Изменения в системе сильных глаголов.
В связи с общей тенденцией к унификации и упрощению парадигмы в течение СА периода многие сильные глаголы (около 90) утратили чередование и присоединились к слабому типу. Одни глаголы (slepen “sleep”, wepen “weep”, reden “read”) еще в ДА обнаруживали тенденцию к присоединению дентального суффикса, другие (helpen “help”, baken “bake”) образуют слабые формы в конце СА. У некоторых глаголов слабые формы употреблялись параллельно с чередованием (shined / shone), в итоге закрепились либо новые регулярные формы, либо старые формы с чередованием.
Безударные окончания инфинитива - an, прош. вр. мн. числа - on и причастия II - en совпали в результате редукции. Гласный из прош. ед. и причастия II начинает проникать в прош. мн., в результате чего четыре основные формы постепенно свелись к трем. Префикс ge -, формальный показатель причастия II, ослабился до y- [i], затем отпал. Границы между классами стали нечеткими, наблюдался процесс смешения классов. Например, глаголы 5 класса принимают чередование, характерное для 4 класса (sprecan “speak”), некоторые глаголы 6 класса присоединяются к 7 классу (drawen “draw”) и т.п. К началу НА периода классы сильных глаголов окончательно распались.
|
|
Изменения в системе слабых глаголов.
Количество слабых глаголов в СА резко возросло за счет перехода сильных в слабые, новообразований и заимствований, так как они все спрягались по слабому типу. Ядром создания основной модели стал 2-й класс слабых глаголов. Соединительный гласный -о- (прежний основообразующий суффикс) прошедшего времени и причастия 2 редуцировался и совпал с -е, показателем 1-го класса.
ДА lufian – lufode – lufod СА loven – loved(e) - loved
Впоследствии этот гласный выпал перед дентальным, и классы слабых глаголов перестали различаться. В ранненовоанглийском возникает новый тип чередования у глаголов с дентальным суффиксом: долгий \ краткий. После великого сдвига гласных количественное чередование превратилось в качественное.
ДА cepan –cepte СА keepen [ke:pen] – kepte [kepte ] НА keep – kept
Особую группу образовали неправильные глаголы 1-го класса, которые сохранили чередование корневого гласного, вызванное явлением умлаута в инфинитиве и настоящем времени: tell- told, think – thought. К этой группе присоединился французский глагол catch – caught и бывший сильный глагол fight – fought.