Учение Аристотеля

Аристотель является создателем самой обширной научной системы из существующих в античности. Она опиралась на обширный эмпирический материал, как из области естествознания, так и из области общественных наук, который систематически собирали и накапливали его ученики. В частности, это было описание 158 государственных устройств. Научная деятельность Аристотеля- это не только вершина античного философского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области: были созданы новые научные направления, она вместе с учениками систематизировал науки, определил предмет и методы отдельных наук. Написал больше 150 научных трудов и трактатов.

В своем большинстве труды Аристотеля сохранились у его учеников и последователей. В I веке н.э. они были собраны, классифицированы и изданы последователем Аристотелевской философии Андроником Родосским. Их можно разделить на несколько тематических групп.

К первой группе относится работы, которые излагают наиболее существенные вопросы онтологического характера. Аристотель определяет эту проблематику как первую философию (протефилософиа). Андроник Родосский все работы объединил в один трактат, который был назван "метофизика" (название возникло случайно: эти труды в издании произведений Аристотеля следовали сразу за трудами, которые были посвящены вопросам естественных наук, то есть за физикой. Современный смысл метофизики как метода познания был обозначен Гегелем в 19 веке).

Следующую группу его работ представляют труды, посвященные вопросам философии и естественных наук, - " Физика ", "О небе", "О возникновении и гибели", " Метеорология", " О возникновении животных " и др.

Весьма обширную группу представляют работы, посвященные проблематики обществознания. Сюда относятся этические, политические, эстетические и другие трактаты - " Политика", " Никомахова этика", "Риторика ", " Поэтика" и др.

Выдающийся раздел его творчества представляют труды, посвященные логики и методологии, которые объединены под общим названием "Органон" (сюда относятся работы " Категории" " Об объяснении ", "Первые аналитики", " Третьи аналитики", " Топики", " О софистических доказательствах ").

Аристотель был первым, кто глубоко и систематически исследовал все доступные ему работы предшествующих мыслителей. Систематически, хотя и через призму собственных воззрений, он рассматривает философские учения от древнейших мыслителей до современников. В этом смысле о нем можно говорить и как об историке философии.

Определив свое отношении к философии Платона и ее центральному пункту – учению об "идеях", Аристотель разрабатывает исходные принципы своей философии. Большое внимание он уделяет наиболее существенным вопросам философии, ядром которой он считает онтологию – науку о сущем. Основой всякого бытия Аристотель считает так называемую первую материю. Эта первичная материя, однако, неопределенна (принципиально неопределима) ни одной из категорий, которыми мы определяем реальные (конкретные) состоянии сущего. Она образует потенциальную предпосылку существования. И хотя она является основой всякого бытия, ее нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать простой составной частью конкретного бытия.

Наипростейшей определенностью этой первой материи является, по Аристотелю, четыре элемента – огонь, воздух, вода и земля, с которыми мы встречались уже у до сократовских мыслителей. Они представляют определенную промежуточную ступень между первой материей. которая чувственна непостижима, и реальна существующим миром, который чувственно воспринимаем. У воспринимаемы чувствами вещей (их изучением занимается физика) можно различить две пары взаимно противоположных свойств – тепло и холод, влажное и сухое. Четыре основных соединения этих свойств, по Аристотелю, характеризуют четыре основных элемента: огонь является соединением теплого и сухого, воздух – теплого и влажного, а земля – холодного и сухого.

Эти четыре элемента – основа реальных (чувственно воспринимаемых) вещей. Правда, позднее в связи с проблемами небесных сфер Аристотель вводит пятый элемент – " Пятую сущность " – эфир.

В то же время Аристотель допускает и возможность замены одного элемента другим, это становится возможным потому, что все элементы являются в принципе конкретной модификаций одной и той же первой материей.

Конкретные, существующие (чувственно воспринимаемые) являются результатом взаимодействия всеможных комбинаций этих элементов. ъ

По Аристотелю,каждая единичная вещь есть единство " материи", "формой". Форма не материальна, но она не есть некая потусторонняя сущность, извне приходящая в материю. Он это иллюстрирует примером. Так, медный шар есть единство вещества – меди и формы – шаровидности, которая придана меди мастером, но в реально существующем шаре оно составляет одно с веществом. Медь лишена "Формы", поскольку меди еще не придана форма шара и та же медь есть "возможность" формы. "Форма" есть действительность того, возможностью чего является "материя ", и, наоборот, "материя" есть возможность того, действительностью чего будет форма. С помощью этих положений о соотносительности материи и формы Аристотель пытался раковую для платоновского идеализма пропасть между миром вещей и идеями.

Согласно Аристотелю в пределах чувственно воспринимаемых вещей возможен последовательный переход от "материи" к соотносительной ей "форме", от "формы" – к соотносительной ей материи. Поднимаясь по лестнице " формы " мы, утверждает Аристотель "доходим" наконец, до высшей "формы", которую уже нельзя рассматривать как "материю" или как возможность более высокой "формы". Такая предельная" форма" есть перводвигатель, или Бог, пребывающий вне мира.

Итак, " форма", по Аристотелю, образует из потенциального бытия (первой материи, четырех основных элементов) действительное, реальное бытие. Действительное бытие, таким образом, представляет собой единство материи и формы. Аристотель в этом учении, которое является основой всей его философии и проходит через все его рассуждения, по- новому решает проблему соотношения единичного и общего – как отношение двух сторон действительности. Этим он преодолевает разрыв между идеальным и реальным миром, столь разительный в системе Платона.

При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях. Первую сущность он отождествляет с с индивидуальным бытием, с конкретной вещью. Первая сущность, согласно Аристотелю, выступает индивидуальным, неделимым и чувственно познавательным бытием.

От первых сущностей Аристотель отличает вторые сущности (вторичные). Они производны от первых сущностей. Вторичные сущности не постигают конкретное индивидуальное бытие, а являются в большей или меньшей степени родовым или видовым определением. Например: стол, стул, кровать и т. д. Это первичные сущности, в то время как мебель уже вторичная сущность.

Категории сущности Аристотель считал основным средством познания мира. Все другие категории служат для их определения.

Об онтологических воззрениях Аристотеля говорит и его понимание движения. Движение у Аристотеля тесно связывается с конкретными формами бытия. Он подчеркивает, что движение помимо вещей не существует. Аристотель считал движение вечным, оно всегда было и во всякое время будет.

Несколько противоречивы взгляды Аристотеля на источник движения. Сказанное выше говорит о том, что движение присуще самим вещам, следовательно, источником является само движение. С другой стороны, возможно объяснение источника движения при помощи неподвижного первого двигателя. Этот первый двигатель (Бог) служит внешней причиной всякого движения.

Аристотель различает шесть видов движения: возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемену и изменение места.

Движение Аристотель тесно связывал с изменением. Он приводит четыре главных вида изменений: относящихся к сущности, к количеству, качеству и месту. Движение, относящееся к сущности, не может быть признано действительным, потому что в нем нельзя найти " противное". Это свидетельствует о понимании существования движения в связи с наличием противоположностей. По Аристотелю, противным движению является "покой"; противном возникновению – гибель; увеличению – уменьшение, а изменению места – покой на месте. Наиболее общую характеристику движению Аристотель дает следующим образом: реализация, осуществление сущего. Это значит, что движение выступает как переход возможности в действительность. Тем самым движение становится универсальным свойствам сущего.

Процесс осуществления, то есть переход возможности в действительность, тесно связан со взаимоотношением материи и формы. Движение является определенной тенденцией материи (как возможности) к осуществлению реализации формы (как реальности).

Аристотель уделяет внимание и анализу "пространства" и "времени". Во-первых, он видит тесную связь между конкретным бытием и временем, подчеркивает связь времени и движения.

Пространство Аристотель также связывает с движением тел, признает его объективное существование. Пространство понимается как особая необходимая реальность, которая может проявляться в движении тел, существуя независимо от них.

Заканчивая онтологическую часть философии Аристотеля, остановимся на его учении о причинности. Он различает четыре основных вида причин: материальную, формальную, активную и, или воздействующую, и причину конечную, или целевую. Материальная причина содержится в самой первой материи, в ее характере. В этом смысле она выступает также, как и потенциальная причина. Формальная причина соединена с формой как активным принципом, который творит из материи "истинную реальность". Активная (или воздействующая) причина также соединена с источником движения и с процессом перехода возможности в действительность. Наиболее высоко Аристотель ставит целевую, или конечную, причину, которая объясняет цель и смысл движения.

Для понимания и объяснения сущего необходимо познать все виды причин. Однако все они имеют неодинаковое значение. Формальные причины являются наиболее важными, чем материальные причины – такой вывод следует из учения Аристотеля из пассивной материи и активной форме. Место, которое он отводит целевой (или конечной) причине – уступка теологии. Эта причина, собственно, делает возможным познание завершения развития, реализацию цели, которую Аристотель обозначает понятием " энтелехия".

Аристотель считает, что душа присуще всем объектам, принадлежащим живой природе, то есть растениям, животным и человеку. В ряде работ он приходит даже к таким взглядам: "душа не существует без материи", деятельность души обусловлена состоянием тела, что подтверждает определенную материалистическую тенденцию. Однако в "Политики" Аристотель говорит, что "одушевленное существо состоит прежде всего из души и тела; душа по своей сути является господствующим принципом, тело – принцип подчиненный ". С подобными мыслями можно встретиться в трактате "О душе": "… душа есть причина и начало живого тела … душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел ". Отношение души и тела является в определенном смысле аналогией более общего отношения материи и формы.

Душа, по Аристотелю, имеет три различных уровня: вегетативный – душа растений (речь идет здесь об определенной способности к жизни); чувственный, преобладающий в душах животных, и разумный, присущий лишь человеку.

Разумную душу Аристотель, характеризует как ту часть души, которая мыслит и познает. Восприятие, то есть способность ощущать, характерно для низших ступеней души, однако способность мыслить является привилегией разумной души. Ощущения неотделимы от тела, но разумная душа не связана с телесностью, она вечна. Разуму, наконец, "лучше не быть связанным с телом ". Этот довод использовался философами – идеалистами как во времена Аристотеля, так и в позднейшее время.

Как философ Аристотель обязан был решать гносеологические проблемы. Основным и исторически первым уровнем познания он считает чувственное познание. Благодаря ему мы познаем конкретное бытие (первые сущности). При помощи чувственного познания человек овладевает единичным, индивидуальным.

Если чувственный уровень – основа познания, то постижение общих закономерностей,общего является привилегией разума, который подобно чувствам, черпающим из реальности, существует за счет чувственного опыта.

Познание представлялось Аристотелю как развивающийся процесс от простейших элементарных чувственных ступеней к предельно абстрактным. Его градация такова: ощущение, представление, опыт, усиленный памятью, искусство, наука, которая представляет вершину.

Научное познание, по Аристотелю, представляется как вершина всего процесса познания. Его содержание является познание общего. Аристотель правильно постиг тот факт, что общее можно познать не на основе созерцания или "воспоминания", но лишь посредством познания единичного, и что мышление необходимо сопоставлять с практической деятельностью.

Научное познание не ограничивается лишь эмпирией. Факт чувственного восприятие есть лишь следствие, при помощи которого постигается общее. Теоретическое познание, мышление является самобытным, однако его необходимо предохранять от пустой спекулятивности. Это ведет к развитию логики. Логику он понимал как орудие познания. Отсюда название трудов Аристотеля, посвященных логики, - "Органон" (органон – орудие). Логика Аристотеля развивалась в тесной взаимосвязи как с его философскими воззрениями, мак и с его изучением природы и общества.

Аристотель заложил теоретические основы логики как науки. Ему принадлежит заслуга формулирования закона противоречия и закона исключенного третьего. Эти законы долго принадлежали к основным законам логики высказываний. Свое значение они не потеряли и в наше время.

В теоретической философии Аристотель вводит понятие "субстанция".

Под субстанцией он понимал бытие вполне самобытное, существующее в самом себе, но не в сем – либо ином. Как таковое бытие, не способное существовать ни в чем ином, субстанция никогда не может выступать в суждении, как его предикат, или атрибут, но только как его субъект.

Субстанцией, считал Аристотель, может быть только единичное бытие. Только оно одно самобытно в точном смысле этого слова. Он неуклонно имеет в виду это бытие как предмет познания, протекающего в понятиях. Другими словами, он полагает,что существующее само по себе и потому совсем независимое от сознания, что бытие уже стало предметом познания, уже породило понятие о бытие и есть в этом смысле уже бытие как предмет понятия.

В плане бытия "форма" – сущность предмета. В плане познания "форма" – понятие о предмете.

Согласно Аристотелю, то, с чем может иметь дело знание, есть только понятие, заключающее в себе существенные определения предмета. Самим предметом познания может быть не преходящее, не изменчивое и не текучее бытие и только бытие непреходящее, пребывающее.

У Аристотеля телеология становится последовательно объективной.

Предметы обладают не данной или предписанной им извне целью, а сами, в самих себе, объективно имеют цель. Состоят они в реализации или в осуществлении "формы", понятия, таящегося в них самих. Но это и значит, что "цель" сводима к "форме" – к действительности того, что дано как возможность в "материи", предметов.

Причина движения и изменения – не основная и не несводимая: она также сводима к "форме", ибо понятие о предмете, осуществленное в веществе ("материи"), и есть форма.

Если рассматриваются отдельные предметы, то под "формой" и "материей" необходимо понимать просто то, из чего состоят эти предметы, иначе – их элементы.

В "форме" и "материи" следует видеть также причины или принципы, исходя из которых мог бы быть объяснен весь мировой процесс. Под "материей" еще можно разуметь то, что подвергается изменениям, но "форму" в качестве "начала движения" уже нельзя определить как то, чего мир еще только достигает в своем процессе движения.

Если рассматриваются уже не отдельные предметы природы, а вся природа в целом, то для объяснения его необходимо допустить существование, во – первых, "материи" мира и, во- вторых, "форма" мира, пребывающей вне самого мира.

По мнению Аристотеля, существует лишь один способ устранить это противоречие: необходимо допустить, что происходящее в мире движение не только не имеет начала, но не имеет и конца, то есть вечно. Доказательство вечного существования мира и вечного существования мирового движения необходимо ведет к предположению вечной причины мира и вечного движения мира.

Перводвигатель мира есть, согласно Аристотелю, Бог.

Из неподвижности перводвигателя мира Аристотель выводит как необходимое свойство Бога его бестелесность. Всякая телесность, или материальность, есть возможность иного бытия, перехода в это новое, а всякий переход, по Аристотелю, есть движение. Но Бог, он же перводвигатель – неподвижное бытие; следовательно, Бог необходимо должен быть бестелесным.

Каждый предмет материального мира есть, во-первых, "материя", то есть возможность или средство реализации своего понятия и, во-вторых,, "форма", или действительность это возможности, или осуществления понятия. Так как Бог, по Аристотелю, - наивысшая действительность, то Бог есть ум.

В этом уме необходимо различать активный и пассивный элементы. Активные элементы сказываются, когда мысль есть лишь деятельная.Но высшая деятельность мысли, по Аристотелю, - деятельность созерцания. Стало быть, будучи умом и высшей деятельностью, ум Бога есть ум, вечно созерцающий.

Итак, Бог, или перводвигатель, есть созерцающий чистый ум.

Именно поэтому Бог, как его понимает Аристотель, есть цель мира и всего мирового процесса, есть форма всех форм.

Учение это – теология высшего бытия – единая и единственная божественная бестелесная "форма", "чистый" беспримесный ум, мыслящий собственную деятельность мышления. Бог Аристотеля – как бы идеальный величайший и современнейший философ, созерцающий свое познание и мышление, чистый теоретик.

По своему предмету научное знание есть знание о бытии.

Аристотель считал,что предмет искусства – производство вещей или произведений при помощи способности, определенной к действию. Поэтому сфера искусства – практика и производство; сфера это знание – созерцание предмета, теория, умоззрение. У науки есть общее с искусством, как и искусству, знанию принадлежит способность быть сообщаемым посредством обучения. Поэтому искусство есть знание в большем смысле слова, сем опыт, оно сопровождается истинными суждениями. То, что в вещах показывает чувственное познание, то есть ощущение, зависит от всегда изменчивых условий пространства и времени. Напротив, то, что показывает в вещах научное познание, не зависит ни от пространства, ни от времени.

Для Аристотеля логика – не отдельная наука, а орудие всякой науки. Аристотель называет логику "Аналитикой", ее основные учения: об умозаключении и доказательстве. Задача логики, как ее понимает Аристотель, - исследование и указание методов, при помощи которых известное данное может быть сведено к элементам, способным стать источником его объяснения. Из этого видно, что основной метод Аристотеля – "сведение".

В логических исследованиях Аристотеля интересовали три проблемы:

вопрос о методе знания, или диалектика;

вопрос о двух основных методах выяснения знания достоверного, эти методы – определение и доказательства;

вопрос о месте нахождения посылок знания, это индукция.

Аристотелевская индукция – не только путь от единичного к общему, но и метод противопоставления дедукции.

Восприятие (или ощущение) – способ бытия и соответственно познания, общий у человека со всеми живыми существами. Способность удерживать часть воспринятого есть память. Из часто повторяющегося воспоминания об одном и том же возникает опыт. Из опыта же, то есть из всего общего, сохраняющегося в душе, берут свое начало навыки и наука. Навыки возникают, когда происходит процесс создания вещей; наука – "если дело касается существующего".

Только определение может превратить простое свидетельство о факте в раскрытие сущности. И только доказательство способно превратить утверждение или отрицание существования в причинное объяснение. Однако раскрыть эту сущность может только определение, для того же, чтобы выяснить связь сущности с ее действиями, требуется доказательство.

Важная часть логики Аристотеля – теория силлогизма и доказательства. Очень важно также его учение о понятие и о предложении (суждении).

Особенно важным для него было выяснение свойств общего. Общее определяется как то, что относится ко многим предметам в силу их природы. То, что стоит в связи с родом и может быть выведено из рода, есть свойство.

Аристотель классифицирует предложение на четыре группы:

утвердительные истины;

отрицательные истины;

утвердительные ложные;

отрицательные ложные.

Аристотель- основоположник не только формальной логики, но и психологии. Ему принадлежит специальный тракта "О душе".

Душа – организующая форма. В душе Аристотель видит высшую деятельность человеческого тела. Поэтому между душой и телом имеется тесная связь. В душе человека существует часть, присуще определенной ступени человеческого развития, не возникающая и не подлежащая гибели.

Аристотель выделяет этику в особую и при том значительную проблему философии. Учение о нравственной деятельности и о нравственных доблестях строится у Аристотеля на основе его объективной теологии, охватывающей весь мир и всю деятельность в нем человека. Есть цель, которую желают только ради нее самой. Такая цель- высшее благо, и раскрывает ее высшая руководящая наука – политика.

Человеческая добродетель есть умение - прежде всего верно ориентироваться, выбрать поступок, определить местонахождение добра. Выбору подлежит не среднее из хорошего, а наилучшее из всего хорошего.

Частная форма справедливости делится на два вида. Эта распределяющая справедливость и справедливость уравнивающая. Деятельность, сообразная с важнейшей добродетелью и присущая лучшей части души, есть блаженство. Настоящая цель человеческой жизни – не наслаждение, а блаженство.

Блаженная жизнь сообразна с добродетелью и при том с важнейшей, которая присуща лучшей части души. Деятельность этой части- созерцательная. Деятельность созерцания не только дает блаженство, к ней применяется и наслаждение, так как созерцание истины есть самое приятное из всех деятельностей, сообразных с добродетелью. Разумная жизнь естественна для человека, так как она делает его человеком. Высшей добродетелью провозглашается теоретическое созерцание истины: самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности.

В этики Аристотель развил как образец и как цель блаженной жизни идеал созерцательного постижения истины.

Человеческая природа несовершенно. В силу ее несовершенства жизнь нуждается в ряде благ, которые по отношению к главной цели – низшие и подчиненные. Под богатством Аристотель понимает " накопление хозяйственный благ, необходимых для жизни и полезных для государственного и домашнего общения".

Для него быть богатым означает скорее пользоваться, чем владеть: богатство действительное осуществление владения, или пользование тем, что составляет имущества. Между крайностями расточительности и скупости лежит средняя мера – щедрость.

"Экономика" – правильный тип хозяйственной деятельности.

"Экономика" доставляется семье все,что необходимо для того, чтобы ее члены могли достигать высшей цели – блаженства. В "Политики" рассматриваются различные общественные отношения и оцениваются различные формы государственного устройства.

Государство – это "некоторый тип общения". Государство – высшая форма общения между людьми.

В экономических отношениях Аристотель видит только социальные формы.

Все экономические отношения имеют целью только выгоду и к ней сводится в них все расчеты. Аристотель выступает как сторонник индивидуальной частной собственности. Видом собственности считает общую и частную.

Аристотель полагает, что даже в основе дружбы лежит себялюбие: "любя друга" мы любим собственное благо, ибо хороший человек став нашем другом становится благом- поскольку мы его любим. Каждый человек "сам по себе более всего друг, и следует любить больше всего самого себя".

Задача политика и законодателя – не строить на месте разрушенного. Политика не создает людей, а берет их такими, какими их создала природа.

Понятие "досуг " важное понятие социологии, педагогики и эстетики Аристотеля. В глазах Аристотеля право на досуг – первый и основной признак принадлежности человека к классу, которому принадлежит власть в обществе. Возвышая досуг, Аристотель принижает значение деятельности и пользы.

Наибольшая симпатия Аристотеля склонялась на сторону политики. Именно в политики умение повелевать и повиноваться достигается лучше всего.

Аристотель выдвинул учение об обществе и государстве, при этом различал хорошие и дурные формы управления государством.

Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу; монархия, аристократия и власть среднего класса, основанная на смешивание олигархии и демократии.

Дурными (как бы выродившимися) видами Аристотель считал тиранию, чистую монархию и крайнюю демократию. Аристотель был противником больших государственных образований.

Сущность государства, по мнению Аристотеля: государство – это "некий вид общения". Государство – только одна форма общения между людьми. Однако не все люди принадлежат к составу государства. К нему не принадлежат, согласно учению Аристотеля, рабы.

Учение Аристотеля оказало огромное влияние на последующее развитие философской мысли. Аристотель развил теорию воспитания "свободнонарожденных" граждан. Трем видам души, по Аристотелю, соответствует воспитание, это три взаимосвязанных стороны – физическая, нравственная, умственная. Цель воспитания состоит в развитии высших сторон души – разумной и животной (волевой).Он считал, что общие школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.

Свое экономическое учение Аристотель основывал на предпосылки, что рабство - явление естественное и всегда должно быть основой производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: