Перспективы развития доходной базы местных бюджетов субъектов Российской Федерации

В настоящее время доходы бюджетов муниципальных образований складываются из налоговых доходов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Поскольку местные бюджеты имеют двухзвенную систему: бюджеты муниципальных районов и бюджеты поселений, а также бюджеты городских округов, на территории которых не создаются другие муниципальные образования, то доходы местных бюджетов следует рассматривать в трех аспектах: доходы бюджетов городских и сельских поселений, доходы бюджетов муниципальных районов и доходы бюджетов городских округов.

Решение исследуемой проблемы лежит через увеличение доходов бюджета.

Увеличение доходов может происходить по двум направлениям:

во-первых, через увеличение налоговых поступлений;

во-вторых, по средству увеличения неналоговых доходов.

Рост доходной части бюджета по средству налоговых доходов имеет проблемный характер. Это связано, в первую очередь, с сильной правовой ограниченностью местных бюджетов в налоговой сфере; во вторую, увеличение налоговых ставок вызовет отрицательный общественный резонанс. Вследствие этого органы местного самоуправления могут реально стимулировать увеличение налоговых поступлений в бюджет лишь по средству возврата недоимок.

В современных условиях реальное решение данной проблемы осуществимо через увеличение поступлений по статьям неналоговых доходов, главным отличием которых от налоговых доходов является отсутствие законодательной базы администрирования. В этой связи, поступление неналоговых доходов зависит от инициативности и находчивости органов местного самоуправления.

Одним из возможных путей увеличения от неналоговых источников может быть увеличение поступлений от имущества и земель, находящихся в муниципальной собственности и земель собственность на которые не разграничены.

С целью увеличения доходов бюджета необходимо усилить контроль за уплатой арендных платежей и ужесточить административную ответственность.

Одним из слабо используемых способов роста доходов муниципальных бюджетов является стимулирование инвестиционной активности, так как не сформировано действенных инструментов направленных на повышение инвестиционной привлекательности муниципалитетов. Однако общеизвестно, что инвестиции в производственные проекты, объекты социальной инфраструктуры обеспечивают рост не только неналоговых доходов бюджетов, но и налоговых, а также позволяют сгладить проблемы с занятостью населения. Внедрение инструментов инвестиционной привлекательности малых территорий должно осуществляться с учетом прогнозов развития на долгосрочную перспективу, так как отсутствие перспектив не создаст фундамента для эффективной реализации инвестиционных проектов.

Повышение инвестиционной привлекательности муниципальных образований следует одновременно осуществлять в нескольких направлениях, каждое из которых предполагает применение особых методов и инструментов.

Доходы от местных налогов не являются основными при формировании местных бюджетов. К примеру, денежные средства поступающие от налога на имущество физических лиц в городских округах составляют лишь около 0,7% налоговых доходов, в поселениях этот показатель немного выше – 1,9%. А вот, поступления от земельного налога для местного бюджета имеют более существенный характер, потому как в городских округах он формирует 14,6% налоговых доходов, а в поселениях 39,8% Для расширения доходной базы за счет местных налогов необходимо реализовать комплекс мер, которые на наш взгляд могут быть следующими.

Первая мера заключается во введении в экономический оборот неучтенных земельных и имущественных объектов.

К таким объектам относятся незаконно занятые земельные участки без разрешающих документов их использования, а также реконструкция, перепланировка, бесхозное содержание зданий, строений, сооружений, жилых и нежилых поме­щений и т.п.

В целом, по оценкам специалистов, более чем 40% жилых домов, дачных участков, парковок для автомобилей и прочих объектов не имеют официальных документов на право собственности.

Решением таких проблем может стать проведение инвентаризации и постановки на муниципальный учет земельных и имущественных объектов. Для этого можно использовать различные способы, а именно: оказать помощь гражданам при оформлении прав собственности на их земельные участки и имущество; создать группы, которые будут заниматься выявлением незарегистрированных объектов недвижимости.

Второй мерой увеличения доходов в местный бюджет может быть переход к определению налоговой базы по налогам на имущество на основе кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости, рассчитываемой на основе рыночной стоимости при государственной кадастровой оценке.

Данная мера является необходимой на наш взгляд, потому как инвентаризационная стоимость объектов налогообложения очень сильно отличается от их рыночной, а причиной этому является отсутствие необходимой информации о рынке недвижимости и о местоположении объекта недвижимости.

Следующей мерой, которая может повысить поступления в местный бюджет является установление экономически обоснованных налоговых ставков по местным налогам.

Но налоговые доходы не единственные средства, которые увеличивают доходную базу местных бюджетов, наряду с ними существенную роль играют неналоговые поступления, доля которых в среднем по территории России составляет 10% общих доходов бюджетов. И основную долю таких доходов составляют доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (около 50%), доходы от продажи материальных и нематериальных активов (около 20%) и доходы от оказания платных услуг (10-15%).

И для повышения доходной базы местных бюджетов от неналоговых доходов также можно предпринять ряд действенных мер.

Первая, из которых на наш взгляд, заключается в выявлении неиспользуемых земельных участков, постановка их на учет и предоставление юридическим и физическим лицам по договорам аренды или купли-продажи.

По данным Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан территория республики неиспользуемой пашни в ряде районах республики за последние годы достигает 40% от общей площади пахотных земель. Так например в Ногайском районе республики в 2013 году использовалось 7834 га пашни, что составляет 26%, не обрабатывалось 22627 га или 74% [5].

Следующей мерой неналоговых доходов может быть увеличение эффективности использования имущества, которое находится в собственности муниципальных образований, посредством сдачи в аренду или во временное владение и пользование.

Очень часто, организации, обратившись в органы местного самоуправления за арендой свободного имущества, получают отказ, без объяснения причин. Такое действие связано с тем, что у руководителей бюджетных учреждений отсутствует всякая заинтересованность в сдаче имеющегося у них имущества, потому как доходы от аренды будут направлены в доход муниципалитетов, а не в доход этих учреждений.

И в заключении хотелось бы отметить, что рассмотренные ранее меры по повышению доходной базы муниципальных образований не единственные. Существует множество и других способов увеличения поступлений доходов в собственные бюджеты муниципалитетов. Однако на пути поиска таких способов присутствуют различные препятствия, которые в основном связаны с отсутствием заинтересованности и желания должностных лиц органов местного самоуправления в осуществлении комплекса мер по привлечению доходов на территории муниципального образования, так как это приведет к уменьшению дотаций, поступающих из бюджета субъекта федерации.

Но если, муниципальные образования хотят увеличить свою доходную базу и тем самым остаться независимыми от бюджетов различных уровней им просто необходимо преодолеть все имеющиеся препятствия и не побояться исключить дотации в обеспечении равновесия расходов и собственных доходов, ведь они обладают весьма достаточной налоговой базой и могут себе это позволить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: