В истории философской мысли сложилась антропологическая традиция - нацеленность философии на человека как на уникальное и сложнейшее явление мироздания. Проблема человека была обозначена уже в философии Древнего мира. В ту эпоху был распространен космоцентризм как тип философского мышления и образ мира. Все существующее рассматривалось как единый, гармоничный и необъятный Космос, а человек мыслился его органической частью, его «малой Вселенной». Он как бы погружен в этот Космос и живет по его законам. Полагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинствен, а нередко даже и враждебен человеку.
Поворот философской мысли к теме отдельного (отделенного от Космоса) человека принято связывать с именем знаменитого греческого философа Сократа. Он призывал человека заниматься углубленным познанием самого себя, определить свою нравственную позицию. Вечное самопознание, поиск самого себя в мире - в этом и должен состоять, по убеждению Сократа, подлинный смысл жизни человека. Позже Эпикур заострил внимание на проблеме свободы и счастья человека. Он полагал, что каждый человек способен избирать собственную траекторию «полета», т.е. жизненный путь, творить свою судьбу. Философ Диоген предложил для осмысления тему аскетизма, под которым он понимал весьма скромный образ жизни, установку на умеренность во всем.
|
|
Как правило, в древней философии рассматривались отдельные стороны (аспекты) проблемы человека. Так, Демокрит пытался обосновать свою идею происхождения человека из звероподобного состояния. Аристотель особое внимание обратил на социальные качества человека, охарактеризовав его как «политическое животное» с разумной душой. Платон обозначил тему взаимоотношений гражданина и государства, раскрыл социальные типы личности (мудрецы, воины и др.). Эта же тема активно осмысливалась в древнекитайской философии в учении Конфуция. В философии индийского буддизма центром внимания стали тема страданий человека и поиск путей их преодоления. Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости как умении человека жить в согласии и мире с окружающей природой, Космосом. В целом же древняя философия делала акцент не столько на внутреннем духовном мире человека, сколько на его взаимоотношениях с миром внешним (Космосом).
В Средние века философия рассматривала человека как существо тварное, созданное по образу и подобию своего Творца (Бога). И хотя человек призван «владычествовать» над всеми иными живыми существами, в иерархии мира он все же находится несравненно ниже Бога - между ангелами и животными. В человеке выделялись две его составляющие - душа и тело. Считалось, что душа дана непосредственно от Бога и играет особую роль в жизни человека: она - божественный элемент в человеке, его животворная сила, энергия. По выражению Фомы Аквинского, тело - это «лошадь», а душа - ее «наездник». Зло в мире произошло не от Бога, а от человека, который не смог правильно распорядиться свободной волей, и это привело его к грехопадению.
|
|
В отличие от Средневековья философия эпохи Возрождения перенесла свой интерес с Бога на живого человека, сделав его предметом культа, восторженного поклонения. Это было обусловлено утверждением антропоцентризма как специфического типа мировоззрения и образа мира. В философии и литературе Италии сформировался гуманизм как идейное течение, которому свойственна высокая оценка человека, вера в его силы и возможности. Происходил постепенный переход от теологического образа человека, и в данную эпоху человек уже рассматривался как творец самого себя и своей судьбы, господин окружающей природы. Философия и культура эпохи Возрождения утверждали идею величия и всемогущества человека, которому якобы все дано и все доступно. В это историческое время человек как бы поставил себя на одну ступень с Богом, и отныне он уже есть якобы человекобог, способный вершить судьбы мироздания. Природа для него - это прежде всего мастерская, а он в ней - умелый работник, способный создавать любые вещи и всесторонне развивать свои сущностные силы и дарования.
В Новое время человек стал исследоваться с позиций рационализма как философского мировоззрения. Считалось, что человек - это существо разумное («думающая вещь», по определению Р. Декарта). Он является порождением природы, плодом ее длительной эволюции. Главное качество в человеке - это способность к познавательной деятельности. Такая трактовка человека была представлена, в частности, в творчестве французcких просветителей XVIII века (Ф. Вольтер, К. Гельвеций, Д. Дидро и др.). Рационалистическая антропология считала, что знания человека - это залог прогресса общества, непременное условие движения истории к гуманному состоянию.
В классической немецкой философии как одном из основных течений Нового времени утвердился так называемый деятельностный подход к пониманию человека: он воспринимался как существо исключительно духовное, творец истории и мира культуры (И. Гердер, И. Кант, Г. Гегель, И. Фихте). История общества рассматривалась как процесс становления свободы человеческого рода посредством его деятельности. Конечная цель истории - гуманизм как состояние подлинной человечности.
Своеобразны взгляды на человека у Л. Фейербаха. Он рассматривал человека как высший предмет философии и естественных наук. Хотя человек и есть высшее проявление жизненной силы природы, но он являет собой все же порабощенное внешним миром существо и потому - несвободное. Как и всякое дитя природы, человек любит ее, но в то же время он беззащитен перед ней и перед бесчеловечным обществом.
Марксистская философия XIX века рассматривала человека на фоне всей совокупности общественных отношений и истории человечества. Делая акцент на социальной обусловленности человека, марксизм выступал тем самым как социоцентризм - тип философского мировоззрения и познавательная установка в теоретическом исследовании человека. «Человек - это мир человека, государство, общество» - так писал об этом Маркс. В своей действительности сущность (незыблемая внутренняя основа) человека есть, по его определению, «совокупность всех общественных отношений», их «ансамбль», а основной формой существования человека является трудовая деятельность, практика. Словно в зеркале, в человеке отражается вся историческая эпоха, в которой он живет и действует. Человек - это автор, режиссер и актер собственной драмы и судьбы. Человек универсален, т.е. всесторонен и богат с точки зрения своих способностей и возможностей для деятельности. Весьма важным в марксизме является также теоретический анализ проблемы отчуждения (несвободы) человека. Маркс и Энгельс показали, что в современном им капиталистическом обществе человек закрепощен социальными стихиями и институтами. Вот почему решение проблемы свободы человека должно лежать на путях коренного преобразования общества и движения его к качественно новому состоянию - к коммунизму как идеальному общественному строю.
|
|
Очень богатое антропологическое содержание имеется и в русской философии, в различных ее течениях и учениях (Илларион, А.Н. Радищев, П.А. Кропоткин, К.Э. Циолковский и др.).
Своеобразна антропология в русской религиозной философии (B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.): будучи православной по своим духовным истокам и содержанию, она обращена в первую очередь к духовному миру человека. Бог и человек, добро и зло, смысл жизни и призвание человека - все это основные темы для этой философии. Она менее всего озабочена тем, как человеку подчинить окружающий мир своей власти. Главная проблема для нее - это усовершенствование («мелиорирование») человека, приближение к идеалу. Русская религиозная философия всегда призывала человека к подвижничеству (совершению подвига) и поиску правды, к обретению высокой нравственности и совести. Ее очень интересовала также тема свободы и творчества человека, что представлено, в частности, в философии Бердяева.
Интересно и то, что в русской религиозной философии человек рассматривается, по меткому определению П.А. Флоренского, как «сокращенный конспект мироздания», вбирающий в себя весь мир, его историю.Бердяев писал в связи с этим, что человек - это «двойственное и противоречивое существо, в высшей степени поляризованное, богоподобное и звероподобное, высокое и низкое, свободное и рабье, способное к творческому подъему и падению, к великой любви и жертве, к великой жестокости и беспредельному эгоизму». Кратко говоря, человек - это живое противоречие, точка, в которой представлено все. Основными же в нем являются духовные свойства, которые характеризуют его как образ и подобие Божье, соучастника процесса миротворения. Русская религиозная философия подчеркивает, что человек - существо творческое, созидающее окружающую действительность.
|
|
Большой интерес к теме человека имел место и в зарубежной философии конца XIX и в XX веке. Это нашло свое выражение, например, в иррациональной его трактовке в «философии жизни» Ф. Ницше, который развивал учение о «сверхчеловеке». Австрийский ученый 3. Фрейд разработал психоаналитическую трактовку человека, исследовав глубинные мотивы его поведения и деятельности («бессознательное»). В 20-30-е годы XX столетия в Западной Европе сформировался экзистенциализм - «философия человеческого существования». Его духовными «отцами» были Б. Паскаль, Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев и другие мыслители. Основной в этой философии стала тема существования одинокого человека в отчужденном (абсурдном) мире общественных отношений.