К ним относят: природные, исторические и социально-культурные объекты, способные удовлетворять физиологические и духовные потребности, а также содействовать восстановлению физического и духовного здоровья людей.
Наряду с понятием туристско-рекреационные ресурсы за рубежом используют понятие аттракторы. Они представляют собой привлекательные объекты для туристов: уникальные природные объекты (каньоны, скалы, водопады), национальные парки, моря, общенацио-нальные и религиозные праздники, крупные зрелищные мероприятия, музеи, города и т.д.
Под туристскими аттракторами следует понимать комплекс объектов, расположенных на определенной территории, обладающих различными свойствами, которые представляют интерес для туристов и на этой основе формируют цели посещения объектов привлекательности.
Чем больше разнообразных аттракторов находится в туристской дестинации, тем больше туристов она притягивает к себе и тем интенсивнее развивается инфраструктура туризма в этом регионе. Поэтому перед органами, занимающимися планированием и управлением туризмом стоит первоочередная задача – находить и развивать аттракторы как ядро системы, обеспечивая устойчивость развития туризма в регионе.
|
|
Для туристов интерес представляет не сам объект – аттрактор, например, Средиземное море, а его определенные свойства, обладающие характеристиками, которые мы называем характеристиками туристских аттракторов. Для того чтобы аттракторы сохраняли свою привлекательность и, возможно, даже усиливали ее, необходимо: поддерживать на надлежащем уровне эксплуатационные характеристики, разрабатывать и внедрять новые методы демонстрации достопримечательностей, осуществлять поиск новых свойств используемых объектов, развивать аттракторы, улучшать доступность к объектам, разрабатывать программы по созданию новых центров туризма.
Распространенным понятием является «пропускной потенциал» (экологический, туристский и др.), которое показывает возможности любого туристского объекта в виде пропускных способностей, то есть максимальной нагрузки, которую может иметь туристский объект без серьезного ущерба для местных ресурсов от поездок туристов и возникновения социально-экономических проблем у населения. Экологический пропускной потенциал - это уровень посещаемости объекта или местности, превышение которого приводит к неприемлемым экологическим последствиям, либо в результате действий (или естественных процессов жизнедеятельности) самих туристов, либо вследствие функционирования обслуживающей туризм инфраструктуры. Туристский социальный пропускной потенциал - это уровень посещаемости туристского объекта или местности, превышение которого влечет за собой ухудшение впечатлений от поездки.
|
|
Всемирная организация по туризму (ВТО) предложила все ресурсы разделить на семь больших групп:
1. Природные богатства.
2. Энергетические богатства.
3. "Человеческий фактор", с точки зрения демографических данных и аспектов культуры.
4. Институциональные, политические, юридические и административные аспекты.
5. Социальные аспекты, особенности социальной структуры, уровень и традиции в сфере образования, здравоохранения и отдыха.
6. Различные блага и услуги, транспорт, связь, инфраструктура сферы отдыха и развлечений.
7. Экономическая и финансовая деятельность.
Такая группировка ресурсов позволяет наиболее рационально и комплексно подойти к формированию и оценки туристских продуктов на разных уровнях, включая национальный, региональный и местный.
Классификацию природных рекреационных ресурсов можно схематично представить следующим образом (рис 2).
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рис. 2. Классификация природных рекреационных ресурсов.
Физическими рекреационными ресурсами являются все компоненты неживой природы, отнесённые к физико-географическим ресурсам (геологические, геоморфологические, климатические, гидрологические и термальные).
Биологические рекреационные ресурсы – это все компоненты живой природы, включая почвенные, фаунистические и флористические.
Энергоинформационные рекреационные ресурсы представляют собой специфические поля ноосферной природы, служащие факторами аттрактивности местности или ландшафта и положительно влияющие на психофизическое состояние человека. Этот тип ресурсов является основой развития культурного, сенситивного и религиозного туризма.