Работа банка с проблемными ссудами

Банк осуществляет контроль за выполнением условий кредитного договора, главная цель которого — обеспечить регулярную уплату очередных взносов в погашение ссуды и процентов подолгу. Разумеется, по каждой ссуде существует риск непогашения из-за непредвиденного развития событий. Банк может проводить политику выдачи кредитов только абсолютно надежным заемщикам, но тогда он упустит много прибыльных возможностей. В то же время, если возникнут трудности с погашением кредита, это обойдется банку очень дорого. Поэтому разумная кредитная политика направлена на обеспечение баланса между осторожностью и максимальным использованием всех потенциальных возможностей доходного размещения ресурсов.

Трудности с погашением ссуд чаше всего возникают не случайно и не сразу. Это процесс, который развивается в течение определенного времени. Опытный работник банка может еще на ранней стадии заметить признаки зарождающегося процесса финансовых трудностей, испытываемых клиентом, и принять меры к исправлению ситуации и защите интересов банка. Эти меры следует принять как можно раньше, прежде чем ситуация выйдет из-под контроля и потери станут необратимыми. При этом следует учесть, что убытки банка не ограничиваются лишь неуплатой долга и процентов. Ущерб, нанесенный банку, значительно больше, и он может быть связан с другими обстоятельствами:

§ подрывается репутация банка, так как большое число просроченных и непогашенных кредитов приведет к падению доверия вкладчиков, инвесторов;

§ увеличиваются административные расходы, поскольку проблемные ссуды требуют особого внимания кредитного персонала;

§ повышается угроза ухода квалифицированных кадров из-за снижения возможностей их стимулирования в условиях падения прибыльности операций;

§ средства могут быть заморожены в непродуктивных активах;

§ возникает опасность встречного иска должника к банку, который может доказать, что требование банка об отзыве ссуды привело его на грань банкротства.

Основные причины возникновения трудностей с погашением ссуд могут быть как по вине банка, так и заемщика. Рассмотрим некоторые из них.

Ошибки, допущенные персоналом банка при рассмотрении кредитной заявки, разработке условий соглашения и последующем контроле. Наиболее часто встречаются следующие нарушения:

§ недостаточно строгое отношение к заемщику;

§ непрофессионально проведенный финансовый анализ;

§ плохое структурирование ссуды как следствие недостаточного знакомства кредитного работника с потребностями предприятия, спецификой отрасли;

§ недостаточное обеспечение ссуды;

§ ошибки в документальном оформлении ссуды;

§ плохой контроль над заемщиком в период погашения ссуды.

§ Неэффективная работа компании, получившей ссуду:

§ слабое руководство;

§ ухудшение качества продукции и вытеснение ее с рынка;

§ неэффективный маркетинг из-за отсутствия плана рекламной кампании, ошибок в оценке будущих рынков;

§ слабый контроль за финансами компании.

Кроме того, важную роль могут сыграть факторы, которые не находятся под контролем банка: ухудшение экономической конъюнктуры. изменение законодательства, технологические прорывы.

Как уже говорилось, трудности с погашением кредитов редко возникают внезапно. Как правило, имеются многочисленные тревожные сигналы, позволяющие заподозрить, что финансовое положение заемщика ухудшается и что выданный ему кредит может быть не погашен в срок или вообще превратится в безнадежный долг.

Эти тревожные сигналы обнаруживаются путем анализа финансовых отчетов; личных контактов с должником; сообщений третьих лиц; сведений из других отделов банка.

В период действия кредита заемщик обязан представлять банку балансы, отчеты о прибылях и убытках, отчеты о поступлении наличности и другие материалы. Их тщательный анализ и сопоставление с прошлыми отчетами может указать на возникающую опасность. Банк должен обратить внимание на:

§ непредставление финансовых отчетов в установленные сроки;

§ резкое увеличение дебиторской задолженности;

§ замедление оборачиваемости оборотных средств;

§ снижение коэффициентов ликвидности;

§ снижение объема продаж;

§ рост просроченных долгов;

§ неуплату налогов и платежей во внебюджетные фонды;

§ частые просьбы по изменению срока гашения ссуды;

§ наличие тенденции к снижению прибыльности предприятия и т.д.

Для банка важно постоянно поддерживать персональные контакты с клиентом: посещать компанию и ее филиалы, встречаться с руководящими кадрами, что позволяет выявить наличие неустановленного оборудования, незанятого персонала, избыточных запасов. Банковских работников должны насторожить такие факты, как:

§ изменение поведения или привычек высшего руководящего состава;

§ резкое изменение отношений с банком, нежелание сотрудничать;

§ замена ключевых сотрудников;

§ плохое составление финансовых отчетов;

§ установление нереалистичных цен на продукцию;

§ создание спекулятивных запасов.

Банк может насторожить изменение взаимоотношений заемщика с другими деловыми партнерами, что выражается в получении:

§ запросов о кредитоспособности заемщика в связи с его просьбами о предоставлении льгот в оплате товаров;

§ запросов о компании со стороны новых ее кредиторов;

§ извещений страховой компании об аннулировании страховки из-за неуплаты страховых премий.

Наконец, другие отделы банка могут сообщить важные сведения о значительном сокращении остатков на банковском счете клиента.

При выявлении неблагополучной (проблемной) ссуды необходимо немедленно принять меры для обеспечения погашения кредита. Наилучший вариант — разработка совместно с заемщиком плана мероприятий для восстановления стабильности компании, который может включать: продажу активов; сокращение накладных расходов; изменение маркетинговой стратегии; смену руководства и назначение новых лиц на ключевые посты.

Если намеченная программа проходит успешно, то ссуда достаточно быстро погашается.

Если ситуация осложняется, то могут быть следующие варианты:

§ ссуду удастся вернуть после продажи залога;

§ погашению ссуды предшествует решение суда о банкротстве и реализации активов заемщика;

§ если банком не были приняты меры своевременно, он несет убытки.

При продаже залога следует прежде всего проверить все документы и установить безусловное право банка на распоряжение залогом. При этом выясняются возможности реализации залога с целью покрытия всех издержек банка, связанных с данным кредитом.

В случае объявления заемщика банкротом банк должен действовать без промедлений, поскольку при необходимости платить ГНИ, внебюджетным фондам, страховой компании он окажется в длинной очереди кредиторов, требующих возмещения долга. В этом случае гарантии возвращения средств нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: