Лекция 4: Теория конкуренции
1. Сущность и функции конкуренции. Внутриотраслевая и межотраслевая, ценовая и неценовая конкуренция.
2. Понятие рыночной структуры и ее типы.
3. Теория несовершенной конкуренции: достоинства и недостатки монополии. Антимонопольное политика государства.
Сущность и функции конкуренции. Внутриотраслевая и межотраслевая, ценовая и неценовая конкуренции
Конкуренция (от лат. concurrentia – сталкиваться) – состязание, соперничество между производителями (продавцами) товаров и услуг за рынки сбыта с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет собой цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование, один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.
Конкуренция выполняет следующие функции:
· регулирующую (определяет структуру и объем производства продукции в обществе, обеспечивающие максимальный уровень благосостояния);
· размещения ресурсов (экономические ресурсы концентрируются там, где они могут быть использованы с максимальной отдачей);
|
|
· инновационную (конкуренция заставляет производителей внедрять более эффективные технологии, осуществлять нововведения);
· распределительную (конкуренция распределяет созданную стоимость; большие доходы получают те, кто владеет более эффективными и качественными факторами производства).
Конкуренцию можно классифицировать по сфере деятельности на внутриотраслевую и межотраслевую.
Внутриотраслевая – соперничество, борьба между фирмами одной отрасли. Отраслью называют группу фирм, которые производят либо один и тот же товар, либо родственные однородные товары.
Межотраслевая – борьба за наиболее выгодные сферы приложения капитала. Она предполагает перелив капитала из одной отрасли в другую.
По методам соперничества конкуренцию разделяют на ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция – конкурентная борьба, которая ведется по поводу и с помощью цен. Основа успешной ценовой конкуренции – производство (чтобы осуществлять ценовую конкуренцию, необходимо располагать реальными возможностями снижения издержек производства). Технология ценовой конкуренции: предприниматель назначает, как правило, более низкие цены на производимые товары, что приводит к увеличению объема спроса конкуренты, которые не имеют возможности снижать цены из-за высоких издержек производства, терпят убытки, разоряются и уходят из отрасли, уступая свое место на рынке. Примеры ценовой конкуренции: война цен, маневрирование ценами (предоставление различных скидок), ценовая диверсификация.
|
|
Неценовая конкуренция – конкуренция, осуществляемая посредством улучшения качества продукции и условий продажи при неизменных ценах, то есть она воздействует на спрос Основной инструмент воздействия на потребителя не цена, а качественная характеристика товара, его индивидуальные особенности. Основа успешной неценовой конкуренции – реклама, повышение качества продукции, ее дифференциация (назначение продукции одно, а свойства различны в зависимости от потребностей различных групп потребителей).