Нормативно-правовые основы деятельности педагога-организатора

1.1. Нормативно-правовые акты в сфере организации отдыха и оздоровления детей. Правовые основы деятельности педагога-организатора (лекция — 3 ч).

ü Обзор действующего законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей. Конвенция ООН о правах ребёнка и другие правовые акты, обеспечивающие физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие ребёнка. Правовое обеспечение жизнедеятельности и развития ребёнка в учреждениях отдыха и оздоровления детей.

ü Сфера профессиональной деятельности вожатого. Квалификационные требования, предъявляемые к вожатому. Особенности трудового законодательства применительно к работе вожатого. Система оплаты труда специалистов. Система должностного подчинения учреждений отдыха и оздоровления детей.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА В ОРГАНИЗАЦИИ УСЛУГ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Имея уникальный опыт и практику организации детского отдыха, Российская Федерация прошла несколько этапов развития нормативно - правовой базы в этой сфере.

· На первом этапе (20-е - середина 30-х гг.) произошло зарождение и организованное оформление системы детского отдыха. В эти годы создавались лагеря как летние базы детской организации. Соответствующим было и нормативное обеспечение лагерей. Содержание их деятельности определялось постановлениями и письмами Центрального комитета комсомола и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации. Система образования (тогда - народного просвещения) на основе этих документов создавала свои инструкции, рекомендации и директивы, раскрывающие роль просвещенцев в организационной и методической поддержке детской и молодежной организаций.

· Второй этап начинается с 30-х и завершается 80-ми гг. Этот этап определяется ведущей нормотворческой практикой со стороны профессиональных союзов как главного организатора сферы детского каникулярного отдыха. Началом данного этапа развития нормативно-правовой базы стало решение правительства СССР (1933 г.) о передаче средств государственного социального страхования из ведения предприятий в ведение профсоюзов.

В истории управления физической культурой, спортом и туризмом в последние 10 лет наблюдался период нестабильности и хаотичности. Функции центральных органов управления передавались из одного федерального ведомства в другое. Снежный ком "реформаторства" поразил (а кое-где и раздавил) региональные структуры. На большинстве территорий специалисты оздоровительной направленности "привязаны" к второстепенным ведомствам, не используют прав законодательной инициативы, не имеют четких представлений и планов действий на сегодня и на ближайшую перспективу. Имеющаяся в этой сфере статистика носит информационный характер и не является государственной (а стало быть, ответственности за "цифирные успехи" никто не несет).

Ослабление государственного регулирования, особенно заметное в последние год-два, весьма негативно отразилось на состоянии самодеятельного туризма: разрушаются туристские базы, финансовые потоки в турбизнесе не поддаются контролю, становятся объектом пристального внимания криминала.

Слабость и нестабильность существующих федеральных отраслевых органов управления привели к резкому снижению числа занимающихся в детском туризме, ослаблению методического обеспечения, нездоровому ажиотажу и распрям в туристском образовании. Даже беглый анализ федеральной законодательной базы и ряда субъектов Российской Федерации по вопросам физической культуры, спорта и туризма показывает отсутствие в большинстве случаев четкой регламентации по таким насущным проблемам, как реализация прав собственности на оздоровительные ресурсы, обеспечение доступности рекреационных услуг, организация образования населения.

Действующее законодательство, по сути дела, полностью проигнорировало одну из самых массовых сфер деятельности - спортивно -оздоровительный туризм. К числу главных недостатков законодательства о туризме как на федеральном, так и на региональном уровне относится почти полное отсутствие стыковок с такими базовыми законами, как законы о труде, градостроительстве, налогах, охране здоровья, лицензировании, бюджете и др.

Для решения стратегических задач должна быть разработана доктрина законотворчества в сфере оздоровления, позволяющая планомерно разрабатывать законы, разделяя их по приоритетности, актуальности, временным рамкам принятия и исполнения, уровням действия.

Последние кадровые изменения в сфере физической культуры и спорта на федеральном и региональном уровнях вселяют надежду на успешную реализацию наработанных проектов и программ. Например, существенным моментом в развитии нормативно -правовой базы стало принятие в 1994 г. президентской программы "Дети России" и утверждение в 1995 г. "Основных направлений государственной и социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года" (национального плана действий в интересах детей).

В 1996 г. в состав президентской программы "Дети России" вошла целевая программа "Организация летнего отдыха". За два года своего существования (1996-1997 гг.) эта программа придала мощный импульс совершенствованию нормативно-правовой базы и развитию методической базы сферы летнего отдыха детей.

В 1990-2001 гг. было принято около 10 поправок в действующее законодательство в форме изменений и дополнений федеральных законов и законодательных актов, направленных на поддержку предприятий, организаций, стимулирование деятельности учреждений детского отдыха и оздоровления, предоставление им налоговых льгот, упорядочивание системы финансирования и оплаты путевок. Так, в соответствии с Законом РСФСР "О плате за землю" от 11.10.91 с изменениями и дополнениями от 16.07.92 и 09.08.94 санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, полностью освобождаются от земельного налога.

Значительное внимание в защитных мерах законодатель уделил налоговым льготам сферы отдыха и оздоровления. Были приняты законодательные акты, действующие до введения Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Законом "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.91 с изменениями и дополнениями от 16.12.92. и 22.12.92 при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат предприятий на содержание находящихся на их балансе детских лагерей отдыха.

По Закону РФ "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.91 с изменениями и дополнениями от 03.06.93 данным налогом не облагается имущество, используемое (предназначенное) исключительно для отдыха и оздоровления детей в возрасте до 18 лет.

Законодатель в 90-е годы предпринял ряд инициатив, предоставляющих льготы определенным категориям населения (родителям и детям) для использования права на каникулярный отдых и оздоровление детей.

Была снижена облагаемая база при исчислении налога с физических лиц за вычетом сумм, направленных на приобретение путевок в детские лагеря (Закон РФ "О подоходном налоге с физических лиц"). Освобождены от курортного сбора дети в возрасте до 16 лет (Закон РФ "О курортном сборе").

Для детей из Чернобыльской зоны определяющим стал Закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 18.06.92 с последующими изменениями и дополнениями.

Дети-инвалиды получили льготы на отдых в соответствии с Законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95.

Дети из районов Крайнего Севера (а это 23 субъекта Российской Федерации) получили льготы по перевозке к месту отдыха и обратно в соответствии с Законом РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областях" от 18.02.93.

Указом Президента России от 12.05.96 № 863 "О правах и льготах военнослужащих, выполняющих (выполнивших) задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике" определен порядок предоставления льгот для детей этих военнослужащих.

Важным событием стало принятие Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в 1998 г. Он определил задачи организации отдыха детей как приоритетные для всех органов исполнительной власти, поставил во главу угла гарантии прав на отдых и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Значительное место в этом акте отведено необходимости разработки минимальных социальных стандартов, включающих услуги отдыха и оздоровления детей.

Принятая президентская программа "Молодежь России" (продленная до 2003 г.) определила приоритетные задачи сохранения уникальных всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан", способствовала развитию содержания оздоровительных лагерей благодаря включению в программу ежегодного конкурса вариативных программ деятельности оздоровительных учреждений.

В настоящее время стало очевидным, что мы стоим на пороге нового этапа развития нормативно-правовой базы сферы каникулярного отдыха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: