Организация процессов приемки, хранения и подготовки товаров к продаже

Содержание торгово-технологических процессов в магазине и технологическая планировка его помещений

УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ

Одной из главных инновационных функций торгового менеджмента является управление технологическими про­цессами в магазине. Под этими процессами понимается совокупность последовательных взаимосвязанных операций, выполняемых персоналом магазина, направленных на дове­дение товаров до покупателей с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Торгово-технологические процессы, осуществляемые в магазинах, ус­ловно подразделяют на основные и вспомогательные.

К основным торгово-технологическим процессам относятся продажа товаров и обслуживание покупателей, включающие организацию покупательских потоков в торговом зале; выклад­ку товаров на оборудовании, обеспечивающую покупателям оптимальные условия их осмотра и отбора; организацию расчетов за отобранные покупателями товары; оказание покупателям дополнительных торговых услуг и другие подобные им технологические операции.

К вспомогательным торгово-технологическим процессам относятся приемка товаров от поставщиков; доставка их на места хранения; обеспечение необходимых условий хра­нения товаров; подготовка товаров к продаже; их тран­спортирование в торговый зал; организация хранения и сдачи тары.

Содержание основных и вспомогательных торгово-техно­логических процессов магазинов различных типов имеет определенные особенности, вызываемые формой их товарной специализации, используемыми методами продажи товаров, а также размерами. Эти особенности определяют специфи­ку отдельных технологических операций, осуществляемых в рамках основных и вспомогательных торгово-технологи­ческих процессов в магазине. Для примера рассмотрим струк­туру и последовательность операций торгово-технологического процесса в магазинах самообслуживания (рис. 8).

В соответствии с характером торгово-технологических процессов формируется структура помещений магазина и организуется их технологическая планировка. Состав кон­кретных помещений магазина и их размеры определяются его типом и существенно дифференцируются в зависимости от ассортимента реализуемых товаров, методов их продажи и видов дополнительных торговых услуг, оказываемых поку­пателям. Тем не менее, в каждом магазине могут быть выделены следующие группы помещений, обеспечивающих осуществление торгово-технологических процессов: 1) торго­вые помещения; 2) помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; 3) подсобные помещения; 4) административно-бытовые помещения; 5) технические помещения. Рассмотрим более подробно состав этих групп помещений магазина.

1. Торговые помещения предназначены для осуществления основных торгово-технологических процессов и занимают центральное место в составе помещений магазинов. Совокупный размер этих помещений характеризует величину торговой площади магазина, в которую входит площадь торгового зала и площадь для организации дополнительных услуг покупателям. Показатель размера торговой площади является одной из важнейших характеристик пропускной способности и потенциального объема деятельности магазина.

2. Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже предназначены для осуществления преобладающей части вспомогательных торгово-технологических процессов. В общем составе этих помещений могут быть выделены помещения для разгрузки товаров, приемочные, кладовые, охлаждаемые камеры, фасовочные, помещения для комплектования заказов покупателей и некоторые другие.

3. Подсобные помещения также обеспечивают осуществление отдельных операций вспомогательных торгово-технологических процессов в магазине, в первую очередь, связанных с движением тары и доставкой товаров на дом покупателям. В составе этих помещений могут быть выделены помещения для хранения и ремонта тары, а также для

хранения и ремонта контейнеров; экспедиции для доставки товаров покупателям; помещения для хранения и ремонта оборудования, приемки и хранения стеклотары, хранения упаковочных материалов и инвентаря и некоторые другие аналогичные помещения.

4. Административно-бытовые помещения включают кабинет директора; конторские помещения для специалистов отдельных функциональных служб; комнаты для отдыха и приема пищи, гардеробные, личной гигиены и некоторые другие. Удельный вес площади магазина, отводимой под эти помещения, не превышает обычно 5%.

5. Технические помещения включают котельную, машинное отделение холодильных установок, телефонный коммутатор, электрощитовую и аналогичные им помещения. Удельный вес площади магазина, отводимой под эти помещения, составляет обычно 1-2%.

Структура площадей различных видов помещений зави­сит в первую очередь от применяемых методов продажи товаров, определяющих соотношение площадей, отводи­мых для осуществления основных и вспомогательных тор-гово-технологических процессов. Так, например, если в магазинах с индивидуальным обслуживанием покупателей удельный вес торговой площади в общей площади магазина колеблется в пределах 45-55%, то в магазинах самообслужи­вания он возрастает до 55-65%, а в магазинах, реализующих товары по образцам и каталогам — до 65-75%. Кроме того, существенное влияние на структуру площадей оказывает форма товарной специализации магазинов, что можно проследить по данным таблицы 2.

Рассматривая рекомендации, изложенные в таблице 2, следует обратить внимание на то, что в настоящее время структура площадей многих магазинов самообслуживания не соответствует этому методу продажи. Как известно, в магазинах самообслуживания (особенно непродовольст­венных) основная масса товарных запасов, находящихся в магазине, перемещается непосредственно в торговый зал. Так, если в магазинах с обычными методами продажи непродовольственных товаров доля запасов, находящихся в торговом зале, составляет 20-25%, то в магазинах само­обслуживания она доходит до 40-60%, что создает предпосылки для существенного перераспределения площадей между торговым залом и кладовыми. Расчеты показывают, что за счет повышения доли торговой площади в общей площади на 1% товарооборот магазинов самообслуживания при прочих равных условиях увеличивается на 0,3-0,4%.

В связи с этим, торговый менеджмент в этой области должен быть направлен на повышение доли торговой пло-

щади магазинов самообслуживания, организуемых в ранее действовавших магазинах с индивидуальным обслужива­нием покупателей, в первую очередь за счет сокращения площади других помещений, примыкающих непосредст­венно к торговому залу.

В составе функций управления технологическими про­цессами значительное внимание должно быть уделено обеспечению рациональной технологической планировки торгового зала магазина. Рациональная технологическая планировка торгового зала предполагает такое его зониро­вание и размещение оборудования, которое позволяет обес­печить максимальные удобства покупателям при движении, осмотре и выборе ими товаров; не допускать очередей в местах выбора товаров и расчета за них; рационально использовать торговую площадь; создать благоприятные условия труда для торгово-оперативного персонала.

По своему назначению площадь торгового зала магазина подразделяется на такие основные зоны: площадь, занимае­мая оборудованием для выкладки и демонстрации товаров; площадь, занимаемая узлами расчетов (такая площадь зонируется в тех магазинах, где расчетные операции не осуществляются непосредственно на рабочем месте про­давца); площадь проходов для покупателей.

Площадь, занимаемая оборудованием для выкладки (де­монстрации) товаров, включает установочную площадь оборудования, предназначенного для непосредственного размещения товаров, а также оборудования, обеспечиваю­щего процесс их выбора (примерочные кабины, зеркала и т.п.).

Площадь занимаемая узлами расчетов, включает площадь для установки кассовых кабин и организации рабочего места кассиров, а в магазинах самообслуживания и пло­щадь установки столов упаковки.

Площадь проходов для покупателей включает площадь для их проходов между оборудованием, а также зону, прилега­ющую к входу в торговый зал и выходу из него.

Осуществлению технологической планировки должна предшествовать разработка в масштабе принципиального плана-схемы размещения оборудования в торговом зале с учетом его общего размера и конфигурации; площади,

занимаемой колоннами, лестничными клетками, эскала­торами, лифтами; габаритов оборудования и т.п. В этих целях может быть использован также модельно-макетный метод проектирования размещения оборудования, позво­ляющий рассмотреть различные его варианты.

Если в магазинах с индивидуальным обслуживанием покупателей, продажи товаров по каталогам и образцам технологическая планировка торгового зала носит, как правило, индивидуальный характер, то в магазинах само­обслуживания она должна строго подчиняться определен­ной системе. В зависимости от типа здания, размеров и конфигурации торгового зала в этих магазинах применяются следующие системы размещения оборудования в торговом зале: линейная с продольным размещением оборудования; линей­ная с поперечным размещением оборудования; боксовая и смешанная. Основные системы размещения оборудования в торговых залах магазинов самообслуживания приведены на рис. 9.

Наиболее рациональной является линейная система рас­становки оборудования. Она позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает высокую просматриваемость всего торгового зала. Варьируя длину линий, можно регулировать уровень концентрации покупа­телей на различных участках торгового зала.

В торговых залах прямоугольной конфигурации ши­риной от 7 до 12 м целесообразно применять линейную систему с продольным размещением оборудования, а при ширине 13-24 м наибольший эффект дает линейная система с поперечным размещением оборудования. В крупных ма­газинах самообслуживания, ширина торгового зала в кото­рых превышает 24 м, целесообразно применять смешанную систему расстановки оборудования, комбинируя при этом его продольное и поперечное линейное размещение.

Линии островных горок должны быть достаточно длинны­ми, но не превышать 20 м. Большая длина линий горок приводит к излишней концентрации в линиях покупателей, что затрудняет процесс их движения. При размещении торгового оборудо­вания следует стремиться к тому, чтобы колонны оказывались в пределах линий и не попадали в проходы для покупателей.

Применять боксовую систему размещения оборудования, как правило, не рекомендуется. Ее можно использовать только в тех случаях, когда конфигурация торгового зала не позволяет разместить оборудование линейно.

Определенную роль при размещении оборудования в непродовольственных магазинах играет выбор места для примерочных кабин. Их следует размещать в конце линий вешал. Банкетки для примерки обуви размещают парал­лельно линиям горок на расстоянии не менее 2 м от оборудования с товарами.

Площадь, занимаемая узлами расчетов, планируется с учетом избранной формы организации этих расчетов. В магазинах применяются централизованная и децентрализо­ванная формы расчетов с покупателями. При централизо­ванной форме организуются единые узлы расчета, размещаемые обычно у выхода из магазина, а в много­этажных зданиях — у выхода с этажа. Принципиальные схемы организации узлов расчета в магазинах самооб­служивания приведены на рис. 10.

Важным условием рациональной планировки является правильное установление ширины проходов для покупа­телей на различных участках торгового зала. Проходы для движения покупателей подразделяются на основные (магист­ральные) и второстепенные (внутренние). Ширина прохо­дов зависит от характера размещения оборудования и размеров торговых залов. С учетом указанных факторов рекомендуется следующая минимальная ширина проходов для покупателей в магазинах (таблица 3).

При размещении оборудования в торговом зале необхо­димо обеспечить рациональную направленность покупатель­ских потоков. Для большинства покупателей характерна тенденция перемещаться в магазине в направлении против часовой стрелки. Следовательно, эту направленность движе­ния покупателей необходимо использовать с тем, чтобы им был обеспечен хороший обзор торгового зала и потоки покупателей по возможности не пересекались. Однако не следует жестко направлять покупательские потоки по единым определенным маршрутам с помощью заградителей, декора­тивного оборудования и др. Покупателю необходимо предоста­вить свободу в выборе маршрута движения в торговом зале.

В магазинах самообслуживания рациональная направ­ленность покупательского потока в значительной степени достигается правильным размещением входа и выхода. В одноэтажных магазинах наиболее эффективной является совмещенная система входа и выхода, размещаемая в одной из боковых стен помещения торгового зала. При фронте торгового зала свыше 50 м целесообразно применять две совмещенные системы входа и выхода. В многоэтажных магазинах системы входа и выхода размещаются комбини­рованно как по центру, так и у боковых стен торгового зала. Примеры правильного и неправильного решения системы "вход — выход" в магазинах самообслуживания приведены на рис. П.

Завершающим этапом планировки торгового зала явля­ется выбор размещаемого в нем торгово-технологического оборудования, особенно предназначенного для выкладки и демонстрации товаров. Так как многие виды универсального и специализированного оборудования, выпускаемого в этих целях, имеют различные параметры, для определения це­лесообразности выбора того или иного вида оборудования используется ряд показателей. Основными из этих показа­телей являются:

1. Установочная площадь. Она представляет собой площадь, занимаемую основанием оборудования или его проекцией на площадь пола.

2. Демонстрационная площадь. Она представляет суммарную площадь всех полок островных и пристенных горок, предназначенную для демонстрации товаров. По специализированным видам демонстрационного оборудования применяют иные методы расчета этого показателя. Так демонстрационная площадь вешал определяется как произведение длины кронштейна на высоту демонстрируемых товаров, принимаемую за 1 м для одноярусных вешал и 2 м — для двухъярусных (для двухъярусных вешал это произведение удваивается); перфорированных щитов с кронштейнами — как произведение длины кронштейна и его условной ширины (принимаемой за 0,2 м) на общее их количество, размещенное на оборудовании; подиумов, столов и лотков — как произведение их длины и ширины; контейнеров, используемых в торговом зале,— как произведение

площади их основания и высоты, деленное на 0,3 м (0,3 м — условное среднее расстояние между полками горок).

3. Коэффициент емкости демонстрационного оборудования. Он рассчитывается как отношение демонстрационной пло­щади к установочной.

В таблице 4 приведен пример расчета этих показателей.

Для определения общей эффективности технологичес­кой планировки торгового зала применяют следующие показатели:

1. Коэффициент установочной площади. Он представляет собой отношение суммарной установочной площади обо­рудования к общей площади торгового зала (площадь, занятая декоративным, рекламным и другими видами обо-

рудования, направляющего или ограничивающего поток покупателей и не используемого в процессе продажи товаров, в общую установочную площадь не включается).

2. Коэффициент демонстрационной площади. Он опреде­ляется как отношение суммарной демонстрационной пло­щади оборудования к общей площади торгового зала.

В зависимости от размера площади торгового зала и форм товарной специализации рекомендуются следующие примерные показатели коэффициентов установочной и де­монстрационной площади для магазинов самообслужи­вания (таблица 5).

Сопоставление рекомендуемых и фактически достиг­нутых значений коэффициентов установочной и демонст­рационной площади позволяет оценить эффективность

технологической планировки торгового зала магазина и при необходимости разработать мероприятия по ее совер­шенствованию.

Основу вспомогательных торгово-технологических про­цессов в магазине составляют процессы приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. Связанные с ними опе­рации существенно влияют как на уровень торгового обслуживания покупателей, так и на экономические пока­затели работы магазина. Частота и объем этих операций определяются объемом товарооборота, ритмичностью това-роснабжения, периодом оборачиваемости товарных запа­сов и физико-химическими особенностями реализуемых товаров. Персонал магазина, на который возлагается осу­ществление этих процессов, должен хорошо знать качест­венные признаки товаров соответствующих групп, основные признаки их брака, правила хранения отдельных групп товаров, требования к подготовке их к продаже, а также содержание нормативно-технической документации, свя­занной с выполнением отдельных операций.

Приемка товаров является начальным процессом, связан­ным с товародвижением в магазине и моментом возникно­вения материальной ответственности.

На первом этапе этого процесса проверяется полнота и правильность составления всех необходимых сопроводи­тельных документов на поступивший в магазин товар. К числу основных из этих документов относятся: товарно-транспортная накладная; счет-фактура; приходно-расходная накладная; свидетельство о качестве товара; сертификат соответствия государственной системе сертификации или заверенная поставщиком копия сертификата соответствия на товар, подлежащий обязательной сертификации.

В соответствии с действующими нормативными требо­ваниями все товары, поступившие в магазин по импорту и подлежащие обязательной сертификации, разрешается прини­мать только при наличии у поставщика сертификата соот-

ветствия или свидетельства о признании иностранного сертификата в государственной системе сертификации. На отдельные импортные товары, которые могут негативно влиять на здоровье человека (перечень таких товаров утвер­жден Министерством здравоохранения), должно также иметься гигиеническое заключение государственной санитарно-гигиенической экспертизы.

При поступлении товаров без сопроводительных доку­ментов (неотфактурованные поставки), их должна прини­мать специальная комиссия с участием представителей торгового предприятия, поставщика или незаинтересован­ной компетентной организации.

На втором этапе процесса приемки осуществляется количественная проверка поступившей в магазин партии товаров. Основными технологическими операциями по количественной приемке продовольственных товаров явля­ется взвешивание, проверка заполненности тарных единиц, подсчет штучных товаров. Товары в таре, доставляемые в контейнерах, принимаются по количеству мест или массе брутто в момент вскрытия контейнера. При количествен­ной приемке непродовольственных товаров ведется подсчет числа товарных единиц. Операции количественной прием­ки товаров совмещаются обычно с операциями разгрузки транспортных средств.

На третьем этапе процесса приемки осуществляется проверка качества поступивших товаров. Она осуществляется обычно в две стадии. На предварительной стадии проверка качества осуществляется по результатам внешнего осмотра поступивших товаров, в процессе которого определяется наличие явных дефектов, соответствие маркировки товаров требованиям нормативной документации и данным, указа-ным в сопроводительных документах. На последующей стадии проводится более углубленное определение качества товаров с целью обнаружения скрытых дефектов, несоответствия поступившей продукции указанным срокам годности или гарантийным срокам эксплуатации. По большинству про­довольственных товаров и непродовольственным товарам простого ассортимента проводят выборочную проверку ка­чества с распространением ее результатов на всю партию.

Качество непродовольственных товаров сложного ассорти­мента подлежит сплошной проверке.

В случае обнаружения несоответствия фактического количества или качества товаров показателям сопроводи­тельных документов или требованиям соответствующей нормативно-технической документации составляется акт об установлении расхождения в количестве или несоот­ветствии по качеству за подписью лиц, принимавших участие в приемке, который передается поставщику (один экземпляр этого акта остается в магазине).

Хранение товаров в магазине связано с осуществлением следующих технологических операций: перемещением това­ров в помещения кладовых (охлаждаемых камер) и уклад­кой их на хранение; текущим наблюдением за состоянием товаров в процессе их хранения; обеспечением бесперебойной и качественной работы холодильных установок; поддер­жанием необходимых санитарно-гигиенических условий в помещениях, предназначенных для хранения.

Основной задачей торгового менеджмента в процессе осуществления хранения товаров является обеспечение сохранности товаров по количеству и качеству. Это дости­гается путем создания в помещениях для хранения необ­ходимых влаго-температурных режимов, соответствующих физико-химическим особенностям отдельных групп товаров; правильным размещением товаров в помещениях для хра­нения с учетом требований товарного соседства и очереднос­ти реализации; соответствующими способами размещения товаров на оборудовании, обеспечивающими сохранность их качества.

В помещениях для хранения продовольственных товаров должны быть в первую очередь обеспечены температурный режим и влажность воздуха, соответствующие специфике отдельных видов товаров. Скоропортящиеся продукты долж­ны храниться в охлажденных камерах и шкафах с темпера­турой воздуха от -2 до -5°С при влажности воздуха 80-85%. Для продовольственных товаров, не требующих охлаждае­мых помещений, при хранении обеспечиваются температу­ра в пределах 1б-18°С и влажность воздуха 70-75%. Особое внимание при хранении продовольственных товаров долж-но быть уделено обеспечению надлежащего товарного со­седства. Так, в раздельных помещениях должны храниться товары, легко воспринимающие запахи (кондитерские изделия, животное масло и др.), и товары с острым запахом (копчености, сельдь, сыры и т.п.); товары, легко впитыва­ющие влагу (сахар, мука и т.п.), и товары с высоким содержанием влаги. Для обеспечения этих условий в магази­нах, реализующих продовольственные товары, должна быть проведена группировка этих товаров по режиму и условиям их хранения и с учетом среднего периода их хранения осуществлено распределение помещений кладовых.

В помещениях для хранения непродовольственных това­ров должна быть обеспечена стабильная температура (10-18°С), нормальная влажность воздуха и хорошая вентиляция. Швейные, трикотажные, меховые, текстильные изделия, а также головные уборы и валяная обувь при длительном хранении должны пересыпаться антимолевыми средства­ми. Изолированного размещения и особого режима хранения требуют товары бытовой химии, минеральные удобрения и средства защиты растений — их хранят с обеспечением повышенных требований к противопожарной безопасности и санитарным условиям, а также к температуре и относи­тельной влажности воздуха (не более 55-65%).

Следует отметить, что большинство продовольственных товаров и отдельных групп непродовольственных товаров в процессе хранения подвергаются потерям количества и качества по естественным причинам (усушка, распыление, вытекание и т.п.). Эти потери регламентируются соответ­ствующими нормами естественной убыли.

В процессе хранения должно быть обеспечено строгое соблюдение установленных для отдельных товаров пре­дельных и гарантийных сроков их хранения, определенных соответствующими нормативно-техническими документами (они отражены на маркировке товара или в техническом паспорте, прилагаемом к нему).

Подготовка товаров к продаже состоит из следующих технологических операций: проверки целостности упаков­ки, распаковки товаров из внешней тары, проверки наличия маркировочных данных и качества после хранения. Потехнически сложным изделиям осуществляется также про­верка наличия инструкций по эксплуатации, технических паспортов, гарантийных талонов, комплектности изделий и проверка работы в действии, а по швейным изделиям — чистка и глажка.

При отсутствии маркировки на отдельных изделиях или повреждении ярлыка предприятия-изготовителя (отсутст­вие пломбы, загрязнение, потертость, нечеткость записи и т.п.) работником, осуществляющим подготовку товара к продаже, обновляются все маркировочные данные и выпи­сывается дубликат товарного ярлыка, который подписыва­ется материально-ответственным лицом и прикрепляется к товару.

В крупных продовольственных магазинах самообслужи­вания (в первую очередь универсамах) значительный объем подготовительных операций связан с фасовкой ряда това­ров, которая организуется непосредственно в магазине. В этих целях в магазине выделяются специальные помещения для фасовки и устанавливается соответствующее фасовоч­ное оборудование. В процессе осуществления этой подго­товительной операции особое внимание должно быть обращено на размеры дозировки фасуемых товаров. Опыт показывает, что большинство магазинов самообслужи­вания, организуя фасовку товаров, дублирует те размеры дозировки, которые используются предприятиями пище­вой промышленности на протяжении многих лет. Такая дозировка не отвечает особенностям спроса ряда категорий покупателей и требует большего разнообразия с учетом сложившейся дифференциации доходов населения, состава семей и частоты приобретения товаров. На основе изучения спроса населения и с учетом зарубежного опыта в таблице 6 предложены рекомендуемые дозировки продовольствен­ных товаров при осуществлении их фасовки непосред­ственно в магазинах самообслуживания.

Рекомендуемые дозировки требуют уточнения с учетом специфики обслуживаемых контингентов покупателей и особенностей их спроса (в первую очередь — частоты совершения покупок).

В управлении технологическими процессами важная роль отводится организации размещения товаров в торговом зале, распределению установочной и демонстрационной площади между отдельными группами товаров. При этом необходимо учитывать ряд факторов, основными из кото­рых являются: частота приобретения товаров отдельных групп, габариты этих товаров, затраты времени покупате­лей на осмотр и отбор, а также количество разновидностей товаров, предлагаемых покупателям в рамках отдельных групп.

Определяющим фактором при распределении установоч­ной и демонстрационной площади торгового зала между отдельными группами товаров является частота их приоб­ретения. Чем выше частота приобретения товаров отдель­ных групп, тем большая установочная и демонстрационная площадь (а соответственно и площадь торгового зала) не­обходима для их размещения. Такой принцип размещения товаров позволяет более равномерно пополнять товарные запасы в торговом зале и более рационально использовать торговую площадь. Поэтому в рамках товарной специали­зации магазина, избранной торговым предприятием для осуществления своей деятельности, должна быть определе­на частота приобретения товаров отдельных групп с учетом сезонных особенностей спроса.

Важным фактором, влияющим на размер площади тор­гового зала, отводимой для размещения отдельных товаров, являются затраты времени покупателей на их осмотр и отбор. Чтобы не создавать излишнего скопления покупа­телей на отдельных участках торгового зала, под товары, требующие значительных затрат времени на их осмотр и отбор, следует отводить большую площадь.

Существенное влияние на распределение площади тор­гового зала между отдельными группами товаров оказывает широта их ассортимента. Чем выше число разновидностей, предлагаемое для реализации покупателям в рамках отдель­ной группы, тем большей при прочих равных условиях должна быть площадь торгового зала, отводимая для их размещения.

И наконец, определенное влияние на размер площади, отводимой для размещения отдельных товаров, оказывают их габариты. Для крупногабаритных товаров при прочих равных условиях отводится большая площадь торгового зала.

С учетом рассмотренных факторов и особенностей фор­мирования группового ассортимента товаров в рамках избранной формы его специализации осуществляется рас­пределение площади торгового зала в разрезе отдельных товарных групп. Пример такого распределения площадей в универсамах приведен в таблице 7.

При размещении отдельных групп товаров в торговом зале необходимо учитывать покупательские привычки и ком­плексность спроса на отдельные товары. Так, группы товаров с высокой взаимной комплексностью потребления следует располагать по возможности рядом (например, посуда и столовые приборы).

За всеми группами товаров закрепляют постоянные места в торговом зале, что позволяет покупателям привык­нуть к месту их расположения и ускоряет процесс продажи. Для реализации новых, модных и отдельных сезонных товаров, требующих специальных условий продажи (техни­чески сложные новинки, принципиально новые товары, нуждающиеся в рекламе и консультации и т.п.), следует выделять наиболее заметные места в торговом зале на путях наиболее массового движения покупателей.

При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила товарного соседства. Так, товары быто­вой химии, средства защиты растений и некоторые другие аналогичные изделия должны быть по возможности изолированы. Товары с сильным запахом не следует разме­щать вблизи товаров, легко воспринимающих этот запах (например, изделия из резины и парфюмерия).

Наряду с размещением отдельных групп товаров в торго­вом зале должна быть обеспечена рациональная их выкладка на оборудовании. Правильная выкладка товаров позволяет эффективно использовать оборудование, улучшает условия осмотра и выбора товаров покупателями, сокращает затра­ты труда торгово-оперативного персонала на пополнение запасов в торговом зале. Особую роль играет этот процесс в магазинах самообслуживания.

При размещении товаров в первую очередь должен быть обеспечен выбор наиболее эффективных приемов их вык­ладки. В магазинах самообслуживания применяются следую­щие основные приемы выкладки товаров: навалом, штабелем, расположением в ряд, подвешиванием, стоп­ками и другие.

Наиболее распространенным приемом является выклад­ка товаров навалом. Этот прием удобен и для покупателей, и для персонала — он требует меньших затрат труда на

выкладку и обеспечивает более эффективное использова­ние демонстрационной площади оборудования. Особенно удобна выкладка товаров навалом в контейнерах, корзинах, на полках горок, на прилавках — витринах и т.п. Однако такая выкладка целесообразна не для всех товаров.

В зарубежной практике для выкладки непродовольствен­ных товаров навалом используются столы с высокими бортами (особенно при продаже уцененных товаров — в упаковке и без нее). Покупатель свободно выбирает необ­ходимые товары, а после осмотра их не нужно укладывать строго на прежнее место. Кроме того, при такой выкладке не требуется постоянное наблюдение со стороны продав­цов, но при этом несколько снижается коэффициент де­монстрационной площади.

При выкладке товаров на оборудовании следует руковод­ствоваться принципом, что товар — не декорация. Поэтому не следует составлять из товаров пирамиды и другие фигур­ные сооружения, так как это создает неудобства для поку­пателей при их отборе.

При размещении товаров на оборудовании определяется принципиальный способ выкладки — вертикальный или горизонтальный.

Вертикальная выкладка предусматривает размещение однородных товаров на всех полках данной горки по вертикали. Этот способ выкладки является более эф­фективным, чем горизонтальный, так как обеспечивает быстрое ориентирование в торговом зале и удобный отбор товаров покупателям различного роста.

При горизонтальной выкладке ту или иную разновид­ность товаров размещают вдоль полок оборудования, занимая при этом одну или две полки. Горизонтальный способ выкладки рекомендуется использовать при демон­страции крупногабаритных изделий или мелких товаров в кассетах. Товары, в реализации которых магазин особо заинтересован, следует размещать на полках, расположен­ных в наиболее удобных зонах для покупателей (см. рис. 12).

Наиболее удобной зоной выбора товаров является зона полок, расположенных на высоте 110-160 см над уровнем пола.

Менее удобными зонами выбора товаров являются зоны полок, расположенных на высоте 80-110 см (нижняя) и 160-180 (верхняя) от уровня пола.

Неудобными зонами выбора товаров считаются зоны полок, расположенные на высоте до 80 см и свыше 180 см над уровнем пола.

С учетом такого зонирования полок оборудования производится выкладка отдельных товаров. При этом сле­дует иметь в виду, что полки, расположенные в наиболее удобной зоне, обеспечивают лучшие условия реализации товаров, однако по площади они уступают нижним полкам оборудования. В этой зоне размещают, как правило, товары так называемого "импульсивного спроса" (приобретение которых покупателем заранее не планируется), а также товары с замедленной оборачиваемостью; в других зонах размещают товары с высоким устойчивым спросом.

Товары на оборудовании следует размещать таким обра­зом, чтобы его демонстрационная площадь была использована полностью и товары занимали максимум пространства между полками. Чем большая масса товаров расположена на оборудовании, тем лучше они реализуются. Если какой-либо товар раскуплен (или не может быть оперативно пополнен), то предназначенную для него демонстрацион­ную площадь необходимо сразу же заполнять другими товарами.

И наконец, при выкладке товаров необходимо опреде­лять последовательность расположения отдельных разновид­ностей товаров в группе с учетом их взаимозаменяемости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: