История развития антропологии и антропологических исследований

Как официальная ака­демическая дисциплина со своими специфическими методами исследования антропология выделилась в конце XIX — начале XX в. Однако интерес к проблеме возникновения человека, его физическому типу, расовым различиям прослеживается с глубокой древности.

Первые представления о человеке и его возникновении и развитии появились еще до нашей эры в трудах натурфилософов. В древнейших книгах различных народов отражен интерес к проблеме происхождения человека. В них дается стихийно-материалистическое объяснение процессов расообразования и да­же есть указание о прародине человека. Согласно этим представлениям, в горных районах местности, лежащей между Индостаном и Юго-Восточной Азией, появились крупные обезьяны, потомки которых в поисках пищи спустились на равнины и заселили леса и от­крытые местности по берегам рек. Те из них, кто ушел на восток, стали предками желтокожих племен (монголоиды по современной классификации). От тех, кто отправился на юг, произошли чер­нокожие народы (негроиды), от переселившихся на северо-за­пад — светлокожие (европеоиды). Обезьяны, оставшиеся в горах, в людей не превратились. С этими представлениями, возможно, связано религиозное почитание обезьян некоторыми африканскими народами.

В период форми­рования рабовладельческих государств потребности практической жизни стимулировали рост научных знаний. Совершенст­вование искусства бальзамирования трупов людей и священных животных в Древнем Египте стало источником сведений из об­ласти анатомии.

Точкой отсчета в развитии биологии и естество­знания стали работы древнегреческих ученых. От Гераклита наука получила три великие идеи: вечного движения, единства Вселенной и закономерностей протекающих в ней явлений.

Античные философы пытались понять, как произошли люди. Представители древнейшей в Греции милетской школы Анаксимандр и Анаксимен развивали материалистическое учение о «первовеществах», видоизменением которых являются все тела природы. Анаксимандр (610 — 546 гг. до н.э.) утверждал, что человек появился на Земле под воздействием солнечных лучей, в полужидком иле сначала зародились рыбообразные существа, которые, научившись поддерживать жизнь на суше, покинули воду и превратились в людей.

Демокрит (470 — 380 гг. до н.э.) и Эмпедокл (490 — 430 гг. до н.э.) высказывают идеи эволюционного превращения человека от его животных предков.

В сочинениях Аристотеля «История животных», «О частях животных», «О душе» человек рассматривается как часть приро­ды, существо, имеющее сходство с различными животными по ряду признаков. Он предложил первую классификацию живот­ного мира, определив место человека в природе. Аристотель раз­делил известных ему животных на два класса: бескровных и «с кровью». Среди последних, был выделен особый ряд «высших животных — живородящих четвероногих, покрытых волосами и дышащих легкими», соответствующий современным млекопитающим. Причислив к этому ряду человека, Аристотель считал выделенные им классы не изолированными друг от друга, а соединенными плавными переходами от низко­организованных существ к более высокоорганизованным. Ставя в своей классификации человека рядом с животным, Аристотель подчеркивал и различия между ними, наиболее важным из кото­рых, по его мнению, является социальность человека. Аристоте­ля можно назвать основателем сравнительной анато­мии. Ему принадлежит идея о «лестнице существ», т.е. ряде постепенного повышения их организации.

Из древнеримских мыслителей следует упомянуть Мар­ка Варрона, который в сочинении «О природе» высказал мысль о естественном происхождении человека.

Поэт-натурфилософ Тит Лукреций Кар в поэме «О природе ве­щей» развил материалистические идеи о происхождении мира и человека, нарисовал картину эволюции культуры от первобыт­ной дикости до современной ему цивилизации.

Анатомирование животных и человека, изучение их болезней содействовали росту знаний о человеке. Один из величайших врачей древности — Гиппократ (460—356 гг. до н.э.) — изучал влияние климата на организм; ему же принадлежит учение о темпераментах, построенное на представлении о четырех соках орга­низма, преобладание каждого из них соответствует определенному темпераменту: крови — для сангвиника, желтой желчи — для холерика, черной желчи — для меланхолика, слизи — для флегматика.

Во II в. н.э. древнеримский ученый, анатом и врач Гален на основании вскрытия трупов животных, в том числе обезьян, изложил в анатоми­ческих трактатах принципиально новые для своего времени мысли. Он указал на взаимосвязь между строе­нием органа и его функцией, между биологическими особенно­стями и образом жизни животных. Его работами завершились научные достижения античного мира.

В эпоху Средневековья анатомические исследования были запрещены церковью. Единственной идеологией стала ре­лигия. Библейская легенда о сотворении мира и человека проч­но укоренилась в сознании людей, а в науке она трансформиро­валась в концепцию креационизма.

Тем не менее, путешествия давали новые материалы для знакомства с народами Восточной Европы и Азии. Так, путешествие Марко Поло расширило знакомство европейцев с восточными народами. Афанасий Никитин в XV в. совершил продолжи­тельное путешествие по странам Индии и Востока. Ему принадлежит одно из самых ранних описаний стадной жизни обезьян во главе с вожаком.

Со времени великих географических открытий — в 1492 г. Христо­фор Колумб предпринял первое путешествие к берегам Америки, в 1497 г. Васко да Гама отыскал морской путь из Европы в Индию, в 1519 г. Магел­лан совершил кругосветное путешествие — появились новые сведения об аборигенах, их облике и образе жизни. Так, Колумб описал местное население Америки — индейцев, а также широконосых обезьян, со­ставляющих 1/3 отряда приматов.

Накапливаются знания и о человекообразных обезьянах.

Эпоха Возрождения характеризуется крупными дос­тижениями во всех науках. Значительный вклад в естествозна­ние, в частности медицину, внес Леонардо да Винчи. Он первый произвел с натуры зарисовки мускулатуры и костей человека, описал сосуды и внутренние органы плода на стадии внутриут­робного развития.

Везалий вошел в историю науки как реформатор анатомии. Он дал глубокое описание опорно-двигательного аппарата и других систем человеческого организма. Большой вклад он внес в изучение черепа, указал на вариации черепов у народов Европы, обратил внимание на патологии и де­формации черепа.

В 1600 г. появились первые исследования А. Шпейгеля по кра­ниологии. В этот период изучается анатомия высших и низших обезьян.

Французский путешественник Ф. Бернье в 1684 г. опублико­вал первую классификацию человеческих рас. Он выделил четыре расы: европеоиды, монголоиды, негроиды и лапоноиды. В последующие годы интерес к проблеме рас и физического об­лика настолько возрос, что в 1799 г. в Париже было организовано Общество по наблюдению за человеком, которое ставило своей целью изучение расовых особенностей человека при помощи описательных методов. Была разработана инструкция с рекомендациями, на что обращать внимание при описании населе­ния разных стран. Все это способствовало оформлению науки о человеке.

В 1735 г. шведский натуралист Карл Линней написал книгу «Сис­тема природы» и в разработанной там классификации животного мира поместил человека в один отряд с полуобезьянами, обезьянами, лету­чими мышами. Он назвал отряд «приматы» — первые, князья жи­вотного мира. Человека он выделил в один род и описал все четыре расы.

В 1775 г. в Лейпциге был опубликован труд натуралиста Афанасия Каверзнева «О перерождении животных», в котором высказывается мысль о родстве обезьяны с человеком.

Значительный вклад в развитие антропологических знаний внес Жорж Бюффон. В «Естественной истории» (1749—1788) он описал различия в физическом типе человека, детерминиро­ванные, по его мнению, климатом и условиями быта. Склады­валось материалистическое понимание биологического разно­образия, формировался эволюционный принцип в изучении жи­вотных и человека.

Ж. Ламарк в работе «Философия зоологии» (1809) высказал идею о происхождении одних видов животных от других и обос­новал принцип историзма в биологии.

В 1868 г. немецкий ученый Эрнст Геккель сформулировал «биогенетический закон», согласно которому индивидуальное развитие человека (онтогенез) повторяет этапы исторического развития живых организмов на Земле (филогенез). Из биогене­тического закона вытекало, что по зародышевому развитию (эм­бриогенез) организма можно восстановить историю его вида. Например, в возрасте нескольких недель зародыши челове­ка и других млекопитающих обнаруживают черты сходства с рыбами: по бокам шейного и головного отделов развиваются жаберные борозды, кровеносная система сходна с таковой у рыб, похожа форма тела, есть хвост.

От древних амфибий человек унаследовал часть мигательной перепонки в виде полулунной складки, или слезного мясца, во внутреннем углу глаза. У 6-недельного зародыша человека формируются зачатки нескольких пар молочных желез, на лице и по всему телу пер­вичный волосяной покров (лануго). Сущность биогенетического закона в дальнейшем подтвер­дилась.

В формирование эволюционных взглядов большой вклад внесли геология и палеонтология. Остатки различных видов рас­тений и животных свидетельствуют о постепенном приспособлении их строения к менявшейся среде или о вымирании.

Стройная эволюционная теория впервые была сформулиро­вана Чарльзом Дарвином в книге «Происхождение видов путем ес­тественного отбора» (1859). На большом фактическом материа­ле он доказал, что все существующие растения и животные произошли от более простых организмов путем постепенных из­менений, накапливавшихся в последующих поколениях. Основной движущей силой эволюции является естественный отбор — выживание наиболее приспособленных особей. Материалом для естественного отбора служит изменчивость организмов, а на­следственность закрепляет в потомстве полезные приспособительные свойства.

Эволюционные взгляды Ч. Дарвина поддерживал и развивал английский ученый Т. Гексли, который на основании данных сравнительной анатомии и эмбриологии в книге «О положении человека в природе» (1863) показал, что антропоморфные обезья­ны по многим признакам ближе к человеку, чем к низшим обезьянам. Э. Геккель установил существование в далеком эволюционном прошлом человека промежуточного звена, которому дал название «питекантроп» — обезьяночеловек.

В работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871) на основании синтеза данных сравнительной анатомии, эмбриоло­гии, психологии и других естественных наук Ч. Дарвин доказал, что человек — существо, наделенное разумом и речью, — про­изошел в результате длительной эволюции живых существ на Земле.

Важные для утверждения эволюционного учения факты были получены русскими учеными — К.М. Бэром, ИМ. Сечено­вым, К.М. Рулье, Н.А. Северцовым и др. К.М. Бэр разработал принципы сравнительной эмбриологии. Он впервые проследил развитие зародыша на всех стадиях, обосновал учение о заро­дышевых листках и распространил его на всех позвоночных животных.

В работе И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1866) уточнены выводы немецких ученых И. Мюллера, Э. Дюбуа-Реймона, М. Ферворна о процессах возбуждения и торможения в нервной деятельности животных, тем самым заложены основы материалистического понимания психической деятельности.

Однако механизм эволюционного процесса был раскрыт лишь во второй половине XX в. благодаря достижениям генети­ки, установившей основу наследственности и закономерности ее изменчивости.

Параллельно с формированием эволюционной теории разра­батывались методы изучения расовых особенностей людей и ра­совых классификаций. Закладывались основы расоведения.

В середине XVIII в. датский анатом П. Кампер разработал краниометрическую методику. Он ввел понятие индексов, т.е. соотношения размеров.

В 1775 г. немецкий анатом И.Ф. Блуменбах в книге «Естест­венные варианты человеческого рода» попытался классифициро­вать расы человека на основании описательных характеристик. В 1842 г. появляется работа шведского анатома А. Ретциуса о форме головы у населения Северной Европы. На основании измерений он разделил людей на: брахикефалов (короткоголовые) и долихокефалов (длинноголовые), с прямым вертикальным профилем лица (ортогнатные) и с выступающим челюстным отделом (прогнатные). А. Ретциус показал, что расо­вые различия можно выразить данными точных измерений.

Более совершенная краниометрическая методика француз­ского исследователя П. Брока изложена в его «Антропологических инструкциях» (1864).

Немецкий ученый Р. Вихров предложил свою методику и программу исследований. Однако использование исследова­телями разных схем и методик затрудняло сопоставление ре­зультатов измерений.

Для выработки единых принципов измерений по инициативе К.М. Бэра, разрабатывавшего методику антропологических ис­следований в России, в 1861 г. в Гёттингене был созван съезд ан­тропологов. Унификация краниометрической методики была за­креплена Франкфуртским соглашением (1882), утвердившим единую горизонтальную плоскость для ряда линейных и угловых измерений.

Уточнение методик и накопление фактических данных пре­допределило объединение антропологических сил в научных об­ществах и учреждениях.

В XIX в. ан­тропология формируется как наука. В этот период появляются первые антропологические общества. Поль Брок - один из основателей академической антропологии, создатель первого антропологического общества в Париже в 1862 г. В 1863 г. создается Лон­донское антропологическое общество, которое занимается вопросами происхождения человеческих рас, их классификаци­ей. Возникают аналогичные общества и в других странах Европы. Разрабатываются разнообразные шкалы цвета глаз, волос, формы волос, губ, балль­ные системы их оценок. Брок разработал методику измерений человеческого тела и составил таблицы вариаций признаков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: