Услуги и жизнедеятельность людей в традиционных сообществах

1). Дифференциация занятий и социальных ролей в первобытной культуре и архаических сообществах

Для анализа становления той деятельности, которую сегодня связывают с сервисом, немаловажным остается вопрос о том, на каком историческом этапе и каким способом она стала появляться как составная часть хозяйственной активности.

На поздних этапах развития первобытных сообществ (сообществ доисторического времени) уже существовали сложные хозяйственные занятия, действовали ста­тусные роли, которым придавалось немалое функциональное зна­чение. Речь идет о роли лидера (вождя, старейшины), шамана, а также, если использовать современные формулировки, о роли создателей художественных ценностей (самостоятельной области искусства тогда не было) — сказителей, авторов наскальных ри­сунков, исполнителей музыки.

Таким образом, представители указанных видов социальной активности и ролевых функций уже выполняли элементы той дея­тельности, которая через несколько тысячелетий будет связана со сферой услуг. Такие элементы деятельности фор­мировались не в рамках дружеских или семейных отношений, а в пространстве общественных связей, так как в активности лидера, шамана, сказителя нуждалось все общество. Это означает, что на­ряду с самообслуживанием и взаимопомощью постепенно укреп­лялись разные виды общественного обслуживания, нацеленного на одновременный охват множества людей, что вело к специали­зации подобных занятий. Ука­занные занятия в этих условиях совершались добровольно, безвоз­мездно и только теми людьми, которые оказывались к ним пригод­ны.

Обобщая современные знания о жизнедеятельности первобыт­ных сообществ, можно сказать, что у людей доисторических куль­тур не существовало развитой хозяйственной деятельности; их труд был направлен в основном на присваивание биоресурсов Земли или на отработку простейших форм производящего хозяйства. В то время не существовало дифференцированных хозяйственных или общественных занятий. Отношения в доисторическом обществе строились в основном на самообслуживании и взаимопомощи. Од­нако в этот период уже существовали объективные предпосылки для выделения и специализации общественных занятий, которые много позже переросли в услуги и сервисную деятельность.

Сфера услуг в доиндустриальном обществе - это:

а). самообслуживание и взаимопомощь

б). патриархальный характер услуг

в). складывание важнейшего звена совре­менного сервиса: «производители услуг — потребители».

2). Зарождение и развитие услуг в обществах древнего мира

К сообществам древнего мира относят народы и государствен­ные образования, которые существовали в ряде крупнейших реги­онов мира (долины Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Хуанхэ, а также на юге Западной Европы) уже в период исторического времени, о котором человечество располагает письменными свидетельствами. К данному периоду относят промежуток времени между 3000— 4000 гг. до н.э. и V в. н.э.

Новшества зарождаются и развиваются в древности постепенно. Жизнь конкретных людей по-прежнему определяется обычаями, традициями. Поэтому подобные сообщества нередко называют тра­диционными — здесь жизнедеятельность и повседневную практику пронизывают принципы традиционализма, т.е. привычные нормы деятельности, устойчивые представления, духовные ценности. Имен­но традиционализм является основой великих культур древнего мира — Древнего Египта, Месопотамии, Древней Индии, Древнего Китая, античности (культур Древней Греции и Древнего Рима).

Примечательно, что уже в древности зародились и стали раз­виваться общественные услуги со стороны государства и правовой системы.

Один из наиболее древних правовых кодексов, дошедших до нас — законы царя Хаммурапи (правил в 1792-1750 гг. до н.э.), — был создан в Вавилоне. Столб из черного базальта с высеченным на нем правовым кодексом был установлен в Вавилоне на рыночной пло­щади. На этом столбе представлена одна из первых в истории попы­ток регламентировать работу ряда специалистов, чью деятельность мы сегодня относим к сфере услуг. Так, на этом столбе указывалось, что смерть ожидает строителя в том случае, если построенный им дом обвалился и придавил хозяина. Если же погибал сын хозяина, то убивали сына строителя. Если врач плохо делал операцию, то ему отрезали руку.

В культурах древнего мира существовало немало предпосылок, которые определили появление деятельности, связанной с услуга­ми разного рода. В этот период сформировались и начали действо­вать важнейшие типы услуг в разных сферах жизнедеятельности, существующие и сегодня:

* в сфере экономических отношений (ремесленное производ­ство, торговля, денежное обращение и др.);

* в области государственно-правовых отношений;

* в сфере духовных и художественно-эстетических запросов;

* в быту и в удовлетворении личных потребностей.

Помимо торговых и бытовых услуг в культурах древнего мира появилось огромное число занятий; связанных с ремеслом, а так­же с работой, требующей, высококвалифицированной подготовки.

В городах Средиземноморья и на Востоке работали камнетесы и скульпторы, писцы и учителя, обу­чавшие детей в школах, архитекторы и строители, содержатели харчевен и постоялых дворов.

В Древнем Китае появляются неизвестные в других культурах профессии. Мировую славу китайским предметам роскоши и при­кладному искусству завоевали резчики по слоновой кости, специ­алисты по лаковой миниатюре, эмали, инкрустации; производи­тели шелковых тканей, фарфора. В Китае существовали центры, в том числе и при монастырях, в которых обучали боевым искусст­вам, приемам психологического и физического совершенствова­ния.

В Древней Индии буддийские монастыри брали на определен­ное время светских учеников. Юноши, которые не собирались ста­новиться аскетами, проходили здесь начальный курс физического и нравственного совершенствования, знакомились с некоторым объемом философских знаний, что рассматривалось как важная ступень на пути к самостоятельной жизни.

У древних греков и римлян также существовали преподавате­ли, обучающие ораторскому искусству, философии, основам ак­терского мастерства, наставляющие тех, кто желал участвовать в спортивных состязаниях. За все эти виды обучения взималась плата.

Все перечисленные примеры свидетельствуют о том, что в рас­сматриваемый исторический период внесемейные услуги стано­вятся важной частью хозяйствования и социальной практики. При этом следует помнить, что даже в случае оплаты подобных услуг они не приобретали полную аналогию с рыночными формами обслуживания. Объясняется это тем, что рыночные отношения только зарождались. К тому же мотивацией выполнения услуг в далеком прошлом было не желание добиться наибольшей прибы­ли, получить как можно больше клиентов или стать профессиона­лом-лидером в своей области. Любое занятие в то время было спо­собом выживания, содержания семьи. Свой скромный жизненный достаток основная часть городского населения далекого прошлого воспринимала как естественную ситуацию и не стремилась изме­нить ее в лучшую сторону.

В древнем мире наряду с услугами, которые оказывались вне дома, значительный объем обслуживания осуществлялся в рамках семьи, что свидетельствовало о сохранении механизмов самообес­печения и огромной роли самообслуживания. Семья в сообществах древнего мира начинает выступает единым домохозяйством. Однако нельзя отождествлять такую семью, особенно на первоначальных этапах своего развития, с городской семьей наших дней. Традици­онная семья — это большой коллектив родственников, домочад­цев, домашней прислуги. В состоятельных семьях древнего мира функции прислуги выполняли рабы. Позже, на средневековом За­паде эти функции перешли к крепостным слугам, дворовым лю­дям, а в Новое времяк наемной прислуге.

Частная жизнь в любой традиционной культуре (за исключе­нием, может быть, культуры Древнего Рима) проходит относи­тельно замкнуто, на основе полунатурального домашнего хозяй­ства, со слугами или рабами. Если говорить о рядовом представите­ли традиционной культуры, то свободного времени у человека не было. Все время человека было заполнено семейно-трудовыми обязанностями, ко­торые чередовались с физическим отдыхом (сном, расслаблением).

Иной характер повседневного существования был свойствен представителям высших классов, людям свободных профессий, мастерам своего дела. Во-первых, многие из них могли сосредо­точиваться на тех занятиях, которые были для них наиболее важ­ными или приятными. Во-вторых, они пользоваться услугами других лиц (либо нанятых, либо рабов, находящихся в полной зави­симости от хозяев). Представители этих сословий и профессио­нальных групп располагали свободным временем, которое они могли тратить на путешествия, поправку здоровья, развитие свое­го внутреннего мира и т.п. В рамках данных сословий протекали процессы реализации потребностей более широкого диапазона, а также вырабатывались критерии их удовлетворения.

Охарактеризуем услуги, которые развивались в традиционных сообществах в связи с организацией массовых зрелищ. В культурах древнего мира массовые зрелища поначалу существовали в рели­гиозной, художественной, спортивно-состязательной форме. Так, в Древнем Египте, Древней Греции около храмов проводились массовые представления на религиозные темы — мистерии. В Древ­ней Греции организовывались спортивные состязания, включая и Олимпийские игры, а в Древнем Риме — состязания гладиаторов. Систематическое проведение гладиаторских боев превращало их в массовые зрелища, требующие организационной работы.

Театральные представления, сначала в виде постановок мифо­логических сюжетов, позже исполняемые на базе авторских пьес, были довольно широко распространены в важнейших культурных регионах древнего мира. (за исключением Китая).

Таким образом, сообщества древнего мира демонст­рировали множество особенностей хозяйственной практики и со­циальных связей, которые могли развиваться только при наличии разного рода услуг. Однако эти услуги носили тогда еще слишком патриархальный характер. В целом для общества древнего мира был характерен замедленный темп развития, повторяемость фаз и ка­честв общественного развития.

3). Услуги в средневековом обществе Западной Европы

К средним векам относят исторический период времени между серединой V — XV в. В странах Западной Европы, Средиземноморья и Ближнего Востока были выработаны многие производствен­но-финансовые и общественные механизмы, углубляющие диффе­ренциацию хозяйства и рыночные отношения, что имело прямое отношение к формированию экономики и услуг нового типа.

Вплоть до XX в. восточные культуры в целом олицетворяли ста­бильное общественное развитие с замедленной динамикой, что не допускало инновационных прорывов в разных сферах бытия, вклю­чая хозяйство. Лишь в странах Средиземноморья и Западной Европы в последние века средневековья, а также в Новое время (начиная с XVII в.) была нарушена эволюционная монотонность хозяйствен­ного и общественного развития. Здесь произошли значительные из­менения в сфере экономических, трудовых отношений, а также в мировоззрении людей, в духовной деятельности всего общества.

В обществах, которые стали двигаться по пути капитализации своего хозяйства, начинает складываться важнейшее звено совре­менного сервиса: «производители услуг — потребители». Особенно интенсивно эта цепочка действовала в сфере путешествий (в сред­невековой Европе появилось множество паломников). Увеличива­ющееся число путешественников требовало хороших дорог, гос­тиниц, питейных заведений, харчевен. Поведение тех, кто оказы­вал услуги, и тех, кто ими пользовался, поначалу регулировалось традицией, а также религиозными представлениями, нормами повседневного поведения. Но постепенно в отношениях между ними стали преобладать правовые стереотипы и нормы, которые пред­писывало государство.

С развитием капиталистических отношений расширилась и ок­репла ориентация производителей товаров и услуг на удовлетворение запросов потребителей, а также на увеличение своей прибы­ли, что было редким явлением в древнем мире. Но сопровожда­лись эти позитивные процессы явлениями, с которыми общество не могло мириться. Так, ориентируясь на удовлетворение потреб­ностей людей, организаторы разного рода услуг не прочь были воспользоваться человеческими слабостями и пороками, чтобы извлекать собственную выгоду. Известны «услуги» мошенников, которые, играя на людских слабостях, предлагали желающим бы­стро получить какое-либо благо через участие в зрелище, розыг­рыше.

В целом зарождение капиталистических отношений в сфере экономики и распространение рыночных услуг подготовили тра­диционные сообщества к промышленной революции, которая происходила в странах Западной Европы в XVII — начале XVIII в. В Новое время западноевропейская цивилизация начала активизи­ровать принципиально новые факторы общественного развития — технику, промышленное производство и науку, что составило ос­нову нового индустриального общества.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: