Социально-экономическое, политическое развитие Московской Руси к середине XVI века. Необходимость укрепления централизованного государства

К середине XVI века Русь, преодолев феодальную раздробленность, превратилось в единое Московское государство, ставшее одним из самых крупных государств Европы. Образование единого централизованного государства ускорило социально-экономическое развитие страны. Возникали новые города, развивались ремесло и торговля.

Опричнина и Ливонская война сказались на Руси тяжелыми

последствиями: разоренные деревни и города, разбегающиеся крестьяне. В поисках выхода из кризиса в 1581/1582 г. правительство вводит

"заповедные годы", в течение которых крестьянам запрещалось переселение. В конце XVI в. крестьянам вообще было запрещено уходить от помещиков. Выход из кризиса сдерживался тем, что при сокращении размеров обрабатываемых крестьянами земель величина налогов сохранялась.

Собственниками земли являлись преимущественно светские и

церковные феодалы, вотчины которых имели широкие податные и судебные льготы, закрепленные великокняжескими или княжескими гpaмотами.

В XVI в. в структуре феодальной собственности на землю произошли

важные изменения: значительно возросла доля поместного землевладения,, Развитие поместной системы вело к резкому сокращению количества черносошных крестьян в центре страны. Отличительной чертой экономического развития средневековой России стало закономерно возникшее территориальное разделение форм феодального землевладения, а именно: устойчивое поместно-вотчинное землевладение светских и церковных феодалов в центральных районах и общинное крестьянское землевладение на малонаселённых окраинах, постепенно попадавшее под контроль государства


! 9) Внутренняя и внешняя политика Ивана IV в 1547-1560г

16 января 1547 г. великий князь Иван IV Васильевич венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля. В первые годы царствования вокруг него образовался круг приближенных, т. н. «Избранная рада», которой руководили незнатный по происхождению дворянин Адашев, духовник царя Сильвестр. Активными её участниками были митрополит Макарий, князья Курбский, Одоевский, Шереметев. «Избранная рада» сосредоточила в своих руках все нити управления страной, её деятельность была направлена на укрепление государства и упрочение авторитета центральной власти. При этом «Избранная рада» старалась опираться на широкое народное представительство - именно в её правление на Руси начали созываться Земские соборы, которые утверждали самые важные решения правительства. Таким образом, в политическом отношении «Избранная рада» стремилась опираться на сочетание сильной центральной власти с развитым местным самоуправлением.

В феврале 1549 г. Иван IV созвал первый Земский Собор. Земские Соборы являлись центральными, общегосударственными сословно-представительными учреждениями. Однако они были не законодательными, а законосовещательными органами. Земские Соборы созывались по инициативе самодержца (редко по инициативе сословий) для совета по разрешению важнейших проблем русской жизни. В работе Земских Соборов принимали участие люди с мест от всех сословий. Соборы решали вопросы войны и мира, осуществляли, в случае необходимости, земский выбор монархов (первым избранным самодержцем был Борис Годунов (1598 г.))

Общая тенденция к централизации страны и государственного аппарата повлекла за собой издание в 1550 г. нового Судебника, что явилось одним из наиболее значительных мероприятий «Избранной рады». «Царский» Судебник был основан на Судебнике 1497 г., но расширен, лучше систематизирован, в нем была учтена судебная практика. Были подтверждены и уточнены нормы крестьянского перехода в Юрьев день (26 ноября). «Пожилое», которое крестьянин уплачивал феодалу при переходе, было немного увеличено. Судебник ограничил права наместников, ужесточил наказание за разбой. Впервые вводилось наказание за взяточничество. Продолжалась унификация налоговой системы, была введена единая система поземельного налогообложения. Население страны обязано было нести тягло - комплекс натуральных и денежных повинностей. Размер на лога зависел от характера землевладения и качества используемой земли.

Назначение на военную, административную и придворную службу осуществлялось с учётом происхождения (древности рода), служебного положения предков человека и его личных заслуг. Было принято «Уложение о службе» (1556 г.), определившее объем и характер служебных обязанностей землевладельцев в строгой зависимости от имеющихся у них поместий и вотчин. Воину за его службу давали от государя поместье с крестьянами, но это владение оставалось государственной собственностью. Помещики регулярно вызывались на смотры, и если воин вызывал недовольство командиров, то поместье могли отобрать; если же помещик проявил себя в бою, то «поместную дачу» увеличивали.

Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. XVI в. явились во многом следствием проведённых реформ. Угрозу для Российского государства представляли татарские ханства, образовавшиеся после распада Золотой Орды (в 1395 г.): на востоке и юго-востоке - Казанское и Астраханское, на юге – Крымское. Правители Казанского ханства постоянно нарушали мирные соглашения с Россией и обогащались за счет набегов на приграничные русские земли. Игнорировать враждебные действия поволжских татар и мириться с ними в Москве уже не могли. В 1552 г. Казанское ханство было присоединено к России. По соседству с Казанским ханством, в низовьях Волги находилось еще одно татарское государство - Астраханское ханство. Пользуясь исключительно благоприятным положением своих владений в дельте Волги, астраханские ханы контролировали торговлю Руси и Казани со странами Востока. В 1556 г. Астраханское ханство также было покорено. После этих побед новые плодородные земли и весь Волжский торговый путь оказались в составе России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: