ДИАЛЕКТИКА (УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ)
Вопросы лекции:
1. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика.
2. Структура диалектики и ее основные функции.
3. Закон. Динамические и статистические закономерности.
4. Детерминизм и индетерминизм.
5. Альтернативы диалектики.
Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика
Диалектика (греч. dialextice — вести беседу, спор) — учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.
В истории философии сложились три основных формы диалектики:
а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон);
б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем, но на идеалистической основе;
в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Объективная диалектика — это развитие реального мира (природы и общества). Субъективная диалектика - это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) - отражение диалектического движения (развития) объективного мира; во-вторых, теория диалектики, т. е. учение о всеобщих законах развития как внешнего мира, так и самого мышления.
|
|
Существует и так называемая «субъективистская диалектика» (особенно характерная для софистики и эклектики) — это, по справедливому замечанию Гегеля, «внешняя, пустая диалектика», не доходящая до диалектики самих реальных предметов, не отражающая их, а есть «гибкость понятий» (т. е. их текучесть, изменяемость), примененная чисто субъективистски, а не объективно.
Познание, диалектика понятий (субъективная диалектика), будучи отражением объективного мира, не может осуществляться по законам, принципиально отличным от законов развития реальной действительности, диалектики бытия (объективной диалектики). Тем самым объективный мир и человеческое мышление подчинены одним и тем же всеобщим законам — законам диалектики. Это значит, что они не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой.
Структура диалектики и ее основные функции
Диалектика есть открытая органическая система, совокупность устойчивых отношений и связей между элементами которой образует структуру диалектики. Ее элементы — это категории, законы и принципы, которые в своем единстве отражают единство, целостность развивающегося реального мира в его всеобщих характеристиках.
Категории диалектики — формы мышления, которые отражают наиболее общие и существенные стороны, свойства и отношения реальной действительности и познания на основе чувственно-материальной деятельности людей, общественной практики. Основные категории — материя, сознание, развитие, качество и количество, противоречие, необходимость и случайность, причина и следствие и др.
|
|
Сущность и явление — важнейшие диалектические категории, в которых выражаются основные свойства всех существующих в мире объектов. Сущность и явление всегда взаимосвязаны.
Сущность — это внутреннее, недоступное чувствам содержание предмета, его смысл.
Явление — это обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам. Другими словами, явление — это внешние свойства предмета, которые человек познает опытным путем через органы чувств: зрение, слух и др. Сущность предмета человек может постичь только с помощью разума.
Содержание — это то, из чего состоит предмет или явление.
Форма — это порядок, в котором сосуществуют эти составные части, способ внешнего выражения содержания. Содержание изменчиво, подвижно. Форма удерживает его в устойчивом равновесии. В предмете постоянно происходит борьба между содержанием и формой. На определенном этатш содержание сбрасывает старую форм, которая тормозила его развитие, и приобретает новую. В современной'науке категория «форма» близка к категории «структура».
Система (от греч. systema — составленное из частей, соединенное) — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов.
Элемент (от лат. elementum — первоначальное вещество) — это неделимая в пределах данной системы ее составная часть. Элемент является не только неделимой, но и необходимой составной частью системы. Если хотя бы один элемент системы отсутствует, это будет уже другая система. Количество элементов, порядок их расположения, существующие между ними связи характеризуют структуру системы.
Структура (от лат. structura — строение) — это совокупность связей между элементами системы. Элементы составляют содержание системы, а структура — ее форму.
Категориями, отображающими не только свойства объективного мира, но и ступени его познания, являются единичное, особенное и всеобщее. Вначале объект предстает перед познающим его субъектом как нечто единичное.
Единичное (частное) — это отдельное, ограниченное во времени и пространстве, обособленное от всех других. Затем субъект замечает в ряде объектов некоторые повторяющиеся свойства.
Общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо класса, составляют содержание особенного.
Свойства, присущие всем без исключения объектам какого-либо класса, являются всеобщим.
Диалектика считает, что изолированных явлений не существует. Каждое явление было обусловлено какими-то другими, предшествующими явлениями и само определяет, обусловливает какие-либо последующие явления.
Причина — это явление, обусловливающее, порождающее другое явление.
Следствие — явление, порожденное другим явлением. В диалектике есть положение о существовании причинности как такой связи явлений, где одно явление (причина) производит другое явление (следствие).
Необходимость и случайность — это категории, отражающие тип существующей связи между явлениями. То, что обязательно должно было произойти, вызвано необходимой связью явлений. То, что могло бы и не произойти, вызвано случайной связью между явлениями.
Необходимость — это тип связи между явлениями, определяемый основными, существенными причинами.
Случайность — это тип связи между явлениями, определяемый побочными, несущественными факторами.
Т.о. проблема категорий является одной из центральных философских проблем, поскольку теснейшим образом связана с темой сознания. Категории являются всеобщими и необходимыми мыслительными формами, организуют сам процесс мышления и познания.
|
|
Важными элементами диалектики являются ее принципы. Принцип (начало, основа) — фундаментальное теоретическое положение (в диалектике — наиболее общее), отражающее наиболее существенные характеристики реальной действительности и являющееся одновременно системой определенных методологических требований (правил, норм, предписаний), регулирующих деятельность людей.
Основными принципами диалектического метода являются:
- принцип объективности;
- принцип всесторонности;
- принцип конкретности;
- принцип восхождения от абстрактного к конкретному;
- принцип историзма;
- принцип единства противоположностей;
- принцип детерминизма и др.
Все элементы диалектики тесно взаимосвязаны и различия между ними относительные.
Основные функции диалектики:
1. Онтологическая: нацеленность теории диалектики преимущественно на выявление и изучение диалектики вещей, реальной диалектики природы и общественного бытия в их всеобщих, универсальных характеристиках.
2. Гносеологическая: изучение закономерностей познавательного процесса в целом, а не только отдельных его форм, видов и уровней.
3. Логическая: исследование всеобщих форм мышления, принципов, категорий в их развитии и взаимосвязи с точки зрения содержательного отражения в них всеобщих закономерностей объективной действительности.
4. Методологическая: разработка на основе всеобщих объективных законов действительности системы универсальных регулятивных принципов (норм, предписаний, правил), направляющих познавательную и практическую деятельность людей.
5. Мировоззренческая: определение социальной ориентации субъектов с точки зрения собственного содержания диалектики, выраженного в системе всех ее элементов.
6. Праксеологическая (социально-преобразующая): не только «объяснение» мира, но и «участие» в его изменении — опосредованно, в соответствии с диалектическими представлениями о нем.
|
|