Освещение, световая и звуковая сигнализация

На автомобиле ВАЗ-2106 установлены четыре фары.

При включенном ближнем свете работают наружные фары, при дальнем – все четыре. В двух наружных фарах применяются двухнитевые галогеновые лампы ближнего и дальнего света, а во внутренних – однонитевые галогеновые дальнего света. Электрические цепи фар защищены плавкими предохранителями, а питание к лампам подается через реле.

Освещение и световая сигнализация — важнейшие I элементы активной безопасности автомобиля. На новых или модернизированных моделях автомобиля, как правило, совершенствуются осветительные приборы и приборы световой сигнализации. К этой группе приборов относятся: фары, подфарники, задние фонари, указатели поворотов, фонарь заднего хода, фонарь освещения номерного знака, фонари сигнализации открытых передних дверей, фонарь освещения багажника, плафоны освещения салона кузова, подкапотная лампа, лампы освещения щитка приборов, контрольные лампы, включатели и переключатели освещения и сигнализации, предохранители. Конечно, значимость всех многочисленных приборов различна. Исправность некоторых из них самым непосредственным образом связана с безопасностью движения, другие обеспечивают удобство, комфорт, однако все они обеспечивают надежную эксплуатацию автомобиля в любое время суток.

Уметь находить причину неисправности приборов освещения и сигнализации должен каждый, кто активно эксплуатирует автомобиль. Чтобы не оказаться в положении, когда сам не видишь, куда едешь, и еще хуже-когда тебя никто не видит, надо всегда иметь набор ламп, лампочек и

предохранителей и уметь заменил, вышедшие из строя.

Основной причиной отказа в работе любого из перечисленных выше приборов освещения и сигнализации является нарушение контактов между лампой и патроном, штекерами и клеммами. Случаются обрывы проводов, но для этого должны быть особые обстоятельства, например соприкосновение проводов с металлическими предметами, деталями, имеющими острые кромки, и т. п.

Так как эти неисправности должны знать все, остановимся на них несколько подробнее.

1. Фары:

а) слабый свет при неработающем или работающем на малых оборотах двигателе. На этих режимах единственным источником питания для любого потребителя, включая фары, служит аккумуляторная батарея. В ней и нужно искать причину. Проверка покажет, что батарея разряжена и нуждается в срочной помощи;

б) слабый свет на всех режимах работы двигателя. Чтобы обнаружить причину, удобнее всего как путеводителем пользоваться схемой. Если это левая фа-. ра, то от нее и двигаться, а по пути подвергать ревизии все штекерные соединения, контакт самой фары с массой. Большое падение напряжения в цепи питания ламп может быть в результате плохого контакта, т. е. неплотного соединения, наличия коррозии и окислов. Зачисткой контактов и уплотнением соединений дефект будет ликвидирован.

Исключение составляет тот случай, когда в полость фары попадает вода. Происходит преждевременное старение рефлектора, он темнеет, и свет фары становится тусклым. Такую фару или ее оптический элемент меняют.

На автомобилях ВАЗ-2101, -2102, -21011 эту операцию выполняют в следующем порядке: с помощью отвертки выворачивают винт крепления облицовочного ободка; ободок снимают, выводя из зацепления с кронштейном; ослабляют винты крепления установочного ободка, поворачивают его против часовой стрелки и снимают вместе с оптическим элементом.

На автомобилях ВАЗ-2103, -2106 и -2121 сначала выворачивают винты крепления рамки или декоративной облицовки, рамку или облицовку снимают, ослабляют винты крепления ободка оптического элемента фары, поворачивают ободок против часовой стрелки и снимают его, вынимают оптический элемент. При установке нового элемента нужно проследить, чтобы скобы оптического элемента вошли в гнезда внутреннего ободка фары;

в) не горит одна из нитей ламп в фарах. Кроме предохранителя — других причин нет. Почему перегорел предохранитель, это надо выяснить. Чтобы избежать неприятностей при проверке, лучше на время отключить аккумуляторную батарею. Это целесообразно делать при выходе из строя любого предохранителя;

г) не горит одна из фар. Обычно неисправность вызвана выходом из строя лампы. Чтобы заменить лампу, необходимо вынуть оптический элемент (см. п. б). Исключение составляют лампы фар автомобиля ВАЗ-2105. Для замены лампы фары достаточно из моторного отсека повернуть фиксатор кожуха фары и снять его, а затем снять патрон с лампой;

д) часто перегорают лампы. Этот дефект особенно заметен при езде по неровной, волнистой дороге. В результате вибраций, возникающих при переезде большого количества мелких неровностей, плохо закрепленные приборы освещения сотрясаются и лампы выходят из строя. Единственное средство устранить подобные неисправности — укрепить лампы в патронах, оптические элементы — в фарах, фары — на кузове.

2. Фонари наружного освещения:

а) не горит лампа габаритного фонаря. Наиболее вероятная причина: перегорела лампа или плохой контакт фонаря с массой. Для замены перегоревшей лампы необходимо снять рассеиватель фонаря. Рассеива- тели в зависимости от конструкции крепятся либо снаружи, либо внутри багажного отделения. Плохой контакт с массой устраняют подтяжкой крепления;

б) не горят левый передний и правый задний (правый передний и левый задний) габаритные фонари. Прежде всего при этой неисправности надо обратить внимание на включенную контрольную лампу (зеленого цвета) включения габаритных огней. Если эта лампа не горит, значит перегорел предохранитель (или плохой контакт), защищающий цепь: левая фара (габарит ный свет) — правый задний фонарь — фонарь освещения номер ного знака — подкапотная лампа — конт рольная лампа включения габаритного освещения. Как и во всех подобных случаях, надо сначала найти причину выхода из строя предохранителя и лишь потом установить новый предохранитель;

Указатель поворотов:

1 - переключатель указателей поворота; 2 лампа подфарника;

3 — лампа бокового указателя поворота;

4 — лампа заднего фонаря; 5 — струна;

6 — дополнительное сопротивление; 7 — якорь; 8 - контакты;

9 — сердечник; 10 — дополнительный якорь; 11 — обмотка сердечника;

12 — металлический кожух; 13 — изоляционная панель; 14 — контрольная лампа;

15 — аккумуляторная батареи.

Схема включения наружного и внутреннего освещения показана на рис. 9.15. Габаритный свет в передних и задних фонарях включается переключателем 10 наружного освещения. При этом также загораются лампы фонарей 21 освещения номерного знака, лампа 20 освещения багажника и контрольная лампа 8 габаритного света.

Схема включения указателей поворота и аварийной сигнализации показана на рис. 9.16. Указатели поворота правого и левого борта включают переключателем 12, установленным на рулевой колонке. В режиме аварийной сигнализации выключателем 10 аварийной сигнализации включают все указатели поворота. Мигание ламп обеспечивается реле-прерывателем 8. Реле-прерыватель 8 (см. рис. 9.16) предназначен для получения прерывистого светового сигнала указателей поворота, как в режиме аварийной сигнализации, так и в режиме указания поворота, а также для контроля исправности ламп указателей поворота. Если лампы исправны, то в режиме указания поворота он обеспечивает мигание контрольной лампы 9. Если лампы неисправны (перегорание или обрыв в цепи ламп), то реле-прерыватель обеспечивает постоянное горение контрольной лампы.

Реле-прерыватель прикреплен под панелью приборов болтом, приваренным к стенке коробки воздухопритока. Неисправный реле-прерыватель ремонту не подлежит и его следует заменять новым. Реле-прерыватель должен обеспечивать мигание ламп указателей поворота с частотой (90±30) циклов в минуту при номинальной нагрузке 92 Вт, температуре окружающего воздуха от -20 до +50 °С и напряжении от 10,8 до 15 В. До 1985 г. на автомобилях ваз 2106 применялся реле-прерыватель типа 23.3747 (рис. 9.17), собранный на интегральных микросхемах. С 1985 г. на автомобили ваз 2106 устанавливают реле-прерыватель 231.3747, изготовленный из дискретных элементов. Характеристики обоих реле-прерывателей одинаковые. Внешнее отличие состоит в отсутствии штекера «5» у реле-прерывателя 231.3747. Напряжение питания подается только на штекер «1». Поэтому не нужен коричневый провод, раньше соединявший штекер «5» реле-прерывателя со штекером «б» выключателя 10 (см. рис. 9.16) аварийной сигнализации.Чтобы при необходимости можно было установить прежний реле-прерыватель 23.3747, в колодке жгута проводов штекер «1» реле-прерывателя соединен со штекером «5».

Реле-прерыватель 231.3747 создает удвоенную частоту мигания контрольной лампы 9 в случае перегорания какой-либо из ламп указателей поворота или обрыва в цепи ее питания.

Схема включения фар и заднего противотуманного фонаря показана на рис. 9.18. Ближний и дальний свет фар включают подрулевым переключателем 5 света фар, если нажата клавиша переключателя 6 наружного освещения. Независимо от положения клавиши переключателя 6 можно кратковременно включать дальний свет фар, оттягивая на себя рычаг переключателя 5 света фар, т.е. осуществлять световую сигнализацию. Это обеспечивается тем, что напряжение на контакт световой сигнализации переключателя 5 подается непосредственно от замка зажигания, минуя переключатель наружного освещения. Два реле включения света фар типа РС-527 установлены в моторном отсеке на верхней части правого брызговика. Они подобны реле контрольной лампы заряда аккумулятора, но отличаются от него данными обмотки и контактной группой. Нормальное состояние контактов разомкнутое. Контакты реле замыкаются при включении фар. Такое же реле установлено на левом брызговике для включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя. Данные для проверки реле включения света фар

Напряжение включения реле при (25±5) °С, В, не более.....................8,5

Зазор между разомкнутыми контактами, мм, не менее.....................0,5

Сопротивление обмотки при 20 °С, Ом...........................................59

С 1994 г. вместо реле РС-527 на автомобилях ваз 2106 применяется реле 113.3747-10. Напряжение включения этого реле при температуре (23±5)°С составляет не более 8 В, а сопротивление обмотки равно (85±8,5) Ом при 20°С. Трехрычажный подрулевой переключатель прикреплен хомутом к кронштейну вала рулевого управления. Подрулевой переключатель неразборный и ремонту не подлежит. В случае повреждения его необходимо заменить новым.

Рис. 9.15. Схема включения наружного и внутреннего освещения на автомобиле ВАЗ 2106:

1 - подфарники; 2 - аккумуляторная батарея; 3 - подкапотная лампа; 4 - генератор; 5 - выключатель света заднего хода; 6 - основной блок предохранителей; 7 - лампа освещения вещевого ящика; 8 - контрольная лампа габаритного света; 9 - выключатель освещения приборов; 10 - выключатель наружного освещения; 11 - выключатель зажигания; 12- выключатель стоп-сигнала; 13 - штепсельная розетка для переносной лампы; 14 - выключатель фонаря сигнализации открытой передней двери; 15 - фонарь сигнализации открытой передней двери; 16 - выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей; 17 - выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей; 18 - плафоны; 19 - задние фонари; 20 - лампа освещения багажника; 21 - фонари освещения номерного знака; А - к лампам освещения приборов и прикуривателя.

Рис. 9.16. Схема включения указателей поворота и аварийной сигнализации на автомобиле ВАЗ 2106:

1 - подфарники; 2 - боковые указатели поворота; 3 - аккумуляторная батарея; 4 - генератор; 5 - выключатель зажигания; 6 - основной блок предохранителей; 7 - дополнительный блок предохранителей; 8 - реле-прерыватель аварийной сигнализации и указателей поворота; 9 - контрольная лампа указателей поворота в спидометре; 10 - выключатель аварийной сигнализации; 11 - задние фонари; 12 - переключатель указателей поворота в трехрычажном переключателе.

Рис. 9.17. Схема реле-прерывателя аварийной сигнализации и указателей поворота 23.3747 ВАЗ 2106.

Рис. 9.18. Схема включения фар и заднего противотуманного фонаря на автомобилях ВАЗ 2106:

1 - наружные фары; 2 - внутренние фары; 3 - блок предохранителей; 4 - реле включения ближнего света фар; 5 - переключатель света фар в трехрычажном переключателе; 6 - выключатель наружного освещения; 7 - задний противотуманный фонарь; 8 - выключатель заднего противотуманного фонаря; 9 - выключатель зажигания; 10 - контрольная лампа дальнего света фар; 11 - реле включения дальнего света фар; А - к источникам питания (к соединительной колодке между генератором и аккумуляторной батареей)

Рис. 9.19. Звуковой сигнал ВАЗ 2106:

1 - корпус; 2 - обмотка сердечника; 3 - якорь; 4 - упругая пластина; 5 - мембрана; 6 - крышка диффузора; 7 - груз; 8 - корпус диффузора; 9 - шайба; 10 - груз; 11 - штекер; 12 - винт; 13 - держатель; 14 - регулировочный винт; I - якорь с мембраной сигнала высокого тона.

Рис. 9.20. Схема включения звуковых сигналов на автомобилях ВАЗ-2106 выпуска до 1993 г.:

1 - звуковые сигналы; 2 - аккумуляторная батарея; 3 - генератор; 4 - основной блок предохранителей; 5 - выключатель звукового сигнала в трехрычажном переключателе; 6 - реле включения звуковых сигналов.

Если фары вдруг начали светить тускло, а при включении сигнала поворота начинает мигать габаритная лампа - восстановите контакт «массового» провода с кузовом.

Возьмите себе в привычку регулярно менять лампы (особенно головного света фар). Со временем колба лампы мутнеет, и яркость лампы уменьшается. Причем этот процесс происходит достаточно медленно и водитель не замечает постепенного ухудшения освещенности дороги.

В последнее время появляется все больше машин, у которых фары сияют, как новогодняя елка, различными оттенками голубого цвета. Все это называется словом «ксенон» и считается очень крутым. Спору нет, ксеноновые фары, установленные штатно на последние модели иномарок, намного лучше освещают дорогу, да и автомобиль с ними смотрится значительно эффектнее. Неудивительно, что многие стараются улучшить свой автомобиль, тем более что сейчас на прилавках появилась масса «ксеноновых» ламп различного изготовления (чаще всего китайского). Не покупайтесь на дешевку - такие лампы не имеют ничего общего с настоящими ксеноновыми газоразрядными лампами, не имеющими нитей накаливания. Это обычные лампы с окрашенным стеклом.

Светопропускающая способность такого стекла значительно ниже, чем у стандартных ламп. Нити у фальшивок, как правило, установлены не в фокусе, и фара с такой лампой при внешней эффектности практически ничего не освещает, причем дополнительно нещадно слепит встречных водителей. К тому же производители таких ламп, чтобы компенсировать снижение светового потока, увеличивают их мощность сверх нормы. Часто их установка приводит к оплавлению изоляции проводов и перегоранию печатных схем монтажных блоков. А возможен и пожар. Лучше не приобретайте за свои деньги «головную боль», а купите качественные обычные лампы.

Рано или поздно лампы в задних фонарях перегорают. Казалось бы, чего проще взять новую лампочку, подходящую по размеру цоколя и напряжению, и установить её вместо перегоревшей. Однако учтите, что в задних фонарях применяются лампы с одинаковым цоколем, но разной мощности - 4 и 21 Вт. И это не малосущественная мелочь: 4-ваттные лампы устанавливают для габаритного света, а 21-ваттные - в указатели поворота и стоп-сигналы. Не путайте их местами. Если вы установите маломощные лампы в стоп-сигналы и указатели поворота, другие водители попросту не увидят ваших сигналов в ненастную погоду. А мощные лампы в «габаритах» будут очень мешать водителям, едущим сзади, и раздражать их. Соответственное отношение будет и к вам.

Регулировать направление световых пучков фар лучше всего в специализированных мастерских с использованием оптических стендов. Если такой возможности нет, допустимо проводить регулировку света фар с помощью экрана. Регулировку проводите на снаряженном автомобиле ваз 2106 с нагрузкой 75 кг на месте водителя. Давление воздуха в шинах должно быть нормальным.

1. Разметьте экран (фанерный щит размерами примерно 2x1 м) согласно рис. 9.21 и 9.22 или нанесите разметку на гладкую стену, перед которой есть ровная горизонтальная площадка размером не менее 10x3 м.

2. Установите автомобиль ваз 2106 на расстоянии 5 м от экрана перпендикулярно плоскости экрана.

3. Снимите с автомобиля облицовки фар.

4. Закройте фары правой стороны, например, тканью.

5. Включите ближний свет и проверьте направление пучка левой наружной фары.

6....поворачивая отверткой регулировочные винты, отрегулируйте направление светового пучка сначала в одной, затем в другой плоскости.

ПРИМЕЧАНИЕ!!!

Расположение регулировочных винтов пучков света левых фар (винты правых фар расположены зеркально): 1 - внутренней фары в горизонтальном направлении; 2 - внутренней фары в вертикальном направлении; 3 - наружной фары в вертикальном направлении; 4 - наружной фары в горизонтальном направлении.

7. Аналогично отрегулируйте ближний свет для правой наружной фары.

ПРИМЕЧАНИЕ!!!

У правильно отрегулированных наружных фар верхняя граница световых пятен должна совпадать с линией 2 (рис. 9.21), точки пересечения горизонтального и наклонного участков световых пятен - с линиями А и В.

8. Снова закройте фары правой стороны.

9. Дополнительно закройте левую наружную фару, например, тканью. Включите дальний свет и проверьте направление светового пучка. При необходимости...
10....поворачивая отверткой регулировочные винты, отрегулируйте направление светового пучка сначала в одной, затем в другой плоскости.

11. Аналогично отрегулируйте дальний свет для правой внутренней фары.

ПРИМЕЧАНИЕ!!!

У правильно отрегулированных внутренних фар центры световых пятен должны лежать на пересечении линии 3 (рис. 9.22) с линиями С и Е.

12. Выключите фары и установите на место облицовки фар.

Рис. 9.21. Схема регулировки наружных фар на автомобиле ВАЗ 2106:

1 - горизонтальная линия, соответствующая центрам фар; 2 - линия, проходящая через центры световых пятен; А и В - вертикальные линии, соответствующие центрам фар; О - осевая линия; h - расстояние центров фар от пола.

.

Рис. 9.22. Схема регулировки внутренних фар на автомобиле ВАЗ 2106:

1 - горизонтальная линия, соответствующая центрам фар; 3 - линия, проходящая через центры световых пятен; С и Е - вертикальные линии, соответствующие центрам фар; О - осевая линия; h - расстояние центров фар от пола.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: