1. Особенности производства образовательных услуг.
2. Предмет, объект, субъект исследования экономики образования.
3. Экономика образования в структуре экономической теории.
4. Экономические задачи и функции образования.
Образование рассматривается в качестве важной отрасли народного хозяйства, что требует отдельного исследования особенностей экономических отношений в этой сфере. Производство образовательных услуг имеет свои существенные особенности, в том числе специальный вид труда — педагогический труд, особый предмет труда (объектом педагогического воздействия выступает ученик, субъектами учебно-воспитательного процесса — и преподаватель, и ученик); специфичные средства труда — материальные, вещественные средства труда имеют лишь подсобное значение, а основными являются невещественные (человеческий интеллект, знания, умения, лежащие в основе образовательных услуг). Педагог выступает не в качестве ретранслятора знаний (как, например, книга, справочник), а в качестве творческой силы, адаптирующей знания применительно к конкретным, динамически изменяющимся условиям.
|
|
Предмет исследования экономики образования — образовательные организации и все экономические отношения, связанные с производством образовательных услуг, и потребители образовательных услуг — влияние образования на их экономический потенциал. Экономика образования как наука изучает особенности проявления производственных отношений и их взаимодействия с производительными силами, выясняет специфику экономических категорий и законов в системе образования и в процессе обучения и воспитания различных категорий населения.
Объект исследования экономики образования — экономические отношения, возникающие в процессе деятельности образовательных организаций и педагогического процесса.
Субъект изучения в экономике образования — часть населения страны, которая участвует в производстве или потреблении образовательных услуг. Причём в потреблении образовательных услуг, например, участвуют не только сами ученики (общеобразовательных школ и др.), но и их родители (лица, их заменяющие, и другие родственники), являющиеся сторонами в педагогическом процессе.
Рис.1 Экономика образования в структуре экономической теории.
Несмотря на то, что экономика образования — отраслевая экономическая наука и формально относится к уровню мезоэкономики, она неразрывно связана с микро- и макроэкономикой. Фактически именно на элементах этих уровней экономической теории, на их основе и в тесном сочетании сформирована экономика образования.
|
|
С одной стороны, экономика образования всесторонне исследует экономические отношения образовательных учреждений, в том числе и в качестве субъектов рынка; изучает экономические отношения, возникающие между производителями и потребителями образовательных услуг, используя экономический аппарат микроэкономики. С другой стороны, экономика образования исследует проблемы использования человеческого капитала, влияние образования на макроэкономические показатели (ВНП и др.), то есть на национальную экономику в целом, используя методы макроэкономического анализа. В условиях современных тенденций глобализации и становления информационного общества, когда основной ценностью становятся знания, информация, проблемы экономики образования выходят и на уровень мегаэкономики, возникает необходимость в изучении влияния образования на развитие всей цивилизации в планетарном масштабе.
Система экономических отношений в сфере образования включает такие отношения, как отношения между обществом и отдельным педагогическим работником, экономические взаимосвязи между обществом иколлективом конкретного образовательного учреждения или системой образования каждого из уровней; между коллективом образовательного учреждения и его членами, между руководителем образовательного учреждения и педагогом, между образовательным учреждением и другими предприятиями, учреждениями и организациями и т.д..
В связи с ростом значения образования в развитии современного общества экономика образования исследует взаимосвязи образования с другими отраслями и сферами народного хозяйства. Поэтому одной из важнейших задач экономики образования становится разработка принципов экономического развития образования на разных уровнях с учётом общемировых тенденции развития и социально-экономических преобразований в стране.Это и определение оптимальных пропорций различных уровнен образования, и планирование подготовки квалифицированных кадров необходимой квалификации для различных отраслей народного хозяйства, а следовательно, обоснование динамики развития различных типов образовательных учреждений, различных форм обучения и длительности обучения.
Существенную часть предмета экономики образования составляют проблемы финансирования и материально-технического обеспечения образовательных учреждений в условиях рыночной экономики. Это и проблемы многоканального финансирования, укрепления материально-технической базы в условиях экономического кризиса, оптимального сочетания бюджетной и внебюджетной деятельности образовательных учреждений, оказания платных дополнительных образовательных услуг как расширение возможностей для обучающихся и дополнение государственным образовательным стандартам.
Это ставит проблемы обновления нормативно-правовой базы деятельности образовательных учреждений, совершенствования бухгалтерского учёта и обеспечения льготного режима налогообложения образовательных учреждений и налогового стимулирования развития рынка образовательных услуг. Правовые основы деятельности образовательных учреждений неразрывно связаны с проблемами экономики образования, так как нельзя, например, рассматривать отдельно экономические аспекты статуса образовательного учреждения, как юридического лица, от юридических аспектов.
Кроме того, в задачи экономики образования входит и разработка принципов организации оплаты труда и материального стимулирования работников образовательных учреждений в современных условиях. Учитывая специфику преподавательского труда в целом, необходимо выделять особенности труда различных категорий педагогов и совершенствовать систему оплаты их труда, определять научно обоснованные штаты работников образовательных учреждений различных видов и типов.
|
|
Столь обширный предмет экономики образования обуславливает и многообразие методов исследования: методы сравнений, обобщений и аналогий, балансовый и диалектический методы, анализ статистических данных, экономический и комплексный анализ, социологический и программно-целевой методы, экономико-математическое моделирование и т.п. Необходимы системный и междисциплинарный подходы, обеспечивающие качественный анализ изучаемых тенденций и явлений.
Образование, как важнейшая составная часть народного хозяйства, подвержена действию объективных экономических законов и развивается в тесной взаимосвязи с другими отраслями. Однако действие экономических законов в сфере образования имеет свою специфику, связанную с тем, что образование является некоммерческой сферой и одним из «провалов» рынка, что требует государственного регулирования. Кроме того, связующим звеном образования с другими отраслями является специфический товар — рабочая сила, квалификацию и подготовку которой обеспечивает именно система образования. Труд работников системы образования качественно преобразует, трудовые способности людей и улучшает трудовые возможности рабочей силы, формирует морально-психологическое отношение к труду, создавая тем самым новую стоимость рабочей силы.
Другая важнейшая экономическая функция образования заключается в удовлетворении потребности людей в образовательных услугах. Производя специфический товар — образовательные услуги, образование, как отрасль, относится к производственной сфере, хотя и нематериального производства. Роль нематериального производства в современном информационном обществе непрерывно возрастает. Экономика высокоразвитых стран фактически уже стала экономикой услуг.
Составными элементами экономики образования являются следующие подсистемы: экономика дошкольного образования, экономика общеобразовательной школы, экономика профессионального образования (в том числе экономика высшей школы) и т.д.
|
|
Задание:
1. Конспект по плану. Можно печатный вариант. (Главное проработать материал)
2. Сформулируйте задачи экономики образования. (5-7 задач –9-10 баллов;
3-4 задачи – 6-8 баллов; 2-3 задачи – 3-5 баллов).
3. Конспект вложить в тетрадь и принести на урок в понедельник.
Удачи!