Особенности пьянства у подростков

В настоящее время накопился достаточный фактический материал, свидетельствующий о том, что характер пьянства и клиническая картина алкогольного опьянения у подростков по сравнению с таковыми у взрослых имеет свои особенности У подростков большую роль играют механизмы подражания: очень часто они начинают пить не столько ради вызываемого алкоголем чувства опьянения, сколько ради любопытства, подражая взрослым. Немаловажное значение при этом имеют такие психологические особенности, как повышенное стремление к самостоятельности, самоутверждению. Нередко пьянство у подростков - это своеобразная реакция протеста против гиперопеки со стороны взрослых. Однако девочки чаще пьют тайком, чтобы «никто не знал», или в компании старших подростков.

Сам процесс пьянства у подростков часто носит характер бравады, противопоставления себя окружающим, а поэтому с самого начала они могут употреблять большие дозы крепких напитков, суррогатов, приводящие к тяжелому опьянению. Но даже при редком эпизодическом пьянстве и относительно небольших дозах алкоголя в силу незрелости организма возможно развитие глубоких токсических состояний с последующим похмельем и нарушениями памяти.

Опьянение на первых порах сопровождается бурной рвотной реакцией, сильным учащением пульса, сердцебиением, головокружением, обморочными состояниями, которые однако, при продолжении пьянства быстро исчезают Подросток как бы «привыкает» к токсическому действию алкоголя.

С самого начала пьянства для подростков характерны необычные, «атипичные» формы опьянения. В одних случаях вместо чувства благодушия и физической успокоенности, типичных для опьянения, прием алкоголя вызывает снижение настроения, злобность, сопровождающуюся агрессивностью, правонарушениями, мыслями о самоубийстве. В других случаях опьянение порождает непреодолимое желание двигаться, бродяжничать, что-то совершать. Такие подростки после выпитого «идут на улицу», пристают к прохожим, совершают противоправные действия. В ряде же случаев прием даже небольших доз спиртного вызывает глубокое оглушение, доходящее иногда до потери сознания.

Спецификой пьянства у подростков является так называемая групповая психическая зависимость от алкоголя. Желание выпить возникает только тогда, когда собирается «своя» компания. Это не столько влечение к алкоголю, сколько стремление к группированию, характерное для подросткового возраста. Групповая психическая зависимость еще не является признаком алкоголизма, но это уже плохой предвестник...

С началом пьянства подростки быстро теряют и до того нестойкий интерес к учебе и работе. Выпивки обычно сопровождаются уходами из дома, пропусками занятий, правонарушениями, ложью, конфликтами с родственниками и учителями...

Чтобы разорвать вызываемую пьянством цепь психо-травмирующих ситуаций, подросток прибегает к повторной алкоголизации. Так создается «порочный круг», выйти из которого самостоятельно ему бывает крайне трудно.

При продолжении пьянства, еще до формирования патологической зависимости от алкоголя (алкоголизм), появляются изменения памяти, повышенная раздражительность, несдержанность, расстройства сна, нарушаются функции внутренних органов Чаще других функций организма у подростков нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы.

Продолжение пьянства в подростковом возрасте, как правило, ведет к формированию алкоголизма.

  1. Факторы, способствующие формированию алкогольной зависимости у подростков.

Причины пьянства и алкоголизма, особенно у подростков, изучены недостаточно. Этим в определенной мере объясняется и невысокая эффективность мер, направленных на профилактику и лечение алкоголизма. Казалось бы, все предельно просто. Пьянство — это признак моральной распущенности, а алкоголизм развивается в результате злоупотребления алкоголем. Однако в жизни все гораздо сложнее. Не все подростки, начинающие пить, отличаются, особенно на первых порах, моральной распущенностью, и, главное, не у всех из них обязательно формируется алкоголизм.

В настоящее время выделяют три основные группы факторов, способствующих формированию пьянства и алкоголизма у подростков: социальные, психологические и биологические.

Социальные факторы. К ним относят питейные традиции народа, социальное положение (состав семьи, образование, экономическая обеспеченность, профессия, образ жизни и т. д.), национальную и религиозную принадлежность, обычаи и влияние ближайшего окружения (семья, товарищи, компания). Социальные факторы, способствующие развитию пьянства и алкоголизма, обычно совпадают.

Среди факторов, влияющих на формирование алкоголизма у подростков, на первом месте стоят такие, как: 1) условия воспитания в семье; 2) низкий уровень образования; 3) раннее вступление в самостоятельную жизнь; 4) раннее употребление алкоголя; 5) влияние неформальной группы сверстников.

Исследования, проведенные П. Н. Литвиновым, показали, что среди подростков с ранним алкоголизмом 90,7 % — рабочие низкой квалификации, 52 % воспитывались без отца и 42 % в семьях, где один из родителей — алкоголик, 89 % начали работать до 17 лет и примерно в этот же период стали злоупотреблять алкоголем.

К факторам, способствующим ранней алкоголизации, причисляют также пренебрежительное отношение подростков к своим социальным и функциональным обязанностям, наличие у них «лишнего» времени, неумение содержательно проводить досуг.

Московские исследователи Н. Я. Копыт и Е. С. Скворцова нашли, что 75,7 % подростков, злоупотребляющих алкоголем, учились плохо, 22,9 % — посредственно и лишь 1,5 % — чуть выше среднего уровня. У большей половины из них (68,8 %) длительность досуга достигала 7—8 часов, в то время как у непьющих сверстников — не более 3,5 часа. Секции и кружки среди пьющих подростков посещало только 28%, выставки и театры — 5,8 %, совсем не читало художественных книг— 19,3 %, не участвовало в общественной работе — 97,9 %.

Из факторов, способствующих пьянству, следует отметить плохо поставленное противоалкогольное воспитание в школе, ошибочное представление об истинных свойствах алкоголя, терпимость общественности к пьянству подростков, высокую оплачиваемость некоторых видов неквалифицированного труда, не стимулирующую подростка к профессиональному росту и образованию.

Особое значение среди факторов, способствующих формированию пьянства у подростков, имеет влияние окружающей микросреды и в первую очередь семьи. Это влияние нельзя рассматривать однозначно: хорошая непьющая семья — хорошее влияние; пьющая семья — плохое влияние. Нам не раз приходилось наблюдать подростков с тяжелыми формами алкоголизма, которые воспитывались в семьях трезвенников. И, наоборот, в семьях, где родители тяжело больны алкоголизмом, иногда растут совсем не пьющие дети.

Тем не менее, роль семьи, как первичного побудителя к пьянству, недооценивать нельзя. Наибольшее значение в этом плане имеют такие социальные факторы, как алкогольные традиции семьи, низкий культурный уровень и конфликтные взаимоотношения родителей, негативное отношение к образованию, игнорирование общественных интересов. В семьях алкоголиков, наряду с пьянством, обычно процветают разврат, тунеядство, стяжательство, скандалы. Дети здесь лишены внимания и контроля. Они предоставлены самим себе, часто пропускают школьные занятия, отстают в учебе, рано приобщаются к асоциальным группам. Иногда родители сами приучают детей к пьянству и асоциальному образу жизни.

Наблюдения показывают, что в семьях, где подросткам разрешено пить, алкоголизм у них формируется примерно в 10 раз чаще, чем там, где употребление спиртных напитков детьми считается недопустимым. Склонность к раннему систематическому употреблению спиртного у подростков, родители которых страдают алкоголизмом и пьянствуют на глазах у детей, в 5—6 раз выше, чем у подростков в семьях, ведущих трезвый образ жизни.

Подросткам свойственно почти инстинктивное влечение к группированию. Такие «неформальные» группы обычно имеют «свою территорию» (сарай, чердак), свое название («волки», «коты»), свои ритуалы, свои понятия о чести и долге. В группе, как правило, есть лидер, порядок в ней поддерживается строгой субординацией. В неформальной группе (в отличие от семьи и школы) подросток может выступать в различных ролях: обвиняемого и судьи, ученика и учителя, и в этом плане группа способствует психическому формированию подростка. Однако если такая группа не контролируется взрослыми (а так бывает чаще всего) и ведет асоциальный образ жизни, то она может стать основным регулятором поведения так называемых «трудных подростков», являясь «группой повышенного риска» формирования пьянства и алкоголизма.

Специальными исследованиями подобных «групп риска» установлено, что они отличаются от обычных подростковых групп целым рядом особенностей. Во-первых, эти группы держатся подчеркнуто обособленно от других подростковых групп и стремятся к полной самостоятельности. Во-вторых, внутри них вырабатываются специфические групповые нормы, ценности и способы поведения, ориентированные на групповое пьянство. В- третьих, между уровнем развития личности членов этих групп и групповыми нормами имеется тесная взаимосвязь: отдельные представители группы формируют и определяют групповые нормы и моральные ценности, а последние, в свою очередь, влияют на формирование личности членов группы. И хотя такие подростковые группы складываются стихийно, их обычно составляют подростки, близкие по уровню развития, запросам и интересам.

Поэтому не случайно подростки из социально неблагополучных семей, склонные к злоупотреблению алкоголем, объединяются в компании с асоциальным уклоном.

Психологические факторы. К ним прежде всего относится опьяняющее свойство алкоголя, сопровождающееся повышением настроения, чувством «удовлетворенности», облегчением межличностных контактов.

Действительно, состояние опьянения на короткое время снижает общее напряжение, уменьшает волнение, робость, неудовлетворенность собой. Слабого оно делает «сильным», замкнутого и хмурого — веселым. Эта иллюзия психического и физического комфорта лежит в основе влечения к алкоголю и является важным психологическим фактором в формировании алкоголизма.

По мнению психолога С. И. Братуся и психиатра П. И. Сидорова, подросток ищет в вине значительно большего, чем состояние опьянения. Психологические причины «тяги к вину» здесь глубже: они кроются, во- первых, в тех иллюзорных возможностях удовлетворения желаний и разрешения конфликтов, которые дает состояние опьянения, и, во-вторых, в тех психологических и социальных условиях, которые толкают подростка на этот путь.

Однако только опьяняющим действием алкоголя нельзя объяснить тот факт, почему одни не пьют совсем, другие пьют умеренно, а третьи становятся алкоголиками. На этот вопрос пока нет исчерпывающего ответа, но не вызывает сомнения, что в формировании пьянства и алкоголизма немаловажную роль играет сама личность и ее способность адаптироваться к требованиям общества.

Гармоничная личность хорошо адаптируется к существующим требованиям и ограничениям и не нуждается в этом плане в каком-либо «допинге»; личность неустойчивая, с выраженными отклонениями в характере, труд- но приспосабливается к внешней среде и иногда именно поэтому прибегает к алкоголю. Подросток в силу своей психической и социальной незрелости менее защищен от внешних и внутренних вредностей, чем сформировавшийся взрослый человек. Поэтому патологическая зависимость от алкоголя в юном возрасте формируется особенно быстро.

В то же время изучение личностных особенностей взрослых людей, склонных к злоупотреблению алкоголем, показало, что очи, так же как и подростки, отличаются психической и социальной незрелостью. Одни из них слишком легковерны, непрактичны, слабовольны, инфантильны; другие — излишне самоуверенны, ищут признания, тщеславны, болезненно переживают малейшие жизненные неудачи. Все они плохо приспособлены к окружающей среде и проявляют низкую устойчивость к обычным психотравмирующим ситуациям. Они не способны сопротивляться напряжению, мобилизовать свои внутренние силы и при малейших трудностях прибегают к «помощи» опьяняющего действия алкоголя.

Бросается в глаза схожесть психологических особенностей подростков и взрослых людей, склонных к злоупотреблению алкоголем: для тех и других характерны резкие колебания настроения, неустойчивость интересов, повышенная чувствительность, излишняя самоуверенность, переоценка своих возможностей.

Видный советский психиатр А. Е. Личко и его сотрудники (Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева) в своих исследованиях показали, что формирование пьянства («ранняя алкоголизация») и алкоголизма зависит от типа акцентуации характера у подростка.

Под акцентуацией характера понимают крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены. Вследствие этого проявляется избирательная уязвимость к воздействию внешних факторов (речь идет о факторах, которые действуют на слабые, наиболее уязвимые черты характера). Это психически здоровые люди, но в силу особенностей характера у них обнаруживается повышенная склонность к пьянству. Оказалось, что наиболее склонны к выпивкам подростки возбудимого, эпилептоидного, неустойчивого, гипертимного и истероидного типов акцентуации характера. Достаточно высок риск формирования алкоголизма и у подростков с астеническими чертами характера. Ниже мы даем краткое описание перечисленных типов акцентуации характера.

Возбудимый тип чаще встречается у мальчиков. Основные его проявления — неустойчивость настроения и трудность сдерживать себя при волнении. Такие подростки по малейшему поводу склонны к вспышкам возбуждения, которые сопровождаются криками, плачем, агрессией по отношению к обидчику. Правда, вспышки эти быстро проходят, и через некоторое время подростки уже не помнят о случившемся. Для них тягостно одиночество, они тянутся в компанию, но трудно в ней уживаются. Не терпят противоречий, критических замечаний в свой адрес, не могут спокойно относиться к любой конфликтной ситуации, тотчас вмешиваются, принимая сторону «несправедливо» обиженных. Кроме того, эти подростки отличаются узостью интересов, склонностью к хвастовству, лживости, болтливости, сосредоточенностью на удовлетворении своих инстинктивных влечений.

Подростки возбудимого типа эгоистичны, циничны, грубы, но вместе с тем трусливы и легко внушаемы. Они способны игнорировать любые порядки и нередко являются инициаторами скандалов и драк.

Неустойчивость настроения, повышенная внушаемость, снижение волевых качеств ведут к легкому возникновению у них влечения к алкоголю, а склонность к вспышкам возбуждения, циничность, грубость, агрессивность затрудняют коррекцию их поведения.

Эпилептоидный тип близок к предыдущему и имеет с ним ряд общих признаков, например таких, как несдержанность, гневливость, конфликтность, агрессивность. Наряду с этим подросткам с эпилептоидными чертами характера свойственны застревание на обидах, злопамятность, мстительность, жестокость, упрямство, болезненно обостренная настойчивость в достижении цели. Их отличает угрюмый вид, недоброжелательность в отношениях с окружающими. Привычная обстановка вызывает у них глухое, постепенно накапливающееся чувство раздражения. Раздражают люди, их голоса, смех, вспоминаются старые обиды. Злоба и гнев нарастают медленно и могут внезапно выплеснуться на первого встречного. Вспышки гнева отличаются силой и продолжительностью, проявлением жестокости, циничности. В таком состоянии подростки иногда кажутся бесстрашными, так как не могут соразмерять свои силы с силами соперника... В любом случае поступки их определяются не столько рассудком, сколько необузданным чувством. Они крайне себялюбивы, эгоистичны, властны и вместе с тем подозрительны, обидчивы, мелочны, придирчивы. Любое неповиновение приводит их в ярость, а затаив обиду, они могут месяцами «выслеживать» жертву, чтобы отомстить ей. Эти качества характера позволяют нередко подчинить себе старших по возрасту, в том числе и родителей. В группе сверстников подростки с эпилептоидными чертами характера обычно стремятся занять лидирующее положение, и всякие попытки противодействовать этому вызывают у них вспышки ярости, затаенную злобу или заканчиваются физической расправой. В то же время в отношениях со старшими, например с учителями, воспитателями, они могут быть льстивыми, подобострастными, склонными к угодничеству — и все это с целью добиться каких-то привилегий или формальной власти над сверстниками.

В семье это деспоты, полностью игнорирующие существующие порядки и традиции, требующие себе особого положения. Злопамятные и циничные, они не желают считаться даже с минимальными удобствами окружающих. Для них ничего не стоит из-за пустяка нагрубить матери, просто «из интереса» испортить настроение близким. Встречая же сопротивление, строгость, они становятся злобными, агрессивными или уходят из дома. Мышление таких подростков отличается вязкостью; движения — угловатостью и медлительностью. Им чаще всего чужды понятия о высоком гражданском долге, хотя они и любят бравировать именно этими понятиями. Они очень беспокоятся о состоянии своего здоровья, о своем внешнем виде, и их энергия направлена в основном на удовлетворение своих прихотей. Азартность, необузданность, злобность, интенсивность примитивных влечений наряду с низкими моральными качествами создают предпосылки для асоциальных форм поведения, в том числе для пьянства.

Опьянение у подростков с эпилептоидными чертами характера обычно не вызывает приятного веселья, а, наоборот, чаще сопровождается злобностью, половой расторможенностью, склонностью к агрессии. Патологическое влечение к алкоголю с самого начала приобретает неодолимый характер, поэтому подростки-эпилептоиды стремятся пить реже, но предпочитают крепкие напитки, пьют в больших дозах и напиваются до «отключения».

Систематическое пьянство приводит к быстрому формированию похмельного синдрома и патологической зависимости от алкоголя.

Особенности характера подростка-эпилептоида могут быть использованы и в противоположном плане, если суметь самого его привлечь к противоалкогольной работе. Выполняя общественное поручение, связанное с противоалкогольной работой, такие подростки нередко превращаются в «разоблачителей» зла, в ревнителей порядка и педантичных последовательных борцов за трезвость.

Неустойчивый тип акцентуации характеризуется прежде всего психической незрелостью, которая проявляется поверхностными суждениями, поспешностью выводов и в конечном итоге приводит к легкомысленным поступкам.

Такие подростки непослушны, непоседливы, с трудом усваивают элементарные правила поведения. У них развита тяга к удовольствиям, праздным развлечениям, безделью, чаще всего нет стойких интересов и собственного мнения. Они склонны к случайным знакомствам, любят «побалдеть» под гитару или громкую модную музыку. Обидчивы, любят похвалу, но то и другое быстро забывается. Чаще всего они равнодушны к своему будущему, по крайней мере не думают о нем и живут «сегодняшним днем». Трусливы, боятся наказаний родителей, но не могут устоять перед соблазном новых легких удовольствий и идут на поводу у более целеустремленных сверстников.

В поисках удовольствий и развлечений такие подростки нередко прибегают к алкоголю. Выпивки начинаются рано (с 12—13 лет), обычно в компании с асоциальными тенденциями, в которых они, как правило, играют подчиненную роль. Для них важно не столько само опьянение, сколько ритуал выпивки, возможность поразвлечься, покуражиться в кругу сверстников. Предпочитают не очень глубокие стадии опьянения, а поэтому вино привлекает больше, чем водка. Несмотря на это, алкоголизм формируется достаточно быстро.

У гипертимного типа главная черта — постоянно повышенный фон настроения. Гипертимы всегда преисполнены энергии и инициативы. У них цветущий жизнерадостный вид. Они отличаются неугомонностью, шумливостью, непослушностью. Им всегда и до всего есть дело, они ловки и изворотливы, но очень плохо переносят любой режим и дисциплину. Самое трудное для них — это одиночество и ожидание. Они любят все время находиться в кругу сверстников, нередко являются заводилами различного рода «приключений». Не переносят монотонности и однообразия. Склонны к риску и авантюре. Бурно реагируют на запреты и ограничения. Им постоянно нужны свежие впечатления — новые люди, предметы, игры, ситуации. Таким подросткам трудно соблюдать дистанцию со взрослыми, они беззастенчивы и прямолинейны, что любят выдавать за смелость и самостоятельность. Охотно берутся за любую общественную работу, но вскоре оставляют ее, чтобы приняться за новую.

Нетерпимость к гиперопеке, выраженное стремление к независимости, постоянная жажда деятельности и острых ощущений нередко толкают подростков-гипертимов к пьянству.

Истероидный тип чаще встречается у девочек. Его наиболее характерные черты — стремление быть в центре внимания, демонстративность, театральность, потребность вызывать удивление и восхищение, склонность к рисовке и позерству. Для этого используются всевозможные средства: экстравагантная одежда, сверхмодная прическа, художественная самодеятельность, необычные виды спорта, специальности, где можно быть все время «на виду» (официантки, продавщицы, манекенщицы). Претензии почти всегда превышают фактические возможности. Озлобляются, если на них не обращают внимания или в их присутствии кого-то хвалят, ставят в пример. Склонны к лживости и фантазированию, и все это чтобы выставить себя в лучшем виде.

При конфликтах с окружающими нередко падают на пол, рыдают, кусают в кровь губы, рвут на себе одежду, закатывают глаза, судорожно подергиваются. Подобные реакции (истерические припадки) носят характер театральности: падают обычно не просто на пол, а на ковер и обязательно в присутствии зрителей. Если зрителей нет, припадок сразу же прекращается. Истерическая реакция помогает «выйти» из конфликтной ситуации, а иногда является средством шантажа и вымогательства, нередко может выражаться в демонстрации попытки самоубийства.

В группе сверстников такие подростки обычно претендуют на лидерство, но, не обладая ни упорством эпилептоида, ни энергией гипертима, они оказываются не на высоте своего положения и, как только замечают, что интерес к ним и доверие окружающих ослабевают, отказываются от лидерства или стремятся сменить компанию.

Элемент театральности присутствует почти всегда и в сексуальном поведении: юноши любят прихвастнуть своими «победами», девочки часто занимаются самооговором, желая предстать в глазах окружающих опытными «дамами».

Стремление быть объектом внимания, театральность являются благоприятной почвой для пьянства. Для подростков этого типа характерно пристрастие к экстравагантным напиткам (шампанское, импортные вина). Они склонны преувеличивать свою приверженность к алкоголю, «играют на зрителя», однако, бравируя, могут доводить себя до тяжелых степеней опьянения.

Астенический тип акцентуации характера проявляется повышенной ранимостью, застенчивостью, робостью, чувством собственной неполноценности. Такие подростки плохо переносят повседневные трудности, быстро устают, а поэтому малоинициативны, не уверены в себе. Они отличаются повышенной добросовестностью, исполнительностью, но всякие контакты для них затруднительны, а общественные поручения и выступления мучительны. Это тонко чувствующие натуры, страдающие от любого «грубого прикосновения». Они тянутся к компаниям, но «мимозоподобность» мешает им в этом. Робкие и самолюбивые, они трудно сходятся со сверстниками. Для них целая проблема заговорить с малознакомым человеком, пригласить девушку на танец. Свою застенчивость и нерешительность они пытаются компенсировать нарочитой развязностью, но это у них плохо получается.

Страдая от своей неловкости в обращении с окружающими, подростки-астеники нередко прибегают к алкоголю как к средству, помогающему преодолеть эту неловкость. В состоянии опьянения они становятся смелыми, уверенными в себе, легко вступают в разговор с окружающими. Похмелье у таких людей очень тяжелое... На утро после выпивки их терзают угрызения совести, они вспоминают подробности «похождений», совершенных ими в пьяном виде, анализируют каждое сказанное слово, казнят себя за это. Но вечером, чтобы обрести душевный покой и восстановить контакты, они снова прибегают к вину...

Систематическое злоупотребление спиртными напитками приводит к патологической зависимости от алкоголя. Теперь уже без «допинга» подросток не может поддерживать обычные связи со сверстниками, быть в их компании, ходить вместе с ними на танцы. И вот скромный, застенчивый, нерешительный юноша становится завсегдатаем застолья, а в пьяном виде бравирует своей развязностью, циничностью, половой распущенностью или совершает правонарушения.

Описанные акцентуации характера могут быть как крайним вариантом нормы, так и проявлением психических расстройств (психопатии). Четких границ между акцентуацией характера и психопатиями нет, хотя разграничение их имеет практическое значение, так как первые требуют педагогической коррекции, а вторые, кроме этого, медицинских мер.

Профессор А. Е. Личко предлагает следующие критерии отграничения акцентуаций характера от психопатий. Во-первых, акцентуации в отличие от психопатий проявляются не всегда и не везде, а лишь в тех случаях, когда «жизненные трудности» предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления» в характере конкретной личности; во-вторых, они не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации личности или эти нарушения адаптации носят временный, преходящий характер. В определенных жизненных ситуациях акцентуации характера могут даже способствовать социальной адаптации личности. Так, например, подросток-гипертим лучше переносит обстановку, требующую повышенной активности; истероидная акцентуация помогает хорошо чувствовать себя на сцене и т. п. И, наконец, подросток с акцентуацией характера в отличие от психопата никогда не превышает дозволенного обстоятельствами «потолка» в своем поведении. Такой подросток может быть развязным, грубым в семье, но понимает, что этого нельзя делать при малознакомых людях или в школе; он пьянствует со сверстниками, но избегает приходить пьяным домой, если в семье пьянство не поощряется. Для психопата таких границ не существует.

  1. Структура и содержание социально-педагогической работы с детьми, склонных к употреблению алкоголя.

Социально-педагогическая деятельность — это деятельность, направленная на конкретного ребенка, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с ребенком; выявления средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей.

Социально-педагогическая деятельность опирается на следующие принципы:

• индивидуально-личностный подход к ребенку,

• опора на положительные стороны личности ребенка,

• объективность подхода к ребенку,

• конфиденциальность.

Социально-педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет свою структуру, которая включает нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга компонентов: цель, субъект, объект, функции, методы, формы. Рассмотрим структуру социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя, раскрывая содержание каждого из ее компонентов.

Целью социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к алкоголизму, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.

Первый фактор — индивидуально-психический, включающий в себя: искажение личностных черт, деформацию мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическую запущенность, задержанное психическое развитие ребенка..

Второй фактор — индивидуально-соматический— предполагает наличие у ребенка, склонного к алкоголизму, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии.

Третий фактор — социальный внешкольный, включающий. нарушение прав ребенка со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребенком либо гиперопека, вовлечение ребенка в противоправные действия, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.

Четвертый фактор — социальный школьный, где в качестве составляющих включены следующие компоненты: негативно влияющий социально-психологический климат учебной группы (класса), низкий социальный статус группы.

Это основные факторы, влияющие на ребенка и ведущие к развитию у него алкогольной зависимости. Поэтому социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на минимизацию или полное устранение факторов, осложняющих социализацию ребенка.

Цель социально-педагогической деятельности может быть реализована путем решения следующих задач:

1. Создание форм активной действенной социально-педагогической помощи и защиты для конкретного ребенка.

2. Формирование у подростка позитивных ценностных ориентации в процессе социально-педагогической и коррекционной работы.

3. Вовлечение подростков в социально-полезную деятельность, формирование у него разносторонних интересов и увлечений.

4. Воспитание активной личности, привитие ей качеств гражданина, семьянина, формирование положительной самооценки.

5. Укрепление физического и психического здоровья ребенка путем осуществления комплекса медицинских, психолого-педагогических и других мероприятий.

6. Формирование основ правовой культуры ребенка.

7. Формирование навыков «выживания» в условиях кризиса современного, общества.

Второй компонент структуры деятельности— это ее субъекты. Основным субъектом деятельности является социальный педагог, но кроме того, в данном случае, могут привлекаться специалист по социальной работе, валеолог, психолог и родители.

Третий компонент — это объект, для. которого и организуется вся социально-педагогическая деятельность. Объектом деятельности являются дети с разным уровнем вовлеченности в процесс алкоголизации.

Четвертый компонент — функции деятельности. Они вытекают из конкретных функций работы субъектов деятельности.

У социального педагога такими основными функциями являются три:

1) социально-педагогическая, заключающаяся в оказании помощи ребенку и семье в процессе социального взаимодействия, в налаживании социальных связей и отношений, создании благополучной социальной среды для развития ребенка, осуществлении контроля за ребенком;

2) социально-обучающая функция, направленная на овладение ребенком знаниями о проблеме пьянства и алкоголизма, а также необходимыми социальными умениями и навыками противостояния вовлечению в процесс алкоголизации;

3) правозащитная, предусматривающая соблюдение и защиту прав ребенка, склонного к алкоголизму.

Следующие две функции может выполнять специалист по социальной работе. К его компетенции могут относиться такие функции, как:

1) социально-бытовая, предусматривающая оказание необходимой помощи и поддержки семье ребенка в улучшении их быта, жилищных условий;

2) социально-экономическая, предусматривающая содействие в оказании материальной помощи семье, в которой ребенок употребляет спиртные напитки.

Валеолог — специалист, обучающий детей здоровому образу жизни, выполняет социально-медицинскую функцию, предусматривающую работу по профилактике здоровья ребенка, употребляющего спиртные напитки.

Психолог реализует социально-психологическую функцию, предусматривающую различные виды психологического тестирования, консультирования ребенка и родителей, а также коррекции межличностных отношений в значимом для ребенка социуме.

И наконец, воспитательную функцию, способствующую формированию и развитию личности ребенка, в полной мере должны реализовывать роди тел и как наиболее значимые субъекты деятельности.

Следующим компонентом деятельности являются методы, которые зависят от специфики деятельности ее различных субъектов, возрастных особенностей ребенка, уровня его вовлеченности в процесс алкоголизации.

Методы социально-педагогической деятельности так или иначе связаны с организацией, мотивацией и осмыслением деятельности, а поскольку деятельность рассматривается и как ведущее средство формирования личности, то методами социально-педагогической деятельности можно назвать способы организации и осмысления деятельности, которые восстанавливают или формируют заново социально значимые качества личности подростка, склонного к алкоголизму, и способствуют преодолению проблемы алкоголизма.

Последний компонент структуры деятельности — формы реализации методов, которые определяются в соответствии с конкретными методами.

Таким образом, данная технология социально-педагогической деятельности может рассматриваться как комплексная, объединяющая единой концепцией деятельность разных специалистов, направленную на достижение одной цели.

Из всего многообразия функций, методов, форм, применяемых в рамках этой технологии, рассмотрим собственно содержание деятельности социального педагога с детьми, склонными к алкоголизму, и выявим ее характерные особенности.

Содержание социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя.

Можно выделить основные направления в деятельности социального педагога при работе с ребенком, склонным к употреблению спиртных напитков:

1) деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребенка, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного развития;

2) деятельность по профилактике алкоголизма, включающую противоалкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению; алкоголя;

3) деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами;

4) деятельность по социальной реабилитации ребенка, имеющего алкогольную психическую или физическую зависимость;

5) посредническую деятельность между ребенком и окружающим его социумом по преодолению явлений дезадаптации.

Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций.

Первая функция деятельности социального педагога — диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к спиртному, — реализуется путем сбора информации о ребенке, склонном к употреблению спиртных напитков; изучения и оценивания реальных особенностей его личности; выявления информации о семье ребенка; изучения источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; определения алкогольных лидеров; изучения негативных факторов, провоцирующих алкоголизацию ребенка; изучения влияния на ребенка микросреды.

Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного) самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Также применяется стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка.

Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребенка, вовлеченности его в процесс алкоголизации, определение конкретных задач социально-педагогической деятельности. Ими могут быть: профилактика, коррекция, реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий.

Вторая функция — прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к алкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции или реабилитации.

Третья функция — образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.

Четвертая функция деятельности социального педагога — правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав ребенка.

Пятая функция — организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка, склонного к алкоголизму.

Шестая функция — коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между ее участниками с целью обмена информацией.

Седьмая функция — предупредительно-профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

В своей деятельности социальный педагог выступает в трех основных ролях:

— советника, информирующего семью о важности и возможности бесконфликтного взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывающего о развитии ребенка, дающего социально-педагогические советы;

— консультанта, разъясняющего вопросы семейного, трудового, административного и уголовного законодательства, а также вопросы, касающиеся области психологии, педагогики, социальной педагогики; консультирует по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций, по вопросам воспитания детей в семье;

— защитника, действующего в случаях нарушения прав ребенка со стороны родителей или ближайшего окружения.

Центральное место в деятельности социального педагога детьми, склонными к употребления алкоголя, отводится антиалкогольному воспитанию, являющемуся частью нравственного и социального воспитания и нацеленному на формирование у детей с раннего возраста отрицательного отношения к алкоголю.

Целью антиалкогольного воспитания детей, подростков и молодежи с отклоняющимся поведением является возврат их к норме. Для социальной нормы характерна социальная приспособленность (адаптация) личности, ее целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также и действия окружающих, последовательность в деятельности. Именно эти черты нарушаются при злоупотреблении алкоголем и алкогольной зависимости. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы.

В процессе воспитания необходимо развить разумные потребности, нагружать детей полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени.

В процессе социального воспитания необходимо раскрыть безнравственность употребления алкоголя, в том числе и в небольших дозах. Следует делать акцент не только и не столько на раскрытии последствий алкоголизма, сколько на безнравственности самого факта употребления алкоголя. Необходимо обращать внимание на моральный урон, который наносят пьяницы окружающим людям, родным, близким. Следует опровергнуть мнение, что употребление алкоголя — это признак взрослости и возмужания.

Особенности социально-педагогической деятельности с различными возрастными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя

Дети дошкольного и младшего школьного возраста

В возрасте от 1 до 7 лет значительное влияние на формирование привычек ребенка, его жизненных установок и будущего стиля жизни оказывают родители. Поэтому деятельность социального педагога строится, в первую очередь, с семьей ребенка (с его родителями), а также с самим ребенком.

Побудительным мотивом употребления спиртного ребенком в этом возрасте чаще всего выступает социально-психологический механизм подражания взрослым.

Если в этот период жизни у ребенка заложены негативные установки, в том числе, одобряемое употребление алкоголя, то к 7 годам они окончательно сформируются и будут очень сложно поддаваться коррекции. Работа с родителями строится в двух направлениях:

1) формирование культуры отношений между членами семьи, так как только в условиях гармоничных семейных отношений реализуются нравственные антиалкогольные установки. Необходимо добиваться оптимальных форм поведения родителей для формирования у детей дошкольного и младшего школьного возраста установки на трезвый образ жизни;

2) формирование здоровой среды жизнедеятельности ребенка, включая выработку общего отрицательного отношения к алкоголю и пьющим людям, моральное осуждение этого явления.

Родителям необходимо внушить, что раннее начало потребления алкоголя ребенком связано с их собственными ошибками в воспитании. Для этого желательно ознакомить родителей с влиянием алкоголя на организм ребенка и основами профилактики алкоголизма.

Деятельность социального педагога должна быть нацелена на формирование здоровых социально-психологических установок путем просвещения родителей и внушения мысли о личной ответственности родителей за каждый случай употребления алкоголя детьми. Противоалкогольная работа с родителями должна строиться в зависимости от возраста ребенка, но конечным результатом этой деятельности должно служить привлечение родителей к антиалкогольному воспитанию детей.

В обязанности социального педагога может входить также совместная с родителями разработка разумного проведения досуга, семейных праздников и торжеств без употребления алкоголя.

Основным методом работы является семейная профилактика, проводимая в форме беседы, консультаций, тренингов. Социальный педагог должен придать нравственный смысл усилиям родителей и их союзникам. Семейная профилактика не должна основываться на замечаниях, угрозах или выкриках. Она должна быть направлена на коррекцию связей ребенка со сверстниками, на вовлечение детей в позитивную деятельность, на восстановление значимого статуса в семье.

Итак, социально-педагогическая деятельность с родителями младших школьников, склонных к алкоголизму должна заключаться в оказании помощи родителям в воспитании детей и антиалкогольном воспитании, в устранении проблемы алкоголизации детей, в психолого-педагогическом просвещении семей, в коррекции семейного воспитания, в организации досуга семей.

Работа с ребенком нацелена на:

1) формирование у младшего школьника потребности в обучении, так как если ребенок склонен к употреблению спиртных напитков, то, как правило, бывают серьезные проблемы с успеваемостью в школе и нежеланием учиться;

2) формирование и развитие качеств личности, таких как сила воли, чувство собственного достоинства, а также активного отношения к действительности, объективно препятствующего алкогольным интересам, стремлениям, склонностям.

Методы работы: яркий эмоциональный рассказ, иллюстрация, сюжетно-ролевая игра.


  1. Основные направления профилактики алкоголизма и других форм аддиктивного поведения у подростков.

В течение последнего пятнадцатилетия на постсоветском пространстве активно формируется новое направления в психологии, которое названо аддиктологией - наукой об аддикциях. Одной из основных особенностей аддиктологии является объединение различных используемых ею парадигм. К ним относятся социопсихологическая, биомедицинская, культуральная, педагогическая, юридическая, спиритуальная и др. Каждая из парадигм включает свойственные ей модели, гипотезы и теории.
Аддиктология изучает причины возникновения аддикций, механизмы их развития, психологические и клинические признаки, симптомы, динамику, способы коррекции и терапии.
Аддиктивное поведение является одной из форм отклоняющегося поведения. Согласно определению Ц.П. Короленко, аддиктивное поведение выражается в уходе от реальности посредством изменения психического состояния. Человек “уходит” от реальности, которая его не устраивает. Неудовлетворяющая реальность - это в каком-то смысле всегда внутренняя реальность, так как и в случаях, когда речь идет о внешней «средовой» реальности, последняя воспринимается как возникновение дискомфортного внутреннего психического состояния, от которого возникает желание избавиться.

Основные этапы и направления профилактики.

1. Диагностический этап.

Включает в себя диагностику личностных особенностей, которые оказывают влияние на формирование аддиктивного поведения:

-повышенная тревожность,

-низкая стрессоустойчивость,

-неустойчивая я-концепция,

-низкий уровень интернальности,

-неспособность к эмпатии,

-некоммуникабельность,

-повышенный эгоцентризм,

-низкое восприятие социальной поддержки,

-стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций,

-направленность на поиск ощущений,

-стремление к социальному одобрению,

-высокие показатели по шкале алекситимии,

-высокие показатели по шкале депрессивности,

-агрессивность и др.

Эти показатели можно измерять с помощью диагностических методик (и количественных и качественных), которые мы постоянно используем в своей работе.

Важным направлением работы по выявлению детей, с которыми следует проводить профилактическую работу, является сбор информации о положении ребенка в семье, о наличии в семье химически зависимых людей, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о увлечениях и способностях ребенка, о его друзьях и других возможных референтных группах. Психологу следует обращаться за информацией к воспитателям, учителям, родителям. Педагог, работающий с детским коллективом, хорошо знает каждого ребенка и достаточно легко укажет Вам на детей, использующих 1 из 4 поведенческих стратегий: «герой семьи», «потерянный ребенок», «козёл отпущения», «клоун».

Еще одним важным источником информации является наблюдение. Наблюдайте при личном контакте с детьми за их речью. Есть определенные маркеры, позволяющие нам найти детей этой категории:

Реактивность: проявляется в высказываниях, где причины собственных поступков и эмоций приписываются другим людям: «он меня изводит», «они всегда меня обижают», «она довела меня до белого каления», «он достал меня», «они заставляют меня поступать» и т.д. – т.е. все поступки, эмоции выглядят как реакции на окружающий мир, а не как собственные акции.

Негативные высказывание о себе, своих способностях, возможностях: «что-то голова моя сегодня плохо варит», «с утра ничего не соображаю», «а я-то, дурочка такая, и поверила», «отстаньте у меня уже крыша от Вас едет»

Залипание: в речи могут напрочь отсутствовать высказывания о себе лично, о своих целях, о своих делах. Вместо них все время звучит «мы», «у нас», «нам»; или, возможно постоянное упоминание кого-то из членов семьи или близких людей при ответах на вопросы, касающиеся лично ребенка.

2. Информационно-просветительский этап.

Представляет собой расширение компетенции в таких важных областях, как:

-психо-сексуальное развитие,

-культура межличностных отношений,

-технология общения,

-способы преодолевания стрессовых ситуаций,

-конфликтология,

-собственно проблемы аддиктивного поведения (с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий).

Просветительская деятельность должна быть направлена на родителей, детей, педагогов. Она может выливаться в любые форма работы: родительские собрания (их можно организовать в форме лекций по теме, можно провести в форме беседы) тематические классные часы для школьников, семинары для педагогов, можно представить информацию на стенде и т.д.

3. Развивающе – коррекционный этап.

Включает в себя самые разнообразные виды работы психолога. Эта деятельность должна быть направлена на детей, относящихся к группе риска. Очень важным вопросом здесь будет вопрос о критерии отбора детей, с которыми следует вести эту работу.

Прежде всего следует опираться на информацию о наличии в семье ребенка человека (близкого родственника), больного химической зависимостью. Выше уже говорилось о том, что семья химически зависимого однозначно является дисфункциональной. То есть, если в семье ребенка есть хотя бы один человек (мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра, тетя, дядя), который страдает химической зависимостью – мы, психологи, можем однозначно отнести этого ребенка к группе риска. Многочисленными исследованиями подтверждено, что такая семья продуцирует только аддиктов (не важно о какой именно аддикции идет речь). В основном это алкоголики и их супруги, которые в свою очередь являются аддиктами отношений (созависимые). Данные об ассортативности браков детей химически зависимых тоже достаточно широко представлены в литературе.

Второй значимый источник информации – результаты нашей диагностики. И пусть даже она не направлена прямо на выявление свойств аддиктивной личности, но мы можем постепенно накапливать информацию о детях, имеющих высокий уровень личнстной тревожности, высокий уровень депрессивности, низкую самооценку, низкую стрессоустойчивость, несформированную Я-концепцию и т.д. Накопленную информацию следует проанализировать, сопоставить с собственными наблюдениями и наблюдениями педагогов, пригласить для беседы родителей.

Профилактическая работа может быть индивидуальной или групповой. В случае групповых форм, это прежде всего тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.

Кроме этого можно работать и над отдельными навыками, необходимыми этим детям. К примеру, это могут быть всевозможные тренинги, направленные на коррекцию и развитие навыков общения, преодоления стрессовых ситуаций,

У этих детей необходимо вырабатывать уверенность в себе, обучать их целеполаганию и целедостижению. Эти дети часто страдают неумением распознавать свои чувства.

Это может быть работа с личностными границами, работа над умением разделять свои и чужие чувства и проблемы.

Самое важное, о чем следует помнить при работе с этими детьми, это то, что наша главная задача – вытащить в цент сознания этого ребенка его самого, вместе с его чувствами и потребностями.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: