б) зона экваториального пояса

А) Типичный представитель земледельцев сухих саванн – народ ХАУСА в Западной Африке (Нигерии, Нигере, Камеруне и Чаде). Хауса издревле были земледельческим и торг. народом. в последние годы они расселились по всем регионам Африки. Основные культуры этого пояса – зерновые. В Африке распространены по преимуществу красноземные почвы с тонким плодородным слоем. Главное земледельческое орудие хауса это мотыга. Существует большое число типов мотыг: для тяжелой и легкой почвы, для обработки и уничтожения сорняков, для посадки риса. Кроме мотыг используются серпы, ножи. Традиционным является подсечно-огневое переложное земледелие. На залежах происходит выпас стад - навоз. Другое средство сохранения плодородия земли – одновременное высаживание на поле культур, взаимодополняющих друг друга: кукурузы с бобовыми.

Трудоемкие работы по расчистке полей – это мужская работа. Все остальное делают женщины. Они занимаются сбором плодов и листьев дикорастущих растений, употребляемых в пищу как приправа.

Рацион питания земледельческих районов сухих саванн состоит из блюд, приготовляемых из зерновых.

1. Аши: 2. лепешки 3. хлеб из муки. 4.Фуфу – шарики из вареного риса, которые едят с острыми овощными специями.

Б) В экваториальном поясе основа земледелия это корнеплоды и клубневые (ямс, кассава, разновидность маниока).

Большое место в хозяйстве занимает масленичная пальма. Здесь нет разнообразии в орудиях труда. В этих районах у мужчин больше работы – вырубка и выжигание леса под поля, корчевка пней, расчистка участков. Но основная нагрузка, как и в саваннах, ложится на плечи женщин. Девочки уже с 7 лет помогают матерям и старшим сестрам работать в поле. В экваториальной зоне получают как правило по 2 урожая в год.

У земледельцев экваториального пояса место зерновых занимают клубневые (ямс, манк). некоторые их виды содержат ядовитые вещества, по этому их долго вымачивают, разминают до тестообразного состояния и только потом варят. Из маниока готовят муку-тапиоку, используемую для приготовления лепешек или чаще густой каши, которую едят с соусами, курицей, мясом и рыбой, в пищу употребляют дичь, добытую на охоте. В случаях недостатка животной пищи охотно используют для еды сушеных насекомых (кузнечиков, саранчу, муравьев). Среди земледельцев и скотоводов много искусных мастеров-ремесленников: кузнечное дело, изготовление глиняной посуды, резьба по дереву плетение, ткачество – ремесло мужское

Жители полупустынь, земледельцы и полуоседлые скотоводы используют для строительства глину, камень и ветви кустарников. В зоне саванн чаще употребляют древесину, а для их покрытия – стебли проса, хлопчатника. В лесных районах – это пальмовая древесина, бамбук, листья банана, фикусовых. Тяжелую работу по возведению дома выполняют мужчины, а покрытии и проч. женщины. В основном круглые хижины, у жителей гвинейского района – прямоугольные. Народы хауса, ашанты в Гане, вагого в восточной Африке строят поставленные друг к другу комплексы помещений, двери всех хижин выходят во внутренний двор, а вход в особой располагается в особой проходной хижине. Родство чаще по отцовской линии. Свадьба – результат договора родственников. Отец выплачивает выкуп.

У всех Африканцев, включая пигмеев и саам (бушмены) убеждение, что человек часть природы, как животные и растения. Большое количество разнообразных христиан.

Земледельцы посвящают новорожденным дерево или банан, с таких растений запрещается снимать поды. Вера у всех в родство с животными. У скотоводов – дарят бычка, тотемизм, анимизм. Вера в колдовство, амулеты. Черную и белую магию. После смерти люди возвращаются на землю в виде новорожденных. Культ предков – умершие. духи – хозяева всего, что имеет община. Обряды перед сельхоз сезоном на могилах предков. У некоторых народов сложился политеизм. Около половины христиане разных толков.
21. Кочевники африканских саванн

Скотоводческие народы Черной Африки разводят крупный рогатый скот, коз, овец. В прошлом они все были кочевниками. К их числу относятся: фульбе в Западной Африке, зулу, масаи и другие народы. Перекочевки связаны с погодными условиями и перемещениями мухи ЦЦ. Пути и правила перекочевок формировались веками и им до сих пор следуют не взирая на границы государств. Фульбе – кочуют из Нигерии, Буркина-Фасо. Сейчас кочевой образ жизни сохраняют немногие народы, большинство сочетают с земледелием.

Скот для скотовода – главная ценность, его количество – место человека в обществе. режут скот редко – только по праздникам – больше используют его продукты.

Многие перешли от кочевого к отгонному скотоводству. По окончании сезона дождей и сбора урожая угоняют свои стада к югу, где проводят сухое время года. на этот период строятся временные жилища, а пола, для хозяйственных нужд. в помещениях обычно только спят и укрываются от непогоды, а вся жизнь проходит на воздухе. Во дворе располагается очаг, на котором готовят пищу.в основных поселениях остаются старики, дети, женщины. С началом дождей возвращаются, стараясь поспеть к началу полевых работ. Стада – в это время пасут юноши. С окончанием сезона дождей вновь отгоняют скот на южные пастбища. Идет обмен продуктами с земледельцами.

Скотоводы – искусные кожевенники. Они изготовляют кожаные сумки, переплеты для книг (особенно в р-х мусульманства), пояса, сандалии, сапоги, для верховой езды.

Кочевники возводят легкие переносные жилища, крытые шкурами и циновками.

Скотоводы юга располагают жилища по кругу, образуя крааль с двором для скота в центральной части. Семья обычно занимает несколько хижин - для женщин с маленькими детьми, для подростков мужского и женского

Все народы пустыни — кочевники, они объединены не в крупные племена, а в маленькие мобильные группы. У скотоводов законы неумолимы, а наказания за их нарушения суровы — иначе люди не смогли бы выжить в этих условиях. Таково главное отличие от более гибкого образа жизни людей в саваннах и лесах Африки. Если не считать этих трудностей, жизнь в пустыне не только сносна, но даже по-своему легка. Прежде всего здесь нет соперничества из-за пустынной земли, и люди предоставлены самим себе. Именно поэтому многие из них пришли в Сахару из более богатых северных земель. Они свято хранят свое одиночество и страстно привязаны к миру, в котором живут. Они перегоняют стада коз и верблюдов через пустыню, а некоторые из них живут торговлей и сопровождают (а то и грабят) богатые транссахарские караваны.

Берберы Северной Африки оказывали упорное сопротивление арабским завоевателям, но, когда борьба оказалась бесполезной, многие из них бежали в менее гостеприимные горы и пустыни на юге, где она могли сохранить свой образ жизни. Кочевой народ айт-атта находится под властью многочисленных вождей; верховный вождь — амгар н-уфилла — военный лидер и отвечает за отношения между племенами. Войны прекратились, но верховный вождь остался. Надо сказать, что, по убеждению айт-атта, они не имеют ничего общего с другими марокканцами.

Песчаная пустыня встречается редко, чаще всего это горы и скалы, и хотя поверхность пустыни кажется голой и бесплодной, в ней всегда есть участки с растительностью, где можно пасти овец и коз. Вскоре пастбище становится непригодным, и такие берберские племена, как айт-атта, задерживаются на одном месте лишь несколько дней. Им приходится довольствоваться весьма скудными ресурсами территории к югу от Атласских гор. Их лагеря очень просты, носят временный характер и постоянно охраняются. Разбив лагерь, берберы приступают к самым важным церемониям: приготовлению чая и молитвам (повернувшись лицом к Мекке). Помимо амгар нуфилла существовали вожди кланов, представлявшие собой местную администрацию. Как верховные вожди, так и вожди кланов избирались ежегодно путем сложного процесса деления племени

В отличие от арабов айт-атта принимали меры, чтобы у них не возникала иерархическая система, и проявляли удивительное безразличие к статусу человека, они даже не заставляли женщин надевать чадру при посещении арабских городов. В отличие от айт-атта харатины живут группами, которые называются по географическим пунктам (рекам). У них нет ни выборных вождей, ни развитой системы линиджей, как у их «сюзеренов», ни даже племенной организации. Это напоминает те отношения, что существуют между лесными охотниками-пигмеями и их соседями земледельцами с более централизованной организацией. Группа, которая, казалось бы, находится в подчиненном состоянии из-за отсутствия у нее централизованной организации, на самом деле является хозяином положения. Это отношения, основанные скорее на взаимной эксплуатации, а не господстве и подчинении 2.

Хотя айт-атта — отгонные скотоводы, они строят замысловатые укрепленные цитадели — ксар, способные укрыть множество людей и скота в дни войны; в остальное время они служат административными центрами. И все же айт-атта весьма гостеприимный, мягкий, добрый народ — они охотно приглашают путников в свои шатры. У них нет той жестокости духа, торгашества и узости мышления, которые характерны дли многих их земляков, процветающих на севере.
22. Высокие цивилизации западной Африки
23. Народы северо-восточной Африки

Регион северной Африки составляет население Алжира 928 млн.человек, Египет 65 млн.человек, Ливии 6 млн., Мавритании 2.5 млн., Туниса 9 млн., Судана 28 млн.

К данному региону относятся и страны Северо-восточной Африки (Африканский рог)-Джибути 0.5 млн. Сомали 9 млн.. Эритрея 3.5 млн. Эфиопия 54 млн. Общая численность этого региона 224 млн. человек.

В наши дни регион заселен людьми неравномерно. На юге Судана и Эфиопии живут негроидные народы с европеоидными чертами лица. На семитском языке говорят народы Эфиопии. К кушитским языкам относятся языки народов беджа и афар в Джибути, сомали в Сомали и соседних странах, оромо, кафа и др. в Эфиопии. В Эфиопии государственным языком считается амхара, что вызывает недовольство, что вызывает недовольство других этносов страны. особенно народа оромо. В сомали государственный язык. На территории африканского рога (территория Северо-Восточной Африки) история государственности насчитывают не одно тысячелетие.Со2-3 веков складывается гос-во аксум. Христианство. В странах Африканского рога большинство населения – земледельцы. В их число входят амхара – основной народ Эфиопии. Эфиопия один из немногих мировых очагов окультуривания пшеницы. здесь возделывают также бобовые, чечевицу и ячмень. В одной из областей на ю-вост. страны – Кафе, в предгорьях растут леса кофейных деревьев. Кафа считается родиной кофе и сейчас это самый большой район культивированя кофе, отправляемого на экспорт. Большое значение имеет хлопчатник. В последние годы новая культура – чай. На территории Эфиопии окультурено растение – ложный банан из чего сделать муку и проч. Выращивают овощи. Сомали –подсечно-огневое земледелие. Другая часть сомали – кочевники-скотоводы, охотники.
24. Материальная и духовная культура народов Средиземноморья
25. Народы севера и Центральной Европы
26. Народы Передней Азии
27. Народы Закавказья

Азербайджанцы. В восточной части Закавказья по нижнему течению Куры, Аракса и их притоков лежат основные области формирования азербайджанской этнической общности. Север этой страны издревле был заселен племенами, родственными народностям горного Дагестана. Их потомками в наши дни являются небольшие этнические группы - удины, будугцы, крызы, хиналугцы, говорящие на языках кавказкой семьи. Юг издревле входил в область расселения ираноязычных племен. Их наследниками являются талыши, населяющие Ленкоранскую низменность. Признаки сложения единой народности на территории Восточного Закавказья наметились уже в первые века н.э., однако этот процесс неоднократно прерывался. Он получил свое завершение только в XI-XIII вв., когда на севере и юге утвердился общий язык, близкий языку туркмен, который был принесен в восточное Закавказье тюрками-сельджуками в XI века.

Азербайджан - страна древнего орошаемого земледелия. Здесь также основными культурами были пшеница, ячмень и рис, а технической - хлопок. Посевы хлопка к началу XX в. резко возросли, частично вытеснив зерновые культуры. В связи с включением Азербайджана в общероссийские экономические связи, здесь увеличились и посадки высокотоварных культур: тутовника, листья которого служат кормом для шелкопряда, винных сортов винограда, табака. Важной составной частью азербайджанского земледелия были садоводство, огородничество и бахчеводство.

Азербайджанцы с глубокой древности использовали различные способы орошения. Из рек и ручьев воду на поля отводили при помощи системы запруд и каналов - "архов", сооружали подземные галереи для сбора грунтовых вод - "кягризы", копали колодцы и водосборные пруды. Для подъема и перекачки воды использовали различные простейшие механические приспособления, которые приводились в действие силой людей или животных. Обработка земли, в зависимости от рельефа, почвы и влажности поля, проводилась архаической сохой - "хыш" или тяжелым деревянным плугом - "кара котан". Семена заделывали бороной - "мала", плетенной из веток. Пахали на быках. Полевые работы выполняли, как правило, мужчины. Женщины принимали участие только в молотьбе. У азербайджанцев, как и у других народов Закавказья и Дагестана, для обмолота на току использовалась широкая деревянная доска (или две спаренные доски) - "вель", на рабочей поверхности которой были вбиты в дерево осколки кремня. Это архаическое орудие с эпохи неолита дожило до XX в.

Степные и полупустынные районы низменной части Азербайджана до середины XIX в. были преимущественно зоной кочевого скотоводческого хозяйства. С развитием товарного земледелия зона кочевания стала сокращаться и начался интенсивный процесс оседания кочевников. Оседание сопровождалось переходом к отгонно-пастбищной системе скотоводства. Однако скот по-прежнему в течение всего года содержали на подножном корму: зимой - на низменности, а летом - на высокогорных альпийских лугах. Зимние пастбища Азербайджана с глубокой древности использовали не только азербайджанцы, но и соседние горные народы - дагестанцы, восточные грузины, курды. В то же время сами азербайджанцы издревле гоняли свой скот на лето в принадлежавшие соседним народам горы. Основным направлением скотоводческого хозяйства было овцеводство, однако в некоторых юго-восточных районах преобладало разведение коз, а в районах постоянной земледельческой оседлости - крупного рогатого скота: коров, буйволов и зебу. В степи кочевники разводили верблюдов, на которых до прокладки железной дороги осуществляли все дальние перевозки. Перевозки местного значения осуществляли на ослах, они шли под вьюк и в упряжку. Ослов разводили повсеместно. И в степях, и в горных районах большое внимание уделялось коневодству. Азербайджанские скакуны, особенно карабахские, славились по всему Кавказу.

Армяне. К юго-западу от исторической территории расселения азербайджанцев на самом юге Закавказья лежит древняя земля армян - Армянское нагорье. Это - возвышенная страна, поднимающаяся на 1500 - 1800 м над уровнем моря. Она изрезана хребтами и речными долинами, из которых самая значительная Араратская. Араратская долина делит землю армян на две части - восточную и западную. Она же является центром армянской культуры и государственности.

Процесс формирования армянской народности в основном завершился в VII-VI вв. до н.э., когда на территории Армянского нагорья возникло первое армянское рабовладельческое государство (Государство Ервандуни), объединившее местные кавказкоязычные и пришлые индоевропейские племена. Особое значение для укрепления единства армянского народа имело создание армянской письменности (конец IV в.) и на ее основе богатой исторической литературы (V в.). В Армении рано (IX-Х вв.) сложились институты, характерные для развитого феодального строя, выросли крупные торгово-ремесленные центры - города и установились товарно-денежные рыночные связи. Однако неоднократное разрушение в течение XIII-XVI вв. производительных сил страны, массовое уничтожение жителей, разорение селений и городов, привели к упадку хозяйства и возвращению к архаическим социальным отношениям - большой патриархальной семье и общине. Многим армянам в эти столетия пришлось покинуть родину и жить на чужбине. Только присоединение восточной части Армении к России (1801-1829 гг.) создало предпосылки для национального возрождения армянского народа. Сюда стали стекаться беженцы-армяне из других государств и, прежде всего, армяне Западной Армении. С этого времени Восточная Армения стала центром формирования армянской нации и главным очагом общественно-политической и культурной жизни всех армян. Включение Восточной Армении в общероссийскую экономику дало толчок к появлению на территории Армении капиталистической промышленности, к ускорению социального размежевания деревни, формированию национальной буржуазии и рабочего класса. Рост революционного движения в России и на Кавказе в начале XX в. привел к возрождению на территории Армении армянского национального государства.

Армяне - один из древнейших земледельческих народов. Однако земледельческое хозяйство армян было подчинено особенностям рельефа страны. Посевы доходили до зоны альпийских лугов, но по мере повышения местности значение земледелия падало. В высокогорной зоне земледелие уступало скотоводству (овцеводству). В низменной зоне скотоводство (овцеводство, разведение крупного рогатого скота) повсеместно играло подсобную роль.

Грузины. Северными соседями армян издревле были многочисленные грузинские племена, занимавшие склоны Большого Кавказа, долины Западного и Центрального Закавказья (долины р.Риони и среднего течения р.Куры) и области Южного нагорья.

К VI в. до н.э. на территории Грузии сложились первые государственные образования. В III в. до н.э. под эгидой восточногрузинского Картлийского (Иберийского) царства впервые произошло объединение большей части грузинских племен и началось формирование единой народности.

В долинах Восточной Грузии издревле преобладало земледельческое хозяйство, сочетавшее в себе выращивание зерновых (в основном пшеницы и ячменя) с виноградарством, плодоводством, а местами и с шелководством. Скотоводство здесь имело подсобное значение (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы, свиньи, птица). В Западной Грузии наряду со старыми зерновыми (просо, пшеница, ячмень) исключительно широко была распространена кукуруза. К традиционным виноградарству, плодоводству и шелководству в середине XIX в. здесь прибавилось выращивание ценных субтропических культур - чая и цитрусовых, а также хлопчатника и табака. Земледелие в Западной Грузии сочеталось с отгонным скотоводством (отгон крупного рогатого скота), а в прибрежной полосе и с рыболовством. В горах ведущая роль принадлежала скотоводству, причем в одних районах (сваны, хевсуры) преобладало разведение крупного рогатого скота, в другом (пшавы, тушины) - мелкого. Скотоводство везде непременно сочеталось с горным земледелием. Включение Грузии в систему общероссийских экономических связей во всех районах в течение XIX в. способствовало повышению товарности хозяйства.

Абхазы. Населяют обращенную к Черному морю южную сторону западной оконечности Большого Кавказского хребта. По языку абхазы близки адыгским народам Северного Кавказа и в глубокой древности составляли с адыгскими племенами единую этно-лингвинистическую общность. Племена - предки абхазов рано стали известны письменным народам Средиземноморья. В VI-V вв. до н.э. на побережье Абхазии возник ряд греческих городов-колоний, сыгравших значительную роль в ускорении социально-экономического развития местных общин. К VIII в. н.э. абхазские племена оказались объединенными в одно раннефеодальное государство (Абхазское царство), которое включало в IX-X вв. в свой состав не только абхазов, но и население Западной Грузии. Вместе с соседними грузинскими землями Абхазия пережила подъем феодальной культуры XI-XII вв. и наступивший вслед за ним период раздробленности. В середине XV в. разделенная на отдельные владения Абхазия утратила свою независимость и до 1810 г., когда вслед за Грузией вошла в состав России, являлась окраинным владением султанской Турции.

Скотоводство имело в основном отгонно-пастбищный характер: в течение всего года скот находился на подножном корму - летом на высокогорных альпийских пастбищах, зимой - в предгорьях и на побережье. У абхазов низменной зоны преобладал крупный рогатый скот, у обитателей горных ущелий - мелкий. Разводили также ослов и мулов, которых использовали для перевозки грузов, лошадей держали только для верховой езды. Основу пищи абхазов составляли продукты, полученные в их хозяйстве: "абыста" – крутая каша из проса или кукурузы, "ашвха" - сыр, а также виноградное вино, плоды, овощи и т.д. Существенное значение в хозяйстве абхазов сохраняла индивидуальная и коллективная охота. Основными объектами охоты были обитатели высокогорий: дикие козы, косули, туры. Охотники были вооружены ружьями, а для передвижения в горах по склонам и снегу имели особые железные подковы и лыжи. Охотились с собаками, широко применяли различного устройства западни и капканы. На мелкого пушного зверя и пернатую дичь охотились с помощью ловчих птиц. Древнейшим видом абхазского хозяйства было пчеловодство. В каждой усадьбе имелась пасека, где стояли ульи-дуплянки (долбленные внутри обрубки стволов). Практиковалось также и бортничество - сбор меда диких пчел.
28. Народы Средней Азии

Таджики. Таджикская народность сформировалась на основе древних ираноязычных общностей, населявших южные районы Средней Азии в IX-Х вв., когда большая часть земледельческих оазисов объединилась в одном феодальном государстве, возглавляемом династией Саманидов. Этот период в истории Средней Азии был эпохой расцвета ремесел, строительного искусства, науки и литературы. Именно в этот период начался подъем культуры среднеазиатских городов - Бухары, Самарканда, Ходжента и др., языком которых стал таджикский.

Основой хозяйственной деятельности большинства таджиков издревле было земледелие. Земледелием таджики занимались и на равнине, и в горах - в долинах и на склонах, везде, где позволяла почва и была вода. На равнине пахотные земли орошались главным образом при помощи сети крупных и мелких каналов (арыков), которые почти полностью разносили по полям воду, стекающих с гор рек и ручьев. Искусственное орошение посредством отвода воды на поля применялось и в горах, но там большее распространение получило неполивное земледелие - посев под дождь. Работы по сооружению, ремонту и очистке оросительной сети производились коллективно. За состоянием каналов, расходом воды и очередностью ее отвода на поля следили особые лица, уполномоченные на это общиной. Возможностью орошения определялись размеры возделываемых участков и соответственно достаток семьи таджика-земледельца.

На равнине и в низколежащих долинах гор таджики выращивали пшеницу и ячмень, рис, просо, сорго, бобовые, масличные и бахчевые культуры, сеяли хлопчатник, занимались огородничеством, садоводством, виноградарством, разводили шелкопряда. По мере повышения уровня местности количество культур сокращалось, и значение земледелия падало, уступая место скотоводству. Основным орудием пахоты было тяжелое деревянное рало с железным наконечником. Посредством длинной жерди - дышла оно соединялось с ярмом, в которое впрягалась пара волов. Это орудие в горах называлось "сипор", а на равнине - "омач". Оно было распространено не только у таджиков, но и у соседних народов, заимствовавших от таджиков технику земледелия. Для вспахивания земли, прокладки арыков и поливных борозд на полях таджики, как и другие народы Средней Азии, применяли насаженную под прямым углом на длинную рукоятку железную мотыгу с широким лезвием, она известна под узбекским названием "кетмень". Боронование и заделка семян в почву производились при помощи тяжелой деревянной доски - "вал" или плетенной из прутьев волокуши - "чапар". Те же орудия использовались и для обмолота снопов. Жали большими серпами, имевшими изогнутое почти под прямым углом гладкое лезвие. Для перевозки снопов, а также травы, хвороста и т.п. в горах использовали сани-волокуши, в виде двух скрепленных поперечными брусьями полозьев. Сани, как и другие сельскохозяйственные орудия, тянула парная упряжка волов. Обмолачивали зерно на гумне. Наряду с обмолотом при помощи "вала" и "чапара" практиковался обмолот копытами волов, которых, поставив в ряд, гоняли вкруговую по разостланным на земле снопам. Веяли зерно при помощи деревянных лопат и вил.

У равнинных таджиков скотоводство играло вспомогательную роль. В основном разводили рабочий скот, главным образом быков, а также ишаков (ослов). Молочного скота - коров, овец, коз из-за недостатка выгонов держали мало. В горах, напротив, скотоводство играло существенную роль, здесь оно давало значительную часть пищевых продуктов и материал для одежды. Скотоводство горных таджиков имело отгонно-пастбищный характер: зимой скот держали в селении в хлевах, весной и осенью пасли на близлежащих склонах, а летом перегоняли на отдаленные горные луга, куда вместе со скотом уходила и часть жителей селения, в основном женщины. Они во время летовки заготовляли на весь год молочные продукты, главным образом масло и сыр. Выход на летовку сопровождался целым рядом магических обрядов и воспринимался как большой праздник, к которому все селение тщательно готовилось.

Узбеки. Узбеки - самый многочисленный народ Средней Азии. Основные территории компактного проживания узбеков сосредоточены в бассейнах рек Амударьи, Зеравшана, верхней Сырдарьи. В юго-западной части своей этнической территории узбеки нередко живут в тесном соседстве с таджиками. Культуры обоих народов исключительно близки, и в районах их совместного проживания основным различием между ними является только язык. Общность культур узбеков и таджиков объясняется историей формирования этих народов. В их основе лежит одна и та же древняя культура населения земледельческих оазисов. Те группы носителей этой культуры, которые удержали в быту иранские языки, явились предками таджиков, а те группы, которые усвоили языки оседавших на территории оазисов кочевников-тюрок, стали предками узбеков.

Основой хозяйства узбеков, оседло живших на орошаемых землях, издревле было земледелие, технология которого и орудия были почти такими же, как и у таджиков. Узбекские крестьяне - "дехкане" также выращивали пшеницу и ячмень, рис, просо, сорго (джугару), бобовые и масличные культуры, лен и хлопчатник, занимались бахчеводством, садоводством и виноградарством. Из зерновых особо ценным считался рис, разведение которого на территории Средней Азии имело давнюю традицию. Его выращивали на заливных полях, террасах, в районах, где имелось достаточное количество воды. Все пригодные для земледелия земли внутри оазисов исстари были поделены между сельскими обществами - кишлаками, их границы определялись традицией и почти не менялись. На территории ханств значительная часть плодородных земель считалась собственностью феодалов и духовенства, а работавшие на ней дехкане рассматривались как ее наследственные арендаторы - издольщики. На территории Туркестанского генерал-губернаторства, где феодальная собственность была отменена и разрешена продажа и купля земли, происходила концентрация плодородных земель в руках сельских богатеев - баев, и превращение обедневших или утративших свою землю крестьян в наемных работников - батраков.

Каракалпаки. Каракалпаки - основное коренное население Каракалпакстана, автономного образования, входящего в состав Республики Узбекистан. Каракалпаки занимают южное побережье Аральского моря и дельту Амударьи. Этот район был освоен каракалпаками в течение XVIII-XIX вв. До этого они обитали в Низовьях Сырдарьи, где о них впервые упоминается в XVI в. Каракалпакский народ сформировался из разнородных этнических компонентов, в состав которых вошли древние ираноязычные полуоседлые племена южного Приаралья и различные группы тюркоязычных и монголоязычных кочевников. В родоплеменном делении каракалпаков прослеживаются связи с печенегами, огузами, кипчаками, Золотой Ордой, казахскими, туркменскими и узбекскими племенными союзами.

Каракалпаки возделывали пшеницу, ячмень, рис, просо, джугару, бобовые, масличные и волокнистые культуры (кунжут, кендырь, хлопок), разводили бахчи, сеяли кормовую люцерну. Их земледельческий инвентарь мало отличался от инвентаря других народов Средней Азии. Для них была также характерна тщательность обработки земли и рациональность ее использования. Последовательность и сроки работ определялись согласно народному календарю, который, как и у других земледельческих народов, имел аграрный характер. Скотоводство каракалпаков было подчинено земледелию. Они разводили в основном такие виды скота, которые могли использовать в качестве тягла - рабочих быков и лошадей. Поголовье овец и коз было относительно невелико. Летом вместе со скотом каракалпаки уходили на пастбища к камышовым зарослям побережья, к озерам и степным колодцам. Дальность кочевки зависела от зажиточности хозяйства. Как правило, кочевки находились недалеко от зимних селений и переезд на них для большинства семей являлся данью традиции. Зимой скот, за исключением овец, держали вблизи жилища в загонах на заготовленных с лета кормах.
29. Кочевники Центральной Азии и Казахстана

Гунны. При рождении ребенка на его щеках делались глубокие надрезы острым оружием для того, чтобы рост выступающих в свое время волос притуплялся образующими морщины рубцами, и таким образом их лица были похожи на звериные морды. Они не имели огня. Питались гунны кореньями полевых трав или полусырым мясом своего скота. Постоянных жилищ у них не было, они кочевали вместе со своим скотом и даже не строили шалашей. Кочевали по степям, заходили в лесостепь. Одевались гунны в холщовые одежды, или шили их из шкурок лесных мышей. У гуннов не было распространено понятия домашней и выходной одежды, туники свои меняли они не раньше того времени, когда они у них от долговременного гниения начинала расползаться в лохмотья. Голову они прикрывали кривыми шапками, а ноги козьими шкурами. Тяжелая обувь «не по ноге» мешала гуннам выступать в пеших походах.

Земледелием они совсем не занимались. Кибитки на колесах везли с ними все их имущество, детей и стариков. Из-за лучших пастбищ они вступали в борьбу с соседями ближними и дальними, построившись клином и издавая при этом грозный завывающий крик. Покоряя одни племена, оттесняя другие, втягивая в свой союз третьи, гунны появились на Волге. Гунны изобрели мощный дальнобойный лук, который достигал в длину более полутора метров. Он делался составным, а для большей прочности и упругости его укрепляли накладками из кости и рогов животных. Стрелы употреблялись не только с костяными наконечниками, но с железными и бронзовыми. Делали и стрелы-свистунки, прикрепляя к ним костяные просверленные шарики, издававшие в полете устрашающий свист. Лук вкладывался в особый футляр и прикреплялся к поясу слева, а стрелы находились в колчане за спиной воина справа. Несмотря на воинственность, гунны смешались с народами, которые хотели завоевать. И сейчас от них сохранились только строчки древней истории, а в степях археологи находят следы погребений с костями человека и лошади. Часто покойника сжигали, полагая, что душа его быстрее улетит на небо, если износившееся тело будет уничтожено огнем. С покойником бросали в огонь его вооружение – меч, колчан со стрелами, лук и сбрую коня.

Кочевники Казахстана в VII-III вв. до н.э. Формирование протогосударственных образований на территории Казахстана. Кочевое скотоводство и использование железа позволило освоить огромные незаселенные ранее степные пространства, что привело к резкому увеличению стад овец и лошадей. Продолжающаяся имущественная дифференциация привела к правлению на одном полюсе богатых семей, владевших огромными табунами, а на другом - обедневших безлошадных общинников, которые занимались земледелием в поймах степных рек. Расслоение общества требовало появления силы, способной регулировать отношения между различными группами населения. Такой силой стало государство. Первые государственные структуры на территории Казахстана стали появляться в 1 тыс. до н.э. в форме союзов племен. Необходимость регулирования земле- и водопользования привело к интеграции соседних кочевых племен, а усложнившаяся социальная структура- к формированию вертикальных структур власти. Так, в степях Казахстана появились объединения, известные как саки - даха (массагеты), саки - рауки (тиграхауда), исседоны и аримаспы.

Применение железа и верховой лошади привело к переходу к новой тактике боя - массовой конной атаке. Это повышало роль рядовых общинников и лишало аристократию монополии в военном деле. Время воинов-колесничих ушло в прошлое. Более независимые экономически, чем оседлые земледельцы и скотоводы, рядовые общинники - саки, более полно участвовали в принятии политических решений. Инструментом этого участия стало народное собрание. Все полноправные члены общины периодически собирались для обсуждения внутренних и внешних проблем. Этот политический строй можно назвать прямой демократией, т.к. общинники напрямую участвовали в принятии решений, без каких-либо посредников. Его также можно назвать военной демократией, т.к. полноправными членами общины были только вооруженные мужчины, воины. Одна из характерных особенностей политической системы этого времени - обожествление, сакрализация власти. Во главе союза племен стоял царь, решавший вопросы войны и мира, посылавший и принимавший послов, регулирующий отношения между племенами. Царская власть сохранялась в одном роду и являлась священной. Саки считали, что цари правят по воле богов, с этим связаны и жреческие функции сакских правителей. Часто верховными правителями союзов племен становились и женщины.

У нас очень мало сведений о государственных институтах сакских племен. Источники упоминают о царских сатрапах-наместниках в какой-либо местности или племени. Опорой царской власти были "лучшие мужи"- военно-племенная аристократия. Затем стояла основная масса народа - рядовые воины-общинники. Обедневшие безлошадные общинники во время войны составляли пехоту. Некоторые косвенные данные позволяют нам предположить, что существовала некая "вольница" - маргинальные слои населения, объединявшиеся для грабежа и не подчинявшиеся царям и народному собранию.

Хозяйство и культура саков. Господствующим типом хозяйства у племен Казахстана являлось полукочевое и кочевое скотоводство. Переход к такой форме хозяйства означал экономический прогресс в жизни степных племен. Труд человека стал более продуктивным, так как специализация хозяйства давала широкие возможности для производства избыточного продукта. Скот и продукты скотоводства быстро приобрели меновую функцию и создали все условия для торговли кочевого мира с оседлыми государствами.

Племена сочетали три вида скотоводства: кочевое, полукочевое, оседлое. В стадах у кочевников преобладали овцы. Важную роль в хозяйстве и вообще в жизни степняка играла лошадь, что также подтверждается археологическими материалами. При раскопках погребений воинов и знатных лиц находили скелеты высокорослых лошадей. Помимо породистых, разводились и обыкновенные лошади: небольшого роста с короткими ногами, но очень выносливые.

На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. Изготовляли колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колчаны, короткие мечи - акинаки, ножи и другие вещи, приспособленные к кочевой и полукочевой жизни. Именно на это время выпадает расцвет бронзовой индустрии.

Использование железа и переход к более прогрессивной форме хозяйства способствовали развитию культуры племен Казахстана. Подвижный кочевой образ жизни позволит им контактировать с представителями разных культур. Вследствие этого сложилась единая для всего кочевого мира специфическая культура, которую помогают реконструировать письменные источники и археологические материалы.

Кочевники жили в войлочных юртах и жилищах из саманного кирпича и бревен. Носили они высокие остроконечные шапки, облегающие кафтаны до колен, опоясанные ремнем, узкие штаны и бескаблучную обувь.

Доминирующей формой религиозных верований был культ предков. Существовали специальные родовые кладбища, находившиеся возле зимовок. Сюда, как правило, доставляли всех умерших независимо от времени года и отдаленности места смерти. Для того чтобы сохранить труп, особенно в летнее время, степняки применяли бальзамирование и мумификацию трупов. В могилу рядом с покойником саки клали часть его имущества.

Археологические материалы также доказывают существование у племен Казахстана культа солнца и огня, что соответствует сообщениям античных авторов и ранне-иранских источников, хотя в это же время продолжали существовать такие религиозные представления, как анимизм, тотемизм и магия. Искусство древних кочевников Казахстана очаровывает и современного человека. Главным его компонентом являлась своеобразная изобразительная форма, называемая в науке "звериным стилем". Этот стиль сложился в VII-VI вв. до н.э. у племен Средней Азии, Казахстана, Сибири и Юго-Восточной Европы. Определяющая его тема - изображать зверей и животных, носившая культовый характер.

По данным антропологов можно сделать вывод, что население Казахстана было европеоидным. Однако наблюдаются некоторые изменения, связанные с проникновением с востока монголоидных племен. Саки говорили на восточно-иранских языках или диалектах. Вероятно, в восточных и юго-восточных регионах уже в этот период начинают функционировать пратюркские языки. Именно в этих районах археологами были обнаружены образцы древнейшего рунического письма, что свидетельствует о высоком уровне социального и культурного развития сакских племен.

Международно-правовой статус протогосударств Казахстана в 1 тыс. до н.э. Располагаясь на северо-восточных границах крупнейших государств Древнего Мира, сакские племенные союзы активно участвовали в политических событиях того времени. При этом они выступали как независимые суверенные государственные образования. Так, известно об обмене посольствами дахов-массагетов с Персией и о ряде войн сакских союзов с этим государством. В VI в. до н.э. часть южных саков (хаомаварга) попадает под власть персидских царей, однако уже в конце V века страна саков не входила ни в одну из персидских сатрапий, а царь кочевников считался не подданным, а союзником персидского царя.

В борьбе против греко-македонского завоевания саки, жившие севернее Сырдарьи, также сумели сохранить независимость. В 238г. до н.э. одно из дахо-массагетских племен, парны во главе с родом Аршакидов, создали в Иране новую империю, сменившую эллинистические государства Передней Азии, Парфянское царство.

Уже в III в. до н.э. на базе сакских племенных союзов возникают новые, более сложные политические системы. С этого времени мы уже можем говорить о ранних государствах кочевников Центральной Азии.
30. Народы Южной Азии

Индия, Пакистан, Шри Ланка. Тип пашенных земледельцев засушливой зоны. Именно в пределах этой зоны в долинах Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ древнейшие очаги пашенного земледелия. Попятно поэтому, что развившийся здесь хозяйственно-культурный тип пашенных земледельцев влажных тропиков и субтропиков унаследовал многие характерные черты предшествовавшего ему типа ручных земледельцев. Однако в связи с переходом к пашенной обработке земли у народов Южной и Юго-Восточной Азии сложились и некоторые новые хозяйственные и культурные особенности: интенсивное заливное рисоводство, искусственное орошение в условиях избытка воды (главным образом, для ее рационального распределения), использование буйволов в качестве основной тягловой силы. Основным сельскохозяйственным орудием пашенных земледельцев влажных тропиков и субтропиков стал легкий плуг (рало) с толстым и узким односторонним лемехом в виде острого клипа. Наряду с рисом широкое распространение получили культуры различных тепло- и влаголюбивых овощей и фруктов (в частности, бананов и цитрусовых), а также чая.

Проживают народы, говорящие на языках китайско-тибетской семьи, принадлежащие к семье мон-кхмер. Народы южной части Индии говорит на языках индийской группы, входящей в состав индоевропейской семьи, и относятся к южной ветви европеоидной расы. Наиболее многочисленными народами являются хиндустаны, бенгальцы, пенджабцы, маратхи, ория, гутжератцы, синдхи, ассамцы, сингалы Цейлона, гурки Непала и др. В целом все население Индии, Пакистана и Цейлона объединяется под названием индийцев. В это понятие включается, однако, очень большое разнообразие расовых типов, языков и уровня развития материальной культуры. Господствующими религиями являются индуизм и мусульманство, на Цейлоне и в Непале- также

буддизм.
31. Народы Юго-восточной Азии

ВЬЕТЫ ЛАО КХМЕРЫ ТАЙ БИРМАНЦЫ (МЬЯНМА) МАЛАЙЦЫ ЯВАНЦЫ БАЛИЙЦЫ ТАГАЛЫ

Вьеты (вьетнамцы) — осн. народ Вьетнама, один из вьет-мыонгских народов. Общая численность — 73,5 млн. чел. (2006, оценка), в том числе во Вьетнаме — 70,8 млн. чел., Камбодже — 597 тыс. чел., Таиланде — 103 тыс. чел., Лаосе — 94 тыс. чел., Малайзии — 83 тыс. чел., Китае — 30 тыс., США — 1,2 млн. чел., Канаде — 151 тыс. чел., Австралии — 174 тыс. чел., Франции — 302 тыс. чел., Германии — 83 тыс. чел., России — 26,2 тыс. чел. (по оценкам до 150 тыс. чел.), в том числе в Москве — 15,6 тыс. чел. (2002, перепись).

Говорят на вьетнамском языке. По религии — буддисты, даосисты, конфуцианцы; есть католики (5-10 %), протестанты, на юге — приверженцы синкретических культов Као-Дай и Хоа-Хао. Предки вьетов и мыонгов — лаквьеты (кит. лоюэ) — являются автохтонным населением Северного Вьетнама. Они отделились от других вьет-мыонгских народов в начале I тыс. до н. э. и продвинулись в бассейн реки Красная. В древности лаквьеты входили в многоэтническую общность юэ (вьетн. вьет), населявшей во II-I тыс. до н. э. юг Китая от низовьев Янцзы. С ними связывается донгшонская культура Северного Вьетнама. Ими создано первое вьетнамское государство Ванланг.

Традиционная культура типична для народов Юго-Восточной Азии. Основное традиционное занятие — пашенное заливное рисоводство; известно более 200 сортов риса, два основных — твёрдый (гао тэ) и клейкий (гао нэп). Ремёсла — ткачество, вышивка, плетение (корзины, сумки, мебель, шляпы), резьба по дереву, камню, слоновой кости, рогу, роспись по лаку (по чёрному фону), ювелирное искусство и др. Деревни уличной планировки, окружены живыми бамбуковыми изгородями. В центре деревни обычно общинный дом (динь) — место народных собраний. Жилище каркасное, наземное, трёхкамерное. Главное место в доме — алтарь предков. Внутреннее убранство — нары, лари для хранения утвари, циновки, гамаки. Характерна посуда из бамбука, кокосовой скорлупы и др.

Традиционная мужская и женская одежда — прямозастежная куртка и штаны тёмно-коричневого (на севере) или чёрного (на юге) цвета. Женский нарядный костюм (ао зай) — приталенное правозапашное платье-халат с со стоячим воротником и очень широкие штаны из светлого шёлка с вышивкой. Носят конические плетённые из пальмовых листьев шляпы (нон). Осн. пища — рис, овощи, рыба, соевый соус (ныок нам), на севере — соевое молоко; распростраённые блюда — суп из рисовой лапши (фо),рисовые блинчики с мясной начинкой (нем); традиционные напитки — чай, рисовая водка. Распространены курение табака, жевание бетеля, обычай чернения зубов.

Сохраняется деление на патронимии (ок. 300), на принадлежность к которым указывает первый элемент имени. Развит культ предков. На Новый год (Тэт) выпекают пирог из клейкого риса (бань тинг), дом украшают ветками цветущего персика, устраивают гонки на лодках, шествия с изображением дракона, вывешивают фонари и др.

Фольклор — цикл преданий о первопредке и культурном герое государе драконе Лак Лонг Куан, его жене Ау Ко и их 100 сыновьях (50 из них ушли с матерью в горы, а 50, поселившиеся с отцом на юге, стали предками вьетов); о строительстве крепости Колоа; о борьбе духа гор Шон Тиня с духом воды Шон Тхюи за обладание дочерью правителя Ми Ныонг, о сёстрах-воительницах Чынг, о Золотой Черепахе Ким Куи, правителе Ле Лое и волшебном мече, эпическая поэма Тхать-Шань и др. Распространены культы Божественных матушек Тхань Мау. Традиционные музыкальные инструменты — 5-, 4- и 3-струнный щипковые, 2-струнный смычковый (дан ни), бамбуковая флейта (ом дить) и др.

Лао, лаосы, племя, из группы Тай, живет на средн. течении Меконга и на С. Сиама. ТАИ, группа народов (сиамцы, чжуан, лао, буи, шань, тай и др.) в странах Индокитая, Юж. Китае и Северо-Вост. Индии. 70 млн. человек (1992). Языки тайской группы. Мяо, народ, живущий главным образом в Южном Китае (Хунань, Гуйчжоу, Гуанси-Чжуанский автономный район, Сычуань, Юньнань) пятью изолированными группами, каждая из которых имеет своё самоназвание (гусу, му, монг, амои, гамэ), частично — в странах Юго-Восточной Азии (ДРВ, Лаос, Таиланд, Бирма), где они называются мео. Общая численность около 4 млн. чел. (1970, оценка). Говорят на языке группы мяо-яо. По религии — шаманисты (см. Шаманство). М. — один из древнейших народов Юго-Восточной Азии. Историческая область его формирования — Гуйчжоу. В Южном Китае предки М. известны со 2-го тыс. до н. э. В Юго-Восточную Азию М. продвинулись из Китая в 13—15 вв. Основное занятие — земледелие (заливной рис, кукуруза, гречиха); разводят тягловый скот (буйволов). М. славятся своими песнями и танцами, ювелирным искусством и вышивками.
32. Хозяйство и материальная культура Восточной Азии
33. Социальная и духовная культура Восточной Азии
34. Охотники и собиратели тропической зоны Азии
35. Традиционное хозяйство и материальная культура восточнославянских народов
36. Духовная культура восточнославянских народов
37. Тюркские и финно-угорские народы Восточной Европы

Тюркские народы Восточной Европы. Башкиры (самоназв. башкорт), коренной народ Республики Башкортостан. Численность Б., по переписи 1989, в респ. 863,8 тыс. чел., в РФ - 1345,3 тыс., в СССР - 1449,2 тыс. За пределами респ. Б. живут в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Тюменской, Курганской Самарской обл., Татарстане, Казахстане, Ср. Азии, на Украине. Расовый состав Б. неоднороден, представляет смешение европеоидных и монголоидных типов с локальными вариациями (см. Антропология). Язык Б. (см. Башкирский язык) относится к зап. ветви тюрк. группы алтайской семьи, имеет разветвленную диалектную структуру. Часть Б. говорит на татарском и русском языках. Верующие Б. - мусульмане-сунниты (см. Суннизм).

У большинства Б. лицо плоское, кругловатое, нос небольшой, немного вздёрнутый, глаза маленькие, серые или карие, уши большие, борода редкая, физиономия добрая и приятная. И действительно, простые люди были очень добродушными, доброжелательными, приветливыми и принимали иноземцев с самым радушным гостеприимством, которое те часто употребляли хозяевам во зло. Медленные в работе, они далеко превосходили русских аккуратностью и исправностью. Как и казанские татары, Б. должны были покупать своих жен, но платеж калыма мог быть рассрочен на несколько лет, и частенько муж уводил свою живую собственность после уплаты лишь половины вена. В течение первого года молодая жена не имела права разговаривать со свекром и свекровью, обычай, встречающийся на Земле разве что только у негров

Древнетюрк. предки Б., испытавшие на прародине влияние монголов и тунгусо-маньчжуров, до прихода на Южн. Урал кочевали на юге Зап. Сибири, в Казахстане, затем в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кимако-кыпчакскими племенами. С кон. 9 - в нач. 10 в. Б. живут на Южн. Урале с прилегающими с З., Ю. и В. степными и лесостепными пространствами. С 9 в. становится известным этноним "башkорт". По мнению многих исследователей, он берет начало от имени известного по письменным источникам военачальника Башгирда, под предводительством к-рого Б. объединились в воен.-полит. союз и затем начали осваивать совр. терр. расселения. Др. назв. Б. ("иштэк"/"истэк") предположительно также было антропонимом. На Южн. Урале Б. частью вытеснили, частью ассимилировали аборигенное (финно-угор., иран.) нас., вступили в контакт с камско-волжскими болгарами, оседлыми племенами Урало-Поволжья и Зап. Сибири. В 10 в. в среду Б. начал проникать ислам, ставший в 14 в. господствующей религией. Ко времени татаро-монгольского нашествия (13 в.) процесс формирования баш. этноса в осн. завершился, благодаря чему Б. в тяжелых условиях господства Золотой Орды сохранили этнокультурную самобытность и этнич. самосознание. Упорное, временами успешное сопротивление Б. совместно с болгарами монгольскому завоеванию нашло отражение в ист. и фольк. источниках. Процесс культ. и этнич. развития Б. в золотоордынский период не был прерван: вместе с исламом распространяется письменность, книжные знания и лит-ра, появляются монумент. пам-ки мемориальной архитектуры (см. Кэшэне); в состав народа вливаются новые племена тюрк. (кыпсаки, болгары, ногайцы) и монг. происхождения, что, однако, не нарушило сложившегося этнокультурного своеобразия народа. После завоевания Казани войсками Ивана IV (1552) Б. приняли рос. подданство (см. Присоединение Башкирии к Русскому государству). За Б. было признано право владеть своими землями на вотчинных началах, жить по своим обычаям и религии. В последующие два столетия Б., отстаивая свои права, многократно восставали. При подавлении выступлений сжигались сотни деревень, истреблялись и продавались в рабство десятки тысяч Б. (см. Башкирские восстания 17-18 вв., Крестьянская война 1773-75). В целом, несмотря на жестокую колониальную политику царизма, вхождение Б. в Россию имело и положит. последствия, самое главное - оно способствовало усилению хозяйственно-культурного сотрудничества Б. с др. народами Урало-Поволжья. В результате происходят глубокие изменения в образе жизни народа, быту и культуре.

Традиц. занятиями башкиров, унаследованными от древних азиатских предков, были полукочевое скотоводство, игравшее ведущую роль в х-ве, бортничество, охота и рыбная ловля. Разводили гл. обр. лошадей, овец, меньше - коров, имелись верблюды. Б. было знакомо земледелие, подчиненное кочевому образу жизни. Осн. культуры - просо, ячмень, конопля. Ремесла - выплавка железа и меди, изготовление оружия и орудий труда, войлоков, паласов и тканей из животного и растит. сырья - были обусловлены потребностями кочевого х-ва. Расселение Б. по Южн. Уралу сопровождалось упадком скот-ва, изменением методов его ведения, усилением роли земледелия, к-рое стало ведущим направлением х-ва к 18 в. в сев.-зап. р-нах, к кон. 19 в. - на В. Значит. влияние на трансформацию х-ва оказали сокращение пастбищных угодий и тесное общение с финно-угорск., тюрк. и славян. населением, числ. к-рого в крае постоянно росла.

В условиях кочевой жизни Б. имели неск. мест поселений: зимнее (kышлау), весеннее (язгы йорт), летнее (йэйлэу), осеннее (кэзгэ йорт). На месте зимников в процессе перехода к оседлости возникали постоянные поселения - аулы. Oсн. типом жилища долгое время оставалась войлочная юрта (тирмэ) с решетчатым дер. сборным каркасом. Были известны постройки земляночного типа, пластовые, саманные и срубные строения. В 18 - нач. 20 в. почти всюду преобладали бревенчатые срубные дома, деревни Б. мало чем отличались от поселений соседних народов. Почти в каждом ауле имелась мечеть. Одежда Б., как и вся материальная культура, представляла сочетание традиций степных кочевников и местных оседлых племен. Для ее изготовления широко применялись кожа, меха и шкуры, изделия из шерсти, белый и узорный холст, привозимые из Ср. Азии шелковые ткани (см. Костюм башкирский). Характерны были серебряные украшения, привозимые с Востока кораллы, раковины, камни (сердолик, бирюза и др.). В пище преобладали мясо-молочные блюда, заметное место занимали кушанья и напитки из злаков (см. Кухня башкирская). По мере культурно-экон. прогресса обогащалась материальная культура, стали разнообразнее одежда и украшения, кушанья и напитки. Одновременно росла имущественная и соц. дифференциация, сопровождаемая усилением эксплуатации, распространением товарно-денежных отношений; было известно ростовщичество. В то же время в соц. устройстве и обществ. отношениях продолжали функционировать архаические ин-ты, обычаи и обряды: родо-племенное деление (см. Башкирские роды и племена), родо-общинная солидарность и взаимопомощь (см. Помочь) и т.д. Древние обычаи и обряды (kаргатуй, йыйын, телэк и т.д.), видоизменяясь, постепенно переплетались c мусульманскими. Финно-угорские народы. Коми (зыряне и пермяки), мордва, марийцы (черемисы), удмурты (вотяки); обские угры - ханты (остяки), манси (вогулы), ненцы, тавгийцы (нганасаны), энцы, селькупы. Марийц. Мари, марий: Самоназвание марийцев - мари, марий - этимологизируется как как «человек», «мужчина», «муж».

Основная территория расселения. Марийцы компактно проживают в Республике Марий Эл, где по данным переписи СССР 1989 г. их насчитывалось 324 тыс.чел. (43,3% населения республики), они проживают также в Башкирии (106 тыс.чел.), Татарии (20 тыс.чел.), Удмуртии (10 тыс.чел.), Нижегородской, Кировской, Свердловской и др.областях.

Численность. По переписи населения России 1897 г. численность марийцев составляла 375 тыс., переписям СССР 1926 г. – 428 тыс., 1937 г. – 401 тыс., 1939 г. – 482 тыс., 1959 г. – 504 тыс., 1970 г. – 504 тыс., 1979 г. – 622 тыс.чел. В 1989 г. марийцев в СССР насчитывалось 671 тыс.чел., из них в Российской Федерации проживало 644 тыс.чел. Марийцы подразделяются на три этнических группы: горные - правобережья Волги, луговые - Ветлужско-Вятского междуречья и восточные, живущие главным образом на территории Башкирии.

Язык. Марийский: В марийском языке выделяется три наречия – горное, луговое и северо-западное. У марийцев два литературных языка – луговосточный и горномарийский.

Письменность для литературных языков мари создана на основе русского алфавита.

Религия. Традиционные верования: Верующие марийцы преимущественно православные, массовая христианизация марийцев происходила в 18-19 вв., однако есть немало приверженцев т.н. «марийской веры», сочетающей христианство и традиционную религию, традиционная религия имеет значительное распространение у восточных марийцев.

Православие: Верующие марийцы преимущественно православные, массовая христианизация марийцев происходила в 18-19 вв., однако есть немало приверженцев т.н. «марийской веры», сочетающей христианство и традиционную религию, традиционная религия имеет значительное распространение у восточных марийцев.

Этногенез и этническая история. Формирование марийского этноса происходило в 1 тыс.н.э. в Волго-Вятском междуречье на основе финно-угорских племен пермско-волжской этнолингвистической общности, оставивших ананьинскую археологическую культуру эпохи раннего железа. Дальнейший этногенез марийской народности связывается с городецкой и азелинской культурами I тыс.н.э. Впервые марийцы под названием ц-р-мис упоминаются в 10 в. в письменных документах Хазарского каганата. После нашествия монголо-татар земли марийцев вошли в состав Золотой Орды, а затем Казанского ханства. Их этническое развитие протекало в тесном контакте с соседними народами – волжскими болгарами, чувашами, татарами, а после вхождения в состав России в 50-х годах 16 в. – русскими, у которых были заимствованы многие элементы культуры. В 1920 г. была создана Марийская АО, в 1936 г. она была преобразована в АССР, в 1992 г. переименована в Республику Марий Эл.

Хозяйство. Основным традиционным занятием марийцев было пашенное земледелие. Для лесных районов долгое время была характерна подсека, с 18 в. стало преобладать трехполье. Выращивались главным образом рожь, овес, ячмень, полба, гречиха, репа, конопля, лен, из огородных – лук, капуста, редька, картофель и др. Орудиями обработки почвы были соха с одним или двумя сошниками, плуг, борона, мотыга. У горных марийцев было развито садоводство, имевшее товарный характер. Немалое значение имело животноводство – разведение лошадей, крупного и мелкого рогатого скота. Существенную роль играли охота, рыболовство, бортничество, а затем пасечное пчеловодство, лесные промыслы – заготовка и сплав леса, смолокурение и др. Домашние ремесла – прядение, ткачество, вышивка – с развитием товарно-денежных отношений приобрели характер промысла. Развиты были деревообработка, плетение из лозы, гонка дегтя, смолы, скипидара, жжение угля. Не получило развития железоделательное производство, покупались даже простые металлические изделия.

Традиционная одежда. Мужская одежда марийцев состояла из рубахи туникообразного кроя, скромно украшенной, и штанов. В качестве верхней одежды мужчины носили кафтаны, тулупы, шубы. Рубаху и верхнюю одежду носили с поясами. Головными уборами были войлочные шляпы и меховые бараньи шапки. Для женской одеждой были в основном характерны те же детали, которые имели некоторые отличия. Так, женская рубаха была длиннее мужской и богато украшалась вышивкой на груди, плечах, спине и рукавах. С рубахой женщины носили штаны, а поверх рубахи и штанов шовыр – холщевый балахон с вышивкой, а также суконный кафтан с клиньями или борами. Рубахи и кафтан носили с поясами. Зимой женщины носили овчинный тулуп. Женские головные уборы были разнообразны – сорока, конусообразный «колпак», щарпан – головное полотенце и др. Специфическим элементом женской одежды был передник. Женщины носили большое количество украшений из бисера, раковин каури, монет. Мужской и женской обувью были лапти, кожаные сапоги, валенки, для работ в болотистых местах к обуви прикрепляли деревянные платформы.

Традиционные поселения и жилища. Для традиционных поселений марийцев была характерна разбросанная планировка, со 2-й пол. 19 в. она стала сменяться уличной. Обычно марийское жилище представляло собой срубную избу с двухскатной крышей, двух- (изба-сени) или трехраздельную (изба-сени-клеть, изба-сени-изба). В безлесных районах встречались глинобитные или плетневые, обмазанные глиной постройки. Русская печь часто дополнялась небольшой плитой с вмазанным котлом. Кухня отделялась перегородками, вдоль передней и боковой стен дома приделывались лавки, в переднем углу были полки для икон и посуды, стоял стол с деревянным стулом главы семьи. У входной двери располагались деревянные нары или кровать, окна украшались вышитыми полотенцами. В летнее время переходили жить в кудо – срубную постройку с земляным полом без потолка, посреди нее помещался открытый очаг с подвесным котлом. В состав усадебных построек входили также клеть – одно- или двухэтажная с галереей и резной деревянной решеткой на верхнем этаже, после свадьбы здесь первое время жили молодые, навес для хранения транспортных средств, погреб, хлев, сарай, баня, двухэтажная кладовая, летом она использовалась для спанья.

Пища. Основными традиционными блюдами марийцев были пресный хлеб из овсяной, ячменной, реже ржаной муки, выпекались также лепешки и пироги с разной начинкой. Популярным блюдом была лашка - суп с шариками из пресного теста, ели также вареники с начинкой из мяса или творога, слоеные блины, вареную колбасу, которую начиняли салом или кровью с крупой и др. Пили пахту, пиво, пуро – крепкий медовый напиток.

Социальная организация. У марийцев долгое время сохранялась родовая организация общества. Традиционным общественным институтом на селе была община, охватывающая обычно несколько селений. Существовали родственные объединения «урмат», связанные в частности совместным участием в ритуалах. Семьи были преимущественно малыми, хотя до начала 20 в. сохранялись большие неразделенные патриархальные семьи численностью до 40 человек. Брак был патрилокальным, для семейно-брачных отношений были характерны пережитки сороратных и левиратных отношений.

Духовная культура и традиционные верования. В религиозной жизни марийцев большое место занимали хозяйственные праздники: ага пайрем – праздник сохи, у кинде пайрем – праздник нового хлеба. Для языческой религии марийцев было характерно представление о верховном боге – Кугу Юмо и других богах: Кава Юмо, связываемом с небом и судьбой, Вуд Ава – «матери воды», Илыш Шочын Ава – «матери жизни» и др. Духом-хранителем дома считался Кудо водыж, носителем зла был кереметь, которому молились и приносили жертвы в особых рощах. Руководителями молений были жрецы – карт. Посредниками между людьми и потусторонними силами также часто выступали знахари и колдуны. В 70-х годах 19 в. появилась секта кугу сорта («большая свеча»), которая пыталась реформировать старые верования.
Браки у марийцев нередко заключались между подростками 15-16 лет и девушками на 10-15 лет старше. При заключении брака родителям невесты платили выкуп, а за невестой давали приданое, которое считалось ее личной собственностью. Во время свадьбы во дворе перед столом жениха и невесту ставили березку. Многие архаические представления марийцев сохранялись в погребальной обрядности – использование зимней одежды в качестве погребальной, доставление тела на кладбище в санях даже в летнее время, снабжение умершего веткой шиповника, чтобы отгонять змей и собаку, сторожащих вход в царство мертвых и др. Во время празднеств и отправления религиозных обрядов использовались музыкальные инструменты – волынка, барабан, гусли, различные трубы – деревянные берестяные роговые.
38. Народы Северного Кавказа

Северный Кавказ выделяется многоязыковым составом, причем здесь существуют такие древние языки, которые не имеют сходства ни с какими другими живыми зыками. Это собственно кавказские, или яфетические, языки. На языках адыго-абхазской группы говорят кабардинцы, адыгейцы, черкесы, абазины, абхазцы. В центральной части Кавказа живут два родственных народа – чечены и ингуши, говорящие на нахских языках. Наибольшей дробностью отличаются дагестанские языки (до 30 языков).

Еще в 5-3 тысячелетии до н.э. на всем Кавказе развивались родственные или схожие культуры древних земледельцев и скотоводов. Дробление и обособление кавказских языков первоначальных общностей явились следствием исторических обстоятельств: расселение отдельных племенных групп с равнин и долин в горы, а также давления на них со стороны воинственных кочевников, неоднократно проходивших через Кавказ в северном и южном направлениях.

Земледелие и садоводство достигли наибольшего развития в равнинной части Дагестана, в Чечне и у адыгейцев, проживающих по черноморскому побережью и в низовьях Кубани. Скотоводство, в частности коневодство, играло большую роль в хозяйстве кабардинцев, ногайцев. У балкарцев, карачаевцев, осетин и др. из-за недостатка земли полеводство было развито слабо, а в стаде домашних животных преобладал мелкий рогатый скот. С сельским хозяйством тесно были связаны различные отрасли обработки сырья – волокнистых растений, шерсти. Кожи, кости, дерева. Заметная роль принадлежала древнему пчеловодству и охоте. Во многих селениях существовало развитое ремесленное дело: искусное изготовление различной посуды, оружия, украшений, ковров, бурок и пр. У живущих на равнине преобладают крупные селения, состоящие из просторных дворов-усадеб, на каждой из которых расположено по нескольку строений: жилой дом и хозяйственные помещения. Характерен был турлучный, т.е. легкий плетневый, обмазанный глиной дом, разделенный на несколько помещений, отапливаемых пристенным камином, с глинобитным полом, камышовой крышей. У горских народов издавна сложился своеобразный тип поселка - аула и жилища - сакли Горный аул – обычно большая и компактная группа домов, занимающая склон горы и располагающаяся как бы амфитеатром, так что плоские крыши нижнего ряда домов служили двором для верхнего ряда. В аулах возводились специальные башни-убежища (они же и жилье) на случай военной опасности. Основу мужской одежды составляла туникообразная рубаха и поверх – шаровары, далее надеваемые одна на другую кафтанообразные, скроенные в талию, распашные одежды – бешмет и черкеска; последняя обычно с газырями по обе стороны груди. На ногах кожаные или войлочные сапоги, мягкие чувяки, головной убор – овчинная папаха или войлочная шляпа. Типично кавказской была войлочная накидка-бурка. Зимой носили овчинную шубу. Для женской одежды были характерны длинная, ниже колен, туникообразная рубашка-платье без ворота, с глубоким разрезом спереди, под рубахой длинные шаро


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: