Стереотипы этнические

— относительно устойчивые представления о моральных, умст­венных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей, сложившиеся главным образом на уровне обыденного сознания и передаваемые следующему поколению, нередко в виде однозначных суждений: «хитрые», «коварные», «хозяйственные» и т. п. В содержании стереотипов этнических, как правило, зафиксированы приоритетные оце­ночные мнения, суждения об указанных качествах. Помимо этого в содержании стереотипов этнических могут присутствовать и предписания к действию в отношении людей данной на­циональности. Стереотипы этнические принято подразделять на автостереотипы и гетеросте­реотипы. Автостереотипы — это мнения, суждения, оценки, относимые представителями дан­ной этнической общности к самим себе. Как правило, автостереотипы содержат комплекс по­ложительных оценок, в редких случаях отдельные национальные меньшинства могут иметь отрицательный автостереотип. Обычно же для автостереотипа характерна сбалансирован­ность позитивных и некоторых негативных элементов. Например, если данный народ мало­числен, то может подчеркиваться его древность, музыкальность и т. п. Гетеростереотипы, как совокупность оценочных суждений о других народах, в равной мере могут быть как положи­тельными, так и отрицательными в зависимости от исторического опыта взаимодействия этих народов. В содержании стереотипов этнических следует различать относительно устойчивое ядро — комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его ис­торическом прошлом, особенностях жизни и трудовых навыках — и ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в межнациональных и межгосударствен­ных отношениях.

Предрассудки - это мнения или психологические установки, которые члены одной группы выражают применительно к другим; тогда как дискриминация - это фактическое поведение по отношению к ним. Предрассудок представляет собой приверженность к предвзятому мнению о человеке или группе людей, часто основанному на слухах, а не на прямых свидетельствах, склонность к взглядам, которые человек не желает менять даже перед лицом новой информации. Люди могут иметь положительное предвзятое мнение относительно своей собственной группы и отрицательное - по отношению к другим. Человек, предубежденный против определенной группы, скорее всего, не захочет беспристрастно выслушать ее представителей.

Дискриминация подразумевает действия, направленные на лишение членов одной группы возможностей, открытых для других - например, когда человеку индийского происхождения отказывают в работе, на которую приняли бы белого. Несмотря на то, что предрассудки часто служат основанием для дискриминации, эти два явления могут существовать независимо друг от друга. Отношение людей может основываться на предрассудках, но не выливаться в действия. Аналогично, дискриминация не обязательно имеет прямое отношение к предрассудкам. Например, белые могут воздерживаться от покупки недвижимости в определенных районах города, населенных преимущественно черными, не по причине своего враждебного отношения к ним, а из-за опасений по поводу падения цен на недвижимость в этом районе. Здесь предрассудки также влияют на дискриминацию, но косвенно.

Стереотипы и "козлы отпущения"

Действие предрассудков происходит, как правило, за счет стереотипного мышления. Любая наша мысль связана с категориями, посредством которых мы классифицируем 238 свой опыт. Однако иногда эти категории оказываются ошибочными и косными. Например, мнение человека о черных или о евреях может основываться на нескольких прочно укоренившихся идеях, в соответствии с которыми он интерпретирует всю соответствующую информацию.

Стереотипное мышление может быть безвредным, если оно в эмоциональном плане "нейтрально" и не затрагивает интересы самого человека. Так, британцы могут иметь стереотипное представление об американцах, но для большинства представителей обеих наций это, скорее всего, не будет иметь значительных последствий. Там же, где стереотипы связаны с беспокойством или страхом, ситуация, скорее всего, будет совершенно иная. В таких обстоятельствах стереотипы обычно пропитаны чувствами враждебности или ненависти к данной группе. Так, белый может считать всех черных тупыми и ленивыми, стараясь таким образом оправдать свое презрительное отношение к ним.

К примеру, одним из традиционных стереотипов черного мужчины в Америке был образ "Самбо". Южанин Роберт Пенн Уоррен, романист и поэт, подытожил его следующим образом:

Он был ленивым, благодарным, скромным, безответственным, трусливым, вечно пощипывающим струны банджо, рабски услужливым, ухмыляющимся недотепой, всегда покорным, зависимым, добродушным, чадолюбивым и похожим на ребенка тугодумом, любителем красть арбузы и распевать духовные гимны, бесстыдным блудодеем, беззаботным гедонистом и преданным черным слугой, который мог иногда перестать быть самим собой, но только чтобы изречь народную мудрость или закопать фамильное серебро, чтобы сберечь его от янки!3)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: