Проблема психического развития в зарубежной и отечественной

психологии. Периодизация развития. Проблема психического развития в зарубежной психологии. Противоположность нативизма и эмпиризма в решении вопроса о роли наследственности и среды (опыта) в развитии ребенка. Концепция рекапитуляции (Ст. Холл). Проблема связи исторического и индивидуального в развитии. Закон повторяемости форм развития. Критика теории рекапитуляции (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн). Теория трех ступеней К.Бюлера. Нормативный подход к развитию психики ребенка. Закон затухания темпа психического развития

(А.Гезелл).

Роль среды и научения в психическом развитии ребенка в эмпиризме. Понимание процесса развития как адаптации и приспособления организма к окружающей среде. Классический ассоцианизм (Д. Локк, Д. Гартли) о роли среды и опыта в развитии. Теория "чистой доски". Проблема развития поведения в бихевиоризме и необихевиоризме (Д.Уотсон, Э.Торндайк, Б.Скиннер). Законы научения и законы развития. Роль среды в психическом развитии. Эволюция теории социального научения и основные направления экспериментальных исследований (Н. Миллер, Д. Доллард, Р. Сирс, А. Бандура, У. Бронфенбреннер).

Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии ребенка В.Штерна. Близнецовый метод в решении вопроса о роли наследственности и среды. Современное состояние проблемы соотношения наследственности и среды, биологического и социального в психике человека. Проблема движущих сил психического развития ребенка в психоанализе (З.Фрейд). Стадии психосексуального развития ребенка.

Концепция интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже. Клинический метод в ранних исследованиях Ж.Пиаже по изучению содержания и формы детской мысли. Характеристика стадий развития мышления ребенка в ранних работах Ж.Пиаже. Эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление. Учение Ж.Пиаже об эгоцентрической позиции ребенка. Развитие операционального интеллекта в концепции Пиаже. Стадии интеллектуального развития, их характеристика. Феномен сохранения. Социальные факторы развития интеллекта.

Концепция психического развития ребенка А. Валлона. Основные понятия и стадии психосоциального развития в эпигенетической концепции Э. Эриксона.

Проблема психического развития в отечественной психологии. Концепция культурно-исторического развития психики человека Л.С. Выготского. Понятие психологического возраста как единицы анализа развития. Структура и динамика возраста. Понятие "социальной ситуации развития". Психологические новообразования как особый тип строения личности и ее деятельности, впервые возникающие на данной стадии развития. Динамика психического развития как чередование стабильных и критических (кризисов) периодов развития. Возрастные кризисы, их характеристика и значение.

Понятие высших психических функций. Специфика психического развития человека в онтогенезе. Закон развития высших психических функций и его теоретическое значение. Роль среды в психическом развитии. Проблема обучения в развитии ребенка. Понятие "зоны ближайшего развития", его теоретическое и практическое значение. Проблема сензитивных периодов. Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского для возрастной психологии.

Роль осмысленной предметной деятельности в психическом развитии ребенка. Зависимость развития от содержания и структуры деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Понятие ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Психическая деятельность как продукт интериоризации внешней предметной деятельности субъекта (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин). Понятие условий психического развития. Роль общения в психическом развитии ребенка. Проблема генезиса и развития форм общения в онтогенезе (М.И. Лисина).

Проблема возрастной периодизации

Существование проблемы периодизации в зависимости от взгляда на онтогенез. Понятие периодизации. Критерии периодизации. Систематизация периодизаций по Л.С. Выготскому: по внешнему критерию (С. Холл, Р. Заззо); по одному отдельному признаку развития (П.П. Блонский, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л. Колберг и др); по системе существенных особенностей самого развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон).

Проблема периодизации в зарубежной психологии (С. Холл и Гетчинсон, К. Бюлер, А. Гезелл, З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж.Пиаже, А. Валлон, Л. Колберг). Подходы к проблеме периодизации развития в бихевиоризме и гуманистической психологии. Проблема периодизации психического развития в отечественной психологии (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.А. Петровский).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: