Научение и обучение

Обычно к научению относят такие процессы, как привыкание, импринтинг, запечатление, сенситизация,ассоциативное научение (якорение, образование простейших условных рефлексов), поскольку эти процессы обычно происходят сами, естественно.

Многие другие процессы, такие как выработка привычки, игра, дрессировка, запоминание, подражание, метод проб и ошибок (инструментальное научение), инсайт, последовательное научение (формирование сложных двигательных и речевых навыков), реакций сенсорного различения и т. д., - когда-то происходят как естественное научение, а когда-то - как специальное обучение, с задачей научить или научиться

Имеется несколько понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений и навыков. Это – учебная деятельность, обучение, учение и научение.

Термин «учебная деятельность» в психологии употребляется для обозначения тоже «учения» (учение как бы является побочным продуктом любой деятельности: человек учится всегда «по жизни»), но организованного специально только с целью обучения (деятельность двоих – и обучаемого, и обучающего).

Понятием научение пользуются тогда, когда хотят подчеркнуть результат учения. Оно характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности. Этимологически это понятие происходит от слова «научиться» и включает всё то, чему действительно может научиться индивид в результате обучения и учения.

Научение – это процесс и результат приобретения субъектом индивидуального опыта в виде знаний, умений и навыков. В настоящее время это понятие употребляется в педагогической психологии применительно к человеку для обозначения не столько процесса, сколько результата обучения (научение: «учитель научил, а ученик научился»). Задача обучающего – учить с целью научить.

Понятие «научение» сегодня у психологов звучит часто (А.В. Петровский, Р.С. Немов, Б.Ц. Бадмаев и др.), но далеко не у всех. Отсутствует этот термин у В.А. Крутецкого [4]. У В.А. Крутецкого – это «развивающее обучение», «умственное развитие», у И.А. Зимней («Педагогическая психология». – М., 2000) – усвоение знаний. Под понятием усвоение подразумевается не просто запоминание знаний, а умение действовать со знанием дела, когда знания понятны, осмысленны и превращены в умение оперировать ими при решении разнообразных жизненных задач, т. е. стали своими, превратились в некую интеллектуальную способность, инструмент собственной мыслительной деятельности (обратим внимание на корень русского слова «усвоение»: свой, своё). Выделяют разные виды научения:

· импритинг – быстрое, автоматическое, почти моментальное приспособление организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения. Через механизм импритинга формируются многочисленные прирожденные инстинкты, включая двигательные, сенсорные и др. Такие формы поведения генетически запрограммированы и мало поддаются изменению;

· условно-рефлекторный – предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал. Условные стимулы обычно бывают нейтральными с точки зрения процесса и условий удовлетворения потребностей организма, который научается реагировать на них прижизненно в результате систематического ассоциирования этих стимулов с удовлетворением соответствующих потребностей. Впоследствии условные стимулы начинают выполнять сигнальную или ориентирующую роль;

· оперантный – знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок;

· викарный – научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения;

· вербальный – приобретение человеком нового опыта (знаний, умений и навыков) через язык. Этот вид научения становится основным способом приобретения опыта с момента усвоения речи;

· сенсорный – в ходе которого формируется различение чувственных сигналов, процессы восприятия, наблюдения, узнавания (например, переход улицы при зелёном свете светофора);

· моторный – ребёнок научается ходить, произносить звуки;

· сенсомоторный (синтез сенсорного и моторного) – обеспечивает выполнение сложных действий под контролем восприятий и представлений (например, чтение вслух). Не исчезают эти виды научения и в течение всей жизни человека;

· интеллектуальный – более высокий уровень (научение понятиям, мышлению).

Процесс научения как деятельность реализуется за счёт следующих учебно-интеллектуальных механизмов: формирование ассоциаций; подражание; различение и обобщение; инсайт (догадка); творчество.

Задача совершенствования научения сводится к тому, чтобы задействовать в нем все указанные механизмы.

Успех научения зависит от многих факторов. Среди них важное место занимают психологические факторы: мотивация учебной деятельности, произвольность познавательных процессов восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, наличие у обучаемых необходимых волевых и ряда других качеств личности: настойчивости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности, сознательности, аккуратности и др. К числу психологических факторов относятся также умение взаимодействовать с людьми в совместной с ними деятельности, прежде всего с учителями и товарищами по учебе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: