Факторы, влияющие на изменение железобетонных конструкций

Классификация повреждений при обследовании зданий.

При обследовании зданий и сооружений факт наличия дефектов строительных конструкций устанавливается по их характерным и детальным признакам, а степень повреждения – путем оценки количественных и качественных параметров. В процессе проведения обследования зданий и сооружений, выявленные дефекты и повреждения, классифицируются по следующим признакам:

 виды проявления последствий дефектов и повреждений;

причины их происхождения и характер распространения;

время проявления;

характер процессов разрушения;

способы обнаружения;

степень поврежденности (значимости последствий);

возможность восстановления нормативного уровня технического состояния.

По виду проявления последствий дефектов строительных конструкций следует различать: дефекты несущих строительных конструкций, ведущие к потере их прочности и устойчивости; дефекты ограждающих строительных конструкций, ослабляющие конструкции и снижающие эксплуатационные характеристики зданий и сооружений; дефекты второстепенных элементов строительных конструкций снижающие эксплуатационные характеристики зданий и сооружений.

По причинам происхождения дефектов строительных конструкций зданий и сооружений следует различать:

 воздействия внешних факторов природного или техногенного характера;

воздействия внутренних факторов, обусловленных технологическими процессами;

дефекты, вызванные ошибками при инженерно-геологических изысканиях, проектировании и строительстве зданий и сооружений;

 недостатки и нарушения правил эксплуатации зданий и сооружений.

 По времени проявления дефекты строительных конструкций могут быть: установлены в процессе строительства, эксплуатации;

установлены после воздействия внешних факторов природного или техногенного характера.

 По способам обнаружения дефекты строительных конструкций могут быть:

 - явными, устанавливаемые визуальным образом;

- скрытыми, для установления которых необходим инструментальный метод обследования.

По характеру процессов разрушения дефекты строительных конструкций делятся на: дефекты механического происхождения (перегрузки, деформации грунтового основания, сейсмические и взрывные воздействия, механические удары); физико-химического происхождения (окисление и коррозия от агрессивных жидких и газообразных сред, повышенная влажность, температурные воздействия, биологические процессы).

 Чаще всего дефекты строительных конструкций зданий и сооружений вызываются не одним фактором, а в результате суммарного их воздействия, при этом заметное влияние одного какого-либо фактора может вызывать усиление воздействий других факторов.

 

Рис. 1. Устройство каркаса многоэтажного здания.

 

Факторы, влияющие на изменение железобетонных конструкций.

Причины, влияющие на изменение железобетонных конструкций зависят от многих факторов, основными из которых являются:

· физико-механические характеристики железобетона, зависящие от класса арматуры и бетона;

· вид воздействия (силовое, агрессивные воды и газы, температурно-влажностный режим окружающей среды);

· вид, направление и способ силового нагружения (статическое или динамическое, сосредоточенное или распределенное);

· соответствие фактических нагрузок и воздействий расчетным;

· соответствие фактической расчетной схемы проектной;

· тип здания или сооружения и его конструктивная схема (сборное, сборно-монолитное, монолитное, этажность);

· нарушение технологии при изготовлении, транспортировке, складировании и монтаже железобетонных конструкций;

· ошибки при проектировании;

· механические повреждения;

· аварии техногенного и природного характера.

При проведении обследований технического состояния зданий и сооружений, следует учитывать, что дефекты железобетонных конструкций могут носить общий характер, присущий всем железобетонным конструкциям, и специфический, относящийся к определенным типам зданий и сооружений.

Независимо от типа здания, его конструктивной и расчетной схемы общие характерные дефекты железобетонных конструкций приведены ниже.

№ п/п Вид повреждения и дефекта, место расположения и характерные признаки обнаружения Вероятные причины возникновения и методы обнаружения Возможные последствия и меры по предупреждению дальнейшего развития или по устранению
1 Волосяные трещины, не имеющие четкой ориентации, появляющиеся при изготовленни в основном на верхней поверхности Усадка в результате принятого режима температурно-влажностной обработки, состава бетонной смеси, свойств цемента. Метод выявления - визуальный На несущую способность не влияют, могут снизить долговечность. Заделка трещин раствором
2 Волосяные трещины вдоль арматуры, следы ржавчины на поверхности бетона Коррозия арматуры (слой коррозии до 0,5 мм) при потере бетоном защитных свойств (например, при карбонизации). Раскалывание бетона при нарушении сцепления с арматурой. Метод выявления - визуально-инструментальный Снижение несущей способности до 5%. Может снизится долговечность. Усиление - при необходимости. Восстановление защитного слоя
3 Сколы бетона Механические воздействия. Метод выявления - визуальный При расположении в сжатой зоне - снижение несущей способности за счет уменьшения площади сечения. При расположении в растянутой зоне на несущую способность не влияют, но снижают жесткость элемента. Установка обойм по расчету. Заделка сколов мелкозернистым бетоном
4 Промасливание бетона Технологические протечки. Метод выявления - визуально-инструментальный Снижение несущей способности за счет снижения прочности бетона до 30%. Устранение протечек. Усиление по расчету, снятие промасленного слоя. Установка обойм или армосеток, обетонирование
5 Трещины вдоль арматурных стержней с шириной раскрытия до 3 мм. Явные следы коррозии арматуры Развиваются в результате коррозии арматуры из волосяных трещин. Толщины продуктов коррозии до 3 мм. Метод выявления - визуально-инструментальный Снижение несущей способности в зависимости от толщины слоя коррозии и размеров выключенного из работы бетона сжатой зоны. Кроме того, уменьшение несущей способности нормальных сечений до 20% в результате нарушения сцепления арматуры с бетоном. При расположении на опорных участках - состояние аварийное. Усиление по расчету, восстановление защитного слоя
6 Отслоение защитного слоя бетона Коррозия арматуры - дальнейшее развитие дефектов в п.2 и п.5. Метод выявления - визуально-инструментальный Снижение несущей способности в зависимости от уменьшения площади сечения арматуры в результате коррозии и уменьшения размеров поперечного сечения сжатой зоны. Кроме того, снижение прочности нормальных сечений до 30% в результате нарушения сцепления арматуры с бетоном. Снижена жесткость элементов При расположении дефекта на опорном участке - состояние аварийное. Усиление по расчету, восстановление защитного слоя
7 Нормальные трещины в изгибаемых конструкциях и в растянутых элементах конструкций шириной раскрытия для стали класса: А240 - более 0,5 мм; А300, А400, А500, А600 - более 0,4 мм; в остальных случаях - более о,3 мм Перегрузка конструкций. Смещение растянутой арматуры. Для преднапряженных конструкций - малая величина натяжения арматуры при изготовлении. Метод выявления - визуально-инструментальный Снижение несущей способности и жесткости элементов. Разгрузка и усиление по расчету
8 То же, что в п.7, но имеются трещины с разветвленными концами Перегрузка конструкций в результате снижения прочности бетона илинарушения сцепления арматуры с бетоном. Метод выявления - визуально-инструментальный Состояние аварийное. Немедленная разгрузка и усиление по расчету
9 Наклонные трещины со смещением участков балки относительно друг друга и наклонные трещины, пересекающие арматуру Перегрузка конструкций. Нарушение анкеровки арматуры. Метод выявления - визуально-инструментальный Состояние аварийное. Немедленная разгрузка и усиление по расчету
10 Относительные прогибы, превышающие предельно допустимые по нормам проектирования Перегрузка конструкций. Метод выявления - инструментальный Степень опасности определяется в зависимости от наличия других дефектов. Например, наличие этого дефекты и по п.7 - состояние аварийное. Разгрузка и усиление по расчету
11 Повреждения арматуры и закладных деталей (надрезы, вырывы) Механические воздействия, коррозия арматуры. Метод выявления - визуально-инструментальный Снижение несущей способности. Усиление по расчету
12 Выпучивание сжатой арматуры, продольные трещины в сжатой зоне, шелушение бетона сжатой зоны Перегрузка конструкций. Метод выявления - визуально-инструментальный Состояние аварийное. Разгрузка и усиление по расчету
13 Уменьшение площадок опирания против проектных Ошибки при изготовлении и монтаже. Метод выявления - инструментальный Возможно снижение несущей способности. Усиление по расчету
14 Разрывы или смещения поперечной арматуры в зоне наклонных трещин Перегрузка конструкций. Метод выявления - инструментальный Состояние аварийное. Разгрузка и усиление по расчету
15 Отрыв анкеров от пластин закладных деталей, деформация соединительных элементов, расхождение стыков Наличие воздействий, не предусмотренных при проектировании. Метод выявления - визуально-инструментальный Состояние аварийное. Разгрузка и усиление по расчету
16 Трещины, вывалы и оголение арматуры в зоне проходы коммуникаций через стены, перекрытия и покрытия Механические повреждения при пробивке отверстий и проемов с оголением и вырезкой арматуры, вибрация. Метод выявления - визуально-инструментальный Снижение несущей способности. Усиление по расчету
17 Трещины, выбоины, раскалывание фундаментов под оборудование, вырыв анкерных болтов Вибрации, снижение прочности бетона, промасливание. Метод выявления - визуально-инструментальный Состояние предаварийное. Устранение вибрации. Восстановление фундаментов с усилением
18 Высолы на поверхности бетона Воздействие агрессивной среды, неправильное применение химдобавок. Метод выявления - визуально-инструментальный, лабораторный Снижение несущей способности за счет коррозии арматуры и бетона. Восстановление защитных покрытий. В необходимых случаях - усиление по расчету
19 Наличие следов сажи и копоти, шелушение отдельных слоев поверхности бетона, небольшие сколы бетона Воздействие очагового пожара. Метод выявления - визуальный Снижение несущей способности. Конструкции требуют восстановления поврежденных поверхностей
20 Полное покрытие поверхности сажей и копотью, сколы и обнажение арматуры по углам, обнажение арматурной сетки плоских элементов до 10%, отделение бетона без обрушения (глухой звук при простукивании), трещины до 0,5 мм Среднее воздействие пожара. Метод выявления - визуально-инструментальный Снижение несущей способности и жесткости элементов. Конструкции требуют усиления по расчету с увеличением сечений
21 Цвет бетона - желтый, сколы до 30%, обнажение арматуры до 50%, трещины до 1,0 мм Сильное воздействие пожара. Метод выявления - визуально-инструментальный Аварийное состояние. Конструкции требуют усиления по расчету с увеличением сечений бетона и арматуры и устройством дополнительных опор

 

 

Внешние воздействия.

Окружающая среда влияет не только на несущую способность строительных конструкций, но и на эксплуатационные характеристики зданий и сооружений.

Факторы, определяющие это влияние, можно разделить на две группы — внешние и внутренние.

1). Внешние факторы характеризуют:

 • вид агрессивной среды — атмосферная, газовая, жидкая, твердая;

 • химический состав среды и концентрация агрессивных веществ и газов;

 • сущность протекающих процессов коррозии — химические, электрохимические, биологические;

• температурно-влажностный режим и другие условия эксплуатации.

2) Внутренние факторы зависят от:

• вида конструкционного материала;

• физико-химических и механических свойств материалов (химический и минералогический состав бетонов и растворов, марки арматурной и конструкционной стали, плотность, пористость и т.д.);

 • типа и технического состояния защитных покрытий.

 Воздействие окружающей и агрессивных сред на материалы строительных конструкций выражается в следующем:

 • бетонные и каменные конструкции — коррозия и биоповреждения, образование микротрещин и шелушение поверхностей, выветривание и выпадание раствора из швов каменной кладки;

• железобетонные конструкции — коррозия бетона и арматуры, биоповреждения бетона;

• деревянные конструкции — биоповреждение древесины, коробление и растрескивание элементов конструкций.

Основными последствиями воздействий окружающей и агрессивных сред на строительные конструкции и на эксплуатационные характеристики зданий и сооружений являются повреждения антикоррозионных покрытий (штукатурка, гидроизоляция, лакокрасочные покрытия, антисептическая пропитка и т.п.), контуров герметизации и нарушение тепловлажностных режимов.

В процессе детального обследования с целью установления воздействия окружающей и агрессивных сред на строительные конструкции и на эксплуатационные характеристики зданий и сооружений необходимо решить следующие задачи:

 • выявить степень повреждений и дефектов конструкций;

• установить химический состав и концентрацию агрессивных веществ и газов;

 • определить температурно-влажностный режим и газовый состав воздуха в помещениях;

• оценить влияние окружающей  и агрессивных сред на техническое состояние строительных конструкций и эксплуатационные характеристики зданий и сооружений;

• разработать рекомендации по восстановлению нормативного уровня технического состояния строительных конструкций и эксплуатационных характеристик зданий и сооружений.

 

2.2.  Пространственная жёсткость каркасных зданий.

Пространственная жесткость — это, прежде всего, геометрическая неизменяемость в трех плоскостях: горизонтальной и двух вертикальных. Обеспечивается она формированием геометрически неизменяемых фигур в каждой плоскости (рис. 1) — преимущественно треугольниками при шарнирном соединении стержней (а) и прямоугольниками при жестком (б) или смешанном (в) соединении. Хотя под воздействием нагрузки эти фигуры несколько и меняют свою форму, но меняют, во-первых, только на время действия нагрузки и, во-вторых, только за счет деформаций составляющих стержней.

В одноэтажных зданиях вертикальная жесткость обеспечивается, как правило, плоскими рамами с жесткой заделкой колонн в фундаментах (и с дополнительной установкой, при необходимости, стальных вертикальных связей, образующих треугольники), а горизонтальная — жестким диском покрытия.

В многоэтажных зданиях горизонтальная жесткость обеспечивается жесткими дисками перекрытий и покрытия, а вертикальная — жесткостью плоских рам (рамные каркасы), жесткостью вертикальных связей или диафрагм (связевые каркасы) или комбинацией того и другого (рамно-связевые каркасы).

Большинство обрушений зданий (если не считать катастроф, вызванных стихийными бедствиями и техногенными причинами) происходило и происходит из-за необеспеченности их пространственной жесткости. В частности, в одних зданиях не было создано достаточно жесткое защемление колонн в фундаментах, в других не была предусмотрена установка дополнительных вертикальных связей, в-третьих были некачественно приварены плиты покрытия, в четвертых "на потом" была отложена приварка верхних закладных деталей ригелей и т. д.

3. Конструкционные деформации железобетонного каркаса:

• несоответствие характеристик плотности, прочности, морозостойкости, водонепроницаемости, деформативности и других проектных показателей бетона;

• арматура и сорта металлического проката не соответствуют по химическому составу и прочности проекту и нормативным требованиям. Произведена несоответствующая по параметрам замена;

• использование сильно корродированной арматуры;

• расположение рабочий стержней арматуры, сеток и каркасов не соответствует проектному положению, сечение арматуры уменьшено;

• недостаточная толщина защитного слоя бетона (на бетонной поверхности имеются обнажения арматуры, раковины и поры);

• отклонение геометрических размеров элементов конструкций от проектных значений;

• наличие воздействий, которые не были предусмотрены при проектировании (непроектное складирование материалов на перекрытиях, температурно-влажностные воздействия и др.);

• анкеровка и положения закладных деталей не соответствуют проектным.

 Технологические деформации железобетонного каркаса::

• соединения арматурных стержней, каркасов и сеток производятся с нарушением требований соответствующих нормативов;

• несоответствие требованиям проекта и нормам в расположении и исполнении рабочих швов при бетонировании;

• пренебрежение мероприятиями по уходу за бетоном в зимний и летний период времени (появление усадочных трещин на поверхностных слоях бетона, снижение его прочности);

• несоблюдение норм и правил зимнего бетонирования;

• недоуплотнение бетона (возникновение пор и пустот, снижающих прочность бетона, показатели его долговечности и др. свойств) либо чрезмерное виброуплотнение (расслоение бетонной смеси);

• изначально неправильное, нескорректированное положение опалубки, преждевременное ее снятие;

• сооружение недостаточно жесткой, деформирующейся во время укладки бетона и недостаточно плотной опалубки;

• недостаточная по отношению к нормативной прочность бетона при демонтаже опалубки незагруженных конструкций;

• несоблюдение необходимой последовательности распалубки сводчатых конструкций;

• пригружение конструкций до набора бетоном проектной или нормативной прочности;

• невыполнение в требуемом объеме контроля водонепроницаемости и морозостойкости бетона;

• время перерыва между укладкой смежных слоев бетонной смеси без сооружения рабочего шва превышает установленное проектом и нормами;

• отклонения опорных поверхностей в монолитных конструкциях от проектных отметок превышают нормативные величины;

3. Проектные - это дефекты конструкции, которые были заложены в нее еще на стадии проекта. По тем или иным причинам, это могут быть как банальные, таких как: неучтенные нагрузки на стадии проектирования. Могут быть и более серьезные, такие как: неправильно выбранная конструктивная схема для данного типа сооружения, работающего в определенных климатических и эксплуатационных условиях. К проектным дефектам, или в

данном случае, правильнее назвать это ошибками, можно отнести все конструкционные дефекты, которые были допущены еще на стадии проектирования и были реализованы на стадии возведения, а так же еще целый ряд дефектов [15]:

• неправильный выбор конструктивной схемы (несоответствующий нагрузкам и условиям работы конструкции шаг колонн и т.п.);

• ничем не обоснованные сложные архитектурные формы, вызывающие несостоятельность и ущербность конструктивных схем;

• несоответствие поэтажных планов, при которых зачастую стены становятся ослабленными из-за неверного по конструктивным соображениям расположения проемов, отверстий, ниш, врезкой вентблоков;

• некорректный выбор методов расчета несущих конструкций и элементов зданий и расчетных моделей (неправильная оценка реальных жесткостей строительных конструкций и узлов их сопряжения, недостаточно полный учет физических и геометрических эксцентриситетов приложения нагрузок, неучет загружений по стадиям и др.)

• недостаточная проработка вопросов возведения секций по стадийному принципу. Обычно это связано с ошибочным учетом взаимного влияния смежных частей зданий, возводимых с достаточно большим перерывом по времени и поэтапным нагружением, применением при строительстве свайных фундаментов вибрационных и ударных технологий, а также устройстве котлованов рядом с построенными объектами без должных защитных мероприятий.

Понижение проектных сечений и размеров элементов ведет к снижению их несущей способности, увеличение - к росту собственного веса конструкции.

Отклонение прочности бетона и армирования конструкций от проектных значений, а также некачественная сварка арматурных выпусков и пересечения рабочих стержней влияет на прочность, трещиностойкость, и жесткость конструкций из монолита также, как и аналогичные дефекты в сборных железобетонных элементах [17].

Небольшая коррозия арматуры не отражается на сцеплении арматуры с бетоном, а, соответственно, и на работу всей конструкции в целом. Если же арматура корродировала так, что слой металла отслаивается от арматуры при ударах, то, следовательно, сцепление данной арматуры с бетоном ухудшается. При этом параллельно с уменьшением несущей способности элементов из-за коррозии сечения арматуры наблюдается увеличение деформативности элементов и снижение трещиностойкости [10, 11].

При несоблюдении толщины защитного слоя бетона арматурные стержни либо выходят на поверхность, либо закрыты тонким слоем цементного раствора, что приводит к коррозии арматуры, снижению сцепления арматуры с бетоном (рис.2) [2].

Рис. 2. Обнажение арматуры, отсутствие защитного слоя бетона на строящемся объекте.

Важнейшими требованиями к строительству многоэтажных каркасных зданий в монолитном варианте являются строгое соблюдение последовательности ведения строительно-монтажных работ и качественное исполнение узловых сопряжений несущих элементов каркаса: «колонна-фундамент» и «колонна-ригель». Нарушение этих требований явилось основной причиной обрушения перекрытия первого этажа строящегося торгового центра в г. Пензе (рис. 3), что привело к значительным затратам по замене конструкций, расположенных в зоне обрушения и в примыкающих к ней участках здания.

4. Проектные ошибки.

Часто встречаются дефекты, вызванные неучетом на стадии проектирования конструкций условий, при которых они будут изготовлены, смонтированы и при которых будут эксплуатироваться. Но даже при соблюдении норм и правил проектирования, но без учета возможности из возведения и обладаемых технологий производства работ, часто создают проекты конструкций, сооружение которых в реальных условиях осуществить без дефектов не представляется возможным.

Негативные последствия проявляются в большей мере в тех случаях, если такое упущение допускается в типовых проектах многоразового использования. Еще на стадии создания проектов можно избежать значительного количества допускаемых дефектов, если инженеры учтут реальные условия изготовления, монтажа и эксплуатации проектируемых конструкций.

Проектирование конструкции, разработка технологии ее изготовления и монтажа должны являться единым процессом. Только при этом можно создать конструкцию без дефектов [8].

Уже на стадии проектирования конструкциям из железобетона необходимо придать такую форму, чтобы присутствовала возможность их распалубования без дефектов, и создать и заложить такую конструкцию стыков, которую можно реализовать так же без дефектов. Зачастую в проекты типовых элементов каркасов общественных зданий заложены такие узлы сопряжения, которые в реальных условиях выполнить без дефектов невозможно.

При проектировании строительных конструкций часто не учитывают температурно-влажностные условия эксплуатации зданий и сооружений.

Строительная отрасль более полувека производила возведение в основном сборных железобетонных зданий и сооружений. Поэтому, когда началось массовое применение монолитного железобетона, они оказались не готовыми к этому из-за отсутствия соответствующих знаний и технологий. Также отсутствует необходимая нормативная литература, недостаточно опытных рабочих.

В сложившихся реалиях проектировщики должны прорабатывать не только вопросы надежности конструкции с точки зрения прочностных и деформативных расчетов, но и все вопросы технологии возведения монолитных железобетонных конструкций с учетом, что строят здания круглогодично, как в летний, так и в зимний период времени, и отражать их в проектах. Необходимо рассматривать вопросы укладки бетона, уход за ним, порядок распалубки.

4.1. Учет условий твердения бетона, в том числе при отрицательной температуре

В нынешнее время монолитный бетон в основном прогревают греющим проводом. В этом случае температура поверхности греющего провода не должна быть более 70 °С для обеспечения нужного качества бетона. Как правило температуру провода делают в пределах 40...50 °С. Прогрев бетона должен происходить по всей толщине конструкции. Что бы это обеспечить перекрытие и другие бетонные конструкции покрывают пленкой и утепляющими плитами. Но не смотря на это, утеплитель практически всегда на стойках не применяется из-за увеличения сметной стоимости строительства и усложнения работ. В данных условиях верхний слой плиты перекрытия имеет температуру ниже температуры средних слоев, а, значит, и меньшую прочность.

Теплотехнический расчет говорит о том, что уже при температуре внешней среды -5 °С при покрытии плит только пленкой, при температуре средних слоев бетона 20 °С и длительности прогрева 2 суток не удается обеспечить для верхних слоев бетона прочность даже равную 40 % от проектной.

Строители, произведя распалубку при прочности бетона перекрытия минее 70 % от проектной, временно подпирают плиту стойкой, расположенной посередине площади плиты. Последствия этого не достаточно ясны. Отсюда следует, что в проекте должны быть указаны:

1. Значение, на котором должна поддерживаться температура греющего провода.

2. Прочность бетона, при котором должен прекращаться его обогрев без влияние этого на его качества.

3. Прочность бетона вертикальных конструкций (стен и колонн), при которой можно заканчивать их обогрев из условий возможности восприятия нагрузок от выше расположенных этажей. Например, при достижении бетоном прочности равной 40 % от проектной можно сооружать 5 этажей, при прочности равной 50 % от проектной - 9 этажей и т. д.

4. Прочность бетона горизонтальных элементов (плит перекрытий и покрытий), при которой можно заканчивать его прогрев, и прочность бетона, при которой возможно производить работы по демонтажу опалубки.

5. В проекте следует уделить внимание и обосновать необходимость установки временных стоек под перекрытием.

6. Насколько существует необходимость утепления сверху бетона при его прогреве. На практике отсутствие таких указаний приводит к чрезмерно высокой температуре нагрева бетона в зимнее время, что может являться причиной возникновения температурных трещин в стенах и перекрытиях из-за значительной разницы температур; нагружение стен нижних этажей весом выше расположенных конструкций из-за недостаточной прочности бетона; недопустимо ранее снятие опалубки с плит.

Так же стоит отметить в проектах возможность по тем или иным причинам появление усадочных трещин в стенах и перекрытиях и способ их устранения. Усадочные трещины в стенах и перекрытиях вполне естественны для конструкций из монолитного железобетона. Что бы снизить их раскрытия необходимо предусмотреть конструктивную арматуру.

3.2. Влияние порядка распалубки монолитных конструкций на появление и раскрытие усадочных трещин

При демонтаже опалубки монолитных ребристых пролетных строений, монолитных ребристых перекрытии с большими пролетами ребер, и т. п. в плите возникают усадочные трещины, направленные перпендикулярно к ребрам [9, 10]. Причиной возникновения трещин в плите является разность усадочных деформаций в плите и ребрах. В плите, как более тонком элементе, усадка бетона развивается быстрее, чем в более массивных ребрах. Усадочные трещины в плите, расположенные перпендикулярно к ребрам, как показала практика обследования, возникают при длине ребер более 6 м. Это можно объясняется тем, что как бы ни была гладкой поверхность опалубки сцепление последней и силы трения по контакту между бетоном и опалубкой сохраняются. Отсюда следует вывод, что при проектировании монолитных железобетонных конструкций следует указывать на порядок их распалубки.

 

5.Список литературы:

1. Волков А.С., Дмитренко Е.А., Корсун А.В. Влияние дефектов строительства на несущую способность железобетонных конструкций монолитного каркасного здания // Строительство уникальных зданий и сооружений. 2015. №2 (29). С. 45-56.

2. Афанасьев В.Ф. Дефекты в конструкциях в процессе строительства и современные приемы их устранения // Технологии бетонов. 2014. №7 (96). С. 33-37.

3. Рубцов И.В., Трескина Г.Е., Болотова А.С. Классификация дефектов при возведении монолитных железобетонных конструкций и их влияние на качество // Научное обозрение. 2015. №18. С. 58-62.

4. Баранова Т.И., Гучкин И.С., Артюшин Д.В., Попов Д.В. Инженерные методы восстановления поврежденных конструкций в период строительства железобетонных каркасных домов // Региональная архитектура и строительство. 2008. №2. С. 32-34.

5. Болотова А.С. Трескина Г.Е. Системный анализ причин аварий в монолитном строительстве // Сборник трудов конференции. Интеграция, партнерство и инновации в строительной науке и образовании. 2015. С. 229-232.

6. Кузьмишкин А.А., Гарькин И.Н. Классификация дефектов при обследовании железобетонных конструкций // Вестник магистратуры. 2014. №11-1 (38). С. 35-37.

7. Кумпяк О.Г., Галяутдинов З.Р., Пахмурин О.Р. Эксплуатационная надежность железобетонного каркаса с дефектами стыков колонн // Вестник Томского государственного Архитектурно-строительного университета. 2014. №3 (44). С. 88-95.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: