Таблица Вклад учёных-методистов в развитие методики преподавания литературы

Учёный-методист. ФИО., годы жизни Основные научные труды Основные методические идеи
1.Фёдор Иванович Буслаев     1818 -1897 О преподавании отечественного языка (1884) -определил место методики в ряду педагогических и филологических наук как новой области знаний; - дал отличие между понятиями "метод" и "приём" в методике; - отстаивал филологический анализ текста.
    2.Василий Иванович Водовозов  1825-1886       Книга для первоначального чтения" (№20 издание, Санкт-Петербург, 1896); "Книга для учителей" (№5 издание, 1879); "Русские сказки в стихах" (1883); "Рассказы и стихотворения для детей" (№3 издание, 1904); "Словесность в образцах и разборах" (№6 издание, 1905); "Новая русская литература" (№7 издание, 1908); "Переводы в стихах и оригинальные стихотворения" (1888); "Рассказы из русской истории" (выпуск 1, издание №13), выпуск 2, издание №11, 1911); "Очерки из русской истории XVIII в." (№3 издание, 1904).   - разработал систему упражнений и аналитических бесед,последовательно охватывавших все этапы начального обучения.   - составил программу преподавания отечественной словесности,предусматривавшую последовательный переход от формирования представлений о частях речи в процессе наглядного обучения (2 класс.)
3.Владимир Яковлевич Стоюнин 1826-1888     «О преподавании русской литературы» (1864) -рассматривал труд ребенка в процессе изучения словесности как важнейшее средство его духовно-нравственного формирования. - развитие мышления и трудовых навыков учащихся, эстетического вкуса, - овладение приемами научного анализа.
4.Виктор Петрович Острогорский 1840-1902   Беседы о преподавании словесности. СПб., 1885. Выразительное чтение. Пособие для учащих и учащихся. СПб., 1885. Двадцать биографий образцовых русских писателей. Для чтения юношества. СПб., 1890. (Всего 18 изд.) Из истории моего учительства. Как я сделался учителем. (1851-1864 гг.). СПб., 1895. Николай Васильевич Гоголь. Литературно-биографический очерк. Вятка, 1902. Критические разборы сочинений Д.В. Григоровича // Григорович Д.В. Полное собрание сочинений. Т. 5. Пг., 1915. С. VII-XIII.   - рассматривал образование и воспитание как единый процесс, -уделялэтико-эстетическому воспитанию,видя в нем могущественный фактор гражданского воспитания; - средствами эстетического воспитания, в число которых наряду с литературой и искусством включал и воздействие природы, окружающей среды, взаимоотношений между людьми, призывал воспитывать у детей стремление к добру и правде, к служению своему народу; - выделяя роль семьив раннем эстетическом развитии ребенка, считал, что главной заботой родителей должна стать высокая духовность семейной атмосферы, нравственная связь между членами семьи; - основную роль в семейном воспитании отводил матери и в связи с этим особое внимание обращал на необходимость разностороннего образования и эстетической подготовки женщин. Первым в России разработалметодику организации эмоционально-образного восприятия литературы.
5.Цезарь Павлович Балталон 1855-1913   «Хрестоматическая система и новые методы» (1912) «Пособие для литературных бесед и письменных упражнений» (1891) «Воспитательное чтение» (1908) - идею воспитательного чтения, отмечая три основные особенности последнего: занимательность содержания, цельность впечатления и возбуждение посильной работы.    
6.Иннокентий Федорович Анненский 1855-1909   Образовательное значение родного языка (1890) - изучение художественного произведения в школе, прежде всего как явления искусства, эстетически воздействующего на ученика-читателя - в поисках приемов работы над текстом исходить из словесно-образной и эстетической природы литературы.
7.Мария Александровна Рыбникова 1885-1942 «Изучение родного языка» (1921)   «Работа словесника в школе» (1922) «Русская литература в вопросах, темах и заданиях» (1927) и «Современная и классическая литература в школе» (1927) «Язык и литература в системе политехнического воспитания» (1930) «Очерки по методике литературного чтения (1941) - предлагает систему стилистичиских упражнений;  - предлагает отказаться от учебников заменив их вопросниками, содержащими задания для самостоятельных наблюдений учащихся над текстом произведения;    - рекомендует анализ языковой техники великих мастеров слова; - выделяет три основных фактора, определяющих содержание литературы как научной дисциплины.
8.Василий Васильевич Голубков   1880-1968  «Новый путь изучения художественных произведений и составления письменных работ» (1909) «Преподавание литературы в дореволюционной средней школе»(1946) «Мастерство устной речи» (1960) «Методика преподавания литературы» (1938). - создает классификацию, в основе которой лежит процесс совместной деятельности учителя и ученика - разрабатывает целую систему методики проведения письменных работ
9.Николай Иванович Кудряшев   1904-1981 «Об изучении языка художественных произведений в 5-7 классах»   «О некоторых актуальных задачах методики литературы» (1948), «О состоянии и задачах методики литературы» (1956), «Методика литературы как научная дисциплина» (1959) «Теоретические основы методики литературы» (1971). -много внимания уделял вопросам эстетического воспитания учащихся на уроках литературы, изучению литературных произведений с учетом их родовой специфики - активно участвовал в разработке школьных программ и подготовке пособий, адресованных учителям-словесникам -выделил и характеризовал четыре основных методов обучения литературе (метод  творческого чтения.
     
     
     

 

10.Тереза Георгиевна Браже 2019г Целостное изучение эпического произведение (1964 -поставила вопрос об изучении литературы в вечерней школе, обосновала систему работы в 9 классе вечерней школы, раскрыла содержание, методы и приёмы обучения, трудности в восприятии учащимися творчества писателя, пути их преодоления.
11. Зинаида Яковлевна Рез 1921–2009   «Изучение лирических произведений в школе» (Л., 1968)  «Методика преподавания литературы» (М., 1977, 1985). -разработала систему теоретико-литературных знаний при изучении лирики в 5–10 классах, которая позволяет дать теоретический материал с учётом усложнении -создала методическую систему, которая стала основой для дальнейших разработок в методике изучения лирического произведения с учётом его родовой специфики
12.Наталья Дмитриевна Молдавская 1916–1978   «Воспитание читателя-школьника» (1968), «Самостоятельная работа учащихся над языком художественного произведения» (1964), «Литературное развитие школьника» (1976) -продолжила развитие психологического направления в методике преподавания литературы, занимаясь теоретическими проблемами – исследованием уровней литературного развития школьников
13.Владимир Георгиевич Маранцман 1932–2007     «Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников» (1974),   - выделяет четыре сферы читательского восприятия; сила эмоциональной реакции, освоение содержания и смысла произведения, степень внимания к художественной форме, активность работы воображения -разграничивал приемы школьного и литературоведческого анализа произведений. -занимался разработкой проблемного изучения литературного произведения,
14.Марк Григорьевич Качурин 1923-2006   «Системность литературного образования в школе» (1976) «Поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души" в школьном изучении» (совместно с А.М. Докусовым, 1982), «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы» (1988), «Петербург в русской литературе» (1994), «Библия в русской литературе вечный дом": Личность и творчество Михаила Булгакова» (2000, совместно с М.А. Шнеерсон).   -учебное исследование как метод будет положено М.Г. Качуриным в основу его концепции изучения теории литературы в школе -считал, что вместе с эстетической восприимчивостью, литература как учебный предмет должна развивать интерес ребенка к самостоятельному научному поиску, пробуждать в нем исследовательские наклонности -
     
     

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: