Развитие науки и культуры в сер 50-60 гг

Культура и духовная жизнь в 1953—1964 гг. были подчинены тем же тенденциям, что и об­щее развитие страны. Смерть И. Сталина, борь­ба за власть в сов-м рук-ве, опреде­ленная либерализация, рост свободомыслия в обществе, политика сближения со странами За­пада при одновременном разрыве с наиболее радикальными коммун-ми режимами, —повли­ять на отеч-ю культуру. В свою очередь, именно сов. интеллигенция, откликнулась на реформаторские идеи, выдвинутые Н. Хру­щевым,. Не случайно вся хрущевская эпо­ха получила название по написанной в 1954 г. повести И. Эренбурга «Оттепель» —нашли от­ражение надежды на перемены и обновление, порожденные XX съездом. С др. стор.,.передавало двойствен­ность, неокончательный хар-р происходящих перемен, возможность возвращение к старому.

В 1957 г. 1 Всесоюзный съезд художников, В 1954 г. строителей и ар­хитекторов. В 1962 г. - Все­союзное совещание историков, разговор о состоянии и перспективах развития истор-й науки в СССР. Активизировались писательские организации: в 1954 г. 2, а в 1959 г. — 3-всесоюзный писательский съезд.

Новые веянья в культурной и духовной жизни прояви­лись в реабилитации деятелей искусства и науки, подверг­шихся репрессиям в прежние годы, свет увидели многие произведения. Вновь широко начала печататься лирика С. Есенина и А. Ахматовой, сатира М. Зощенко. На экраны стали выхо­дить фильмы, которым прежде, по разным причинам, был закрыт доступ к зрителю= вторая серия «Большой жизни» Л. Лу­кьянова. В 1957—1958 гг. выходит собрание сочинений в пяти томах Г. Плеханова,

В 1 956 r_.Выставка художника-абстракциониста П. Пикассо. проходят разл-е другие выставки зарубежных авторов, фестивали,. С 1954г. возобновляется Московский кинофестиваль. Начинаются визиты советской творческой интеллигенции за границу. Советские ученые также получают возможность бы­вать в дру. странах, знакомиться там с достижениями на­уки и техники. развивался ки­нематограф. «Летят журавли» М. Калатозова, «Бал­лада о солдате» Г. Чухрая, «Судьба человека» С. Бондарчу­ка.

XX съезд КПСС открыл дорогу и к некоторым изменениям в живописи, скульптуре, архитектуре, градостроительстве., в 1957 г. организована Всесоюзная художественная выставка. Меняется архитектурный стиль. «Сталинский класси­цизм» с его помпезностью и основательностью, уступает мес­то типовым жилым застройкам окраин, - «хру­щебам», новым админ-м зданиям из стекла и бетона, таким как Кремлевский Дворец съездов и др. В скуль­птуре в эти годы господствует архитектурно-скульптурный комплекс, мемориал.

В то же время постепенно интеллигенция все более разоча­ровывается в культурной политике, проводимой властями. Это было вызвано отходом руководства страны от первона­чальных либеральных реформ в области культуры первых лет «оттепели». Начинается возврат к методам ограничения свободы творчества и цензурных запретов. Трагичес­ким событием периода «оттепели» становится самоубийство 13 мая 1956 г. видного отечественного писателя А. Фадеева.

Наука. Определяющим фактором разви­тия отеч-й науки - вступление СССР в эпоху научно-техн-й революции. Важнейшим направлением НТР - развитие космонавтики. Под рук0м выда­ющегося сов-го конструктора С. Королева в Сов-м Союзе разрабатывается новейшая, самая совершенная в мире ракетно-космическая техника, что позволило СССР обогнать в развитии космонавтики все др.страны, включая США. 4октября.1957 г. первого в мире искусственного спутника земли. 14 сентября 1959 г. Сов-я космическая ракета ус­пешно достигла спутник Земли Луну. 12 февраля 1961 г. - Венеру, a 1 ноября 1962 г. — Марс. Все дос­тижения связаны с именем С. Королева 12 апреля 1961 г., -космос ракеты «Восток-1» Ю. Гагарин

Период стремительного развития в СССР переживают точ­ные и естественные науки: астрономия, биология, геология и др. Рождаются новые науки, - бионика, космичес­кая биология и др. в 1954 г. в СССР начала работу первая в мире атомная эле ктростанця1957 г. спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин».

Более сложными путями в 1950 — н.е 1960-х гг. шло развитие общественных наук. 40-летия Великой Октябрьс­кой социал-й революции: Завершена работа над десятитомной «Всемирной историей», многотомной «Историей русского искусства», вышла в свет шеститомная «История Великой Отеч-й войны» и др. Оживает со­ветская экон-я наука.

С сер. 1950-х гг. гл. направлением становится укрепление связи школы с жизньюСерьезные изменения в системе школьного образования происходят в 1958 г., когда начинается широкомасштабная школьная реформа. Вместо семилетки, реформа вводила всеоб­щее обязательное 8-летнее образование, срок обучения с 10 уве­личивался до 11 лет. Учащиеся старших классов должны были получать навыки будущей специальности, работая на пром-х предприятиях или в с/х. Одновременно с реформой средней школы, изменения затрагивают и профес­сионально-техническое образование. созда ется единая система профессионально-технических училищ (ПТУ)»

Развитие НТР стимулировало подъем высшей школы, в 1957 г. введены новые правила приема в вузы, которые давали пре­имущество абитуриентам, имеющим двухлетний производ­ственный стаж или демобилизованным из армии. В сер. 1960-х гг. -изменены. Для производственников и демобилизованных стали проводиться отдельные конкурсы, развиваться система заочного и вечернего высшего образова­ния. В эти годы советское среднее и высшее обра­зование занимает одно из лидирующих мест в мире, служит базой развития в СССР экономики и науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: