Научно-техническая революция и ее последствия

Научно-техническая революция – это качественно новый этап научно-технического прогресса, представляющий скачок в развитии производительных сил общества, приводящий к коренным сдвигам в системе научных знаний, изменению общей культурной парадигмы. НТР является новым, третьим, этапом в развитии научно-технического прогресса, начавшегося на рубеже XVI-XVII вв. и связанного с формированием общества индустриального типа. Второй этап НТП охватывает период рубежа XVIII-XIX столетий и время первой половины ХХ в.

Его содержание определяется промышленной революцией конца XVIII– XIX вв., интенсивным развитием науки, существенной реструктуризацией социальной, политической, технологической сторонами общества. В целом НТП представляет собой процесс взаимосвязанного, прогрессивного развития науки, техники, производства и сферы потребления. НТП проявляется в двух основных формах – эволюционной (предполагает поступательное движение развития экономики, технологии, знаний и т. д) и революционной (рассматривается как скачкообразный переход к качественно новым научно-

техническим принципам развития производства. Это и есть научно-техническая революция (термин Дж. Бернала).

Современная, постиндустриальная, фаза НТР имеет две специфические особенности:

- она начиналась с научных фундаментальных открытий и исследований (в период 1950–60х гг. был сделан целый ряд революционных открытий в естественных науках и осуществлено их производственное применение. Это время овладения энергией атома, создания первых ЭВМ и квантовых генераторов, выпуска серии полимерных и других искусственных материалов, выхода человека в космос).

- многоаспектность и комплексность современного витка НТР (НТР сегодня – не только научно-технический переворот, но и существенные социально-культурные и экономические изменения).

Содержание современной НТР можно рассматривать на основе ее четырех важнейших направлений:

Первое состоит в интеграции науки, техники и производства на основе доминирования научных достижений и превращения науки в непосредственную производительную силу.

Второе направление связано с революционными изменениями в организации труда и производства. На смену конвейерного типа организации производства приходит гибкая система организации труда. Она сочетается с гибкими производственными системами, быстро внедряющимися в сферу производства.

Третье – это востребование и формирование нового типа работника, переход к качественно новой концепции и системе подготовки кадров. Суть новой стратегии образования состоит в его непрерывности.. Проявляется данное направление как в создании и широком распространении системы поствузовского образования в виде разных институтов, факультетов и центров повышения квалификации, так и в приоритетности и выгодности инвестиций в данную область деятельности.

В качестве четвертого направления НТР следует выделить изменения в оценке труда. Их суть заключается в переходе к менеджменту качества труда, что не может не сказаться на системе оплаты работы, гибкость и зависимость которой от качества труда становится все более необходимой в связи с переходом к новому, гибкому, научно-информационному производству благ.

В связи с радикальными изменениями в системе организации труда, информатизации производства, внедрением наукоемких технологий выдвигаются новые требования к организации коллективного труда. Возникает и проблема системного управления производством. Сложность производства в современных условиях многократно возрастает и чтобы соответствовать ему, само управление переводится на научную основу и на новую техническую базу в виде современной электронно-вычислительной, коммуникационной и организационной техники.

На новую техническую базу переводится и домашнее хозяйство, библиотечное дело, многие отрасли сферы услуг. На новых научных и технологических принципах преобразуются старые, традиционные отрасли – добыча топлива и сырья, металлургия, металлообработка, текстильная и промышленность – и наряду с этим возникают новые гигантские отрасли и даже сферы деятельности, такие, как например, атомная энергетика, ракетно-космическая отрасль, биотехнология, вся многообразная сфера информатики.

Исследования в области НТР и его современного этапа связаны с различными концепциями развития общества и культуры второй половины ХХ – XXI вв. – постиндустриальной, информационной, сверхиндустриальной, технотронной и т. д. Точки зрения ученых по поводу последствий НТР различаются. Их разнообразие можно свести к двум магистральным концептам – сциентизму и антисциентизму.

Сциентизм нашел выражение в теории технологического оптимизма (У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, Р. Арон, Г. Кан, А. Виннер), возникшего в 1960-х гг., сущность которого сводится к видению широких перспектив в развитии общества и цивилизации за счет научно-технологического роста, что приведет к «обществу изобилия».

Антисциентистская позиция сформировалась в 1970-х гг. став следствием мирового экономического и экологического кризиса. Антисциентизм наиболее рельефно представлен теорией экотехнологического пессимизма (Э. Тоффлер, Т. Роззак, Дж. Форестера, М. Медоуза). Выдвинутая в 1972 г. концепция нулевого роста предусматривала полный отказ от развития науки и техники. Невозможность реализации предложенной парадигмы развития привела к появлению концепции органического роста, предусматривающей «подтягивание» развивающихся стран мира к уровню развития промышленно развитых государств.

Вместе с тем данная концепция не предполагала прогрессивное развитие всех стран, мира и резко осуждала идеи техницизма. В 1970–1980-х гг. возникла новая волна технологического оптимизма, основу которой составили работы Г. Кана, касающиеся разработки новой сверхиндустриальной цивилизации. Выдвигается теория неорганического роста, содержание которой сводится к тому, что само по себе ускорение НТП приведет к решению планетарных проблем. Последние десятилетия наполнены концептами, рассматривающими последствия НТР в рамках влияния глобализационных процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: