III.Изучение нового материала.
I. Организационный момент.
Ход урока.
Задачи
План конспект урока обществознания
Урок №4. 9класс.
Тема: Гражданское общество и государство.
Цель: познакомить учащихся с понятиями гражданское общество и местное самоуправление.
Образовательная:
· сформировать представление учащихся о структуре и признаках гражданского общества;
Развивающая:
· развивать умения учащихся анализировать тексты документов, делать выводы, составлять схемы;
Воспитательная:
· Способствовать формированию у учащихся гражданского самосознания
Тип урока: комбинированный с элементами практической работы.
Форма урока: беседа, рассказ учителя, работа в парах.
Оборудование: Конституция Российской Федерации (необходимый комплект), учебник «Обществознание 8-9 кл.» под редакцией Л.Н.Боголюбова, доска, мел.
II.Проверка домашнего задания.
1.Устный опрос:
-Что такое государство?
-Перечислите признаки государства.
-Какое государство называют правовым?
-Какие идеи о государстве, праве и положении человека сближали мыслителей прошлого?
-В чем различие формулировок «закон» и «правовой закон»?
-Назовите важнейшие признаки правового государства.
-Сформировано ли в России правовое государство? Свой ответ аргументируйте.
1.Понятие «гражданское общество». Структура и признаки гражданского общества. (прием «составление кластера»)
Учитель предлагает учащимся выписать ключевое понятие «гражданское общество» и написать слова, с которыми они это понятие связывают. Затем происходит обмен мнениями, систематизация знаний учащихся и предлагается задание выявить причины его возникновения
(с.200-203 учебника)
Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.
· развитие многообразных форм частной собственности;
· свободная рыночная экономика;
· утверждение демократических порядков, прав и свобод человека и гражданина;
· признание ценности свободной и ответственной личности
Учитель. Теперь обратим внимание на структуру гражданского общества:
· общественные объединения и организации;
· политические партии и движения;
· совокупность независимых от государства производителей и предпринимателей, частных собственников;
· система негосударственных средств массовой информации;
· семья
· церковь
· сфера воспитания и негосударственного образования
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что структура гражданского общества включает в себя хозяйственные, экономические, семейно-родственные, религиозные, правовые отношения, мораль, не опосредованные государством политические отношения между индивидами, партиями, группами интересов, движениями гражданских инициатив.
Признаками гражданского общества являются:
· самоуправляемость;
· конкуренция;
· свободно формирующееся мнение и плюрализм;
· полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
· гласность и высокая информированность граждан;
· многоукладность экономики;
· легитимность власти;
· сильная социальная политика государства;
· правовое государство
2.Местное самоуправление.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу в парах, изучая главу «Местное самоуправление» Конституции РФ
Задание: прочитайте главу «Местное самоуправление» Конституции РФ, определите, в чем различие между государственным управлением и местным самоуправлением? Какие вопросы решает местное самоуправление? Составьте схемы «Формы местного самоуправления», «Предметы ведения местного самоуправления».
После завершения работы учащиеся делятся ее результатами, учитель при необходимости вносит корректировку в ответы учащихся.
IV.Закрепление:
1.В чем состоит различие понятий «общество» и «гражданское общество»?
2.Назовите причины возникновения гражданского общества.
3.Перечислите признаки гражданского общества.
4.Какую роль выполняет гражданское общество в отношениях личности и государства?
5.Какова взаимосвязь гражданского общества и правового государства?
6.В чем различие государственного и местного управления?