого правового пространства в хозяйственной сфере в части Европы(17, с.22). Другой важный этап развития международного торгового права связан с законодательной деятельностью Германского торгового союза, по инициативе которого были приняты Вексельный устав (1848 г.) и Всегерманское торговое уложение (1861 г.), которые рассматривались в качестве модельных законов для принятия (в государствах-членах союза) национальных законов, дающих возможность осуществлять межгосударственную торговлю на единых принципах и началах(11, с.28-30). Однако международное торговое право (в современном его понимании) стало появляться в конце ХIХ в. особенно в связи с поступательным развитием международной торговли, что привело к естественному развитию в её практике различных правовых институтов и типовых правил, общепринятых стандартов торгово-хозяйственной деятельности, в принятии которых особая заслуга принадлежала национальным правовым системам. Примечательно и то, что в период становления и развития капитализма внешняя торговля была основной областью межгосударственных экономических отношений. Буржуазные революции сломали те нормы феодального международного права, которые не соответствовали интересам буржуазии, и привели к созданию норм международного права, соответствующих интересам нового правящего класса и в области торгово-экономических отношений. С другой стороны, можно отметить, что к тому историческому моменту не только были внесены ряд новых принципиальных концепций в систему международных экономичес-ких отношений, но и расширилось их правовое регулирование(9, с.66). Это также способствовало увеличение числа международных договоров, соглашений и трактатов в области торговли и мореплавания, например, Метценский трактат между Англией и Португалией, Эденский – между Англией и Францией, торговые договоры России и ряд других, в которых обусловливали, как правило, подчинение подданных, товаров и судов существующим в данной стране правилам (нормам), т. е. фактически национальному режиму(13, с.11-12). Национальный режим, в частности, сохранял свободу действий государства в отношении как своих купцов, так и иностранных, но заставлял избегать установления особых правил (норм), ухудшающих режим иностранцев. Наряду с этим более мощные в экономическом отношении государства навязывали своим контрагентам льготы для своих купцов, товаров и судов. Третьи же государства, заключая торговые договоры и соглашения, требовали для своих купцов аналогичных условий (льгот), в результате чего стали появляться новые понятия, как например, принцип наибольшего благоприятствования. Термин «наибольшее благоприятствование» впервые появился в торговых договорах ХУП в. Так, например, договор 1609г. между Нидерландами и Испа-нией предусматривал, что их подданные, торгуя в этих странах, не будут платить больших пошлин, чем местные жители или другие иностранцы, подлежащие наименьшему обложению. Торговый трактат 1661г., заключённый Англией со Швецией, содержал условие о том, что подданные обоих королей будут пользоваться полной свободой посещать эти страны и торговать в них, уплачивая обычные пошлины наравне с иностранцами, представителями наиболее благоприятствуемых стран (3). С начала ХХ в. условие о принципе наибольшего благоприятствования получило в практике заключения торговых договоров широкое применение. Рост международной торговли способствовал быстрому увеличению числа межгосударственных договоров и соглашений в области внешней торговли. Отношения государств в этой области регулировали многие нормы и целые институты развивающегося в этот период международного права. Таковы, например, нормы, регулирующие режимы морских портов, открытого моря, морских проливов и др. Как видно, шёл быстрый процесс развития международного торгового права как самостоятельного института международного права. Этому также способствовала возросшая внешнеторговая деятельность государств на мировом рынке, заключение многосторонних конвенций и другая договорная практика в данной области. Важную роль в развитии темпов роста международной торговли сыграло ускорение и структурные сдвиги экономики государств, углубление междуна-родного разделения труда, увеличение мероприятий по стимулированию внешней торговли и т.д. Это, в свою очередь, обусловливало появление новых правовых норм, регулирующих международные экономические отношения и необходимость заключения специальных договоров (соглашений), в которых отражались, в частности, вопросы международных расчётов по внешней торговле. В системе международной торговли появилось значительное число созданных в разных целях международных экономических организаций (Международный союз для опубликования таможенных тарифов, Союз таможенного сотрудничества, Европейское общество по изучению общест-венного мнения и рыночной конъюнктуры, Международная лига борьбы против недобросовестной конкуренции, Международный центр по оптовой торговле и др.)(10, с.32-35). В современную эпоху международные торгово-экономические отношения расширили и углубили сферу своего существования, приобрели широко-мас-штабный характер, стали самостоятельным явлением, подчиняющимся как собственным законам, так и международно-правовому регулированию. Одна из особенностей заключается в приоритете правового регулирования над всеми способами воздействия на международные отношения, в том числе и торгово-экономические. При этом все более широкое признание и поддержку приобретает идея о необходимости соблюдения международно-правовых норм и принципов и в первую очередь приведения в соответствие с ними внутри-национального законодательства государств, как одного из главных условий обеспечения нового международного правопорядка(7, с.29-30). Естественно, что при этом под международно-правовыми нормами и принципами понимаются положения международного публичного права, регулирующие отношения суверенных государств. Современные межгосударственные, в том числе торгово-экономические отношения по своей природе весьма сложны и неоднородны, что связано с различными субъектами, в них участие принимающими. Кроме того, все участники межгосударственных отношений объединяются связями властного или невластного характера: отношения между государствами всегда межвластные, в то время как отношения между юридическими лицами (хозяйствующими субъектами) чаще всего носят невластный характер. При этом выделяются несколько групп (категорий) международно-правовых норм, среди которых, например:
  • нормы международного публичного права, созданные путем согласования воль (позиций) государств и межправительственных организаций, закрепляемые в международных договорах и обычаях,
  • нормы международного частного права, регулирующие международные отношения невластного характера физических и юридических лиц; особо среди этой категории отношений следует выделить гражданско-правовые сделки государств и международных организаций, и др(15, с.22-24).
Определение системной принадлежности международно-правовых норм имеет большое научное и практическое значение. Это также важно для выяснения природы данных норм, механизма их действия, степени влияния на общественные отношения, для международной практики государств, межправительственных организаций, участников международных экономических отношений. В настоящее время широкое применение в международных эконо-мических отношениях находят договорные методы их регулирования, хотя в национальных правовых системах современных государств основным является метод одностороннего волеизъявления правообразующих органов, что особенного характерно для новых суверенных стран. Однако для международного публичного права договорный метод по-прежнему остается приоритетным, что, однако, не исключает использования односторонних волеизъявлений субъектов международного права в нормо-творческом процессе (11, с.7). Основным содержанием правовой системы (17, с.166-169), определяющим ее как единство и целостность, как видно, является предмет правового регулирования и его источник. Из этого можно заключить, что в международных экономических отношениях системные связи в основном обеспечиваются с помощью договорного метода. Во-вторых, современные международные отношения, в том числе торгово-экономические регулируются большим количеством норм и принципов как международного публичного права, так и международного частного права, их отдельных отраслей и подотраслей, которые имеют определенные пределы применения. Не вдаваясь в углубленный анализ данных положений, следует отметить, что важнейшее отличие международного публичного права от международного частного права в том, что в первом случае – его субъектами являются главным образом суверенные государства, а во втором – это главным образом субъекты национальных систем права. Как видно, на систему разнообразных, современных межгосударственных отношений большое воздействие оказывает вопрос о соотношении международного публичного и международного частного права, принципы и нормы которых должны регулировать, в том числе, торгово-экономические отношения государств. Поэтому, говоря об особенностях международно-правового регулирования современных торгово-экономических отношений как существенного звена системы международных экономических отношений, можно утверждать, что на такие отношения распространяется сфера действий принципов и норм меж-дународного права как публичного, так и частного. Комплексный или совокупный подход к вопросам их международно-правового регулирования не исключает при этом возможности определенного взаимодействия с нацио-нальными правовыми системами, использования норм внутригосударственного законодательства(20, р.233-243). Такой подход, как представляется, позволяет взглянуть на современное международное право как на общечеловеческую ценность, призванную регулировать широкий диапазон межгосударственных отношений, относиться к нему как особой правовой системе, которая существует одновременно с системами национального права различных государств. Примечательно, что на каждом этапе развития межгосударственных отношений международное право отражает их особенности, является произ-водным от этих отношений во всем их разнообразии. Как надстроечная категория, международное право «возвышается» над экономическими, полити-ческими и другими международными отношениями и затем активно воздей-ствует на них, способствуя развитию одних и тормозя другие. Международные экономические отношения, составляющие предмет международного экономического права, разнообразны по своему характеру и содержанию поскольку включают в себя не только торговые отношения, но и производственные, валютно-финансовые, научно-технические и иные отноше-ния. Одним из решающих критериев, позволяющих разграничивать сферы применения норм и принципов различных отраслей современного права к торгово-экономической части международных отношений это их коммерциа-лизация в целях гармонизации и взаимной выгодности развития этих отно-шений, их большей упорядоченности. Как видно, торгово-коммерческие отношения составляют главное содер-жание внешнеэкономических связей государств, поскольку все иные отношения, в конечном счете, только касаются с ними или обслуживают их. Это значит, что торговые отношения как важнейший элемент (или область) международных экономических отношений подлежат соответствующему международно-право-вому регулированию с целью обеспечения охраны взаимных интересов государств в этих отношениях, их экономической безопасности и создания более демократического, справедливого нового экономического миропорядка(5, с.22-26). Список использованной литературы:
  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Изд-во «Марке-тинг». М., 1999.Баку. № 5, 2000.
  2. Аннан Кофи. Годовой доклад о работе Организации Объединенных Наций. Изд-во ООН. Нью-Йорк. 1997.
  3. Ахмедов Я. Азербайджан в международных финансовых просторах. Бакинский рабочий. 1995. 27 октября.
  4. Ашавский Б.М. Прогрессивное развитие принципов-международного экономического права в свете перестройки международных экономических отношений. Дипломатический вестник, год 1983. М., 1984.
  5. Бабаев И. Великий Шелковый путь и Азербайджан: вчера, сегодня, завтра. Сборник статей, посвященный международной конференции по развитию транспортного коридора Европа - Кавказ -Азия. Баку, 1998.
  6. Бакинская Декларация делегаций-участниц международной конференции по восстановлению исторического шелкового пути от 8 сентября 1998 года. Ба-кинский рабочий от 09.09.1998г.
  7. Богуславский М.М. Международное экономическое право. М., 1986.
  8. Богуславский М.М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М., 1996.
  9. Бор М.З. История мировой экономики. Изд-во «Дело и сервис». М., 1998.
  10. Велизаде И. Азербайджанская Республика: вчера и сегодня. Великий Шел-ковый путь. 1998. N-3. С.34-36.(97).
  11. Вельяминов Г.М. Основы международного экономического права. М., 1994.
  12. Венская конвенция о договорах международной продажи товаров. Коммен-тарий / Отв. ред. А.С. Комаров. М., 1994.
  13. Гаджиев Ш.Г. Азербайджан на пути к мировому сообществу: стратегия внешнеэкономического развития. Киев: Експресс-об'ява. 2000.
  14. Давыдов О.Д. Внешняя торговля: время перемен. Изд-во «Марко Медиа», М., 1996.
  15. Комаров А.С. Международная кодификация норм, относящихся к междуна-родным коммерческим договорам. Закон. № 12, 1995.
  16. Тынель А., Функ Я., Хвалей В. Курс международного торгового права. Минск, Амалфея, 2000.
  17. Томас В., Неш Дж. Внешнеторговая политика: опыт реформ. М., 1996.
  18. Beiser H.J. A new International economic order: its impact on the evolution on International law. UNITAR News. 1993. Vol.19. Flory T. GATT: Droit International et commerce mondial. P., Sorbonna, 1988.
  19. Mah J.-A. Reflections on the Trade Policy Review Mechanism in the World Trade Organization. – JWT 31, 1997.
  20. Timothy Shoy. Dependence to indedendence: Rewiew of Debate of the New International Economic order-alternatives. World Policy New Delhi, 1979. Vol 4.(233)
  21. Wilcox C.A. Charter for World trade. N.Y., 1999.

ТЕМА II ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Торговое право, его история уходят в глубь тысячеле­тий. Властные установления о торговле, правила купеческой деятельности встречаются почти во всех право­вых памятниках древности. Детальную разработку сделки купли-продажи, причем именно в русле товарно­го обращения, получают в римском праве.

Однако в его подлинном значении развитие торгово­го права связано со становлением капиталистических от­ношений.

В дореволюционной юридической литературе было принято различать три этапа в становлении и развитии торгового права. Эта периодизация содержится в ста­рых российских учебниках, встречается в трудах некото­рых западноевропейских коммерциалистов.

К настоящему времени эта классификация устарела. В современной литературе она уже не используется в связи с радикальными изменениями системы торговли. Однако в познавательном отношении это прежнее раз­граничение весьма поучительно.

Первый период обычно именуют итальянским. Он зна­менует зарождение европейского торгового права. В XI-XV вв. Италия была одним из наиболее экономически разви­тых регионов, являлась посредницей в торговых связях Средиземноморских стран. Это был наиболее мощный узел мировой торговли.

Именно в Италии получила развитие специальная торговая юрисдикция, сформировались морские обычаи. В 1494 г. в Италии была издана книга Луки Пачоли «Трактат о счетах и записях», которая положила начала бухгалтерскому учету. Это была знаменитая итальянс­кая бухгалтерия с воспринятыми во всем мире приема­ми и терминологией учет по методу баланса и отраже­ние операций путем двойной записи (дебет—кредит).

Второй периодфранцузский — связывают с пре­вращением Франции с XVI в. в одну из ведущих торго­вых держав. Во Франции резко возрастает численность и усиливается роль торгового сословия. Государствен­ная власть проявила дальновидность и последовательно оказывала покровительство развитию торговли. При этом власть исходила из двух стратегических целей — обога­щения казны и сплочения, консолидации государства вопреки сепаратистским действиям феодальной знати.

К этому периоду относятся первые опыты кодифика­ции торгового права. В 1673 г., с которого некоторые ученые и ведут начало собственно торгового права, при­нимается Торговый ордонанс. В 1807 г. издается наполе­оновский Торговый кодекс. Исследователи отмечают его огромное влияние на другие страны Европы. Торговый кодекс наряду с Гражданским кодексом 1804 г. получил непосредственное, прямое применение в Италии, Швей­царии, Бельгии, Голландии и других государствах. Это второй случай в мировой практике (после использования римского права в средневековых европейских госу­дарствах) прямого рецепирования иностранного закона.

Третий период именуют германским. Заметим, что в XVIII-XIX вв. крупнейшей торговой державой была Ве­ликобритания, на нее приходилась основная доля миро­вого товарооборота. Однако в силу особенностей право­вой системы ее вклад в развитие торгового права был незначителен.

Германский период характеризуется принятием в 1861 г. Всеобщего немецкого торгового кодекса. Кодекс устано­вил общие правила товарного обращения на территории страны. В этот период Германия представляла собой кон­гломерат из почти сотни разрозненных княжеств, гер­цогств, свободных городов. Все они настолько подозри­тельно или враждебно относились друг к другу, что даже отказались принять единый гражданский кодекс. А вот идея общего торгового кодекса прошла, поскольку такой акт не задевал ничьих суверенитета и амбиций.

Германский торговый кодекс сыграл поистине выда­ющуюся роль в развитии торгово-хозяйственных связей в стране, в формировании единого немецкого рынка. Он стал мощным инструментом консолидации страны. Пос­ледовавшее при О.Бисмарке политическое объединение государства было завершением состоявшегося под влия­нием Торгового кодекса экономического слияния.

Г.Ф.Шершеневич в своем учебнике отмечает любо­пытный факт, достойный нашего внимания. В 1896 г. уже в единой Германии был принят Гражданский кодекс. С его изданием необходимость в существовании отдельно­го Торгового кодекса ослабла. Однако с учетом того, ка­кую огромную роль Торговый кодекс 1861 г. сыграл в превращении страны в централизованное и мощное го­сударство, в 1897 г. было осуществлено его переиздание.

Под влиянием успеха законодательных шагов в Гер­мании, да и с учетом собственных потребностей, в конце прошлого века почти во всех европейских странах наря­ду с гражданскими были приняты самостоятельные тор­говые кодексы. В 1899 г. Япония приняла Торговый ко­декс, во многом позаимствовав германский опыт. Эти кодексы продолжают действовать с соответствующими изменениями и поныне.

Рассмотренная периодизация истории торгового пра­ва имеет в основном познавательное значение. В настоя­щее время гораздо более важно понимание основных процессов, происходивших в сфере товарного обраще­ния. Здесь актуально следующее.

На протяжении тысячелетий торговая деятельность последовательно развивалась и совершенствовалась, но это развитие носило эволюционный характер. Однако в 60-е годы XX в. в США, а затем — в Западной Европе произошло то, что нередко по праву называют торговой революцией. Известны культурная революция, научно-техническая, информационная — о них много написано. А вот свершившуюся торговую революцию наши эконо­мисты и управленцы оставили без внимания, хотя по значимости она была ничуть не меньше указанных. Она произошла в США, но ее результаты использовали дру­гие развитые государства, к сожалению, кроме России.

В чем выражалась эта революция? Во-первых, в рез­ком и постоянном увеличении объемов продаж. За пос­ледние 30 лет объемы мировой торговли возросли в 5 раз. Во-вторых, в изменении методов организации про­изводства и сбыта товаров. Производство стало бази­роваться на предварительном изучении потребностей в товаре, прогнозировании возможностей его продажи. Обязательным условием производства стали маркетинг, анализ спроса. В результате производство начало целиком определяться запросами покупателей. Была обеспе­чена строгая сбалансированность производства и про­даж. Изготавливается только то и в таком количестве, что реально может быть продано.

Указанные меры позволили устранить кризисы пере­производства. Рыночная экономика приобрела черты вы­сокой организованности, динамичности. Более того, наше планирование, которым мы гордились, к сожалению, не могло обеспечить столь высокого уровня сбалансирован­ности производства и потребления.

Еще один аспект торговой революции — структур­ная перестройка сбыта и снабжения. Появились мощ­ные посреднические звенья, занимающиеся продвижени­ем товара. Такие звенья включают в себя головную сбытовую фирму и зависимую от нее сеть дилеров-рас­пространителей. Сейчас в США существует более 100 ассоциаций — союзов оптовых фирм по сбыту различ­ных товаров. Многие предприятия-изготовители пере­дали функции сбыта своих товаров этим посредничес­ким звеньям, которые в силу специализации способны более эффективно вести торговую деятельность. Усили­ями посредников сейчас обеспечивается оперативное и равномерное продвижение товаров во все точки страны и за рубеж.

Тем самым торговая революция привела и к другим замечательным результатам. Появление оптовых посред­ников в качестве мощной самостоятельной силы позво­лило сломить диктат производителей над потребите­лями, который даже на Западе сохранялся до 60-х годов. Оптовые посредники, исходя из целей увеличения соб­ственной прибыли, обеспечили решающее влияние инте­ресов потребителей на развитие производства. Они до­бились непрерывного совершенствования товаров, улучшения качества, расширения ассортимента для удовлетворения запросов покупателей. Потребитель, т. е. все население, получил наибольший выигрыш от проис­шедшей торговой революции.

В народном хозяйстве СССР диктат производителя в беспрецедентных формах существовал все 70 лет, не ис­коренен он и в современной России.

Среди позитивных перемен в стране одна из главных — это издание Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ)*. Он предоставляет прежде небывалые возможности защиты прав гражданина против произво­дителей. Это позволяет человеку несколько «разогнуть спину», бороться с постоянными унижениями в сфере торговли и услуг.

* Собрание законодательства РФ. 1996. № 3 Ст. 140.

Торговая революция создала то, что называют новым качеством жизни людей на Западе. Эта категория вклю­чает в себя улучшение качества и структурного состава продуктов, потребляемых основной массой населения, а также увеличение объема свободного времени людей за счет ликвидации дефицитов и убыстрения торговых операций.

Торговая революция опиралась на мощное правовое обеспечение, сопровождалась бурным развитием торго­вого права. Это проявилось прежде всего в уточнении изданных много десятилетий назад торговых кодексов, во внесении в них изменений в соответствии с совре­менными требованиями торгового оборота. Наблюдает­ся также важный процесс унификации национального торгового законодательства. Так, странами Европейского союза в 1994 г. принят в качестве модельного Общеевро­пейский кодекс частного права. Его первая часть, называемая «Принципы европейского договорного права», фак­тически является торговым кодексом ЕС.

В качестве второго важного показателя развития тор­гового права надо отметить законодательные меры в государствах общей системы права. Например, в США в 60-е годы был принят Единообразный торговый ко­декс, по своей сути являющийся модельным кодексом. На его основе почти в каждом штате изданы свои тор­говые кодексы. Единообразный торговый кодекс США регулярно дополняется и уточняется, что свидетельству­ет о его значимости и актуальности.

В Англии на рубеже 70—80-х годов принимается ряд законов торгового права. Таковы Закон о справедливой торговле 1973 г., Закон о недобросовестных договорных условиях 1977 г., Закон о купле-продаже 1979 г., два за­кона об исковой давности 1980 г., Закон о передаче иму­щества 1982 г. и др. Издание названных законов в США и Англии знаменует слом так называемой общей систе­мы права, причем необратимый. Вместо прецедентной она становится нормативно-прецедентной.

Третий значимый аспект правового обеспечения тор­говой революции — заключение большого числа международных соглашений по различным вопросам торговой деятельности. Ряд соглашений принят в качестве конвенций ООН. Так, первоочередное значение имеет Конвенция ООН о договорах международной купли-про­дажи (Вена, 1980 г.). По правилам Венской конвенции заключаются все внешнеторговые сделки, если только они не подпадают под другие соглашения. Большое чис­ло соглашений подготовлено комиссиями и организа­циями под эгидой ООН. Таковы прежде всего ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию; ЮНСИТРАЛ — Комиссия ООН по праву международ­ной торговли.

Международные соглашения унифицируют порядок применения цен и тарифов, стандартизации и сертифи­кации товаров, закрепляют общие правила перевозок грузов. В результате товарное обращение в разных стра­нах осуществляется по все более взаимосогласованным правилам.

Увеличение числа международных актов по торгово­му праву дало повод юристам выделить внутри между­народного частного права в качестве основного раздел «Международное торговое право». С таким предложе­нием можно не соглашаться, но нельзя не видеть его при­чин.

Резко активизировалась в последние десятилетия де­ятельность Международной торговой палаты и других авторитетных общественных организаций по обобщению обычаев торгового оборота и их документированию в своих изданиях. Они касаются определения условий до­говоров, порядка расчетов и других вопросов. Таковы, например, Инкотермс, типовые дистрибьюторские и аген­тские соглашения, правила об аккредитивах, чеках, ин­кассо и др.

Еще один аспект развития торгового права — заклю­чение региональных соглашений. Здесь необходимо назвать Римский договор 1957 г. об учреждении Евро­пейского экономического сообщества. Договор преду­смотрел создание «Общего рынка» стран-участниц, сня­тие количественных ограничений на ввоз и вывоз товаров, отмену таможенных сборов. Становление «Общего рын­ка» проходило в несколько этапов. Подписание в 1991 г. Маастрихского договора о создании Европейского сою­за повлекло закрепление «единого внутреннего рынка» стран-участниц, признание приоритета «европейского права» над соответствующими нормами национального права. Огромное количество директив и рекомендаций руководящих органов ЕС является нормативной базой для стран Сообщества.

Итак, можно говорить с уверенностью о чрезвычайно активном, «взрывном» развитии торгового права в пос­ледние десятилетия. Оно было обусловлено потребнос­тями развития мирового товарного рынка.

Прежде чем рассматривать историю, современное со стояние и перспективы развития торгового права в Рос­сии, необходимо затронуть один вопрос. Речь идет о со­держании торговых кодексов, действующих в других странах. Основная их цель и предмет — регулирование торгового оборота, т.е. установление правил коммерчес­кой деятельности.

Вместе с тем приходится отмечать такое явление, ко­торое можно назвать эклектикой кодексов. Оно выража­ется в том, что ни в одном кодексе не обеспечивается предметное единство, не соблюдается чистота очерчива­ния своего предмета. Помимо собственно коммерческой деятельности кодексы регулируют также иные вопросы, не относящиеся напрямую к продвижению товаров, даже вообще никак не касающиеся торговли.

Так, Торговый кодекс Франции содержит разделы о несостоятельности организаций, причем не только торговых, включает нормы о торговых судах. Торговый кодекс Португалии помимо торговых сделок регулирует обязательства займа, страхования, перевозки. Германское торговое уложение наряду с торговлей регулирует перевозки грузов и пассажиров, экспедиционную деятель­ность. В Единообразном торговом кодексе США значи­тельное место уделено обращению ценных бумаг, регулированию банковских операций, договору аренды.

Итак, в каждом торговом кодексе содержатся нормы о торговом обороте, образующие ядро этого акта, и еще добавочные положения, косвенно касающиеся торговли. Важно понимать реальное соотношение подобных допол­нительных частей и собственно торгового права.

Определяя сферу действия торгового законодатель­ства, мы должны принять очевидное и неоспоримое по­ложение, что торговое законодательство должно регули­ровать торговлю и те операции, которые непосредственно ее обслуживают.

Чем же объяснить в таком случае, что торговые ко­дексы содержат отчасти нормы не о торговле. Для от­вета на этот вопрос следует обратить внимание на тот важный факт, что в кодексах разных стран «неторговые разделы» являются совершенно различными. Именно здесь, в этом несовпадении, удается отыскать корни рас­сматриваемого феномена.

Причина весьма прозаична. Дело в том, что законода­тели — и это общая практика — стремятся использо­вать издание торгового закона для попутного решения в нем вопросов, порой совершенно не относящихся к тор­говой деятельности, но актуальных в данный момент. Для законодателя не имеет значения строгое проведение в актах отраслевых разграничении. Это совершенно обыч­ное дело, когда законодательные акты издаются как сбор­ные, включают в себя нормы, относящиеся к разным от­раслям права. Данное обстоятельство, однако, не должно служить основанием для размывания предмета, наруше­ния отраслевого единства и содержательной целостнос­ти торгового права.

Торговое законодательство России. В нашей стране отдельного торгового кодекса не было никогда. Вопросы торгового оборота регулировались различными законо­дательными актами. Достаточно детально отдельные ас­пекты торговых отношений были разработаны в Собор­ном уложении 1649 г. — выдающемся правовом памятнике средневековья. В 1653 г. был принят Торговый устав, установивший, в частности, единую торговую пошли­ну с продаж. В 1667 г. издается Новоторговый устав, ре­гулировавший также внешний торговый оборот. Прини­мались другие законодательные акты о торговле.

Однако развитие товарного производства в России сдерживалось существованием крепостничества, что про­явилось и в отставании торгового права. Важными ша­гами по формированию торгового законодательства ста­ло принятие Торгового устава, составленного в 1887 г. путем соединения различных актов и получившего но­вую редакцию в 1903 г., а также Устава торгового судо­производства 1903 г.

Торговый устав состоял из трех книг, которые после­довательно дополнялись по годам. В первой книге регулировалась деятельность торговых обществ и товари­ществ. Во второй книге содержалось русское морское право, причем в детально разработанном виде — 560 ста­тей. Третья книга включала административные установ­ления: об измерительных приборах, о содержании тор­говых помещений и складов, о ведении купеческих книг, о порядке торговли отдельными товарами.

Устав торгового судопроизводства определял порядок организации и деятельности коммерческих судов. Пер­вые такие суды были образованы в 1832 г. при Николае I в Одессе и Архангельске. К концу XIX в. они имелись почти во всех губернских центрах, что и потребовало издания устава. Коммерческие суды решали все споры по торговому обороту, по биржевым операциям, споры между участниками торговых товариществ. Оба устава утратили силу после революции 1917 г.

В первые советские годы всплеск внимания к торго­вому праву был связан с нэпом. Надо упомянуть, что по постановлению СНК РСФСР велась работа по составле­нию проекта Торгового свода. Его предполагалось издать в качестве одной из частей ГК РСФСР. Комиссией под эгидой ВСНХ был составлен проект Торгового свода СССР. Он обсуждался ряд лет. Но после отказа от нэпа все работы над Торговым сводом были прекращены.

В современной России торговое право вновь начало развиваться. В последний период оформляется его от­раслевая специализация. Эта специализация закреплена, она постепенно проводится в законопроектной работе. Так, указом Президента РФ от 16.12.93 № 2171 утверж­ден Общеправовой классификатор отраслей законода­тельства. Этот классификатор обновлен, новая редакция (06.01.97) официально опубликована*. В классификато­ре наряду с гражданским выделено законодательство о торговле Раздел торгового законодательства разбит на ряд подразделов, которые обозначены в самом общем виде и крайне нечетко.

* Собрание законодательства РФ. 1997. №1. Ст. 119.

С учетом сказанного можно определить соотношение торгового и гражданского законодательства, торгового и гражданского права. Как уже говорилось, торговый оборот — один из участков имущественных отношений, в основном регулируемых гражданским законом. Поэто­му торговое законодательство образует специальную часть, отдел гражданского законодательства. Итак, торговое законодательство — это относительно обособленная от гражданского законодательства совокупность правовых норм, регулирующих торговую деятельность.

Отсюда для нас проистекают два важных следствия:

1. Поскольку торговое право решает отдельные, спе­циальные вопросы имущественных отношений, являясь частью гражданского права, было бы совершенно неправильно говорить о дуализме, двойственности граж­данского и торгового права.

2. Торговое законодательство должно пониматься как специальная часть гражданского законодательства, а тор­говое право — как подотрасль гражданского законода­тельства, подобно жилищному или транспортному, кото­рые регулируются специальными кодексами, но никакого дуализма с гражданским кодексом не создают.

Общие положения гражданского законодательства распространяются на отношения торгового оборота. Та­ковы правила о юридических лицах, праве собственнос­ти, способах защиты, ответственности и др. Нет необхо­димости повторять их в торговом законодательстве, чтобы не создавать удвоение в регулировании.

Торговое законодательство разрабатывается для зак­репления специфики торговой деятельности, отражения ее особенностей. В случаях когда какой-то вопрос в тор­говом законе урегулирован иначе, чем в гражданском, то к торговле применяются нормы торгового законодатель­ства.

Важно понимать не только взаимоположение, но и вза­имовлияние торгового и гражданского права. Гражданс­кое право своим происхождением и развитием обязано в первую очередь торговле. Потребности регулирования то­варных рыночных отношений оказывают определяющее влияние на развитие гражданского права, основных его институтов. К. Маркс характеризовал римское частное пра­во как отличающееся «непревзойденной по точности раз­работкой всех существенных правовых отношений про­стых товаровладельцев»*. По выражению известного английского ученого-юриста В. Ансона, «договорное право является детищем торговли». Это означает, что главное ре­гулирующее средство гражданского права — договор — возникло и сформировалось под воздействием потребно­стей торгового оборота.

* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 41. С. 311.

Различными являются скорости развития собствен­но гражданского законодательства и такой его значимой части, как торговое законодательство. Торговое законода­тельство всегда действовало в качестве лидера граждан­ского, причем с развитием мировой торговли эта лидирую­щая роль возрастает. «Сильнейшее влияние» торгового права на гражданское, усиливающаяся «коммерциализа­ция» последнего подчеркивается даже в учебной литера­туре.

За счет каких факторов создается неравномерность развития торговой и других частей гражданского зако­нодательства? Она возникает в результате более высо­кой динамики развития торговли внутри имуществен­ного оборота в целом. Торговля требует непрерывного расширения рынка и увеличения продаж. Поэтому она всегда стремится к движению вперед, постоянному изме­нению регулирующих ее правил.

Понимание этих обстоятельств очень важно для пра­вильного решения вопроса о кодификации торгового за­конодательства. Издавать ли отдельный торговый кодекс или урегулировать вопросы торгового права внутри Гражданского кодекса — это вопрос законодательной техники. Однако разная интенсивность развития требует более частых изменений норм по вопросам торговли, тог­да как общий консерватизм гражданского законодатель­ства и сложность изменений Гражданского кодекса за­трудняют это. Кроме того, в силу ограниченности объемов гражданские кодексы не позволяют с необходи­мой полнотой и детальностью урегулировать торговую деятельность. Все это негативно сказывается на практи­ке торговых отношений.

Анализ российского законодательства о торговой дея­тельности свидетельствует о его ненормальном состоя­нии. Во многом не закончено формирование самой зако­нодательной основы товарного обращения. Имеющиеся нормативные акты носят разрозненный характер, содер­жат противоречия. Отсутствует единая направленность нормативных установлении, четкая и обоснованная сис­тема регулирования рыночных отношений. Недостаточ­ность законодательной базы влечет массовое издание ве­домственных актов.

Настоятельно необходимо разработать унифициро­ванный закон — Торговый кодекс России. Каким должен быть Торговый кодекс в нынешней ситуации? Очевидно, что он не может просто копировать законодательство западных стран. Исходя из конкретной экономической и правовой ситуации в стране Торговый кодекс должен служить формированию российского товарного рынка, созданию его структуры, налаживанию торгово-хозяйственных связей и их развитию.

В настоящее время подготовлена примерная концеп­ция и структура Торгового кодекса России. В качестве одного из разделов гражданского законодательства Ко­декс не может строиться по пандектному принципу, т. е. не может делиться на общую и специальную части. В нем намечается выделить три части.

Как они могут выглядеть? В первой части предпола­гается закрепить специфику участников торгового обо­рота. Прежде всего определить порядок образования, осо­бенности построения и имущественного положения специальных субъектов торговли: посреднических фирм, сбытовых сетей, товарных бирж, оптовых ярмарок и др. Подчеркнем, что речь идет о регулировании особеннос­тей, а совсем не о повторении норм ГК РФ о видах юри­дических лиц.

Во второй части предполагается урегулировать осо­бенности заключения и исполнения договоров торгово­го оборота. Анализ показывает, что можно безболезненно изъять из ГК РФ и сконцентрировать в Торговом кодексе нормы о договорах, в которых никогда не уча­ствуют граждане, а только организации. Это договоры оптовой купли-продажи, поставки, закупок для государ­ственных нужд, контрактации. Названные договоры фор­мируют содержание торгового оборота и сами состав­ляют обязательственное ядро Торгового кодекса. Перенос их из Гражданского в Торговый кодекс позволил бы го­раздо полнее и четче урегулировать эти обязательства.

Здесь же должны найти регулирование ряд важных видов договоров, которые сейчас не упоминаются в ГК РФ, хотя играют значимую роль в организации рыноч­ных отношений. Таковы, прежде всего, договоры на про­ведение маркетинговых исследований, на оказание рекламно-распространительских услуг, на предоставление коммерческой информации, на исключительную продажу товаров, дистрибьюторские контракты и другие.

В третьей части намечается урегулировать основные послеторговые отношения, которые пока вообще не рег­ламентируются законом, что создает серьезные затруд­нения. Речь идет о порядке приемки товаров по количе­ству, об экспертизе качества, о возврате многооборотной тары и о других важных вопросах.

Пока трудно сказать, удастся ли и в какой степени удастся реализовать эти идеи. Чтобы преодолеть нынеш­ний кризис, надо наладить устойчивые торгово-хозяйственные связи между отечественными производителями и потребителями. Это невозможно без разработки вслед за Гражданским, которого явно недостаточно, так­же и Торгового кодекса. Опыт передовых держав убеж­дает в этом Отставание России коренится в отсутствии развитого товарного рынка, а этот рынок невозможно создать без правовой и иной поддержки государства, без установления четких законодательных правил.

ВЫДЕЛЕНИЕ ТОРГОВОГО ПРАВА 2 ОСНОВНЫЕ КОДИФИКАЦИИ ТОРГОВОГО ПРАВА 2 ЭТАПЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО ПРАВА 5 ТОРГОВОЕ ПРАВО В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ 8 ИЗУЧЕНИЕ ТОРГОВОГО ПРАВА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ 13 СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ТОРГОВОГО ПРАВА 15 ВЫДЕЛЕНИЕ

ТОРГОВОГО ПРАВА Обособление торгового права началось с эпохи средних веков. Это было сословное право, право купечества, распространявшееся на торговые отношения, участниками которого были члены купеческого сословия. В этих отношениях использовалось обычное от слова обычай право. Особенно большое значение сборники обычаев имели в морской торговле например, о правилах перевозки транспортных грузов, погрузкиразгрузки, морских рисков.

Затем торговое право стало терять сословный характер. В настоящий момент торговое право является самостоятельной отраслью права и существует отдельно от гражданского права. ОСНОВНЫЕ КОДИФИКАЦИИ ТОРГОВОГО ПРАВА Формирование буржуазного права не повлекло за собой отказа от всех юридических традиций, сложившихся в средние века. Одной из них явилось существование до известной степени обособленного купечес


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: