Причины возникновения гражданского общества

III.Изучение нового материала.

I. Организационный момент.

Ход урока.

Задачи

План конспект урока обществознания

Урок №4. 9класс.

Тема: Гражданское общество и государство.

Цель: познакомить учащихся с понятиями гражданское общество и местное самоуправление.

Образовательная:

· сформировать представление учащихся о структуре и признаках гражданского общества;

Развивающая:

· развивать умения учащихся анализировать тексты документов, делать выводы, составлять схемы;

Воспитательная:

· Способствовать формированию у учащихся гражданского самосознания

Тип урока: комбинированный с элементами практической работы.

Форма урока: беседа, рассказ учителя, работа в парах.

Оборудование: Конституция Российской Федерации (необходимый комплект), учебник «Обществознание 8-9 кл.» под редакцией Л.Н.Боголюбова, доска, мел.

II.Проверка домашнего задания.

1.Устный опрос:

-Что такое государство?

-Перечислите признаки государства.

-Какое государство называют правовым?

-Какие идеи о государстве, праве и положении человека сближали мыслителей прошлого?

-В чем различие формулировок «закон» и «правовой закон»?

-Назовите важнейшие признаки правового государства.

-Сформировано ли в России правовое государство? Свой ответ аргументируйте.

1.Понятие «гражданское общество». Структура и признаки гражданского общества. (прием «составление кластера»)

Учитель предлагает учащимся выписать ключевое понятие «гражданское общество» и написать слова, с которыми они это понятие связывают. Затем происходит обмен мнениями, систематизация знаний учащихся и предлагается задание выявить причины его возникновения

(с.200-203 учебника)

Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.

· развитие многообразных форм частной собственности;

· свободная рыночная экономика;

· утверждение демократических порядков, прав и свобод человека и гражданина;

· признание ценности свободной и ответственной личности

Учитель. Теперь обратим внимание на структуру гражданского общества:

· общественные объединения и организации;

· политические партии и движения;

· совокупность независимых от государства производителей и предпринимателей, частных собственников;

· система негосударственных средств массовой информации;

· семья

· церковь

· сфера воспитания и негосударственного образования

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что структура гражданского общества включает в себя хозяйственные, экономические, семейно-родственные, религиозные, правовые отношения, мораль, не опосредованные государством политические отношения между индивидами, партиями, группами интересов, движениями гражданских инициатив.

Признаками гражданского общества являются:

· самоуправляемость;

· конкуренция;

· свободно формирующееся мнение и плюрализм;

· полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

· гласность и высокая информированность граждан;

· многоукладность экономики;

· легитимность власти;

· сильная социальная политика государства;

· правовое государство


2.Местное самоуправление.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу в парах, изучая главу «Местное самоуправление» Конституции РФ

Задание: прочитайте главу «Местное самоуправление» Конституции РФ, определите, в чем различие между государственным управлением и местным самоуправлением? Какие вопросы решает местное самоуправление? Составьте схемы «Формы местного самоуправления», «Предметы ведения местного самоуправления».

После завершения работы учащиеся делятся ее результатами, учитель при необходимости вносит корректировку в ответы учащихся.

IV.Закрепление:

1.В чем состоит различие понятий «общество» и «гражданское общество»?

2.Назовите причины возникновения гражданского общества.

3.Перечислите признаки гражданского общества.

4.Какую роль выполняет гражданское общество в отношениях личности и государства?

5.Какова взаимосвязь гражданского общества и правового государства?

6.В чем различие государственного и местного управления?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: