Отношение к смерти в средневековой Европе

Так что "Смерть - друг человека" было далеко не ернической фразочкой продвинутых остроумцев, а истинным постулатом. Поэтому совершенно неудивительно, что смерть в Средневековье воспринималась отнюдь не столь трансцендентно, как сейчас. Зато трансцендентным, буквально вытесненным из границ реального мира, для людей Средневековья оказался страх перед смертью. "Среди многих страхов, заставлявших их дрожать, страх смерти был самым слабым", - писал в своем труде "Цивилизация средневекового Запада" Жак ле Гофф, историк и исследователь, посвятивший огромную часть своего творчества теме Средневековья. Европа настолько привыкла к постоянному присутствию смерти вокруг, что люди просто перестали ее воспринимать столь остро, как это сейчас делаем мы, - она была их вечной спутницей, от которой никуда не убежать. Она все равно настигнет тебя, и скорее всего раньше, чем позже. Тема "Пляски Смерти", развившаяся в покаянной литературе под влиянием проповеди францисканского и доминиканского монашества, стала существенной частью европейской культуры. Этот постоянный сюжет лубочных картинок и гравюр получил в Средние века очень широкое распространение. На гравюрах в разных вариантах изображалась Смерть, уводящая за собой в танце представителей разных слоев общества - короля, священника, крестьянина. Эту "Пляску Смерти" в разные времена изображали Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн-младший и другие художники Северного Возрождения. "Пляска Смерти" появляется на церковных фресках Франции и Германии, проникает в иллюстрации книг. Обычно она представляет собой иконографический сюжет, танец скелетов с новопреставленными, сопровождаемый стихотворным комментарием


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: