Общественная мысль в России (1830 – 1850 гг.)

В 1830-1850-х годах Россия переживала период перехода от аграрного к индустриальному обществу, вопрос дальнейшего развития страны понимался по-разному. Общественные движения в этот период имели несколько характерных особенностей:- ужесточенный полит.режим после восстания декабристов,- оконч. разры между правительственным реформаторством и революционным направлением,- оформились либеральное и социалистическое течения общественной мысли,- консерваторы впервые обрели свою идеологию,- идеи не могли реализовываться, участники общественных движений могли лишь подготавливать умы для дальнейших перемен. Разработчиком идеологии консерватизма занимался президент Рос.Академии Наук граф С.С. Уваров, который в дальнейшем стал министром народного просвещения. Он считал основами государства православие, самодержавие и народность.Российский либерализм в этот период был представлен западниками и славянофилами. Западники считали, что мировая цивилизация едина и нечленима и что, если страну отделяют, она портится. Задача России - примкнуть к западу и образовать с ним единую семью. Славянофилы, напротив, отстаивали идею самобытности каждого народа, подчеркивали особенности государственного и бытового быта православных. Они оценивали отрицательно деятельность Петра, совершившего множество ненужных заимствований с Запада. Их целью считался необходимый возврат к старому состоянию. Несмотря на множество различий, у тех и у других были общие черты: отрицательное отношение к крепостничеству, чиновничеству, подавлению прав и свобод личности, убежденность в необходимости коренных преобразований, надежда на постепенные и осторожные реформы и уверенность в возможности их мирного осуществления, вера в Россию, в ее быстрое движение к процветанию. Помимо становления либеральных течений, в России получила распространение и революционна идеология. Революционное движение возникло в 40-50е годы 19 века.Особенностями революц. идеологии были: утрата надежды на реформирование России сверху в результате согласия власти и общества, обоснование правомерности революционного насилия как средства достижения необходимых перемен, выдвижение на первый план социалистических учений. Главный итог развития общественного движения 30-50х гг - распространение революц. и либеральных идей среди интеллигенции, для которой стали очевидны пороки самодержавно-крепостнической системы и которая начала борьбу за преобразования.

27. Либеральные реформы в России в 1860-1870 гг. (крестьянская реформа, университетская реформа, судебная реформа, земская реформа, городская реформа, военная реформа).

Земская реформа (1864). Земства — выборные органы местного самоуправления. Избирались на основе имущественного ценза по трём куриям (группам избирателей), возглавлялись местными предводителями дворянства и ведали вопросами образования, здравоохранения, благоустройства в сельской местности. Судебная реформа. С 1864 г. вводилась новая структура судов (общие и мировые) и суд присяжных. Суд становился гласным, состязательным и независимым. Провозглашалось равенство сословий перед судом. Была проведена военная реформа. Создавались новые военные учебные заведения, перевооружена армия. В 1874 г. введена всеобщая воинская повинность вместо рекрутской. Городская реформа. В 1870 г. вводились органы местного самоуправления в городах (городская дума и управа). Выбирались также на основе имущественного ценза и занимались в городах теми же вопросами, что и земства на селе. Реорганизовывалась система образования. Вводилась автономия университетов. 19 февраля 1861 г. был подписан манифест об отмене крепостного права. Крестьяне становились лично свободными, но получали, как правило, лишь часть прежних наделов. Либеральные реформы сократили отставание России от Европы, поведя ее по буржуазному пути развития, но не решили главной проблемы — крестьянской.

28. Общественно – политическое движение в России в 1860 – 1870 гг.

На рубеже 1860-1870-х гг. на политическую сцену страны выступает российская радикальная интеллигенция, принявшая на вооружение различные варианты социалистического учения и ориентировавшаяся на коренную ломку существующего строя. Задача подготовки революционного выступления требовала объединения и централизации радикальных сил в стране, создания революционной организации. в 1863 г. в Москве начал складываться нелегальный кружок во главе с Н. А. Ишутиным. Члены кружка считали себя последователями Н. Г. Чернышевского. Вместе с тем в их среде постепенно нарастали заговорщическо-террористические настроения. 4 апреля 1866 г. член кружка Д. А. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Среди радикально настроенной молодежи 1860-х гг. широкой популярностью пользовались произведения Д. И. Писарева. В развитии революционного движения в 1860-е гг. отчетливо обозначилась тенденция, свидетельствовавшая о том, что в среде радикальной интеллигенции, боровшейся как будто бы за освобождение индивида, очень легко могут вызревать силы, стремящиеся лишь заменить одни формы подавления личности другими, еще более жесткими и всеобъемлющими, и готовые действовать вопреки всем моральным запретам. Самым ярким воплощением этой тенденции стала «нечаевщина», связанная с именем С. Г. Нечаева и созданной им в 1869 г. организации «Народная расправа». Преемниками революционеров-шестидесятников стали народники 1870-х гг. Для их воззрений было характерно негативное отношение к капитализму, признание самобытности исторического развития России, вера в народ как носителя социальной правды, в общину как основу для переустройства общества на социалистических началах. В рамках народнической идеологии существовали различные направления — бунтарское (анархистское), пропагандистское и заговорщическое (бланкистское). Первые организации народнического толка начали возникать еще в конце 1860-х гг. В 1869 г. в столице был образован влиятельный в среде студенческой молодежи народнический кружок «чайковцев». В 1872 г. в Петербурге был создан кружок А. В. Долгушина, имевший тайную типографию. Весной 1874 г. около 40 губерний России оказались охваченными новым массовым движением революционной молодежи, получившей название «хождение в народ». Cозданием в 1876 г. нового тайного общества «Земля и воля», ставшего крупнейшей организацией народников 1870-х гг. Важнейшим пунктом программы общества являлся «переход всей земли в руки сельского рабочего сословия», выдвигался и ряд демократических требований, добиться которых можно было «только путем насильственного переворота».

29. Культура в России в XIX веке (особенности, образование, наука, литература, живопись, скульптура, зодчество, музыка).

История культуры России 19 в. занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры. Именно в XIXв. российская художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Образцовым учебным заведением стал знаменитый Царскосельский лицей. Широко была распространена система домашнего образования, в которой основное внимание уделялось изучению иностранных языков, музыки, словесности, привитию хороших манер, живописи. Развивалось университетское и высшее специальное образование. В первой половине 19 в. началась дифференциация науки, выделение самостоятельных научных дисциплин. Наряду с углублением теоретических познаний, все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь. В прикладных науках особенно важные открытия были сделаны в области электротехники, медицины, биологии и механики. Первая русская кругосветная экспедиция была предпринята в 1803 - 1806 гг. под командованием И.Ф. Крузенштерна. В 1818 г. были изданы первые 8 томов "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина. Особого расцвета в первой половине 19 в. достигла литература. Именно она определила это время как "золотой век" русской культуры. В литературе нашли отражение сложные общественно-политические процессы того времени. Писатели расходились в своих убеждениях и стремлениях. Существовали и различные литературно-художественные стили, в рамках которых развивались противостоявшие течения. В это время в русской литературе утверждались многие основополагающие принципы, определившие ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Русская литература была важным средством развития общественной мысли. В русском изобразительном искусстве, так же как и в литературе, утверждались романтизм и реализм. Официальным направлением в живописи был академический классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовала любым попыткам свободы творчества. Ее основным принципом было строгое следование канонам классицизма, преобладание религиозной тематики, библейских и мифологических сюжетов. Русская архитектура первой половины 19 в. связана с традициями позднего классицизма. Для нее характерно создание крупных и завершенных ансамблей. В первой половине 19в. в России оживилась театральная жизнь. Существовали различные виды театров. По-прежнему широкое распространение имели крепостные театры. Грамотность в пореформенной России требовалась буквально на каждом шагу; она была необходима присяжному заседателю и новобранцу в армии, крестьянину, ушедшему на фабрику или в торговлю. Поэтому просвещение народа сделало после 1861 г. огромный шаг вперед: в 60-е годы читать умело лишь 6% населения, в 1897 г. - 21%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: