Уровни информации и проектирования костюма
О костюме можно говорить с совершенно разных позиций, пользуясь различными уровнями информации. Можно говорить о нем с позиции стиля, модели, покроя, материальных элементов, структуры, формы, цвета, взаимосвязи с фигурой и т.д., а можно с позиции манеры его ношения и потребления. Первая позиция нас адресует к собственно структурно-символическим исследованиям костюма, а вторая – к социологическим и технологическим.
Вместе с тем для одного предмета одежды (платья, костюма, пояса) существуют три разные структуры: технологическая (выполненная в материале), изобразительная (визуальная - эскиз, фото) и словесная (вербальная – описание модели).
Технологическая структура проявляется как «материальный язык» одежды. Все остальные структуры, производные от нее, выступают как промежуточные ступени между этим материальным языком и описанием костюма.
Переход от одной структуры к другой может быть осуществлен только с помощью некоторых операций по определенной программе. Но одна структура дополняет другую: для большей выразительности показ моделей сопровождается текстом, а в журналах мод под каждой моделью дается ее описание.
Таким образом, прослеживается связь между вербальными и визуальными структурами. В некоторых случаях вербальное сообщение становится преобладающим: это происходит в том случае, когда сообщение переносится на саму модель (название фирмы на джинсах, символы и т.д.)