Идея и образ человека в истории философии

В истории философской мысли сложилась антропологичес­кая традиция - нацеленность философии на человека как на уникальное и сложнейшее явление мироздания. Проблема человека была обозначена уже в философии Древнего мира. В ту эпоху был распространен космоцентризм как тип философско­го мышления и образ мира. Все существующее рассматривалось как единый, гармоничный и необъятный Космос, а человек мыслился его органической частью, его «малой Вселенной». Он как бы погружен в этот Космос и живет по его законам. Полагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинствен, а нередко даже и враждебен челове­ку.

Поворот философской мысли к теме отдельного (отделенно­го от Космоса) человека принято связывать с именем знамени­того греческого философа Сократа. Он призывал человека за­ниматься углубленным познанием самого себя, определить свою нравственную позицию. Вечное самопознание, поиск са­мого себя в мире - в этом и должен состоять, по убеждению Сократа, подлинный смысл жизни человека. Позже Эпикур заострил внимание на проблеме свободы и счастья человека. Он полагал, что каждый человек способен избирать собствен­ную траекторию «полета», т.е. жизненный путь, творить свою судьбу. Философ Диоген предложил для осмысления тему ас­кетизма, под которым он понимал весьма скромный образ жиз­ни, установку на умеренность во всем.

Как правило, в древней философии рассматривались отдель­ные стороны (аспекты) проблемы человека. Так, Демокрит пытался обосновать свою идею происхождения человека из звероподобного состояния. Аристотель особое внимание обра­тил на социальные качества человека, охарактеризовав его как «политическое животное» с разумной душой. Платон обозначил тему взаимоотношений гражданина и государства, раскрыл социальные типы личности (мудрецы, воины и др.). Эта же тема активно осмысливалась в древнекитайской философии в учении Конфуция. В философии индийского буддизма центром внимания стали тема страданий человека и поиск путей их преодоления. Практически во всей древней философской мыс­ли шла речь о мудрости как умении человека жить в согласии и мире с окружающей природой, Космосом. В целом же древ­няя философия делала акцент не столько на внутреннем духов­ном мире человека, сколько на его взаимоотношениях с миром внешним (Космосом).

В Средние века философия рассматривала человека как су­щество тварное, созданное по образу и подобию своего Творца (Бога). И хотя человек призван «владычествовать» над всеми иными живыми существами, в иерархии мира он все же нахо­дится несравненно ниже Бога - между ангелами и животны­ми. В человеке выделялись две его составляющие - душа и тело. Считалось, что душа дана непосредственно от Бога и играет особую роль в жизни человека: она - божественный элемент в человеке, его животворная сила, энергия. По выражению Фомы Аквинского, тело - это «лошадь», а душа - ее «наездник». Зло в мире произошло не от Бога, а от человека, который не смог правильно распорядиться свободной волей, и это привело его к грехопадению.

В отличие от Средневековья философия эпохи Возрождения перенесла свой интерес с Бога на живого человека, сделав его предметом культа, восторженного поклонения. Это было обус­ловлено утверждением антропоцентризма как специфическо­го типа мировоззрения и образа мира. В философии и литерату­ре Италии сформировался гуманизм как идейное течение, которому свойственна высокая оценка человека, вера в его силы и возможности. Происходил постепенный переход от теологи­ческого образа человека, и в данную эпоху человек уже рассмат­ривался как творец самого себя и своей судьбы, господин окру­жающей природы. Философия и культура эпохи Возрождения утверждали идею величия и всемогущества человека, которо­му якобы все дано и все доступно. В это историческое время человек как бы поставил себя на одну ступень с Богом, и отны­не он уже есть якобы человекобог, способный вершить судьбы мироздания. Природа для него - это прежде всего мастерская, а он в ней - умелый работник, способный создавать любые вещи и всесторонне развивать свои сущностные силы и дарования.

В Новое время человек стал исследоваться с позиций рациона­лизма как философского мировоззрения. Считалось, что чело­век - это существо разумное («думающая вещь», по определе­нию Р. Декарта). Он является порождением природы, плодом ее длительной эволюции. Главное качество в человеке - это спо­собность к познавательной деятельности. Такая трактовка че­ловека была представлена, в частности, в творчестве французcких просветителей XVIII века (Ф. Вольтер, К. Гельвеций, Д. Дидро и др.). Рационалистическая антропология считала, что знания человека - это залог прогресса общества, непременное условие движения истории к гуманному состоянию.

В классической немецкой философии как одном из основ­ных течений Нового времени утвердился так называемый деятельностный подход к пониманию человека: он восприни­мался как существо исключительно духовное, творец истории и мира культуры (И. Гердер, И. Кант, Г. Гегель, И. Фихте). История общества рассматривалась как процесс становления свободы человеческого рода посредством его деятельности. Конечная цель истории - гуманизм как состояние подлинной человечности.

Своеобразны взгляды на человека у Л. Фейербаха. Он рас­сматривал человека как высший предмет философии и естественных наук. Хотя человек и есть высшее проявление жизненной силы природы, но он являет собой все же порабощенное внешним миром существо и потому - несвобод­ное. Как и всякое дитя природы, человек любит ее, но в то же время он беззащитен перед ней и перед бесчеловечным обществом.

Марксистская философия XIX века рассматривала человека на фоне всей совокупности общественных отношений и истории человечества. Делая акцент на социальной обусловленности че­ловека, марксизм выступал тем самым как социоцентризм - тип философского мировоззрения и познавательная установка в те­оретическом исследовании человека. «Человек - это мир чело­века, государство, общество» - так писал об этом Маркс. В сво­ей действительности сущность (незыблемая внутренняя основа) человека есть, по его определению, «совокупность всех обще­ственных отношений», их «ансамбль», а основной формой су­ществования человека является трудовая деятельность, практи­ка. Словно в зеркале, в человеке отражается вся историческая эпоха, в которой он живет и действует. Человек - это автор, ре­жиссер и актер собственной драмы и судьбы. Человек универ­сален, т.е. всесторонен и богат с точки зрения своих способнос­тей и возможностей для деятельности. Весьма важным в марксизме является также теоретический анализ проблемы отчуждения (несвободы) человека. Маркс и Энгельс показали, что в современном им капиталистическом обществе человек закрепощен социальными стихиями и институтами. Вот поче­му решение проблемы свободы человека должно лежать на путях коренного преобразования общества и движения его к качественно новому состоянию - к коммунизму как идеально­му общественному строю.

Очень богатое антропологическое содержание имеется и в русской философии, в различных ее течениях и учениях (Илларион, А.Н. Радищев, П.А. Кропоткин, К.Э. Циолковский и др.).

Своеобразна антропология в русской религиозной филосо­фии (B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.): будучи православной по своим духовным истокам и содержанию, она обращена в пер­вую очередь к духовному миру человека. Бог и человек, добро и зло, смысл жизни и призвание человека - все это основные темы для этой философии. Она менее всего озабочена тем, как чело­веку подчинить окружающий мир своей власти. Главная про­блема для нее - это усовершенствование («мелиорирование») человека, приближение к идеалу. Русская религиозная фило­софия всегда призывала человека к подвижничеству (соверше­нию подвига) и поиску правды, к обретению высокой нрав­ственности и совести. Ее очень интересовала также тема свободы и творчества человека, что представлено, в частности, в филосо­фии Бердяева.

Интересно и то, что в русской религиозной философии че­ловек рассматривается, по меткому определению П.А. Флорен­ского, как «сокращенный конспект мироздания», вбирающий в себя весь мир, его историю.Бер­дяев писал в связи с этим, что человек - это «двойственное и противоречивое существо, в высшей степени поляризованное, богоподобное и звероподобное, высокое и низкое, свободное и рабье, способное к творческому подъему и падению, к великой любви и жертве, к великой жестокости и беспредельному эго­изму». Кратко говоря, человек - это живое противоречие, точ­ка, в которой представлено все. Основными же в нем являются духовные свойства, которые характеризуют его как образ и подобие Божье, соучастника процесса миротворения. Русская религиозная философия подчеркивает, что человек - существо творческое, созидающее окружающую действительность.

Большой интерес к теме человека имел место и в зарубеж­ной философии конца XIX и в XX веке. Это нашло свое выра­жение, например, в иррациональной его трактовке в «философии жизни» Ф. Ницше, который развивал учение о «сверхчеловеке». Австрийский ученый 3. Фрейд разработал психоаналитическую трактовку человека, исследовав глубинные мотивы его пове­дения и деятельности («бессознательное»). В 20-30-е годы XX столетия в Западной Европе сформировался экзистен­циализм - «философия человеческого существования». Его духовными «отцами» были Б. Паскаль, Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев и другие мыслители. Основной в этой философии стала тема существования одинокого человека в отчужденном (абсурдном) мире общественных отношений.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: