Особенности русского романтизма

Русский романтизм был своеобразен. Он был ….. народным: в ней переплетались и сливались уже известные элементы, и выдвигались новые — те, которые западноевропейская литература не знала или почти не знала. Для развившегося русского романтизма в течение долгого времени характерно было взаимодействие не только с традициями западноевропейского романтизма, но и Просвещения. Последнее особенноосложняло облик русского романтизма, ибо, как и романтизм западноевропейский,он культивировал идею автономного и самобытного творчества и выступал под знаком антипросветительства и антирационализма. На практике же он нередко перечеркивал или ограничивал свои исходные установки. Отсюда ощущение зыбкости и непрочности мира, предчувствие чего-то нового и тревога перед ним, что вызывало особенно острые колебания и противоречия.
Сильной прогрессивной стороной раннего русского романтизма было утверждение личности, ее свободы. Но это свобода понималась как категория психологическая, моральная, а не социальная, не политическая. Личность рассматривалась абстрактно- психологически, вне ее зависимости от национальных, исторических и социальных условий. Еще одной чертой русского романтизма была его национальная основа.

Уплотненностью художественной эволюции объяснимо и то, что врусском романтизме трудно распознать четкие хронологические стадии. Историкилитературы делят русский романтизм на такие периоды: начальный период (1801 — 1815), период зрелости (1816 — 1825) и период его послеоктябрьского развития.

У самых истоков русского романтизма стоял один из ярчайших литераторов начала XIX века - Василий Андреевич Жуковский. Он является своеобразным "литературным Колумбом Руси", открывшим "Америку романтизма", как назвал его Белинский. Сама природа позаботилась создать в лице поэта "русское эхо" для западноевропейского романтизма. Все творчество Жуковского пронизано естественными и незамысловатыми интонациями жизни и природы.
Неуверенность в возможность обыкновенного земного счастья и одновременно жажда обрести гармонию с миром станут основными чертами Жуковского и во многом определят характер его поэтического творчества. Первое напечатанное стихотворение молодого поэта заканчивается так:
Жизнь, друг мой, бездна
Слез и страданий…

("Майское утро" 1797 год).
1) В журнале «Вестник Европы» 1802г он напечатал один из своих опытов в романтическом роде- перевод элегии английского поэта Томаса Грея «Сельское кладбище». Это стихотворение принесло Жуковскому известность, а в русской литературе впервые появилось образ меланхолического, отрешенного от мира певца. О своей ранней поэзии Жуковский писал «… для меня в то время было: Жизнь и поэзии – одно».

В начале творческого пути Жуковский испытал влияние сентиментализма. Но меланхолическая настроенность, ставшая уже штампом у поэтов- сентименталистов, в лирики Жуковского обрела черты конкретного душевного состояния, окрашивающего в нежные, переливающиеся тона мир для героя носителя этого настроения:

Луны ущербный лик встает из-за холмов…
О тихое небес задумчивых светило,
Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!
Как бледно брег ты озлатило!

Элегия «Вечер»
2) Основным жанром поэзии Жуковского являются романтические баллады. «Людмила», «Лесной царь», «Громобой», «Светлана» и др… Это не русский национальный жанр (возник во Франции в средние века: это стихотворение относительно небольшого объема, с динамичным развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Часто в балладе присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого недоговоренного, даже трагически неразрешимого). Жуковскому удалось в жанре баллады абработать некоторые русские мотивы особенно в балладе «Светлана».

Его воображение интересует все таинствен-ное, скрытое от человеческих глаз, потустороннее, ставящее человека перед проблемой личной ответственности за содеянное, перед выбором между добром и злом. В ней,кажется, оживают "преданья старины глубокой". Стихия народной жизни, фольклор становятся для Жуковского источником высокой поэзии. Этой балладе присущи некоторые народные черты русского национального быта, старинных обычаев и обрядов, изображенных художественно, мастерски. Поэт тонко и верно передал читателю состояние девичьей души, охваченной романтическим страхом перед возможными ночными чудесами:
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи…
Жуковский объяснял идейный смысл своего произведения тем, что Светлана, в отличие от Людмилы, не возроптала на провидение и потому обрела счастье. Жуковский верит в вечность любви и счастья, условием которых является верность "до гроба" и "за гробом". Любовь торжествует над смертью - вот романтическая идея баллады.

3) В октябре 1812 года, перед сражением под Таурином, Жуковский написал свое лучшее гражданское произведение - поэму "Певец во стане русских воинов", которая является романтической одой. Такая форма произведения, написанная как песня с чередованием запевов "певца" и припевов хора воинов, представляет собой нечто совершенно новое в русской поэзии. В ней выражен патриотический энтузиазм, славные героические традиции русского народа, вызывающие в памяти образы Святослава, Дмитрия Донского, Петра I, Суворова. Поэт восклицает:
Хвала вам, чада прежних лет,
Хвала вам, чада славы!
Жуковский создает целую портретную галерею из 23-х офицеров-героев Отечественной войны. В нее входят Кутузов, Ермолов, Раевский, атаман Платов, Дохтуров, Давыдов, Кульнев, Багратион и другие не менее значимые личности. Кроме того, поэт говорит о любви русских людей к Родине, ее природе, описывает народный быт и нравы:

«О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?»
В то же время поэт продолжает разработку своего основного жанра - романтической баллады. Жуковский выбирал для перевода средневековые и античные баллады Ф. Шиллера («Кубок», «Перчатка», «Орлеанская дева», «Торжество победителей») Дж.Г.Байрона, и И.В.Гете и др. авторов и произведения, наиболее созвучные его собственным настроением. Он был мастером описание внутренней, душевной жизни. Белинский В.Г.высоко ценил дымчатую тиховейность описаний Жуковского. Он представил и новую форму стиха.

Стремление Жуковского выражать невыразимое (стихотворение «Невыразимое»)это и есть непреходящее в его поэзии. Он романтик в полном значении слова. Жуковский открыл эпоху романтизма в русской литературе, создал основные жанры романтической поэзии- баллада, гражданская лирика. (еще романтическая поэма, политическая трагедия, думы).(Поэты, его современники, расходились в оценке содержания его поэзии: В.К. Кюхельбекер, А.А Бестужев, К.Ф. Рылеев подвергли критике «туманность», нежность, неопределенность тех мотивов, которые развивал Жуковский, хотя все они признавали значение его поэзии,вклад в развитие языка).

Вся последующая русская лирика была продолжением поэзии Жуковского. То, что прежде считалось достоянием разума, у Жуковского стало частью душевной жизни, что придало особый лиризм его поэтическому творчеству.

Он «открыл русской поэзии душу человеческую» Г.А.Гуковский.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: