Культура и духовная жизнь в 1953—1964 гг. были подчинены тем же тенденциям, что и общее развитие страны. Смерть И. Сталина, борьба за власть в сов-м рук-ве, определенная либерализация, рост свободомыслия в обществе, политика сближения со странами Запада при одновременном разрыве с наиболее радикальными коммун-ми режимами, —повлиять на отеч-ю культуру. В свою очередь, именно сов. интеллигенция, откликнулась на реформаторские идеи, выдвинутые Н. Хрущевым,. Не случайно вся хрущевская эпоха получила название по написанной в 1954 г. повести И. Эренбурга «Оттепель» —нашли отражение надежды на перемены и обновление, порожденные XX съездом. С др. стор.,.передавало двойственность, неокончательный хар-р происходящих перемен, возможность возвращение к старому.
В 1957 г. 1 Всесоюзный съезд художников, В 1954 г. строителей и архитекторов. В 1962 г. - Всесоюзное совещание историков, разговор о состоянии и перспективах развития истор-й науки в СССР. Активизировались писательские организации: в 1954 г. 2, а в 1959 г. — 3-всесоюзный писательский съезд.
|
|
Новые веянья в культурной и духовной жизни проявились в реабилитации деятелей искусства и науки, подвергшихся репрессиям в прежние годы, свет увидели многие произведения. Вновь широко начала печататься лирика С. Есенина и А. Ахматовой, сатира М. Зощенко. На экраны стали выходить фильмы, которым прежде, по разным причинам, был закрыт доступ к зрителю= вторая серия «Большой жизни» Л. Лукьянова. В 1957—1958 гг. выходит собрание сочинений в пяти томах Г. Плеханова,
В 1 956 r_.Выставка художника-абстракциониста П. Пикассо. проходят разл-е другие выставки зарубежных авторов, фестивали,. С 1954г. возобновляется Московский кинофестиваль. Начинаются визиты советской творческой интеллигенции за границу. Советские ученые также получают возможность бывать в дру. странах, знакомиться там с достижениями науки и техники. развивался кинематограф. «Летят журавли» М. Калатозова, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Судьба человека» С. Бондарчука.
XX съезд КПСС открыл дорогу и к некоторым изменениям в живописи, скульптуре, архитектуре, градостроительстве., в 1957 г. организована Всесоюзная художественная выставка. Меняется архитектурный стиль. «Сталинский классицизм» с его помпезностью и основательностью, уступает место типовым жилым застройкам окраин, - «хрущебам», новым админ-м зданиям из стекла и бетона, таким как Кремлевский Дворец съездов и др. В скульптуре в эти годы господствует архитектурно-скульптурный комплекс, мемориал.
В то же время постепенно интеллигенция все более разочаровывается в культурной политике, проводимой властями. Это было вызвано отходом руководства страны от первоначальных либеральных реформ в области культуры первых лет «оттепели». Начинается возврат к методам ограничения свободы творчества и цензурных запретов. Трагическим событием периода «оттепели» становится самоубийство 13 мая 1956 г. видного отечественного писателя А. Фадеева.
|
|
Наука. Определяющим фактором развития отеч-й науки - вступление СССР в эпоху научно-техн-й революции. Важнейшим направлением НТР - развитие космонавтики. Под рук0м выдающегося сов-го конструктора С. Королева в Сов-м Союзе разрабатывается новейшая, самая совершенная в мире ракетно-космическая техника, что позволило СССР обогнать в развитии космонавтики все др.страны, включая США. 4октября.1957 г. первого в мире искусственного спутника земли. 14 сентября 1959 г. Сов-я космическая ракета успешно достигла спутник Земли Луну. 12 февраля 1961 г. - Венеру, a 1 ноября 1962 г. — Марс. Все достижения связаны с именем С. Королева 12 апреля 1961 г., -космос ракеты «Восток-1» Ю. Гагарин
Период стремительного развития в СССР переживают точные и естественные науки: астрономия, биология, геология и др. Рождаются новые науки, - бионика, космическая биология и др. в 1954 г. в СССР начала работу первая в мире атомная эле ктростанця _в 1957 г. спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин».
Более сложными путями в 1950 — н.е 1960-х гг. шло развитие общественных наук. 40-летия Великой Октябрьской социал-й революции: Завершена работа над десятитомной «Всемирной историей», многотомной «Историей русского искусства», вышла в свет шеститомная «История Великой Отеч-й войны» и др. Оживает советская экон-я наука.
С сер. 1950-х гг. гл. направлением становится укрепление связи школы с жизньюСерьезные изменения в системе школьного образования происходят в 1958 г., когда начинается широкомасштабная школьная реформа. Вместо семилетки, реформа вводила всеобщее обязательное 8-летнее образование, срок обучения с 10 увеличивался до 11 лет. Учащиеся старших классов должны были получать навыки будущей специальности, работая на пром-х предприятиях или в с/х. Одновременно с реформой средней школы, изменения затрагивают и профессионально-техническое образование. созда ется единая система профессионально-технических училищ (ПТУ)»
Развитие НТР стимулировало подъем высшей школы, в 1957 г. введены новые правила приема в вузы, которые давали преимущество абитуриентам, имеющим двухлетний производственный стаж или демобилизованным из армии. В сер. 1960-х гг. -изменены. Для производственников и демобилизованных стали проводиться отдельные конкурсы, развиваться система заочного и вечернего высшего образования. В эти годы советское среднее и высшее образование занимает одно из лидирующих мест в мире, служит базой развития в СССР экономики и науки.