Банк осуществляет контроль за выполнением условий кредитного договора, главная цель которого — обеспечить регулярную уплату очередных взносов в погашение ссуды и процентов подолгу. Разумеется, по каждой ссуде существует риск непогашения из-за непредвиденного развития событий. Банк может проводить политику выдачи кредитов только абсолютно надежным заемщикам, но тогда он упустит много прибыльных возможностей. В то же время, если возникнут трудности с погашением кредита, это обойдется банку очень дорого. Поэтому разумная кредитная политика направлена на обеспечение баланса между осторожностью и максимальным использованием всех потенциальных возможностей доходного размещения ресурсов.
Трудности с погашением ссуд чаше всего возникают не случайно и не сразу. Это процесс, который развивается в течение определенного времени. Опытный работник банка может еще на ранней стадии заметить признаки зарождающегося процесса финансовых трудностей, испытываемых клиентом, и принять меры к исправлению ситуации и защите интересов банка. Эти меры следует принять как можно раньше, прежде чем ситуация выйдет из-под контроля и потери станут необратимыми. При этом следует учесть, что убытки банка не ограничиваются лишь неуплатой долга и процентов. Ущерб, нанесенный банку, значительно больше, и он может быть связан с другими обстоятельствами:
|
|
§ подрывается репутация банка, так как большое число просроченных и непогашенных кредитов приведет к падению доверия вкладчиков, инвесторов;
§ увеличиваются административные расходы, поскольку проблемные ссуды требуют особого внимания кредитного персонала;
§ повышается угроза ухода квалифицированных кадров из-за снижения возможностей их стимулирования в условиях падения прибыльности операций;
§ средства могут быть заморожены в непродуктивных активах;
§ возникает опасность встречного иска должника к банку, который может доказать, что требование банка об отзыве ссуды привело его на грань банкротства.
Основные причины возникновения трудностей с погашением ссуд могут быть как по вине банка, так и заемщика. Рассмотрим некоторые из них.
Ошибки, допущенные персоналом банка при рассмотрении кредитной заявки, разработке условий соглашения и последующем контроле. Наиболее часто встречаются следующие нарушения:
§ недостаточно строгое отношение к заемщику;
§ непрофессионально проведенный финансовый анализ;
§ плохое структурирование ссуды как следствие недостаточного знакомства кредитного работника с потребностями предприятия, спецификой отрасли;
§ недостаточное обеспечение ссуды;
|
|
§ ошибки в документальном оформлении ссуды;
§ плохой контроль над заемщиком в период погашения ссуды.
§ Неэффективная работа компании, получившей ссуду:
§ слабое руководство;
§ ухудшение качества продукции и вытеснение ее с рынка;
§ неэффективный маркетинг из-за отсутствия плана рекламной кампании, ошибок в оценке будущих рынков;
§ слабый контроль за финансами компании.
Кроме того, важную роль могут сыграть факторы, которые не находятся под контролем банка: ухудшение экономической конъюнктуры. изменение законодательства, технологические прорывы.
Как уже говорилось, трудности с погашением кредитов редко возникают внезапно. Как правило, имеются многочисленные тревожные сигналы, позволяющие заподозрить, что финансовое положение заемщика ухудшается и что выданный ему кредит может быть не погашен в срок или вообще превратится в безнадежный долг.
Эти тревожные сигналы обнаруживаются путем анализа финансовых отчетов; личных контактов с должником; сообщений третьих лиц; сведений из других отделов банка.
В период действия кредита заемщик обязан представлять банку балансы, отчеты о прибылях и убытках, отчеты о поступлении наличности и другие материалы. Их тщательный анализ и сопоставление с прошлыми отчетами может указать на возникающую опасность. Банк должен обратить внимание на:
§ непредставление финансовых отчетов в установленные сроки;
§ резкое увеличение дебиторской задолженности;
§ замедление оборачиваемости оборотных средств;
§ снижение коэффициентов ликвидности;
§ снижение объема продаж;
§ рост просроченных долгов;
§ неуплату налогов и платежей во внебюджетные фонды;
§ частые просьбы по изменению срока гашения ссуды;
§ наличие тенденции к снижению прибыльности предприятия и т.д.
Для банка важно постоянно поддерживать персональные контакты с клиентом: посещать компанию и ее филиалы, встречаться с руководящими кадрами, что позволяет выявить наличие неустановленного оборудования, незанятого персонала, избыточных запасов. Банковских работников должны насторожить такие факты, как:
§ изменение поведения или привычек высшего руководящего состава;
§ резкое изменение отношений с банком, нежелание сотрудничать;
§ замена ключевых сотрудников;
§ плохое составление финансовых отчетов;
§ установление нереалистичных цен на продукцию;
§ создание спекулятивных запасов.
Банк может насторожить изменение взаимоотношений заемщика с другими деловыми партнерами, что выражается в получении:
§ запросов о кредитоспособности заемщика в связи с его просьбами о предоставлении льгот в оплате товаров;
§ запросов о компании со стороны новых ее кредиторов;
§ извещений страховой компании об аннулировании страховки из-за неуплаты страховых премий.
Наконец, другие отделы банка могут сообщить важные сведения о значительном сокращении остатков на банковском счете клиента.
При выявлении неблагополучной (проблемной) ссуды необходимо немедленно принять меры для обеспечения погашения кредита. Наилучший вариант — разработка совместно с заемщиком плана мероприятий для восстановления стабильности компании, который может включать: продажу активов; сокращение накладных расходов; изменение маркетинговой стратегии; смену руководства и назначение новых лиц на ключевые посты.
Если намеченная программа проходит успешно, то ссуда достаточно быстро погашается.
Если ситуация осложняется, то могут быть следующие варианты:
§ ссуду удастся вернуть после продажи залога;
§ погашению ссуды предшествует решение суда о банкротстве и реализации активов заемщика;
§ если банком не были приняты меры своевременно, он несет убытки.
При продаже залога следует прежде всего проверить все документы и установить безусловное право банка на распоряжение залогом. При этом выясняются возможности реализации залога с целью покрытия всех издержек банка, связанных с данным кредитом.
|
|
В случае объявления заемщика банкротом банк должен действовать без промедлений, поскольку при необходимости платить ГНИ, внебюджетным фондам, страховой компании он окажется в длинной очереди кредиторов, требующих возмещения долга. В этом случае гарантии возвращения средств нет.