Тема 1. Экономика образования как отраслевая наука

1. Особенности производства образовательных услуг.

2. Предмет, объект, субъект исследования экономики образования.

3. Экономика образования в структуре экономической теории.

4. Экономические задачи и функции образования.

Образование рассматривается в качестве важной отрасли на­родного хозяйства, что требует отдельного исследования осо­бенностей экономических отношений в этой сфере. Производ­ство образовательных услуг имеет свои существенные особен­ности, в том числе специальный вид труда — педагогический труд, особый предмет труда (объектом педагогического воз­действия выступает ученик, субъектами учебно-воспитатель­ного процесса — и преподаватель, и ученик); специфичные средства труда — материальные, вещественные средства труда имеют лишь подсобное значение, а основными являются неве­щественные (человеческий интеллект, знания, умения, лежа­щие в основе образовательных услуг). Педагог выступает не в качестве ретранслятора знаний (как, например, книга, спра­вочник), а в качестве творческой силы, адаптирующей знания применительно к конкретным, динамически изменяющимся условиям.

Предмет исследования экономики образования — образо­вательные организации и все экономические отношения, связан­ные с производством образовательных услуг, и потребители об­разовательных услуг — влияние образования на их экономичес­кий потенциал. Экономика образования как наука изучает осо­бенности проявления производственных отношений и их взаи­модействия с производительными силами, выясняет специфику экономических категорий и законов в системе образования и в процессе обучения и воспитания различных категорий населе­ния.

Объект исследования экономики образования — экономи­ческие отношения, возникающие в процессе деятельности обра­зовательных организаций и педагогического процесса.

Субъект изучения в экономике образования — часть насе­ления страны, которая участвует в производстве или потребле­нии образовательных услуг. Причём в потреблении образова­тельных услуг, например, участвуют не только сами ученики (об­щеобразовательных школ и др.), но и их родители (лица, их заме­няющие, и другие родственники), являющиеся сторонами в педа­гогическом процессе.

Рис.1 Экономика образования в структуре экономической теории.

Несмотря на то, что экономика образования — отраслевая экономическая наука и формально относится к уровню мезоэкономики, она неразрывно связана с микро- и макроэкономикой. Фактически именно на элементах этих уровней экономической теории, на их основе и в тесном сочетании сформирована эконо­мика образования.

С одной стороны, экономика образования всесторонне ис­следует экономические отношения образовательных учрежде­ний, в том числе и в качестве субъектов рынка; изучает экономи­ческие отношения, возникающие между производителями и по­требителями образовательных услуг, используя экономический аппарат микроэкономики. С другой стороны, экономика образо­вания исследует проблемы использования человеческого капи­тала, влияние образования на макроэкономические показатели (ВНП и др.), то есть на национальную экономику в целом, ис­пользуя методы макроэкономического анализа. В условиях со­временных тенденций глобализации и становления информаци­онного общества, когда основной ценностью становятся знания, информация, проблемы экономики образования выходят и на уровень мегаэкономики, возникает необходимость в изучении влияния образования на развитие всей цивилизации в планетар­ном масштабе.

Система экономических отношений в сфере образования включает такие отношения, как отношения между обществом и отдельным педагогическим работником, экономические взаимо­связи между обществом иколлективом конкретного образова­тельного учреждения или системой образования каждого из уровней; между коллективом образовательного учреждения и его членами, между руководителем образовательного учрежде­ния и педагогом, между образовательным учреждением и други­ми предприятиями, учреждениями и организациями и т.д..

В связи с ростом значения образования в развитии совре­менного общества экономика образования исследует взаимосвя­зи образования с другими отраслями и сферами народного хозяйства. Поэтому одной из важнейших задач экономики образо­вания становится разработка принципов экономического разви­тия образования на разных уровнях с учётом общемировых тен­денции развития и социально-экономических преобразований в стране.Это и определение оптимальных пропорций различных уровнен образования, и планирование подготовки квалифициро­ванных кадров необходимой квалификации для различных от­раслей народного хозяйства, а следовательно, обоснование дина­мики развития различных типов образовательных учреждений, различных форм обучения и длительности обучения.

Существенную часть предмета экономики образования со­ставляют проблемы финансирования и материально-техничес­кого обеспечения образовательных учреждений в условиях ры­ночной экономики. Это и проблемы многоканального финанси­рования, укрепления материально-технической базы в условиях экономического кризиса, оптимального сочетания бюджетной и внебюджетной деятельности образовательных учреждений, оказания платных дополнительных образовательных услуг как расширение возможностей для обучающихся и дополнение государственным образовательным стандартам.

Это ставит проблемы обновления нормативно-правовой ба­зы деятельности образовательных учреждений, совершенствова­ния бухгалтерского учёта и обеспечения льготного режима нало­гообложения образовательных учреждений и налогового стиму­лирования развития рынка образовательных услуг. Правовые ос­новы деятельности образовательных учреждений неразрывно связаны с проблемами экономики образования, так как нельзя, например, рассматривать отдельно экономические аспекты ста­туса образовательного учреждения, как юридического лица, от юридических аспектов.

Кроме того, в задачи экономики образования входит и раз­работка принципов организации оплаты труда и материального стимулирования работников образовательных учреждений в со­временных условиях. Учитывая специфику преподавательского труда в целом, необходимо выделять особенности труда различ­ных категорий педагогов и совершенствовать систему оплаты их труда, определять научно обоснованные штаты работников обра­зовательных учреждений различных видов и типов.

Столь обширный предмет экономики образования обуслав­ливает и многообразие методов исследования: методы сравне­ний, обобщений и аналогий, балансовый и диалектический мето­ды, анализ статистических данных, экономический и комплекс­ный анализ, социологический и программно-целевой методы, экономико-математическое моделирование и т.п. Необходимы системный и междисциплинарный подходы, обеспечивающие качественный анализ изучаемых тенденций и явлений.

Образование, как важнейшая составная часть народного хо­зяйства, подвержена действию объективных экономических за­конов и развивается в тесной взаимосвязи с другими отраслями. Однако действие экономических законов в сфере образования имеет свою специфику, связанную с тем, что образование являет­ся некоммерческой сферой и одним из «провалов» рынка, что требует государственного регулирования. Кроме того, связую­щим звеном образования с другими отраслями является специ­фический товар — рабочая сила, квалификацию и подготовку ко­торой обеспечивает именно система образования. Труд работни­ков системы образования качественно преобразует, трудовые способности людей и улучшает трудовые возможности рабочей силы, формирует морально-психологическое отношение к труду, создавая тем самым новую стоимость рабочей силы.

Другая важнейшая экономическая функция образования заключается в удовлетворении потребности людей в образова­тельных услугах. Производя специфический товар — образова­тельные услуги, образование, как отрасль, относится к производ­ственной сфере, хотя и нематериального производства. Роль не­материального производства в современном информационном обществе непрерывно возрастает. Экономика высокоразвитых стран фактически уже стала экономикой услуг.

Составными элементами экономики образования являются следующие подсистемы: экономика дошкольного образования, эко­номика общеобразовательной школы, экономика профессиональ­ного образования (в том числе экономика высшей школы) и т.д.

Задание:

1. Конспект по плану. Можно печатный вариант. (Главное проработать материал)

2. Сформулируйте задачи экономики образования. (5-7 задач –9-10 баллов;

3-4 задачи – 6-8 баллов; 2-3 задачи – 3-5 баллов).

3. Конспект вложить в тетрадь и принести на урок в понедельник.

Удачи!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: