Метод беседы. Определение и особенности метода. Виды. Его место в психолого-педагогическом исследовании. Разработка методики, подготовка и проведение, сбор и анализ результатов

Понятийный аппарат научного исследования. Его сущность. Работа над понятийным аппаратом. Требования к формулированию отдельных компонентов понятийного аппарата.

1.Актуальность (документ, состояние теории, состояние практики – фактич-й материал, кот.есть в документах).

2.Противоречие (между опытом и его отсут-м; между настоятельной потребности и отсут-м рекомендации).

3.Проблема – сложный вопрос, требующий разрешения, исследования.

4.Цель – мысленный образ предполагаемого результата. Она конкретизуется в задачах.

5.Объект – объективно-существующие связи, явления, кот.требуют изучения.

6.Предмет – сущ-т в рамках объекта, процесс развития, формирования, св-во объекта, св-ва и часть объекта.

7.Гипотеза – научное предположение, дает ответ на поставленную проблему(если).

8.Задачи – опред-ые шаги, кот.обуслав-т к решению каждой цели. 2 этапа – теорет-й и эксперим-й: теорет.характер (вяявление сущности); конст.этап и ее формулировки (выявить уровень сформир-ти, провдят диагностику); формир.этап и конст.этап – разработка и апробирование методики, доказатьэффективность разработанной методики, серии игр); разработка рекомендаций.

9.Методы.

10.База, в кот.выпол-ся это исследование.

Метод Наблюдение. Определение и особенности метода. Виды. Его место в психолого-педагогическом исследовании. Разработка методики, подготовка и проведение, сбор и анализ результатов.

Метод наблюдения – планомерное изучение педагог-го явления, в процессе кот-го исследователь может видеть явление в целом или его отдельные стороны, выявлять существ-ые, устойчивые связи. Задача – накопление фактов, фиксация их существ-х сторон. Оно проводится по заранее разработанному плану, в кот.указ-ся объект, цель, задачи, программа, методика и техника наблюдения. Заранее планируется последовательность наблюдения, порядок и способ фиксирования его результатов.

Применение метода наблюдения завершается анализом и установлением взаимосвязи между фактами наблюдения и высказыванием предположений или утверждений, приближающих исследователя к пониманию оснований возникновения и протекания исследуемого явления или особенностей поведения изучаемого человека.

Наблюдение может проявляться и в косвенном восприятии явлений через их описание другими, непосредственно наблюдавшими их лицами. Такое наблюдение можно интерпретировать и как предварительное изучение исследователем имеющихся материалов.

Виды:

1) По признаку временной организации различают наблюдение непрерывное и дискретное.

2) По объему — широкое (например, ведутся наблюдения за группой в целом или за про-

цессом развития личности как таковым) и узкоспециальное, направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов (монографическое наблюдение за детьми в группе, за интересом к деятельности и др.).

3)По типу связи наблюдателя и наблюдаемого различают наблюдения невключенные и включенные. В невключенном наблюдении позиция исследователя открыта, и

участники, особенно на первых порах, ощущают неудобство, понимая, что за ними наблюдают. Это в определенной степени может сковывать и искажать естественный ход процесса. Выгоднее всего позиция включенного наблюдения — когда исследователь выступает участником деятельности коллектива, например, ведет экскурсию, творческую студию, проводит консультации, что делает его исследовательскую позицию скрытой. Такая же естественная ситуация легко создается и при проведении наблюдения во время уроков, сборов, походов, дискуссий и др.

4)одномоментные срезы (то, что делают дети в дан.момент) – серия срезов с неб-м интервалом.

5)структурированное – наблюдение, по заранее подготовительной схеме.

6)хронометрированное – наблюдение по опред.отрезкам времени.

Методика описания:

1)краткая харак-ка методики, ее название, вид.

2)цель и задачи

3)продолж-ть и периодичность

4)подбор контингента и выбор места

5)программа наблюдения

6)способы введения протокола

7)инструкция о процедуре наблюдения

8)способы обработки данных

9)критерии оценки результатов

10)интерпретация полученных результатов.

Наблюдение как исследовательский метод имеет ряд существенных черт:

1. Целенаправленность наблюдения. Она заключается не только в преимущественной направленности наблюдений на выбранные объекты, но и в том, что их описание проводится в свете определенной педагогической или психологической концепции, в ее

понятийно-терминологической системе.

2. Аналитический характер наблюдения. Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются и объясняются уже в ходе наблюдения.

3. Комплексность наблюдения. Эта черта вытекает из целостного характера социально-педагогического процесса и требует не выпускать из поля зрения ни одной его существенной стороны или связи.

4. Систематичность наблюдения. Необходимо не ограничиваться разовым снимком наблюдаемого, а на основе более или менее продолжительных (пролонгированных) наблюдений выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за определенный период.

Эти черты одновременно являются требованиями, которым надо следовать при организации наблюдения.

Метод беседы. Определение и особенности метода. Виды. Его место в психолого-педагогическом исследовании. Разработка методики, подготовка и проведение, сбор и анализ результатов.

Метод беседы – непосредственное, живое общение с испытуемыми. Она позволяет познать психологические особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков путем анализа данных, полученных в ответах на поставленные и предварительно продуманные вопросы. С помощью беседы можно собрать достаточное количество фактов, касающихся убеждений, стремлений, отношений к окружающей действительности и происходящим событиям, условий жизнедеятельности исследуемого лица, класса, группы, коллектива.

Подготовка беседы и разработка методики требует: постановки цели и определения ее содержания, выделения признаков или ожидаемых объектов наблюдения (черты поведения во время беседы, желания уйти от ответа, перевести разговор на другую тему, невольная пауза, особенности мимики, особенности речевого поведения, его эмоциональные реакции.)

Структура и характер беседы определяется содержанием и формой вопросов, которые задаются опрашиваемым. Поэтому главной трудностью является подбор и формулировка вопросов, предварительная проверка их доступности и надежности.

Подготовка беседы включает в себя подбор целевых и поддерживающих вопросов, которые используются в беседе. Целевые вопросы направлены на реализацию поставленной задачи – выявления представлений, понятий, правил, суждений, отношений, оценок испытуемого. Поддерживающие вопросы помогают вести беседу. Вопросы, подобранные для беседы, образуют вопросник.

Способы фиксации результатов беседы продумываются и готовятся заранее (магнитофон, помощник – стенографист, видеозапись.) Можно ввести шкалу оценок, определить ее критерии и по оценкам заносить результаты в таблицу.

Вопросы к беседе могут формулироваться в разных вариантах:

1)Прямые вопросы, где содержание вопроса и объект интереса исследователя совпадают.

2)Косвенные вопросы – если содержание задаваемого вопроса и объект интереса исследователя расходится. Подбор косвенных вопросов и их формулировка является одной из труднейших проблем построения беседы.

3)Если вопрос задан в реальной ситуации, то его называют безусловным вопросом.

4)Если формулировка вопроса или инструкция предполагает некоторую нереальную в данный момент ситуацию, то такие вопросы называют условными (или проективными). Проективные вопросы имеют своей основой психологический феномен проекции, который состоит в избирательном искажении когнитивных процессов (восприятия, мышления, воображения) в зависимости от разных факторов.

5)Заверши рассказ. Ребенку предлагается короткий рассказ, в котором описывается проблемная ситуация. Повествование обрывается в самый неожиданный момент.

6)Закончи предложение. Беседа, в которой предлагается придумать окончание фразы.

7)Беседа по картинкам. Ребенку предлагается 2-3-4 картинки, которые следует разложить по порядку (по определенной логике – временной или событийной) и рассказать по ним рассказ.

8)Беседа по картине.

Методика беседы разрабатывается по следующему плану: 1. исследовательскую цель. 2. вид беседы, характер вопросов. 3. процедура и инструкция. 4. ключевые проблемы, которые обсуждаются в беседе (3-4 не более). 5. вопросник (перечень вопросов в той формулировке и последовательности, в которой они будут задаваться ребенку) примерно 15-18 вопросов. 6. критерии оценки ответов 7. форма протокола

Предлагаемые темы для составления методики беседы: 1. Детские страхи. 2. Взаимоотношения с родителями. 3. Наказания и поощрения в семье. 4. Любимые игры и игрушки. 5. Любимые занятия. 6. Отношения с товарищами. 7. Телевизор и дошкольник. 8. О честности. 9. О дружбе. 10. Моя бабушка.

Она может быть индвид-й и коллективной. Целесообразнее беседу начинать с тем, интересных собеседнику, а затем перейти к темам, представляющим исследовательский интерес.Для того чтобы побудить собеседника к высказыванию суждений по интересующим исследователя вопросам, более эффективным является не формулирование прямого вопроса, а завязывание разговора косвенным путем с использованием, например, описания соответствующего события в прессе, литературе. Обычно процесс беседы не сопровождается протоколированием, протокол составляют после беседы. При осмыслении данных беседы учитываются все сведения, полученные другими методами. Беседа может планироваться с целью подтвердить или опровергнуть данные, полученные ранее с помощью других методов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: