Классификация повреждений при обследовании зданий.
При обследовании зданий и сооружений факт наличия дефектов строительных конструкций устанавливается по их характерным и детальным признакам, а степень повреждения – путем оценки количественных и качественных параметров. В процессе проведения обследования зданий и сооружений, выявленные дефекты и повреждения, классифицируются по следующим признакам:
виды проявления последствий дефектов и повреждений;
причины их происхождения и характер распространения;
время проявления;
характер процессов разрушения;
способы обнаружения;
степень поврежденности (значимости последствий);
возможность восстановления нормативного уровня технического состояния.
По виду проявления последствий дефектов строительных конструкций следует различать: дефекты несущих строительных конструкций, ведущие к потере их прочности и устойчивости; дефекты ограждающих строительных конструкций, ослабляющие конструкции и снижающие эксплуатационные характеристики зданий и сооружений; дефекты второстепенных элементов строительных конструкций снижающие эксплуатационные характеристики зданий и сооружений.
|
|
По причинам происхождения дефектов строительных конструкций зданий и сооружений следует различать:
воздействия внешних факторов природного или техногенного характера;
воздействия внутренних факторов, обусловленных технологическими процессами;
дефекты, вызванные ошибками при инженерно-геологических изысканиях, проектировании и строительстве зданий и сооружений;
недостатки и нарушения правил эксплуатации зданий и сооружений.
По времени проявления дефекты строительных конструкций могут быть: установлены в процессе строительства, эксплуатации;
установлены после воздействия внешних факторов природного или техногенного характера.
По способам обнаружения дефекты строительных конструкций могут быть:
- явными, устанавливаемые визуальным образом;
- скрытыми, для установления которых необходим инструментальный метод обследования.
По характеру процессов разрушения дефекты строительных конструкций делятся на: дефекты механического происхождения (перегрузки, деформации грунтового основания, сейсмические и взрывные воздействия, механические удары); физико-химического происхождения (окисление и коррозия от агрессивных жидких и газообразных сред, повышенная влажность, температурные воздействия, биологические процессы).
Чаще всего дефекты строительных конструкций зданий и сооружений вызываются не одним фактором, а в результате суммарного их воздействия, при этом заметное влияние одного какого-либо фактора может вызывать усиление воздействий других факторов.
|
|
Рис. 1. Устройство каркаса многоэтажного здания.
Факторы, влияющие на изменение железобетонных конструкций.
Причины, влияющие на изменение железобетонных конструкций зависят от многих факторов, основными из которых являются:
· физико-механические характеристики железобетона, зависящие от класса арматуры и бетона;
· вид воздействия (силовое, агрессивные воды и газы, температурно-влажностный режим окружающей среды);
· вид, направление и способ силового нагружения (статическое или динамическое, сосредоточенное или распределенное);
· соответствие фактических нагрузок и воздействий расчетным;
· соответствие фактической расчетной схемы проектной;
· тип здания или сооружения и его конструктивная схема (сборное, сборно-монолитное, монолитное, этажность);
· нарушение технологии при изготовлении, транспортировке, складировании и монтаже железобетонных конструкций;
· ошибки при проектировании;
· механические повреждения;
· аварии техногенного и природного характера.
При проведении обследований технического состояния зданий и сооружений, следует учитывать, что дефекты железобетонных конструкций могут носить общий характер, присущий всем железобетонным конструкциям, и специфический, относящийся к определенным типам зданий и сооружений.
Независимо от типа здания, его конструктивной и расчетной схемы общие характерные дефекты железобетонных конструкций приведены ниже.
№ п/п | Вид повреждения и дефекта, место расположения и характерные признаки обнаружения | Вероятные причины возникновения и методы обнаружения | Возможные последствия и меры по предупреждению дальнейшего развития или по устранению |
1 | Волосяные трещины, не имеющие четкой ориентации, появляющиеся при изготовленни в основном на верхней поверхности | Усадка в результате принятого режима температурно-влажностной обработки, состава бетонной смеси, свойств цемента. Метод выявления - визуальный | На несущую способность не влияют, могут снизить долговечность. Заделка трещин раствором |
2 | Волосяные трещины вдоль арматуры, следы ржавчины на поверхности бетона | Коррозия арматуры (слой коррозии до 0,5 мм) при потере бетоном защитных свойств (например, при карбонизации). Раскалывание бетона при нарушении сцепления с арматурой. Метод выявления - визуально-инструментальный | Снижение несущей способности до 5%. Может снизится долговечность. Усиление - при необходимости. Восстановление защитного слоя |
3 | Сколы бетона | Механические воздействия. Метод выявления - визуальный | При расположении в сжатой зоне - снижение несущей способности за счет уменьшения площади сечения. При расположении в растянутой зоне на несущую способность не влияют, но снижают жесткость элемента. Установка обойм по расчету. Заделка сколов мелкозернистым бетоном |
4 | Промасливание бетона | Технологические протечки. Метод выявления - визуально-инструментальный | Снижение несущей способности за счет снижения прочности бетона до 30%. Устранение протечек. Усиление по расчету, снятие промасленного слоя. Установка обойм или армосеток, обетонирование |
5 | Трещины вдоль арматурных стержней с шириной раскрытия до 3 мм. Явные следы коррозии арматуры | Развиваются в результате коррозии арматуры из волосяных трещин. Толщины продуктов коррозии до 3 мм. Метод выявления - визуально-инструментальный | Снижение несущей способности в зависимости от толщины слоя коррозии и размеров выключенного из работы бетона сжатой зоны. Кроме того, уменьшение несущей способности нормальных сечений до 20% в результате нарушения сцепления арматуры с бетоном. При расположении на опорных участках - состояние аварийное. Усиление по расчету, восстановление защитного слоя |
6 | Отслоение защитного слоя бетона | Коррозия арматуры - дальнейшее развитие дефектов в п.2 и п.5. Метод выявления - визуально-инструментальный | Снижение несущей способности в зависимости от уменьшения площади сечения арматуры в результате коррозии и уменьшения размеров поперечного сечения сжатой зоны. Кроме того, снижение прочности нормальных сечений до 30% в результате нарушения сцепления арматуры с бетоном. Снижена жесткость элементов При расположении дефекта на опорном участке - состояние аварийное. Усиление по расчету, восстановление защитного слоя |
7 | Нормальные трещины в изгибаемых конструкциях и в растянутых элементах конструкций шириной раскрытия для стали класса: А240 - более 0,5 мм; А300, А400, А500, А600 - более 0,4 мм; в остальных случаях - более о,3 мм | Перегрузка конструкций. Смещение растянутой арматуры. Для преднапряженных конструкций - малая величина натяжения арматуры при изготовлении. Метод выявления - визуально-инструментальный | Снижение несущей способности и жесткости элементов. Разгрузка и усиление по расчету |
8 | То же, что в п.7, но имеются трещины с разветвленными концами | Перегрузка конструкций в результате снижения прочности бетона илинарушения сцепления арматуры с бетоном. Метод выявления - визуально-инструментальный | Состояние аварийное. Немедленная разгрузка и усиление по расчету |
9 | Наклонные трещины со смещением участков балки относительно друг друга и наклонные трещины, пересекающие арматуру | Перегрузка конструкций. Нарушение анкеровки арматуры. Метод выявления - визуально-инструментальный | Состояние аварийное. Немедленная разгрузка и усиление по расчету |
10 | Относительные прогибы, превышающие предельно допустимые по нормам проектирования | Перегрузка конструкций. Метод выявления - инструментальный | Степень опасности определяется в зависимости от наличия других дефектов. Например, наличие этого дефекты и по п.7 - состояние аварийное. Разгрузка и усиление по расчету |
11 | Повреждения арматуры и закладных деталей (надрезы, вырывы) | Механические воздействия, коррозия арматуры. Метод выявления - визуально-инструментальный | Снижение несущей способности. Усиление по расчету |
12 | Выпучивание сжатой арматуры, продольные трещины в сжатой зоне, шелушение бетона сжатой зоны | Перегрузка конструкций. Метод выявления - визуально-инструментальный | Состояние аварийное. Разгрузка и усиление по расчету |
13 | Уменьшение площадок опирания против проектных | Ошибки при изготовлении и монтаже. Метод выявления - инструментальный | Возможно снижение несущей способности. Усиление по расчету |
14 | Разрывы или смещения поперечной арматуры в зоне наклонных трещин | Перегрузка конструкций. Метод выявления - инструментальный | Состояние аварийное. Разгрузка и усиление по расчету |
15 | Отрыв анкеров от пластин закладных деталей, деформация соединительных элементов, расхождение стыков | Наличие воздействий, не предусмотренных при проектировании. Метод выявления - визуально-инструментальный | Состояние аварийное. Разгрузка и усиление по расчету |
16 | Трещины, вывалы и оголение арматуры в зоне проходы коммуникаций через стены, перекрытия и покрытия | Механические повреждения при пробивке отверстий и проемов с оголением и вырезкой арматуры, вибрация. Метод выявления - визуально-инструментальный | Снижение несущей способности. Усиление по расчету |
17 | Трещины, выбоины, раскалывание фундаментов под оборудование, вырыв анкерных болтов | Вибрации, снижение прочности бетона, промасливание. Метод выявления - визуально-инструментальный | Состояние предаварийное. Устранение вибрации. Восстановление фундаментов с усилением |
18 | Высолы на поверхности бетона | Воздействие агрессивной среды, неправильное применение химдобавок. Метод выявления - визуально-инструментальный, лабораторный | Снижение несущей способности за счет коррозии арматуры и бетона. Восстановление защитных покрытий. В необходимых случаях - усиление по расчету |
19 | Наличие следов сажи и копоти, шелушение отдельных слоев поверхности бетона, небольшие сколы бетона | Воздействие очагового пожара. Метод выявления - визуальный | Снижение несущей способности. Конструкции требуют восстановления поврежденных поверхностей |
20 | Полное покрытие поверхности сажей и копотью, сколы и обнажение арматуры по углам, обнажение арматурной сетки плоских элементов до 10%, отделение бетона без обрушения (глухой звук при простукивании), трещины до 0,5 мм | Среднее воздействие пожара. Метод выявления - визуально-инструментальный | Снижение несущей способности и жесткости элементов. Конструкции требуют усиления по расчету с увеличением сечений |
21 | Цвет бетона - желтый, сколы до 30%, обнажение арматуры до 50%, трещины до 1,0 мм | Сильное воздействие пожара. Метод выявления - визуально-инструментальный | Аварийное состояние. Конструкции требуют усиления по расчету с увеличением сечений бетона и арматуры и устройством дополнительных опор |
|
|
|
|
Внешние воздействия.
Окружающая среда влияет не только на несущую способность строительных конструкций, но и на эксплуатационные характеристики зданий и сооружений.
Факторы, определяющие это влияние, можно разделить на две группы — внешние и внутренние.
1). Внешние факторы характеризуют:
• вид агрессивной среды — атмосферная, газовая, жидкая, твердая;
• химический состав среды и концентрация агрессивных веществ и газов;
• сущность протекающих процессов коррозии — химические, электрохимические, биологические;
• температурно-влажностный режим и другие условия эксплуатации.
2) Внутренние факторы зависят от:
• вида конструкционного материала;
• физико-химических и механических свойств материалов (химический и минералогический состав бетонов и растворов, марки арматурной и конструкционной стали, плотность, пористость и т.д.);
• типа и технического состояния защитных покрытий.
Воздействие окружающей и агрессивных сред на материалы строительных конструкций выражается в следующем:
• бетонные и каменные конструкции — коррозия и биоповреждения, образование микротрещин и шелушение поверхностей, выветривание и выпадание раствора из швов каменной кладки;
• железобетонные конструкции — коррозия бетона и арматуры, биоповреждения бетона;
• деревянные конструкции — биоповреждение древесины, коробление и растрескивание элементов конструкций.
Основными последствиями воздействий окружающей и агрессивных сред на строительные конструкции и на эксплуатационные характеристики зданий и сооружений являются повреждения антикоррозионных покрытий (штукатурка, гидроизоляция, лакокрасочные покрытия, антисептическая пропитка и т.п.), контуров герметизации и нарушение тепловлажностных режимов.
В процессе детального обследования с целью установления воздействия окружающей и агрессивных сред на строительные конструкции и на эксплуатационные характеристики зданий и сооружений необходимо решить следующие задачи:
• выявить степень повреждений и дефектов конструкций;
• установить химический состав и концентрацию агрессивных веществ и газов;
• определить температурно-влажностный режим и газовый состав воздуха в помещениях;
• оценить влияние окружающей и агрессивных сред на техническое состояние строительных конструкций и эксплуатационные характеристики зданий и сооружений;
• разработать рекомендации по восстановлению нормативного уровня технического состояния строительных конструкций и эксплуатационных характеристик зданий и сооружений.
2.2. Пространственная жёсткость каркасных зданий.
Пространственная жесткость — это, прежде всего, геометрическая неизменяемость в трех плоскостях: горизонтальной и двух вертикальных. Обеспечивается она формированием геометрически неизменяемых фигур в каждой плоскости (рис. 1) — преимущественно треугольниками при шарнирном соединении стержней (а) и прямоугольниками при жестком (б) или смешанном (в) соединении. Хотя под воздействием нагрузки эти фигуры несколько и меняют свою форму, но меняют, во-первых, только на время действия нагрузки и, во-вторых, только за счет деформаций составляющих стержней.
В одноэтажных зданиях вертикальная жесткость обеспечивается, как правило, плоскими рамами с жесткой заделкой колонн в фундаментах (и с дополнительной установкой, при необходимости, стальных вертикальных связей, образующих треугольники), а горизонтальная — жестким диском покрытия.
В многоэтажных зданиях горизонтальная жесткость обеспечивается жесткими дисками перекрытий и покрытия, а вертикальная — жесткостью плоских рам (рамные каркасы), жесткостью вертикальных связей или диафрагм (связевые каркасы) или комбинацией того и другого (рамно-связевые каркасы).
Большинство обрушений зданий (если не считать катастроф, вызванных стихийными бедствиями и техногенными причинами) происходило и происходит из-за необеспеченности их пространственной жесткости. В частности, в одних зданиях не было создано достаточно жесткое защемление колонн в фундаментах, в других не была предусмотрена установка дополнительных вертикальных связей, в-третьих были некачественно приварены плиты покрытия, в четвертых "на потом" была отложена приварка верхних закладных деталей ригелей и т. д.
3. Конструкционные деформации железобетонного каркаса:
• несоответствие характеристик плотности, прочности, морозостойкости, водонепроницаемости, деформативности и других проектных показателей бетона;
• арматура и сорта металлического проката не соответствуют по химическому составу и прочности проекту и нормативным требованиям. Произведена несоответствующая по параметрам замена;
• использование сильно корродированной арматуры;
• расположение рабочий стержней арматуры, сеток и каркасов не соответствует проектному положению, сечение арматуры уменьшено;
• недостаточная толщина защитного слоя бетона (на бетонной поверхности имеются обнажения арматуры, раковины и поры);
• отклонение геометрических размеров элементов конструкций от проектных значений;
• наличие воздействий, которые не были предусмотрены при проектировании (непроектное складирование материалов на перекрытиях, температурно-влажностные воздействия и др.);
• анкеровка и положения закладных деталей не соответствуют проектным.
Технологические деформации железобетонного каркаса::
• соединения арматурных стержней, каркасов и сеток производятся с нарушением требований соответствующих нормативов;
• несоответствие требованиям проекта и нормам в расположении и исполнении рабочих швов при бетонировании;
• пренебрежение мероприятиями по уходу за бетоном в зимний и летний период времени (появление усадочных трещин на поверхностных слоях бетона, снижение его прочности);
• несоблюдение норм и правил зимнего бетонирования;
• недоуплотнение бетона (возникновение пор и пустот, снижающих прочность бетона, показатели его долговечности и др. свойств) либо чрезмерное виброуплотнение (расслоение бетонной смеси);
• изначально неправильное, нескорректированное положение опалубки, преждевременное ее снятие;
• сооружение недостаточно жесткой, деформирующейся во время укладки бетона и недостаточно плотной опалубки;
• недостаточная по отношению к нормативной прочность бетона при демонтаже опалубки незагруженных конструкций;
• несоблюдение необходимой последовательности распалубки сводчатых конструкций;
• пригружение конструкций до набора бетоном проектной или нормативной прочности;
• невыполнение в требуемом объеме контроля водонепроницаемости и морозостойкости бетона;
• время перерыва между укладкой смежных слоев бетонной смеси без сооружения рабочего шва превышает установленное проектом и нормами;
• отклонения опорных поверхностей в монолитных конструкциях от проектных отметок превышают нормативные величины;
3. Проектные - это дефекты конструкции, которые были заложены в нее еще на стадии проекта. По тем или иным причинам, это могут быть как банальные, таких как: неучтенные нагрузки на стадии проектирования. Могут быть и более серьезные, такие как: неправильно выбранная конструктивная схема для данного типа сооружения, работающего в определенных климатических и эксплуатационных условиях. К проектным дефектам, или в
данном случае, правильнее назвать это ошибками, можно отнести все конструкционные дефекты, которые были допущены еще на стадии проектирования и были реализованы на стадии возведения, а так же еще целый ряд дефектов [15]:
• неправильный выбор конструктивной схемы (несоответствующий нагрузкам и условиям работы конструкции шаг колонн и т.п.);
• ничем не обоснованные сложные архитектурные формы, вызывающие несостоятельность и ущербность конструктивных схем;
• несоответствие поэтажных планов, при которых зачастую стены становятся ослабленными из-за неверного по конструктивным соображениям расположения проемов, отверстий, ниш, врезкой вентблоков;
• некорректный выбор методов расчета несущих конструкций и элементов зданий и расчетных моделей (неправильная оценка реальных жесткостей строительных конструкций и узлов их сопряжения, недостаточно полный учет физических и геометрических эксцентриситетов приложения нагрузок, неучет загружений по стадиям и др.)
• недостаточная проработка вопросов возведения секций по стадийному принципу. Обычно это связано с ошибочным учетом взаимного влияния смежных частей зданий, возводимых с достаточно большим перерывом по времени и поэтапным нагружением, применением при строительстве свайных фундаментов вибрационных и ударных технологий, а также устройстве котлованов рядом с построенными объектами без должных защитных мероприятий.
Понижение проектных сечений и размеров элементов ведет к снижению их несущей способности, увеличение - к росту собственного веса конструкции.
Отклонение прочности бетона и армирования конструкций от проектных значений, а также некачественная сварка арматурных выпусков и пересечения рабочих стержней влияет на прочность, трещиностойкость, и жесткость конструкций из монолита также, как и аналогичные дефекты в сборных железобетонных элементах [17].
Небольшая коррозия арматуры не отражается на сцеплении арматуры с бетоном, а, соответственно, и на работу всей конструкции в целом. Если же арматура корродировала так, что слой металла отслаивается от арматуры при ударах, то, следовательно, сцепление данной арматуры с бетоном ухудшается. При этом параллельно с уменьшением несущей способности элементов из-за коррозии сечения арматуры наблюдается увеличение деформативности элементов и снижение трещиностойкости [10, 11].
При несоблюдении толщины защитного слоя бетона арматурные стержни либо выходят на поверхность, либо закрыты тонким слоем цементного раствора, что приводит к коррозии арматуры, снижению сцепления арматуры с бетоном (рис.2) [2].
Рис. 2. Обнажение арматуры, отсутствие защитного слоя бетона на строящемся объекте.
Важнейшими требованиями к строительству многоэтажных каркасных зданий в монолитном варианте являются строгое соблюдение последовательности ведения строительно-монтажных работ и качественное исполнение узловых сопряжений несущих элементов каркаса: «колонна-фундамент» и «колонна-ригель». Нарушение этих требований явилось основной причиной обрушения перекрытия первого этажа строящегося торгового центра в г. Пензе (рис. 3), что привело к значительным затратам по замене конструкций, расположенных в зоне обрушения и в примыкающих к ней участках здания.
4. Проектные ошибки.
Часто встречаются дефекты, вызванные неучетом на стадии проектирования конструкций условий, при которых они будут изготовлены, смонтированы и при которых будут эксплуатироваться. Но даже при соблюдении норм и правил проектирования, но без учета возможности из возведения и обладаемых технологий производства работ, часто создают проекты конструкций, сооружение которых в реальных условиях осуществить без дефектов не представляется возможным.
Негативные последствия проявляются в большей мере в тех случаях, если такое упущение допускается в типовых проектах многоразового использования. Еще на стадии создания проектов можно избежать значительного количества допускаемых дефектов, если инженеры учтут реальные условия изготовления, монтажа и эксплуатации проектируемых конструкций.
Проектирование конструкции, разработка технологии ее изготовления и монтажа должны являться единым процессом. Только при этом можно создать конструкцию без дефектов [8].
Уже на стадии проектирования конструкциям из железобетона необходимо придать такую форму, чтобы присутствовала возможность их распалубования без дефектов, и создать и заложить такую конструкцию стыков, которую можно реализовать так же без дефектов. Зачастую в проекты типовых элементов каркасов общественных зданий заложены такие узлы сопряжения, которые в реальных условиях выполнить без дефектов невозможно.
При проектировании строительных конструкций часто не учитывают температурно-влажностные условия эксплуатации зданий и сооружений.
Строительная отрасль более полувека производила возведение в основном сборных железобетонных зданий и сооружений. Поэтому, когда началось массовое применение монолитного железобетона, они оказались не готовыми к этому из-за отсутствия соответствующих знаний и технологий. Также отсутствует необходимая нормативная литература, недостаточно опытных рабочих.
В сложившихся реалиях проектировщики должны прорабатывать не только вопросы надежности конструкции с точки зрения прочностных и деформативных расчетов, но и все вопросы технологии возведения монолитных железобетонных конструкций с учетом, что строят здания круглогодично, как в летний, так и в зимний период времени, и отражать их в проектах. Необходимо рассматривать вопросы укладки бетона, уход за ним, порядок распалубки.
4.1. Учет условий твердения бетона, в том числе при отрицательной температуре
В нынешнее время монолитный бетон в основном прогревают греющим проводом. В этом случае температура поверхности греющего провода не должна быть более 70 °С для обеспечения нужного качества бетона. Как правило температуру провода делают в пределах 40...50 °С. Прогрев бетона должен происходить по всей толщине конструкции. Что бы это обеспечить перекрытие и другие бетонные конструкции покрывают пленкой и утепляющими плитами. Но не смотря на это, утеплитель практически всегда на стойках не применяется из-за увеличения сметной стоимости строительства и усложнения работ. В данных условиях верхний слой плиты перекрытия имеет температуру ниже температуры средних слоев, а, значит, и меньшую прочность.
Теплотехнический расчет говорит о том, что уже при температуре внешней среды -5 °С при покрытии плит только пленкой, при температуре средних слоев бетона 20 °С и длительности прогрева 2 суток не удается обеспечить для верхних слоев бетона прочность даже равную 40 % от проектной.
Строители, произведя распалубку при прочности бетона перекрытия минее 70 % от проектной, временно подпирают плиту стойкой, расположенной посередине площади плиты. Последствия этого не достаточно ясны. Отсюда следует, что в проекте должны быть указаны:
1. Значение, на котором должна поддерживаться температура греющего провода.
2. Прочность бетона, при котором должен прекращаться его обогрев без влияние этого на его качества.
3. Прочность бетона вертикальных конструкций (стен и колонн), при которой можно заканчивать их обогрев из условий возможности восприятия нагрузок от выше расположенных этажей. Например, при достижении бетоном прочности равной 40 % от проектной можно сооружать 5 этажей, при прочности равной 50 % от проектной - 9 этажей и т. д.
4. Прочность бетона горизонтальных элементов (плит перекрытий и покрытий), при которой можно заканчивать его прогрев, и прочность бетона, при которой возможно производить работы по демонтажу опалубки.
5. В проекте следует уделить внимание и обосновать необходимость установки временных стоек под перекрытием.
6. Насколько существует необходимость утепления сверху бетона при его прогреве. На практике отсутствие таких указаний приводит к чрезмерно высокой температуре нагрева бетона в зимнее время, что может являться причиной возникновения температурных трещин в стенах и перекрытиях из-за значительной разницы температур; нагружение стен нижних этажей весом выше расположенных конструкций из-за недостаточной прочности бетона; недопустимо ранее снятие опалубки с плит.
Так же стоит отметить в проектах возможность по тем или иным причинам появление усадочных трещин в стенах и перекрытиях и способ их устранения. Усадочные трещины в стенах и перекрытиях вполне естественны для конструкций из монолитного железобетона. Что бы снизить их раскрытия необходимо предусмотреть конструктивную арматуру.
3.2. Влияние порядка распалубки монолитных конструкций на появление и раскрытие усадочных трещин
При демонтаже опалубки монолитных ребристых пролетных строений, монолитных ребристых перекрытии с большими пролетами ребер, и т. п. в плите возникают усадочные трещины, направленные перпендикулярно к ребрам [9, 10]. Причиной возникновения трещин в плите является разность усадочных деформаций в плите и ребрах. В плите, как более тонком элементе, усадка бетона развивается быстрее, чем в более массивных ребрах. Усадочные трещины в плите, расположенные перпендикулярно к ребрам, как показала практика обследования, возникают при длине ребер более 6 м. Это можно объясняется тем, что как бы ни была гладкой поверхность опалубки сцепление последней и силы трения по контакту между бетоном и опалубкой сохраняются. Отсюда следует вывод, что при проектировании монолитных железобетонных конструкций следует указывать на порядок их распалубки.
5.Список литературы:
1. Волков А.С., Дмитренко Е.А., Корсун А.В. Влияние дефектов строительства на несущую способность железобетонных конструкций монолитного каркасного здания // Строительство уникальных зданий и сооружений. 2015. №2 (29). С. 45-56.
2. Афанасьев В.Ф. Дефекты в конструкциях в процессе строительства и современные приемы их устранения // Технологии бетонов. 2014. №7 (96). С. 33-37.
3. Рубцов И.В., Трескина Г.Е., Болотова А.С. Классификация дефектов при возведении монолитных железобетонных конструкций и их влияние на качество // Научное обозрение. 2015. №18. С. 58-62.
4. Баранова Т.И., Гучкин И.С., Артюшин Д.В., Попов Д.В. Инженерные методы восстановления поврежденных конструкций в период строительства железобетонных каркасных домов // Региональная архитектура и строительство. 2008. №2. С. 32-34.
5. Болотова А.С. Трескина Г.Е. Системный анализ причин аварий в монолитном строительстве // Сборник трудов конференции. Интеграция, партнерство и инновации в строительной науке и образовании. 2015. С. 229-232.
6. Кузьмишкин А.А., Гарькин И.Н. Классификация дефектов при обследовании железобетонных конструкций // Вестник магистратуры. 2014. №11-1 (38). С. 35-37.
7. Кумпяк О.Г., Галяутдинов З.Р., Пахмурин О.Р. Эксплуатационная надежность железобетонного каркаса с дефектами стыков колонн // Вестник Томского государственного Архитектурно-строительного университета. 2014. №3 (44). С. 88-95.