Симметричные и асимметричные

Вопрос 19.

Мизансцена. Виды мизансцен.

Мизансцена - расположение актёров на игровом пространстве в определённых сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в той или иной момент сценического действия.

МИЗАНСЦЕНА - ОБРАЗНЫЙ ЯЗЫК РЕЖИССЕРА. Режиссер, по классическому определению В.И. Немировича-Данченко, и толкователь, и учитель сцены и организатор. Его функции многообразны, а роль всеобъемлюща. У каждого из создателей представления свой собственный художественный язык. Драматургия входит в большой департамент литературы и сфера её владений – слово. Артист выразит свое понимание в действии, художник в макете, композитор в музыке.

Мизансцены могут быть метафорическими (с равнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака) гибербологическими (художественно преувеличенными) и ироническими. Театральная терминология делит также мизансцены на главные и не главные, узловые, проходные, служебные и даже неизбежные и неминуемые.

Узловые, центральные - мизансцены, которые в своей пластической выразительности возвышаются до художественного выявления смысла режиссёрского замысла, образного выражения его идеи.

Мизансцена финальная - выдающая образный смысл представления, его идею, создающая единение исполнителей и зрителей.

Мизансцена опорная - это основное расположение действующих лиц, художественных коллективов, которое определят построение мизансцен данного номера или эпизода.

Мизансцена переходящая - осуществляющая переход от одной опорной мизансцены к другой. Переходная мизансцена является важнейшим элементом монтажа массового представления.

Мизансцена - одно из сильнейших выразительных средств сценического искусства и вообще режиссерского искусства в частности.

Мизансцена - одно из важнейших средств идейно-художественного воплощения режиссерского замысла. В непрерывном потоке сменяющих друг друга мизансцен выражается действие, логика поведения, конфликт.

Мизансцена - никогда не бывает статичной, она всегда динамична, развивается.

Мизансцена - язык режиссера, на котором он разговаривает со зрителем.

Функции мизансцены:

- раскрытие смысла происходящих событий

- выражение внутренних (психических) действий и отношения через внешние (физические) действия, поступки людей.

- выявление системы взаимоотношений действующих лиц, развитие этих отношений, сущность каждого образа и темпо-ритм его жизни.

- отвлечение внимания от одного человека и переход его к другому.

- тесно связана с сверхзадачей и помогает ее установлению. Особо важное значение в образном раскрытии сверхзадачи спектакля имеют главные, центральные мизансцены.

- должна раскрыть жанр спектакля/мероприятия, соответствовать его сценической атмосфере

 

Уже с того момента, как режиссер впервые берет в руки сценарий, в его сознании сначала тускло, потом все яснее начинает мелькать мизансцена. Иногда это случайные, отдельные подробности жизни героев. В его воображении витает главная мизансцена. Возникает пластическая мелодия всего представления. Бывает, что четкое видение будущего пластического рисунка возникает позднее. Уже при детальном действенном анализе представления. Но коль скоро она возникла, мизансценическая мелодия требует своего выявления в определенной среде и пространстве. Перечислим виды мизансцен и их визуальное восприятие:

Симметричные и асимметричные.

Симметричные. В основе принципа симметричности лежит равновесие, имеющее центральную точку, по сторонам которой, симметрично располагается остальная композиционная часть (композиция - соотношение и взаимное расположение частей). Ограниченность симметричных мизансцен в их статичности.

Асимметричные. Принцип асимметричных построений состоит в нарушении равновесий.

Фронтальные мизансцены. Такое построение мизансцен создает впечатление плоскостного построения фигур. Оно статично. Для придания динамики мизансцене. Необходимо использовать динамику деталей и движений малых радиусов.

Диагональные мизансцены. Подчеркивает перспективу и благодаря этому создается впечатление объемности фигур. Она динамична. Если положение по диагонали идет из глубины, оно «угрожает» зрителю или сливает его со зрителем, вливается в зал. Таким образом, зритель как бы участвуют в движении на сцене. Слева направо усиливает движение, начало чего либо. Справа налево - затормаживает движение, конец чего либо, в целом удваивает объем.

Хаотические мизансцены. Построение бесформенных М. используют тогда когда нужно подчеркнуть беспорядочность, волнение и смятение масс. Эта мнимая бесформенность имеет очень точный пластический рисунок.

Ритмические мизансцены. Сущность ритмического построения состоит в определенном повторе рисунка мизансцены на протяжении всего действия с учетом их смыслового развития.

Барельефные мизансцены. Принцип барельефного построения заключен в размещении действующих лиц в определенном плане сцены, в направлении параллельном рампе. Зафиксированная неподвижность действующих лиц для выявления внутренней напряженности. Чаще всего параллельна рампе или линии сцены – в анфас. Относится к массовым мизансценам в глубине сцены либо прямо на авансцене. Стоп кадр – момент фиксации.

Монументальные мизансцены. Принцип монументального построения – зафиксированная неподвижность действующих лиц в определенный момент, для выявления внутренней напряженности этого момента.

Круговые. Дают эффект стройности и строгости. Круг успокаивает. Полный круг дает идею законченности. Придает замкнутость. Движение по часовой стрелки – ускорение. Движение против – замедление.

Полукруг. Дает возможность видеть друг друга, визуально существует как преграда за пространством полукруга. Объединение, единство.

Точечная. Для создания атмосферы хаоса, неразберихи, для выделения солиста.

Шахматная. При таком построении актеры, находящиеся позади партнеров располагаются в промежутках между ними (когда всех видно). Зрительное увеличение количества актеров.

Вертикальная. Высота площадки работает на увеличение пространства.

Финальная. Такое построение предусматривает включение в свою композицию всех (или нескольких) видов мизансцен.

Этот вид мизансцен статичен, он должен быть масштабен, а по внутреннему наполнению – эмоционален. Самая крупная, яркая. Выражает основную мысль.

 

Принцип глубинного построения мизансцен:

Заимствован из кино. Крупный план, средний – связан с группой или небольшим объектом и общий план, который связан с делением сцены в глубину на 3 части: 1-й, 2-й и 3-й планы.

Первый план (крупный) – линия авансцены до занавеса (просценизм). Здесь можно выстраивать мизансцены для одного 2-х человек. Можно воспринимать по частям, эскиз какого-то образа.

2-й план – от линии занавеса до 1-й 2-й кулисы. Хорош для групповых мизансцен. Все виды мизансцен (кроме барельефном), возможно выстраивать на 2-м плане.

3-й план – от третьей линии кулис к заднику. Общий план, рапиды, стоп-кадры хороши на 3-м плане.

Сцена делится на определенные части:

ВДОЛЬ: на левую и правую половины => следует учитывать, что глаз зрителя лучше воспринимает ПРАВУЮ ЗАДНЮЮ часть сцены (здесь следует располагать наиболее значимые мизансцены)

следует избегать пустот и перегрузок. Обе половины сцены должны быть заполнены одинаково.

ПОПЕРЕК сцена делится на четыре плана:

- авансцена

- первый план - для солистов

- второй план - семейный или групповой

- третий план - для массовки

Ракурсное построение мизансцены:

1. Фас – анфас. Лицом к залу раскрывает всю фигуру человека. Его глаза, лицо. 4 случая:

- вынужденность, предполагаемый объект внимания находится в зале.

- когда артист хочет, чтобы партнеры не видели его глаза, физическое действие, разворачивающее актера на зал, на свет и т.д. и здесь спрятать глаза от собеседника.

- невыгодность. Он однозначен. В нем нет красочности позы.

- прямолинейность.

2. Полуфас – для прямого общения с партнерами, графическое движение по диагонали.

3. Чистый профиль – не видно глаз и реакции актеров, окаменелость, статика (невыгодная мизансцена).

4. Полуспинной ракурс – полностью сосредоточить зрительское внимание на главный объект.

Правила выстраивания мизансцен:

1) актер как можно больше должен находиться в положении "фас" - лицом к зрителям, если это невозможно - использовать "полуфас" (беседа двух человек)

2) часто использовать положение "профиль" не рекомендуется

3) осторожно использовать положение "спиной к зрителю", но действие спиной можно применить как специальный прием.

4) повороты только лицом к публике.

5) не пользоваться "танцевальным" приемом: уход вперед спиной. Если надо уйти, то следует повернуться спиной и уйти.

6) расстояние между партнерами в процессе общения должно быть больше, чем в жизни, особенно если сцена большая.

7) любое количество исполнителей на сцене должно быть видно из любой точки зала.

8) не следует дважды повторять одну и ту же мизансцену, избегать статики и мельтешения на сцене.

9) сцена никогда не должна быть пустой.

10) реплики никогда не говорятся на ходу.

Мизансцены бывают:

бытовые - оправданные жизненной логикой поведения людей.

условные - на первый план выступает символ, гипербола, гротеск, то есть особая театральная логика.

Условия рождения мизансцен:

работа над декорационным решением.

работа с актерами на репетиции, импровизация.

Мизансцена - всего лишь средство, физическое решение психологического состояния людей в данной ситуации.


Этапы мизансценирования:

1 этап: исполнитель только пытается проникнуться в суть поступков своего героя, режиссер и исполнитель пытаются уточнить предлагаемые обстоятельства, мотивы поступков, суть конфликтных фактов.

Важно на этом этапе собрать "эскиз" будущего спектакля.

2 этап: линия поступков уже ясна, исполнитель уже свободно владеет текстом, к словесному действию добавляется физическое.

3 этап: завершающий этап мизансценирования. Сотворчество актера и режиссера. Уточнения режиссера выполняются в рамках образа не выходя из него. Свободное владение линией образа, работа над его выразительностью в рамках той или иной мизансцены.

Мизансценирование - это сотворчество между актером и режиссером. Не стоит давать исполнителю готовую мизансцену, правильней будет дать начальную точку, а дальше он сам ее проживет и прочувствует.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: