Политика как предмет изучения политологии

Термин «политика» возник в Древней Греции от греческого polis (город-государство) и означал первоначально «искусство управления государством». Одно из первых произведений, посвященных изучению политики – трактат Аристотеля «La Politika» – дословно так и назывался – «То, что относится к государству».

1. Первый из современных подходов к пониманию политики связан с этой древнегреческой традицией. Он предполагает, что объект политической науки мало изменился со времен Аристотеля, Платона и Цицерона и что последняя по-прежнему остается по преимуществу наукой о государстве, его институтах и методах деятельности. Таким образом, согласно данному подходу, политика – это сфера деятельности государства.

2. Второй из современных подходов связан с марксистской традицией. К. Маркс и Ф. Энгельс понимали политику не столько как сферу деятельности государства, сколько как область взаимодействия между классами по поводу государственной власти.

3. Наиболее распространенным в современной западной политологии является третий подход, связанный с веберианской традицией. Немецкий историк и социолог Макс Вебер понимал политику как область отношений между социальными группами по поводу власти. На первый взгляд указанный подход представляется во многом тождественным предыдущему. Тем не менее между ними есть весьма существенные различия, которые предопределили выбор западной политической наукой в качестве определяющего именно веберианского подхода.

В веберианском подходе, в отличие от марксистского:

1) в качестве субъектов политики выступают не только классы, но и другие субъекты гражданского общества (партии, профсоюзы, СМИ, группы давления и т.д.);

2) речь идет не о захвате власти, а о влиянии на власть, об оказании давления на власть (т.е. не о свержении существующего политического, а вместе с ним и всего общественного строя, а о диалоге с существующей властью в рамках данного общественного устройства);

3) власть понимается как существующая не только на макроуровне общества (как политическая и государственная власть), но и на микроуровне (в различных социальных группах). Тем самым и политика становится возможной на разных уровнях общественной организации (в семье, в трудовом коллективе, в подростковой компании, в студенческой группе и т.д.).

Признаки политического:

1. Политика всегда есть там, где действуют большие социальные группы (социально-профессиональные, этнические, религиозные, демографические, территориальные и т.д.), преследующие свои коренные, существенные, долговременные интересы.

2. Политика всегда есть там, где есть столкновение, конфликт, борьба социальных интересов, т.е. интересов больших социальных групп.

3. Политика всегда есть там, где действует противоположная тенденция – на интеграцию социальных интересов, на консолидацию существующих социальных групп.

4. Политика всегда есть там, где есть государственные и общественные органы, которые занимаются регулированием социальных отношений, т.е. отношений между большими социальными группами.

В свете сказанного политику можно определить следующим образом. Политика – это такая сфера социальной жизни людей, которая связана с деятельностью государственных и общественных органов по регулированию отношений между большими человеческими общностями в целях достижения определенных общественно значимых результатов.

Важной характеристикой политики является публичность. Это означает, что

1) все политические решения имеют универсальный характер в том смысле, что могут касаться регулирования всех сфер общественной жизни: хозяйственно-экономической, культурной, образовательной, религиозной, семейно-брачной и т.д.;

2) они являются общеобязательными для выполнения, даже если выглядят несправедливыми или неоптимальными в глазах своих адресатов. Их осуществление гарантируется институтами государственной власти, располагающими монопольным правом на применение средств организованного и легитимного принуждения.

Поэтому в окончательном виде политику можно определить следующим образом.

Политика – это область в основном целенаправленных отношений между группами по поводу использования институтов публичной власти для реализации их общественно значимых запросов и потребностей.

Функции политики заключается в следующем:

1) политика есть инструмент реализации властно значимых интересов социальных групп;

2) политика призвана обеспечивать урегулированность и порядок социальных процессов и отношений, условий материального общественного производства и совместного труда;

3) политика обеспечивает как преемственность, так и инновационность общественного развития (инновация проявляется в обосновании и реализации новых моделей развития);

4) политика призвана рационализировать общественные отношения, сгладить социальные противоречия и направить ситуацию на поиск взвешенных решений.

Как сложное общественное явление, политика имеет внутреннюю структуру. В качестве ее важнейших элементов выделяют:

— политические отношения;

— политическое сознание;

— политическую систему общества.

Политические отношения – это устойчивые взаимосвязи общественных групп между собой и с институтами власти.

Можно выделить 5 основных видов политических отношений:

1) отношения, исходящие от органов государственной власти в адрес общества в целом, отдельных социальных групп или конкретных личностей; политический характер этим отношениям придает политическая природа государства;

2) отношения, направленные от общества в целом, отдельных социальных групп или конкретных личностей в адрес государственных органов;

3) отношения по вертикали и по горизонтали власти. Отношения по вертикали власти характеризуются соподчинением, иерархией властей. Примерами являются отношения между федеральной и региональной, законодательной и исполнительной властью. Отношения по горизонтали власти — это отношения между политическими субъектами, имеющими равный статус. Примерами являются, прежде всего, отношения между правящей элитой и контрэлитой, между различными группировками внутри самой правящей элиты, между различными субэлитными группами – финансовой, промышленной, военной и т.д. элитами;

4) отношения между субъектами гражданского общества по поводу власти. В качестве основных субъектов гражданского общества выступают социальные группы. Для борьбы за власть они создают политические партии. Борьба политических партий между собой обостряется в период избирательных кампаний. Таким образом, в данном случае речь идет о борьбе политических партий в период избирательных кампаний;

5) международные (или межгосударственные) отношения.

Следующим элементом политики является политическое сознание. Политическое сознание – это отражение в чувствах, эмоциях, убеждениях общества в целом, отдельных социальных групп или конкретных личностей явлений и процессов политической жизни.

Принято выделять виды политического сознания по разным основаниям:

1) по формам политического сознания: политическая идеология, политическая психология, политические и правовые знания;

2) по субъекту, или носителю политического сознания: политическое сознание общества в целом, политическое сознание социальной группы, политическое сознание личности;

3) по уровню политического сознания: тип политического мышления (политической ментальности), характерный для нации в целом; уровень политической и правовой информированности, степень компетентности политических суждений; политические установки, ориентации, оценки, мотивы политического участия или неучастия.

Наконец, еще одним элементом политики является политическая система общества. Политическая система – это совокупность учреждений и институтов, осуществляющих в единстве и взаимодействии власть и управление обществом.

Внутренними элементами политической системы (и тем самым основными политическими институтами) являются:

— государство (единственный чисто политический по своей природе институт);

— политические партии (имеющие, в отличие от государства, двойственную природу – политическую и социальную одновременно);

— общественные движения и самодеятельные объединения, либо действующие в сфере политики, либо в том случае, когда их деятельность направлена в адрес государственных органов и тем самым приобретает политический характер.

Политику принято классифицировать по различным основаниям. В зависимости от основания классификации выделяют следующие виды политики:

— по направлениям: внутреннюю и внешнюю;

— по сферам жизни: экономическую, социальную, национальную, демографическую, культурную и т.д.;

— по масштабам: глобальную, международную, региональную;

— по ее носителям: государственную, партийную, военную и т.д.;

— по значимости для общества: прогрессивную и реакционную.

Субъектами политики выступают конкретные личности и социальные группы, партии и политические движения, классы и нации, государства и народы.

Обычно выделяют первичные и вторичные субъекты политики.

Первичные субъекты – это большие социальные группы (профессиональные, региональные, демографические, этнические, конфессиональные и др.) как носители социально значимых интересов.

Под вторичными субъектами понимаются те структуры, которые в своей деятельности реализуют интересы и волю больших социальных групп (государственные органы, различные политические институты, политические элиты и лидеры).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: