Психологическое самообразование

Вопросы для обсуждения и размышления

1. В профессиональной речи мы используем такие выраже
ния, как «субъект деятельности», «субъект общения», «субъект
познания» и т.п. Какой смысл заложен в каждом из этих слово
сочетаний?

Приведите возможные другие сочетания со словом «субъект» и проанализируйте их значение. Какова психологическая составляющая в приведенных высказываниях?

2. Ключевыми для проблемы психологии способностей яв
ляются понятия «индивидуальные способности», «задатки»,
«способы деятельности», «родовые способности». Напомним, что
способности связывают с продуктивным осуществлением опре
деленной деятельности. Утверждается, что развитие индивиду
альных способностей своим непременным условием имеет при
своение продуктов культуры; предпосылкой этого являются оп
ределенные анатомо-фиэиологические особенности человека –
его задатки.

Как в эти положения вписывается понятие «родовые способности»?

Насколько жестко понятие способа связано с приемом, методом осуществления деятельности? Возможно ли понятие способа использовать относительно таких форм активности человека, как общение, взаимодействие, познание? Если возможно, то как такое расширенное понимание способа уточняет понимание способностей?

3. Приглашаем вас принять участие в споре двух мыслителей
эпохи Просвещения и определить свое отношение к спору.

К.Гельвеций: «Все люди с обыкновенной нормальной организацией обладают одинаковыми умственными способностями».

Д.Дидро: «Господин Гельвеции, ответьте на маленький вопрос. Вот пятьсот только что родившихся детей. Их готовы отдать вам на воспитание по вашей системе. Скажите мне, скольких из них вы сделаете гениальными людьми? Почему, не все пятьсот?»

4. Подумайте, как в трех сторонах душевной жизни (желани
ях, разуме, чувствах) проявляется общее свойство психическо
го – его связь с природным и социальным миром. Покажите,
что потребности, мышление, эмоции невозможно понять и объ
яснить вне их роли в жизнедеятельности человека.

5. Потребность – буквально: по-требованию. Но по требо
ванию кого или чего? Поразмышляйте в связи с этим над сле
дующими утверждениями: «Наши аппетиты, как и наши насущ
ные потребности, ограничены. Но в отношении чего? Только в
отношении к тем предметам, которые существуют. Ведь не могут
же люди пресытиться чем-то заранее. Значит, мы будем изобре
тать потребности, вот и все! Разве наши предки в прошлые века
могли испытать потребность в телевизоре или телефоне? Они ве
ликолепно обходились без них. Но стоило их изобрести, и мы
оказались в их власти».

6. Можно ли взаимосвязь памяти и мышления объяснить
путем использования понятий «знания» и «способности»? Всегда
ли запоминается только то, что понимается?

7. Выдающийся педагог К.Д.Ушинский писал: «ничто – ни
слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно
и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувство
вания: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдель
ного решения, а всего содержания души нашей и ее строя».
Дайте психологическое обоснование правомерности этого вы
сказывания.

8. По самой семантике «воображение» – это вхождение
(«попадание») в уже предсуществующий Образ. Как эту семан
тику согласовать с психологическими представлениями о «во
ображении»?

9. Почему именно характер составляет остов, стержень чело
века как субъекта? Может ли быть выдающаяся личность с пло
хим характером? Что является объективной предпосылкой расхо
ждения характера и личности?

Литература для чтения

Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.

Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. Раздел IV. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психол. журнал. 1991, №6, 1992, №6, 1993, №6.

Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

331

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. Т.1. Гл. 5-6, 8-9. Давыдов В.В Проблемы развивающего обучения. М., 1986. Изард К. Эмоции человека. М., 1980.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевого поведения. М., 1991.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983.

Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1994. Ляудис В.Я. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник МГУ. Сер. 14 Психология. 1984. №4,

Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993.

Психология эмоций. Тексты. М., 1984.

Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. В 2 т. М., 1989-Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1993.

Середа Г.К. Что такое память? // Психол. журнал. 1985. Т.6. N 6. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. М., 1985. Т.1. Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова М., 1967.

Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: