Технология внутреннего туризма

1. Система управления внутренним туризмом в РФ.

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 05.02.2007г. N 12-ФЗ определяет туризм как временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства и постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. В зависимости от составляющих услуг и обслуживаемых категорий населения туризм подразделяется на внутренний и международный.

Внутренний туризм - это временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ тойже страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях.

Международный туризм - это систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории Российской Федерации (въездной туризм) и предоставлением туристских услуг и туристского продукта за рубежом (выездной туризм)

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 05.02.2007г. N 12-ФЗ даются следующие понятия внутреннего, выездного и въездного туризма.

Туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в РФ.

Туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну.

Туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц не проживающих постоянно в РФ.

Государственная политика в сфере туризма - это деятельность органов государственной власти, различных организаций по определению формы, задач и содержания деятельности в сфере туризма.

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим отношения в сфере туризма, Федеральный закон от 05.02.2007г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В соответствии со статьями 3,4 Закона государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ и важным направлением государственного регулирования сферы туризма является поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

С вступлением в силу настоящего Закона с 01.06.2007 года лицензии на туроператорскую и турагентскую деятельность утрачивают силу и вводятся банковские гарантии для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма.

В России сейчас существует две организации, ответственные за состояние туристской отрасли: Федеральное Агентство по туризму (Ростуризм) и Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму в Государственной Думе РФ.

2. Характеристика туристских центров России.

Центр России, Север России, Юг России, Сибирь и Дальний Восток.

К Центру России относятся центральные, западные, северо-западные области, Верхнее Поволжье, Средний и Южный Урал. Регион характеризуется богатым рекреационным потенциалом, ста­бильностью политической обстановки, многообразием культурного наследия, что способствует развитию туризма. На Севере России перспективными для развития туризма можно считать только районы Европейской части: Карельско-Кольский и Русский Север. Здесь имеются как природные рекреационные ресурсы, так и раз­личные культурные и исторические достопримечательности. К Югу России относятся политически стабильные, но слабо развитые в плане рекреации Центрально-Черноземные области, а также Кав­каз, которому одновременно присущи взрывоопасная политическая обстановка и хорошо развитая туристическая инфраструктура. Несмотря на политическую стабильность, регион Сибири и Дальнего Востока характеризуется рядом факторов, отрицательно сказывающихся на развитии туризма: значительная отдаленность от Центра, суровые климатические условия, слабая заселенность, неразвитость инфраструктуры.

Туристические возможности Мурманской области пред­ставлены следующими видами отдыха и развлечений: можно от­правиться на атомном ледоколе из Мурманска на Северный по­люс; поймать и отпустить самую большую семгу в порожистой чистой реке; покататься на горных лыжах по заснеженным горам Хибин; увидеть красоту подводного мира Белого и Баренцева морей; поучаствовать в лыжном марафоне в апреле.

Большой интерес для представителей познаватель­ного могут представлять Соловецкие острова, расположенные в северной части Онежской губы Белого мо­ря. Здесь находится знаменитый Соловецкий монастырь (XV в.) с кремлем, храмами и скитами. Монастырь играл важную роль в защите северных рубежей России, выступал как духовный и хозяйст­венный организатор, а также как собиратель произведений искусства. С 1920г. на островах располагались исправительно-трудовые лагеря, где содержались политзаключенные и духовенство, в частности фило­соф, математик, химик и священник П.А. Флоренский.

Южный Урал долгое время был «белым пятном» на туристи­ческой карте. Это связано с рядом «закрытых городов», находящих­ся на территории Челябинской области. Однако сегодня ситуация меняется. Здесь имеется ряд интересных достопримечательностей. Ильменский государственный минералогический заповедник был организован в 1920 г. в районе города Миасс. Здесь изобилие минералов. В пределах края берут начало многочисленные реки, принадлежащие к бассейнам Камы, Тобола и Урала. В Челябинской области более трех тысяч озер. Благоприятный климат, родоновые воды высокой концентрации, сапропелевые грязи широко приме­няются в курортной сети оздоровительных учреждений.2

В центре России привлекательны для туристов Спасское-Лутовиново в Орловской области, где прошло детство И.С. Тургенева, родина С.А. Есенина — село Константинове в Рязанской области и музей-усадьба Ясная Поляна в Тульской области, где жил великий русский писатель Л.Н. Толстой, и многие другие.

Традиционно популярным среди туристов остается район озера Байкал, который в туристическом плане часто называют Байкальско-Монгольской Азией. Туристам здесь предоставляется возмож­ность побывать на старых эвенкийских стойбищах, познакомиться с бытом старообрядцев и буддистскими монастырями в националь­ных парках Прибайкалья, посетить острова с лежбищами нерпы, а также древнюю столицу Монголии Каракорум.

Из крупных городов России наиболее посещается туристами Санкт-Петербург. Сам город и его пригороды — величайшая культурно-историческая достопримечательность. Прославился он своей героической обороной в период Великой Отечественной войны. 900 дней город находился в блокаде и выстоял. Здесь внимание туристов привлекает прежде всего Зимний дворец (архитектор Б. Растрелли). Здание украшено колоннами, скульптурами, вазами и другими архитектурными деталями. Роскошно внутреннее убранство дворца. В Зимнем дворце располагает­ся музей Государственный Эрмитаж, который знаменит так же, как и Лувр. В Эрмитаже более 2,7 млн. картин, скульптур, рисунков, гравюр, предметов прикладного искусства, мебе; и, исторических костюмов, монет, медалей, оружия и других предметов всех эпох цивилизации.

Прекрасны ансамбли площадей Петербурга: Дворцовой площади, площади Декабристов, площади Искусств, Марсово поле и др. Главная площадь Санкт-Петербурга — Дворцовая. В центре Дворцовой площади возвышается Александрийская колонна (высота вместе с основанием 47,5 м), удерживаемая тяжестью собственного веса. Александрийская колонна символизирует победу русского народа в войне 1812г. Недалеко расположен величественный Исаакиевский собор с позолоченным куполом. Это самый большой в мире пра­вославный собор. Его высота 102 м, занимаемая им площадь — 1 гектар.

Символ Петербурга «Медный всадник» — Конная статуя Петра I работы скульптора Фальконе — находится на площади Декабристов (бывшей Сенатской).

Из других достопримечательностей города следует отметить Адмиралтейство, Петропавловскую крепость, Государственный Русский музей с большим собранием картин и скульптур русских и советских художников и скульпторов, ансамбль зданий Васильев­ского острова, Летний сад с великолепной чугунной оградой. Вели­колепен также Невский проспект — главная улица города.

Привлекают туристов и окрестности Санкт-Петербурга, замечательные загородные дворцы и парки — всемирно известные дворцово-парковые ансамбли — летние резиденции царской семьи и столичной знати. Во время Великой Отечественной войны они были разграблены и разрушены, но после войны восстановлены и снова поражают своим великолепием.

Это императорская резиденция Царское Село, Павловск, Петергоф и Ораниенбаум. Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум на южном берегу-Финского залива, напротив крепости Кронштадт, стал летней ре­зиденцией императора Петра III, для которого был возведен ан­самбль крепости Петерштадт с миниатюрным дворцом работы ар­хитектора А. Ринальди. Позднее для императрицы Екатерины II он постороил китайский дворец и Катальную горку с павильоном. Все эти памятники — сочетание изящного стиля рококо и нарож­дающегося стиля классицизма. В залах музея представлены шедев­ры искусства XVIII в. — гравюры, графика, живопись, скульптура.

Петергоф — один из самых знаменитых памятников русского ис­кусства. «Жемчужиной искусства» называют его живописные сады и парки, сказочной красоты дворцы и фонтаны. В ансамбль входят 7 парков, более 20 дворцов и павильонов, а также 140 фонтанов. Система фонтанов снабжается водой из 22-км самотечного водовода. В этой системе отсутствуют насосы и водонапорные сооружения. Струя самого боль­шого фонтана поднимается на высоту 22 м. Большой каскад фонта­нов украшают 225 позолоченных скульптур.

Ораниенбаум находится в 40 км от Петербурга, недалеко от Пе­тергофа. Его дворцово-парковый ансамбль почти не пострадал во время войны, так как город не был оккупирован. Усадьба принадле­жала сподвижнику Петра I А.М. Меньшикову.

Москва — столица России — Имеет большое будущее для раз­вития туризма, но оно пока сдерживается из-за неразвитой инфра­структуры. Одним из наиболее привлекательных для туристов объек­тов является Кремль, где сейчас находится резиденция Президента Российской Федерации. Кремль называют сердцем Москвы, это за­мечательный архитектурно-исторический памятник, который созда­вался в течение многих веков. Самая красивая башня Кремля — Спасская, на которой в XIX в. были установлены часы диаметром циферблата 6,12 м. Название свое башня получила в честь иконы Спаса, по­мещенной над ее воротами. Из кремлевских башен — три угловые, круглые (Беклемишевская, Угловая Арсенальная и Водовзводная), а четыре — проездные (Спасская, Никольская, Троицкая и Боровицкая).

В центре Кремля на белокаменной Соборной площади находятся соборы. Самый большой из них — Успенский.

Красная площадь была свидетельницей многих исторических со­бытий. Здесь на Лобном месте казнили Степана Разина и Емельяна Пугачева. На этой площади происходили революционные сражения в 1917г. Отсюда уходили на фронт в 1941 г. советские полки. Здесь же в 1945г. состоялся парад Победы, в котором участвовали представители всех фронтов. Красная площадь с ликованием встречала в 1961 г. пер­вого космонавта Юрия Гагарина, а затем и других космонавтов.

Вокруг Кремля и Красной площади расположено Центральное полукольцо, которое представляет собой цепь улиц и площадей. Концы этой цепи упираются в Москву-реку. Здесь сосредоточены многие исторические памятники и государственные учреждения. С востока к Кремлю в Средние века примыкал Китай-город. Стена вокруг этого города была построена в 1535—1538 гг. Протяженность стены составляла 2,5 км. Она имела 12 башен. Остатки этой стены можно увидеть в Китайском проезде на Театральной площади.

В пределах Центрального полукольца расположены По­литехнический музей, Большой и Малый академические театры, Российский академический молодежный театр (Центральный дет­ский театр), старое здание МГУ им. М.В. Ломоносова, Колонный зал, Российская Государственная библиотека и заново построенный великолепный храм Христа Спасителя. Сооруженный в конце XIX в. В честь победы России над Наполеоном, храм затем был снесен в 30-х годах при Советской власти. Кроме того, в центральном полу­кольце находится большое количество исторических памятников.

В центре города, за пределами центрального полукольца, располо­жено Бульварное кольцо, которое включает 10 бульваров. Ранее (в конце XIV в.) по линии этого кольца был возведен высокий земляной вал со рвом, на смену которому пришла каменная стена, имевшая 9 башен с воротами и 30 башен глухих. В XVIII в. эти сооружения были разобра­ны, а на их месте впоследствии были разбиты бульвары. В центре буль­варного кольца находится Арбатская площадь, где стояла одноименная башня с воротами. В 1439 г. через Арбатские ворота в город пыталось пробиться татарское войско хана Мехмета. Оборону возглавил слепой боярин Ховрин. Воины под его руководством отбили женщин и детей, взятых в плен, и обратили в бегство неприятеля. На старом Арбате рас­положены театр им. Е.Б. Вахтангова и дом-музей АС. Пушкина. Неда­леко от Арбатской площади, на Волхонке, находится Государственный Музей изобразительных искусств им. АС. Пушкина.

Исторический центр города опоясывает Садовое кольцо. К числу важных объектов, находящихся в центре города и пред­ставляющих собой большую историческую, а также культурную ценность, следует отнести Государственную Третьяковскую гале­рею, где собраны более пяти тысяч Полотен художников, свыше трех тысяч произведений древнерусского искусства, 900 скульп­турных работ, более 30 тысяч рисунков и гравюр. Рядом с пло­щадью Никитских ворот находится и всемирно известная Кон­серватория им. П.И. Чайковского. Побывав в Москве, невоз­можно не посетить Воробьевы горы, где в 50-х годах прошлого века возведено новое здание МГУ им. М.В. Ломоносова. Высота главного корпуса со шпилем 385 м. Это вторая после Останкинской башни наиболее высокая точка на Русской равнине. На Ломоносовском проспекте сооружена новая библиотека универ­ситета. Со смотровой площадки возле университета открывается великолепный вид города. На другом берегу Москвы-реки видны Дворец спорта и Большая спортивная арена.

К числу выдающихся произведений русского монументального искусства относится архитектурный комплекс Коломенское, распо­ложенный на высоком берегу Москвы-реки. Здесь были созданы в XVI—XVII в. архитектурные памятники, к которым относятся церк­ви Вознесения, Иоанна Предтечи и др. Через Коломенское возвра­щались русские воины после победы на поле Куликовом и через Коломенское вел войска на Казань Иван IV Грозный. В Коломенском создан исторический музей.

Поистине «музыкой в камне», являются два историко-архитектурных памятника Москвы — Новодевичий и Донской монастыри. В Москве на­ходятся свыше 70 музеев, более 60 профессиональных театров, более 80 вузов и много крупных промышленных предприятий.

Богато достопримечательностями и Подмосковье. Это в основном бывшие дворянские усадьбы и памятные места, связанные с жизнью известных деятелей литературы и искусства. Недалеко от станции Софрино находится усадьба Мураново, где создан музей им. Ф.И. Тютчева. Усадьба Абрамцево вошла в историю русской художе­ственной литературы как колыбель русского искусства XIX в. Богата памятниками древней архитектуры подмосковная Коломна.

Среди других достопримечательностей Подмосковья следует отметить усадьбу Архангельское, где бывал АС. Пушкин. Живописны окрестности Волоколамска. В этом древнем городе, построенном новгородцами, находится Иосифо-Волоколамский монастырь с памятниками архитектуры XV в. Привлекает к себе внимание туристов и подмосковный город Клин, где расположена музей-усадьба П.И. Чайковского.

К числу популярных туристических маршрутов относится мар­шрут по Золотому кольцу — старинным русским городам: Сергиев-Посаду, Переяславль-Залесскому, Ростову, Костроме, Иванову, Суздалю и Владимиру.

Сергиев-Посад сформировался как посад возле Троице-Сергеев-ского монастыря, основанного Сергием Радонежским в XIV в. Рос­пись Успенского собора в монастыре была осуществлена великим русским художником Андреем Рублевым. Монастырь считается од­ной из главных православных святынь.

Сергиев-Посад Из Сергиев-Посада по дороге на северо-восток на берегу Плещее­ва озера расположен Переяславль-Залесский. Город был основан в 1152 г. по велению Юрия Долгорукого и сохранил до нашего времени исторические и архитектурные памятники начиная с XII в. Самым известным переяславским князем был Александр Невский. В Переяславле-Залесском имеются историко-художественный музей, Спасо-Преображенский собор, Владимирский собор и др. В этом городе Петр I построил свой первый ботик. Из Переяславля-Залесского можно попасть в Ростов, расположенный у озера Неро. Город основан в 862 г., т.е. намного раньше Москвы. Великолепен Ростовский кремль XV—XVII вв. В городе много архитектурных памятников разных эпох.

Из Ростова, двигаясь по шоссе на север, туристы попадают в ста­ринный русский город Ярославль на реке Волге, который был основан в начале XI в. князем Ярославом Мудрым. По легенде, на месте будущего города было языческое святилище, где князь зарубил священную медве­дицу. И на гербе города изображен медведь. В 1463 г. город вошел в состав Русского государства. В годы смуты Ярославль играл роль вре­менной столицы страны. Сюда вступило ополчение под руководством К. Минина и Д. Пожарского. В Ярославле много исторических и архи­тектурных памятников: Спасский монастырь, Ильинская церковь, Толгский монастырь и др. Это крупный вузовский и промышленный центр.

3. Определение и характеристика туристских ресурсов.

В ФЗ «об основах туристской деятельности в РФ» тур ресурсы определены как «природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил».

Сущность тур ресурсов заключается в том, что они являются основой для формирования туристского продукта и его предложения, иначе это то, что можно использовать в конкретном районе для организации тур - деятельности и привлечения туристов.

Классификация тур ресурсов по Труаси М.: 1. Природные тур ресурсы, определяемые как «потенциальный туристский капитал», к которому относят климат. Воздух, пейзаж, моря, озера, реки, горы, леса и т.п. Особенностью туристских ресурсов является то, что они не восстанавливаются по мере потребления или восстанавливаются десятилетиями либо столетиями. 2. Туристские ресурсы, созданные трудом человека, т.е. архитектурные сооружения, памятники, произведения искусств и пр. Это объекты показа или экскурсий. 3. «Дополнительные» тур ресурсы, созданные трудом человека для оказания услуг и охватывающие инфраструктуру района и все предприятия по приему и обслуживанию туристов. Такие ресурсы можно еще назвать экономическими удобствами путешествия и оценить таким образом уровень развитости сферы услуг для приема и обслуживанию туристов.

Также можно делить их по: принадлежности к определенным компонентам природной среды(климатическим водным лесным), по их функциональному назначению (оздоровительному, познавательному, спортивному), по степени изученности.

4. Понятие «культурное наследие» и включение объектов культуры в туристские программы.

Культурное наследие — понятие очень широкое. Оно включает в себя огромное разнообразие объектов материальной и духовной культуры. К ним в первую очередь относятся памятники археологии, т.е. все, что найдено в раскопках, начиная с произведений искусства, кончая предметами домашней утвари и орудиями труда, дошедших до нас с древнейших времен.

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Культу́рное насле́дие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Объект культурного наследия — место, сооружение (творение), комплекс (ансамбль), их части, связанные с ними территории или водные объекты, другие естественные, естественно антропогенные или созданные человеком объекты независимо от состояния сохранности, которые донесли до нашего времени ценность

с антропологической,археологической, эстетичной, этнографической, исторической, научной или художественной точки зрения и сохранили свою подлинность;

Достопримечательность — объект культурного наследия национального или местного значения, который занесен к Государственному реестру неподвижных достопримечательностей России;

Типы объектов культурного наследия

Сооружения (творения) — произведения архитектуры и инженерного искусства вместе с естественными или созданными человеком элементами, произведения монументальной скульптуры и монументального занятия живописью, археологические объекты, пещеры, с имеющимися свидетельствами жизнедеятельности человека, здания или помещения, в них, что сохранили аутентичные свидетельства о примечательных исторических событиях, жизнях и деятельности известных лиц;

Комплексы (ансамбли) — топографически определенная совокупность отдельных или соединенных между собой сооружений разного назначения, которые отмечаются своей архитектурой и органической связью с ландшафтом;

Выдающиеся места — топографическое определенные зоны или ландшафты, естественные, естественно антропогенные творения, которые донесли до нашего времени ценность с антропологической, археологической, эстетичной, этнографической, исторической, художественной, научной или художественной точки зрения.

Виды объектов культурного наследия

Археологические — городища, курганы, остатки древних поселений, стоянок, укреплений, военных лагерей, производств, ирригационных сооружений, путей, могильщики,культовые места и сооружения, мегалиты, наскальные изображения, участки исторического культурного слоя, поля давних битв, остатки жизнедеятельности первобытых и древних людей;

Исторические — дома, сооружения, их комплексы (ансамбли), отдельные захоронения и некрополи, выдающиеся места, связанные с важными историческими событиями, с жизнью и деятельностью известных лиц, культурой и бытом народов;

Монументального искусства — произведения изобразительного искусства, как самостоятельные (отдельные), так и те, которые связаны с архитектурными, археологическими или другими достопримечательностями или с образуемыми ими комплексами (ансамблями);

Архитектуры и градостроительства — исторические центры, улицы, кварталы, площади, архитектурные ансамбли, остатки давнего планирования и застройки, отдельные архитектурные сооружения, а также связанные с ними произведения монументального, декоративного и изобразительного искусства;

Садово-паркового искусства — сочетания паркового строительства с естественными или созданными человеком ландшафтами;

Ландшафтные — естественные территории, которые имеют историческую ценность. См. также Памятник природы.

Объекты культурного наследия включаются в Программу по следующим основным критериям:

социальная значимость объекта;

развитие инфраструктуры туризма;

включение объекта в хозяйственный оборот;

финансирование работ из федерального бюджета.

В состав комплекса мероприятий по противоаварийным и консервационным работам входит организация первоочередных спасательных работ по наиболее значимым памятникам истории, архитектуры, археологии.

5. Значение экономических ресурсов в туризме.

Экономические ресурсы - это природные, людские и произ­веденные человеком ресурсы, которые используются для про­изводства товаров и услуг. Все экономиче­ские ресурсы можно разделить на материальные ресурсы (зем­ля, капитал) и людские ресурсы (труд и предпринимательская способность).

Материальные экономические ресурсы

Земля - понятие, включающее в себя собственно землю, недра, водные, лесные и др. ресурсы.

Капитал – экономический ресурс, выраженный в денежной форме, или в средствах производства (денежный и реальный капитал).

Людские экономические ресурсы

Труд – люди с их способностью производить товары и услуги.

Предпринимательская способность – способность людей к организации производства товаров и услуг.

6. Характеристика природных ресурсов России.

Природно-ресурсный потенциал — совокупность естественных ресурсов, являющихся основой экономического развития территории. Это очень важная для каждой страны и ее регионов характеристика, отражающая размещение природных ресурсов, обеспеченность ими отдельных отраслей народного хозяйства, их влияние на формирование хозяйственной специализации и пространственной организации территории. Величина природно-ресурсного потенциала представляет собой сумму потенциалов отдельных видов ресурсов

Россия является одной из богатейших по наличию природных ресурсов стран мира. РФ обладает огромным и разнообразным по видовому составу (более 200 видов) природно-ресурсным потенциалом. По объему и многообразию природных ресурсов России практически нет равных в мире.

2. Водные ресурсы

Вода - основа жизни на планете. Россия омывается водами 12 морей, принадлежащих трем океанам, а также внутриматерикового Каспийского моря. На территории России насчитывается свыше 2,5 млн. больших и малых рек, более 2 млн. озер, сотни тысяч болот и других объектов водного фонда. Наиболее обеспечены водными ресурсами низовья крупных рек. Повышенный уровень водообеспеченности характерен для гумидных зон (тундровой и лесной) России. Из субъектов РФ наибольшие показатели имеют Красноярский край и Камчатская область (без автономных округов), Сахалинская область, Еврейская автономная область. В центре и на юге Европейской части страны, где сосредоточено основное население России, зона удовлетворительной водообеспеченности ограничивается долиной Волги и горными районами Кавказа. Из административных образований наибольший дефицит водных ресурсов отмечается в Калмыкии и Ростовской области. Немногим лучше ситуация в Ставропольском крае, южных областях Центрального Черноземного района и в южном Зауралье.

Ресурсы подземных вод составляют примерно 790 км3/год. Более трети потенциальных ресурсов сосредоточены в европейской части страны. Наиболее разведаны прогнозные ресурсы в Калининградской области - 87,9%, наименее - от 2,5 до 4,8% - на севере и северо-западе России, а также в Сибирском и Дальневосточном регионах.

3. Земельные ресурсы

В соответствии с данными государственной статистической отчетности площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2010 года составила 1709,8 млн. га.

Земельные ресурсы являются естественной основой для производства сельскохозяйственной продукции. Наиболее значительные ресурсы высокопродуктивных земель имеются в черноземных областях, особенно в Центрально-Черноземном районе, Волжско-Донском междуречье, в равнинной части Северного Кавказа и степном Зауралье. Земли среднего аграрного качества занимают обширные пространства в нечерноземных регионах европейской России. Локальные участки земель с удовлетворительным аграрным потенциалом имеются в южной Сибири, на юге Дальнего Востока и даже в атласной зоне Якутии.

4. Гидроэнергетические ресурсы

Россия обладает огромными гидроэнергетическими ресурсами. Но они используются менее чем на 20%. Большая часть гидроэнергетических ресурсов приходится на Сибирь и Дальний Восток (80%). Особенно велики они в бассейнах рек Енисея, Лены, Оби, Ангары, Иртыша, Амура. Богаты гидроэнергоресурсами реки Северного Кавказа.

Велико значение рек для развития межрайонных и внутрихозяйственных связей.

В России - самая разветвленная речная сеть в мире; протяженность судоходных речных путей по России - свыше 400 тыс. км.

5. Топливные ресурсы

Особенностью размещения топливных ресурсов нa территории России является высокая степень локaлизaции и отдаленность наиболее продуктивных и интенсивно используемых месторождений от центров потребления ресурсов. В результате центры производствa и потребления ресурсов отстоят друг от другa нa огромные, дaже по мaсштaбaм России, рaсстояния.

Уникaльное знaчение Хaнты-Мaнсийского и Ямaло-Ненецкого округов для топливно-энергетического обеспечения стрaны общеизвестно. Повышенным относительно среднероссийского уровня потенциaлом природного топливa рaсполaгaют регионы Волго-Урaльской нефте - гaзоносной провинции - Тaтaрия, Удмуртия, Сaмaрскaя и Оренбургскaя области (в меньшей степени Пермский край), a тaкже Республика Коми, Кузбaсс и Якутия. Отмечaется зaкономерное снижение ресурсного потенциaлa в регионaх с большим возрaстом aктивной эксплуaтaции месторождений.

6. Биологические ресурсы

Растительный мир: на территории России насчитывается 11 400 видов сосудистых растений; 1370 - мохообразных; более 9000 водорослей, около 3000 видов лишайников, более 30 000 - грибов. 1363 вида обладают различными полезными свойствами, из них 1103 вида используются в медицине

Следует отметить, что, по некоторым оценкам, объем промысловых запасов дикорастущих растений составляет около 50% от биологических запасов.

Животный мир: Территория России огромна - свыше 17 миллионов квадратных километров. Природные условия - самые разнообразные. Поэтому и значительная часть мирового биологического разнообразия находится в нашей стране. В России насчитывается около 1513 видов позвоночных животных\

8. Лесные ресурсы

Россия является крупнейшей лесной державой. Площадь лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, превышает в Российской Федерации 1180 млн. га. По обеспеченности лесами Россия занимает первое место в мире, обладая примерно 1/5 мировых лесонасаждений и запасов древесины, а в отношении бореальных и умеренных лесов является практически монополистом, обладая 2/3 мирового запаса. Лесной фонд Российской Федерации, простирающийся на многие тысячи километров от сосновых лесов Куршской косы на берегах Балтики до березняков Камчатки и ельников Северного Сахалина, от скудной карликовой растительности севера Кольского Приполярья до богатейших по видовому составу лесов Причерноморья, занимает 69% суши страны. При этом уровень лесистости (отношение покрытой лесом площади ко всей территории) в целом по России составляет 45,3%.

Леса России богаты растительными и животными ресурсами.

8. Рекреационные ресурсы

Рекреационные ресурсы включают в себя природные и культурно-исторические комплексы и их элементы, каждый из которых имеет свою специфику.

Рекреационные ресурсы представляют собой комплекс физических, биологических и энергоинформационных элементов и сил природы, которые используются в процессе восстановления и развития физических и духовных сил человека, его трудоспособности и здоровья. Практически все природные ресурсы обладают рекреационным и туристским потенциалом, но степень использования его различна и зависит от рекреационного спроса и специализации региона.

В России есть районы, где рекреационная деятельность выступает определяющей отраслью в структуре их общественного воспроизводства. В состав ее входит сеть рекреационных предприятий и организаций. Наибольшее богатство в плане рекреационных ресурсов представляют зоны смешанных лесов и лесостепи. Из горных областей наибольший интерес представляет Кавказ, перспективны Алтайский край и ряд восточных горных районов.

Заповедники — уникальные или наиболее типичные для географических зон участки территории, изъятые из хозяйственного пользования для сохранения и изучения природного комплекса. Целью заповедников служит также восстановление и разведение ценных животных и растений.

Природные национальные парки — участки территории, образуемые для сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность в силу благоприятного сочетания естественных и культурных ландшафтов, и используемые в рекреационных, просветительных, научных и культурных целях.

Площадь охотничьих угодий — земли, занятые лесом, водой и сельхоз угодьями, которые служат местом обитания диких зверей и птиц и могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства.

Заповедно охотничьи хозяйства — участки территории, предназначенные для сохранения и восстановления диких животных. В отдельных случаях допускается и строго регулируется охота.

7. Организация туристической поездки по России (составление программы, необходимая документация, расчет цены).

ВАРИАНТ 1.

а) Создание привлекательного турпродукта.

Основной задачей деятельности туроператора является создание тура, подкрепленного соответствующей программой обслуживания. Этот продукт и является основным туристским продуктом туроператора, выпускаемым на рынок.

После проведения необходимых маркетинговых исследований на основе полученных результатов создаётся привлекательный туристский продукт.

Поэтому создание туристского продукта начинается с изучения его потребительских качеств и свойств, с выявления наиболее привлекательных сторон для туристов. Именно они являются ориентирами при разработке и реализации туристского продукта.

Специалистами выделено несколько основных потребительских свойств туристского продукта:

• обоснованность - т. е. предоставление всех услуг должно быть обусловлено целью путешествия и сопутствующими условиями, основанными на потребностях туриста;

• надежность - соответствие реального содержания продукта рекламе, достоверность информации;

• эффективность - достижение наибольшего эффекта для туриста при наименьших расходах с его стороны;

• целостность - завершенность продукта, его способность полностью удовлетворить туристскую потребность;

• ясность - потребление продукта, его направленность должныбыть понятныкак туристу, так и обслуживающему персоналу;

• простота в эксплуатации;

• гибкость - способность продукта и системыобслуживания приспособиться к другому типу потребителя и быть невосприимчивым к замене обслуживающего персонала;

• полезность ― способность служить достижению одной или нескольких целей (например, отдых и познание), удовлетворять те или иные потребности туриста.

Наряду с вышесказанным специалистами признана важность такого неизмеримого свойства туристского продукта, как гостеприимство. Гостеприимство в сфере туристской индустрии - это профессиональное требование, это искусство дать людям почувствовать, что им рады.

Все это выглядит очень гостеприимно, а значит, и привлекательно для туристов.

б) Вербальнаямодель тура.

Согласно ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» проектирование тура предусматривает согласование возможностей предприятия, осуществляющего этопроектирование, с запросами туристов. В соответствии с этим ГОСТом проектная документация должна содержать требования безопасности, обеспечивающие в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» (от 9 января 1996 г.) безопасность жизни, здоровья и имущества туристов, охрану окружающей среды.

Основой для проектирования услуги является ее вербальная модель (или краткое описание) - набор требований, выявленных в результате исследования рынка услуг, согласованных с заказчиком, и учитывающих возможности исполнителя услуг.

Документация, отражающая требования к любому виду обслуживания туристов, должна содержать:

• описание процессов, форм и методов обслуживания туристов;

• характеристики процессов обслуживания туристов;

• требования к типу, количеству и пропускной способности используемого оборудования;

• необходимое количество персонала и уровень его профессиональной подготовки;

• договорное обеспечение обслуживания;

• гарантии обслуживания туристов;

• согласования с собственниками рекреационных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического контроля, пожарного надзора и др.

Результатом проектирования туристской услуги является технологическая документация (технологические карты, инструкции, правила, регламентыи пр.).

Проектирование услуги «туристское путешествие» предусматривает два этапа:

1) проектирование каждого тура, включаемого в услугу «туристское путешествие», в соответствии с программой обслуживания туристов;

2) проектирование услуги «туристское путешествие» в целом. При проектировании услуги по запросам туриста необходимо учитывать возможности предприятия - исполнителя услуги.

Результатом проектирования тура является правильное содержание:

а) технологической карты туристского путешествия;

б) графика загрузки предприятия - поставщика услуг;

в) информационного листка к туристской путевке;

г) программы обслуживания туристов.

Завершающим этапом проектирования услуги является анализ проекта, направленный на выявление и своевременное устранение в нем несоответствий. Результат анализа проекта - правильное содержание технологической документации туристского предприятия.

Документацию на спроектированные туристские услуги и процессы обслуживания туристов утверждает руководитель туристского предприятия по согласованию с заказчиком.

в) Программа обслуживания туристов

Программа обслуживания - это набор услуг, предоставляемых туристам в соответствии с их потребностями и тематикой тура, заранее оплаченный и распределенный по времени проведения тура.

При составлении программы обслуживания обычно используются два подхода:

1. При заключении договора между туроператором и турагентом (либо при реализации индивидуального тура) - программа обслуживания составляется, согласовывается и утверждается сторонами в виде набора услуг(списком), без распределения по конкретным дням обслуживания. Это обусловливается тем, что заранее довольно трудно определить конкретные даты работы музеев, проведения экскурсий, интересующего туристов спектакля, концерта и т.д.

2. Непосредственно перед заездом, примерно за 3 дня (по договоренности), фирмы дополнительно факсом согласовывают уже конкретную программу обслуживания по дням с указанием наименования гостиницы, в которой туристы будут размещаться. Индивидуальный турист получает такую программу в агентстве одновременно с получением путевки или ваучера.

Оптимальная программа обслуживания - это такая программа, которая учитывает потребности клиентов и тематику обслуживания (вид туризма) с точки зрения содержания, состава услуг, их количества и порядка предоставления.

При составлении конкретной программы обслуживания через направляющую фирму заранее выясняют пожелания туристов. Здесь уже имеется в виду не столько изучение спроса, сколько выявление конкретных пожеланий туристов относительно посещения того или иного объекта, не входящего в экскурсионную программу (например, посещение биржи для деловых туристов и т. п.).

При организации конгрессных туров необходимо предусмотреть: обеспечение оргтехникой, множительной техникой; наличие помещений для заседаний; изготовление папок, значков, пригласительных билетов и их распространение; проведение банкетов, приемов, коктейль-часов, пресс-конференций; работу секретариата.

Необходимо также обеспечить предоставление автотранспорта - автобуса для экскурсионных поездок, автомобилей для деловых поездок

г) Характеристика поставщиков туруслуг.В обслуживании туристов во время путешествий участвует множество разнообразных предприятий и организаций. К ним относятся: предприятия, предоставляющие средства размещения (гостиницы, турбазы, мотели и др.); предприятия питания (рестораны, кафе, столовые и др.);

экскурсионные фирмы; транспортные компании и предприятия; шоу, кино, видео и другие подобные организации; спортивные предприятия и сооружения; рекреационные предприятия, бытовые фирмы; торговые организации имногие другие.

Поэтому при составлении программ туров особое внимание уделяется поставщикам услуг.

При работе с поставщиками услуг необходимы:

- серьезный подход к качеству услуг, предоставляемых партнёром;

- соблюдение соответствия уровня и типа гостиницы, предприятия питания, транспортных услуг;

- внимательный и квалифицированный подход к составлению всей договорной документации по сотрудничеству.

При работе с поставщиками основных услуг (с гостиницами, предприятиями питания, транспорта) обычно в договорах определяется квота мест, но с различными гарантиями заполнения. При взаимодействии, например, с транспортными компаниями многие турфирмы стремятся получить право продажи проездных документов (билетов на авиационный, железнодорожный, водный и автотранспорт) на внутренних и международных линиях.

Не менее важными для туристской фирмыявляются ее взаимоотношения с гостиничными предприятиями, которые, как правило, определяются договорами о квоте мест с гарантией заполнения 30-80 %; о квоте мест без гарантии заполнения; о твёрдой закупке мест с полной оплатой и т.д.

д) Составление договорного плана тура

Перед договорной кампанией обычно составляется договорный план, включающий следующие разделы:

- наименование партнера;

- основной предмет договора;

- срок действия договора;

- сроки заключения договоров;

- особые сведения.

ВАРИАНТ 2.

Разработка туристского продукта, т.е. создание и организация путешествий является чрезвычайно сложным процессом. Создание турпродукта обычно начинается с появления идеи и принятия решения разработать тур (тур― комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, услуги экскурсионные, гидов-переводчиков и другие, предоставляемые в зависимости от цели путешествия (паломничество, экскурсия, научная деятельность).

Программа тура ― расписанный по дням план поездки с указанием дат посещения тур центров на маршруте.) и завершается процессом продвижения его на рынке с последующими продажами. После того как решение о создании тура принято, следуют обобщенно несколько этапов разработки турпродукта. Это:

1.Изучение спроса на туристском рынке и определение базовых составляющих тура.

2.Расчет стоимости и установление ценытура.

3. Продажа (реализация) тура, т.е. продвижение его на рынке

На первом этапе происходит создание концепции тура, изучение основных тенденций в туризме и экскурсионном туризме. Наряду со спросом исследуется также предложение с целью поиска и отбора для предстоящего тура первичных туристских услуг и их производителей и поставщиков. Изучаются тур центры, в которые прибудут туристы. Важны их транспортная доступность, степень развитости инфраструктуры, качество услуг.

После того как завершено изучение спроса и предложения на рынке составляется рабочий проект (вербальная модель) тура.Таким образом, когда более определенными становятся параметры будущего тура, создаются основы для расчета его цены.

Цена продажи вычисляется на основе учета суммырасходов, прибыли и налогов. Сумма расходов включает прямые расходы (затраты на перевозку, размещение, питание туристов, их экскурсионное обслуживание) и косвенные расходытуроператоров (затратыпо менеджменту туристской организации ― аренд

8. Правила организации поездок групп туристов на железнодорожном транспорте по территории РФ.

Перевозки групп туристов железнодорожным транспортом организуются на регулярных поездах, предназначенных для общего пользования, и на специальных, которые формируются под определенный маршрут и на определенное время.

Для перевозки туристов на регулярных поездах железнодорожные перевозчики осуществляют продажу проездных документов на группу не менее 10 человек по предварительным заявкам. В заявке указываются: наименование юридического лица, количество мест, номер поезда, тип вагона, дата выезда, станция отправления и станция назначения. К заявке прилагается пофамильный список группы пассажиров в двух экземплярах с указанием реквизитов их документов и руководителя группы. При недостатке мест в поезде и в вагонах, указанных в заявке, с согласия юридического лица могут быть предоставлены места в другом поезде или вагонах. Если в заявке содержится просьба о предоставлении отдельных вагонов, оплате подлежат все места в таких вагонах независимо от количества проезжающих пассажиров.

Прием заказов на оформление билетов по групповым заявкам производится в период от 60 до 10 сут. до отправления поезда. За резервирование мест в поездах для перевозки организованных групп с юридических лиц взимается сбор, установленный в определенном размере. В случае отказа от выделенных мест сбор не возвращается.

Оплата заказанных билетов должна производиться не позднее установленного перевозчиком срока наличными деньгами или по безналичному расчету. Если в установленный срок проездные документы представителем организованной группы не оформлены, заявка аннулируется и билеты передаются в общую продажу. В случае поступления заявки на билеты менее чем за 10 сут. до отправления поезда и при возможности ее оформления стоимость проезда должна быть оплачена в течение суток с момента предъявления заявки.

Оформление проезда группы туристов по заявке производится на одном бланке проездного документа в каждый вагон. При этом в билете указываются фамилия руководителя группы и реквизиты документа, удостоверяющего его личность. На двух экземплярах списка пассажиров ставится отметка пункта оформления документа. Один экземпляр списка остается в пункте оформления билета, а второй предъявляется руководителем группы проводнику вагона при посадке в поезд.

Если по какой-либо причине организация расторгает договор на перевозку, то сумма денег за возвращенные билеты зависит от срока сдачи проездных документов. При возврате неиспользованных проездных документов за срок, превышающий 7 сут. до отправления поезда, стоимость проезда возвращается полностью. Если билеты сдаются менее чем за 7 сут. до отправления поезда, но не позднее чем за 3 сут., удерживается 50% стоимости плацкарты. При возврате проездных документов менее чем за 3 сут. до начала рейса стоимость плацкарты удерживается полностью.

Как правило, во время путешествия группы туристов по железной дороге, ее сопровождает представитель туристической фирмы (руководитель туристической группы). Группа собирается в заранее обусловленное время, чаще всего возле указанного вагона.

Перед началом маршрута руководитель группы обязан: детально ознакомиться с программой обслуживания в каждом пункте маршрута; правилами и порядком проезда; резервированием мест и оформлением комиссионных сборов в пунктах пересадки и обратного выезда; местом размещения и питания туристов; экскурсионного обслуживания туристов; калькуляцией стоимости услуг, которые должны быть предоставлены туристу.

Руководитель группы должен иметь:

1. План-задание к наряду с указанием всех реквизитов группы: № группы, маршрута, тура, путевок, количества человек в группе; сроки обслуживания, наименование, телефон и адрес организации, купившей путевку (или данные туристов-индивидуалов). План-задание к наряду оформляется менеджером или методистом туристской фирмы и заверенное его подписью, выдается руководителю тургруппы.

2. Памятку руководителя тургруппы.

3. Копию калькуляции принимающего бюро путешествий (турфипмы).

4. Копию расчета стоимости путевки.

5. Бланк списка туристов.

6. доверенность на обслуживание туристов, выписанную на его имя в принимающую турфирму (бюро).

7. Бланк отчета.

8. Бланк отзыва туристов о маршруте.

Проездные документы на проезд в железнодорожном транспорте являются документами строгой отчетности и должны в обязательном порядке быть возвращены в туристическую фирму.

При организации специальных железнодорожных туров между железной дорогой и туристической фирмой заключается договор на выделение поездов и вагонов. Предметом соглашения является предоставление арендатору (туристической фирме) специального поезда на определенное количество мест. В общее количество мест включаются места для дирекции туристического поезда, поездной бригады и работников вагонов-ресторанов.

В договоре определяется порядок сдачи-приема поезда. Передача поезда арендатору и его возвращение осуществляется на основе акта.

В договоре обговариваются стоимость аренды и порядок расчетов. прибыли.

К договору аренды специализированного туристического поезда прилагаются:

- маршрут поездки и пункты остановок;

- сроки путешествия с указанием дат и продолжительности остановок в каждом пункте маршрута;

- количество вагонов-ресторанов;

- услуги в поезде (напитки, чайная продукция, завтраки в купе и пр.).

9. Особенности организации религиозных и паломнических поездок по России.

Религиозный туризм -- это самостоятельный вид туризма. У него, как и у других его видов, есть свои разновидности: паломнический туризм, религиозный туризм экскурсионной направленности. В некоторых случаях выделяют специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты. Специализированные турырассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение

Смысл паломничества, заключается в поклонении святым местам. Это поклонение носит религиозный характер и связано с совершением богослужений и молитв у чтимых святынь. Всякое иное посещение святых мест, не связанное с религиозным поклонением, строго говоря, не имеет отношения к каноническому паломничеству.

Эта разновидность религиозного туризма представляет собой совокупность поездок представителей различных религий с паломническими целями. Паломничество мы можем понимать как странствие людей для поклонения святым местам. Совершать паломничества людей побуждает много различных мотивов.

Во-первых, совершение религиозного обряда (молитва, причастие, исповедание). Религиозные таинства представляют собой самую главную внутреннюю основу, содержание жизни Православной церкви. Во-вторых, духовное совершенствование. Десятки и сотни тысяч самых разных людей тянутся в наши обители именно за духовной пищей. В-третьих, получение благодати, духовного и физического совета. В-четвертых, религиозное просвещение. В-пятых, поклонение святому месту, храму, мощам.

Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, не которые из них находят здесь себе духовников. Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи - особенно до 18 века. Интересно, что многие монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров в качестве музеев. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России. [7]

Можно выделить различные виды паломничества. По числу участников и признаку семейной принадлежности различают индивидуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжительности можно обозначить паломничества длительные и короткие. Раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней. В зависимости от того, в какой стране находятся объекты, посещаемые паломниками, существуют поездки внутренние и зарубежные.

Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения, чем другие путешественники. Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках

Паломничества связаны с посещением определенных мест, являющихся святыми. Это могут быть монастыри, храмы, природные объекты - горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто паломничества бывают приуроченными к определенным праздникам. Скажем, в христианстве паломничество в тот или иной храм или монастырь может быть приурочено к дню празднования местночтимого святого.

Особенности организации религиозных туров в России

Религиозный туризм является составной частью современной туристской индустрии. С материальной точки зрения каждый турист нуждается в транспорте, гостинице, питании, покупках сувениров. Тур религиозной направленности является туристским продуктом, разрабатываемым туроператором. Соборы и мечети, культовые музеи и духовные центры -- туристские объекты, которые пользуются все более и более возрастающим спросом.

Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дает определение туристской индустрии. Применительно к исследуемому нами религиозному туризму можно сказать, что индустрия религиозного туризма -- совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, различных религиозных объектов, а также организации, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Индустрия религиозного туризма является составной частью индустрии туризма в целом. В индустрии религиозного туризма можно выделить следующие четыре сектора.

«Размещение» - это совокупность средств размещения -- гостиниц, кемпингов, общежитий и т.д.

«Питание» -- рестораны, столовые, кафе, предприятия питания на транспорте и т.д.

3. «Транспорт» -- транспортные предприятия и услуги разных видов транспорта.

4. «Религиозные объекты». В этот сектор входят:

культовые сооружения -- монастыри, святилища, храмы и храмовые комплексы, капеллы, часовни, ступы;

природные объекты -- святые источники, колодцы, горы,

водоемы (реки, пруды), рощи;

небольшие объекты культа -- придорожные кресты, алтари божеств на обочинах дорог, троп и т.д. [1]

Следует иметь в виду, что эти объекты могут быть расположены вместе. Например, святой источник может находиться в православном монастыре или отдельно. Можно сказать, что святое место -- это место, имеющее очень большое значение для представителей определенной религиозной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников. Религиозный центр -- понятие более широкое, чем «святое место». Сюда наряду со святынями входят образовательные учреждения и (или) административные органы религиозных организаций. На самом деле дать определения этим понятиям, учитывая воззрения всех религий, невозможно. Определения святого места и религиозного центра подходят для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни.

В последнее время отмечается повышенный интерес к религиозному туризму и паломничеству. Как следствие этого, увеличивается количество предложений по организации подобного рода поездок.

Организацией паломнических туров могут заниматься туристские фирмы, специализирующиеся на индивидуальном и групповом туризме соответствующих направлений. Святые места буддизма и синтоизма ввиду небольшого распространения этих религий в нашей стране пользуются ограниченным спросом на рынке паломнического туризма. Буддийские святыни вызывают интерес среди членов организаций, занимающихся восточными единоборствами, но из-за своей малочисленности подобные поездки не учитывались в статистических данных.

Туры:

· Москва (Монастыри Москвы, Святыни Москвы, Старообрядчество, Святители Москвы, Чудотворные иконы Москвы, История дома Романовых и т.д.);

· Подмосковье (Александров, Гаденово, Давидова пустынь - Серпухов, Дмитров, Иосифо - Волоцкий монастырь, Коломна, Мураново, Серпухов, Пафнутьево - Боровкий монастырь, Паленово, Звенигород и т.д.);

· Золотое Кольцо (Владимир - Суздаль, Егорьевск, Кострома, Малоярославец, Муром - Гороховец, Павловский Посад, Троице - Сергиева Лавра, Ярославль. Толгский монастырь и т.д.);

· Север (Антоньево – Сийский монастырь, Коневец, Валдай, Соловки, Соловки – Архангельск, Соловки – Валаам – Кижи, Соловки – Коневец – Валаам – Кижи, Великий Устюг – Каргополь, Вологда – Кириллов – Ферапонтово, Ярославль – Толгский монастырь и т.д.);

· Северо-Запад (Санкт-Петербург - Валаам - Коневец – Свирь, Коневец-Валаам-Свирь-Кижи-Соловки. Теплоход "Господин Великий Новгород"; Соловки-Кижи-Свирь-Валаам-Коневец. Теплоход "Господин Великий Новгород"; Кижи - Валаам - Коневец - Александро-Свирский мон. На Преображение Господне; Осташков. Нило-Столобенский монастырь; Санкт - Петербург - Вырица – Тихвин; Александро-Свирский мон. - Валаам - Коневец. На Преображение Господне; Псков - Печеры и т.д.);

· Юго-Запад (Белоруссия, Киев – Почаев - Чернигов);

· Восток (Алтай, Екатеринбург, Дивеево, Муром - Дивеево, Святыни Вятского края, Смоленск – Вязьма - Дорогобуж);

· Юг (Задонск – Елец – Воронеж, Крым – Херсонес, Крым – Орлиное, Закарпатье, Северный Кавказ)

10. Организация детско-юношеского туризма в России.

Детско-юношеский туризм — туризм с детско-юношескими группами. Детско-юношеский туризм в России имеет государственную основу в виде системы центров детско-юношеского туризма, станций юных туристов, секций спортивного туризма при Детско-юношеских спортивных школах.

Как возможный вариант, отдых детей работников может быть организован через принадлежащие организации оздоровительные лагеря.

Детский туризм на сегодняшний день - один из самых устойчивых сегментов туристского рынка РФ. Такая тенденция объясняется тем, что в РФ, как ни в одной другой стране мира, именно детский туризм носит социальный статус, что означает полное или частичное финансирование данного вида деятельности за счет бюджетных средств государства. В Федеральном Законе «Об основах туристской деятельности в РФ» социальный туризм («путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды») выделен как отдельный вид туризма наряду внутренним, въездным и выездным.

Самой крупной структурой, финансирующей социальный детский туризм, является Фонд социального страхования РФ (ФСС), в бюджет которого из года в год закладывается статья расходов на оздоровление и санаторно-курортное лечение детей.

Рынок детского туризма характеризуется такими направлениями, как отдых, оздоровление и лечение, экскурсионные туры для школьных групп по России (Москва, Санкт-Петербург, «Золотое кольцо»).

Детские экскурсионные туры пользуются наибольшим спросом во время школьных каникул (зимних, весенних и осенних), майских праздников, а также в начале лета. На организации подобных программ в основном специализируются операторы по внутреннему туризму - «Аврора-интур», «Солвекс», «Согласие», «Дельфин».

Но в, то, же время спрос на детский отдых является самым стабильным. По статистике туристских фирм, занимающихся детским, семейным и молодежным туризмом, примерно 80 % их клиентов - дети, 15 % - семьи, 5 % - молодежь.

География предложений на рынке детского туризма в последние годы довольно обширна: Россия (Подмосковье, Центральная Россия, Черноморское и Азовское побережье Краснодарского края), Крым.

В соответствии с Законом РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ туризм определяется как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».Детско-юношеский туризм выделяется из сочетания детского и молодежного видов туризма и подразумевающий путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 18 лет с различными

целями. «Туризм детский и юношеский – путешествия лиц детского и юношеского возраста».

По тематическим направлениям познавательные путешествия школьников можно разбить на этнографические, геологические, экологические, исторические, археологические и другие виды выездов.

При организации самодеятельных походов со школьниками существуют нормативы, ограничивающие возраст участников и их подготовку.

Например, к тренировочным выездам допускаются дети от 7 лет с предоставлением одного руководителя на 6 школьников, в походы 1-ой категории сложности допускаются учащиеся от 12 лет, 2-ой категории - от 14 лет,

руководитель сопровождает 12-15 детей. Впоходы 3-ей категории сложности идут школьники от 15 лет в сопровождении одного руководителя на 8-12 человек

В детском туризме существует особенность в классификации на основе такого критерия как сезонность.

Выделяются:

- сезонный - каникулярный период (осень, зима, весна - 8-12 дней, лето - 3 месяца),

- межсезонный.

Можно выделить несколько основных видов детско-юношеского туризма, существующих в настоящее время в

России, а именно:

1. Внутренний туризм:

экскурсии для школьников

спортивный туризм (в т.ч. спортивно-туристские соревнования)

самодеятельные школьные обмены

познавательные и рекреационные детские турына коммерческой основе

оздоровление и отдых в детских лагерях

2. Выездной туризм:

организация международных безвалютных обменов

образовательные, деловые и поощрительные выезды для талантливых подростков, победителей творческих

конкурсов, олимпиад и т.д.

познавательные и рекреационные турына коммерческой основе

выезды в международные молодежные и детские центры (лагеря)

Сегодня в России в области детского туризма одновременно работают как коммерческие, так и некоммерческие организации.Коммерческая сфера состоит из туристских фирм, туристских баз и частных лиц, работающих со школьниками.

Некоммерческая сфера представлена:

государственными и муниципальными органами управления,государственными и муниципальными

образовательными учреждениями, в том числе учреждениями дополнительного образования,общественными (самодеятельными) объединениями (туристские клубы, спортивные секции, детские и молодежные общественные организации и движения).Образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи и т.д.) в настоящее время, как

правило, тоже включают в свои учебные планыэлементытуристской деятельности.

Кспециализированным учреждениям можно отнести Станции юных туристов, Центрыдетско-юношеского туризма и аналогичные.

ГОС ДОКУМЕНТ.ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ,ЭКСПЕДИЦИЙ И ЭКСКУРСИЙ (ПУТЕШЕСТВИЙ) С УЧАЩИМИСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХШКОЛ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ,ВОСПИТАННИКАМИ ДЕТСКИХ ДОМОВ ИШКОЛ-ИНТЕРНАТОВСТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приложение 1к приказуМинистерства образования Российской Федерацииот 13 июля 1992 г. № 293

1. Общие положения1.1. Настоящая Инструкция определяет порядок проведения туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) учащихся общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанников детских домов и школ-интернатов, студентов педагогических училищ Российской Федерации.

1.2. Тур


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: