Предпринимательская способность как фактор производства. Экономическая прибыль: источники и функции

Предпринимательство представляет собой специфическую трудовую деятельность по организации производства и распоряжению его результатами. В качестве условия для существования предпринимательства как фактора производства рассматриваются следующие.

Во-первых, самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенных свобод и прав – на выбор вида деятельности, источников финансирования, доступ к ресурсам, распоряжение прибылью и т.п.

Во-вторых, ответственность за принимаемые решения, их последствия и обусловленный этим риск.

В-третьих, ориентация на достижение коммерческого успеха, получение максимальной прибыли.

Социально-экономическая сущность предпринимательской де­ятельности анализировалась учеными еще с XVII в., рассматривались при этом как особый вид деятельности, характеризующейся риском и экономической неопределенностью. Она определялась как процесс создания нового продукта, товара, услуги, а субъек­тов, занимающихся предпринимательской деятельностью – пред­принимателей – как людей, занимающихся хозяйственной дея­тельностью. Они определялись также как субъекты, лично зани­мающиеся управлением, бизнесом и обеспечивающие за свой счет производство необходимыми средствами. Условно можно выделить несколько этапов развития концеп­ции предпринимательства.

Первый этап относится к XVIII веку. Для него было характерно определение рисковой составляющей предпринимательской дея­тельности. Основателем данной концепции можно считать фран­цузского экономиста Р. Кантильона, который впервые выдвинул предположение о способности к риску в качестве основополагаю­щей характеристики предпринимательства. Предприниматель в понимании Р. Кантильона – это любой индивид, способный пред­видеть и взять на себя ответственность за риск, основываясь на же­лании получать доход и готовности к потерям. Подобный подход получил дальнейшее развитие в работах И. Тюнена, Г. Мангольдта, Ф. Найта.

Второй этап научного осмысления предпринимательской дея­тельности связан с выделением инновационной доминанты в ка­честве определяющей в ведении бизнеса. Наибольший вклад на данном этапе в развитие концепции предпринимательства внес И.Шумпетер, рассматривающий предпринимательские усилия и возможности в качестве ключевого элемента экономиического развития, основывающегося на использовании различных комбина­ций факторов производства. А. Смит, Ж.-Б. Сей и другие классики политэкономии XIX в. именно с этим явлением связывали разви­тие таких качеств предпринимателя, как предприимчивость, бережливость и трудолюбие народа. На рубеже XIX и ХХ вв основой предпринимательства считалась инновационная активность как движущая сила экономики. Согласно концепции И.Шумпетера предприниматель – это новатор, привлекающий в сферу своей де­ятельности новые изобретения, источники сырья, рынки сбыта а также создающий новые формы организации и управления производством.

К ключевым условиям, которые необходимы для успешного развития предпринимательской деятельности, относятся:

· во-первых, наличие рынка с предложением, превышающим спрос;
· во-вторых, существование делового климата, обеспечивающего высокую степень мотивации в сфере производства и потребления;
· в-третьих, обеспеченная законом свобода деятельности и возможность маневрирования штатами и ресурсами.

Первые два этапа характеризовались монофункциональным пониманием предпринимательской роли. Предпосылками для полифункционального рассмотрения сущности предпринимательской деятельности послужили теоретические взгляды Л. Мизеса, Ф. Хайека, которые отмечали, что особенная составляющая в предпринимательской деятельности состоит не только в экспериментировании сочетания ресурсов, но и необхо­димости выбора наиболее адекватных и приемлемых из существу­ющих вариантов в достижении результативности производства

Третий этап изучения предпринимательства характеризовался концентрацией внимания на личностных характеристиках предпринимателя – его способностях самостоятельно принимать решения, управленческих навыках, склонности к системному анализу ситуаций. Наиболее яркий представитель данного на­правления – И. Кирцнер – в качестве центральной функции предпринимательской деятельности определяет регулирующую, которая способствует и обеспечивает движение рынков к состоя­нию равновесия, сам же предприниматель, с его точки зрения выступает «уравновешивающей» силой.

Четвертый – современный – этап развития концепции предпринимательства связан с междисциплинарным рассмотре­нием и анализом проблем предпринимательства, что вызвано смещением акцентов на управленческий аспект ведения бизнеса, на­личие творческого начала. В условиях новой экономики, с ко­торой связан современный этап развития, предпринимательство выступает в качестве социально-экономического института, так как является формой выражения и развития личности человека, его способностей и потребностей в социальном статусе и самовы­ражении. Социальные потребности людей определяют выбор спо­соба реализации трудового потенциала и форм хозяйственной де­ятельности. По мере удовлетворения физиологических потреб­ностей предприимчивость все теснее связывается с такими поня­тиями, как состязательность и самостоятельность. Получение об­щественного признания, авторитета в своей среде становится не­обходимостью, превращается в потребность.

Роль предпринимательства в развитии общества состоит, пре­жде всего, в развитии инициативы и активности субъектов, кото­рые не находятся на содержании и экономически не зависят от госу­дарства, а поэтому свободны в рамках закона в выборе сферы при­ложения своих знаний, умений, сил и способностей. Функции предпринимательства определяются его социально-экономической ролью, прежде всего, как работодателя и организатора социальных изменений; далее, как инноватора, разработчика и адаптера науч­но-технических, организационных нововведений; кроме того, как производителя товаров, услуг и агента конкурентных рыночных от­ношений; и, наконец, налогоплательщика. Развитие предпринима­тельства создает мощные мотивационные стимулы для более полно­го использования знаний, умений, активизируя и развивая тем са­мым социально-экономический потенциал общества в целом.

С учетом изложенного можно отметить, что предпринима­тельство – это инициативная, самостоятельная деятельность граждан (физических или юридических лиц), направленная на получение прибыли или дохода, осуществляемая от своего имени, на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность. Являясь одним из важнейших составляющих современной эконо­мики, предпринимательство играет большую роль в развитии конкуренции, составлении системы рыночных отношений, реше­нии социальных и экономических задач. Не случайно в странах с развитой рыночной экономикой предпринимательство получило такое широкое распространение и занимает среди форм организа­ции рыночных структур одно из ведущих мест. Именно поэтому переход к новой экономике означает переход к экономике пред­принимательского типа, а создание условий для такого перехо­да – важнейшая задача системы государственного управления.

Перечень личностных качеств предпринимателя, н еобходимых для эффективного осуществления предпринимательского труда, условно можно разделить на несколько групп:

1) образовательные – специальные знания в области про­изводства, организации сбыта, менеджмента, специальные навыки в производственно-экономической деятельности, опыт, кон­такты и связи;

2) личностные – состояние здоровья, воля, активность, ком­муникабельность, интуиция, деловая гибкость, социальная от­ветственность;

3) организационные – планирование и набор персонала, орга­низация труда, адаптация и расстановка работников; подготовка и переподготовка персонала, организация заработной платы и не­материального стимулирования, регулирование трудовых отно­шений, контроль выполнения принятых решений, умение рацио­нального соединения факторов производства, склонность к ри­ску; способность преодолевать сопротивление среды, умение уп­равлять производством;

4) интеллектуальные – творческий потенциал, логическое, системное мышление, рациональность организации личной рабо­ты, умение концентрироваться, вести переговоры, предпринима­тельская инициатива.

Становление инновационной экономической системы и новой экономики приводит к изменению социально-пси­хологической среды общества, которая, в свою очередь, существен­но изменяет самого человека. Поэтому процесс воспитания эконо­мического мышления и субъекта хозяйствования с преимущес­твенно рациональными экономическими установками сопряжен с формированием личной системы ценностей и доминирующими в ней предприимчивостью, высокой коммерческой инициативой.

Анализ личностных свойств и направленности (потребности, интересы, которые определяют устойчивую стратегическую ак­тивность) личности, составляющих деловую активность предпри­нимателей, позволяет составить психологический портрет успеш­ного предпринимателя. Первым важнейшим личностным свойством или чертой ха­рактера признается «опора на внутренние силы и внутренние факторы», «самостоятельность и самодостаточность». Внутрен­ние силы представляют собой совокупность интеллектуальных способностей, продуктивность, высокий творческий потенциал при сборе и анализе информации. Второй важной характеристикой предпринимателя выступа­ет способность к риску. Данная черта отражает состояние, вызы­ваемое ситуацией, изменяющееся (уменьшающееся) с возрастом, опытом и находящееся в обратной зависимости от мотивации ин­дивида к достижению цели. Третье ключевое свойство предпринимателя – «особая эврис­тика», умение принимать нестандартные решение, вести дело и особый подход к постановке управленческих задач и целей пред­приятия. Отличительное свойство данной черты – умение опреде­лить соответствующее данной ситуации действие, его темп, реали­зовать адекватную модель поведения для достижения цели, найти нужную информацию. При этом отличительными характеристи­ками структуры личности предпринимателя выступают склон­ность к быстрому анализу информации, выявление резервов и воз­можностей в процессе принятия решения, формирование механиз­ма предотвращения ошибок.

В существующей практике для отбора лиц, способных к пред­принимательской деятельности, разработаны методики, использующиеся для получения ориен­тировочных представлений о предпринимательских способностях. В качестве предварительных направлений для анализа формирования и развития предпринимательских способностей рассматриваются следующие:

1 ) личностные качества предпринимателя, формируемые в семье в детские и юношеские годы, поскольку в большинстве слу­чаев предприниматели – это выходцы из семей, где поощряется самостоятельность, трудолюбие, ответственное отношение к делу и уделяется особое внимание воспитанию;

2) образование как критерий профессиональных качеств. Связь успешности в предпринимательской деятельности и специального образования не столь очевидна. Хотя те, кто уже стал предприни­мателями, считают необходимым знание специальных экономиче­ских дисциплин (бухучет, экономический анализ) и приобретение навыков управления, общения, принятия нестандартных решений в условиях неопределенности;

3) продолжительность или срок от времени начала карьеры, наличие опыта — начинать свое дело целесообразно в возрасте 22–40 лет, когда наступает пик личностных качеств, необходи­мых для предпринимателя. При руководстве крупными фирмами становится более важным профессиональный и жизненный опыт;

4) окружающая среда (природно-климатическая, экономико-географическая, формальная и неформальная), определяющая воздействие на сферу предпринимательской деятельности, род за­нятий, активность и успешность. Влияние окружающей среды наиболее существенно связано с моральной, профессиональной и материальной поддержкой предпринимателя членами формаль­ной и неформальной групп, в которые он входит. Особое значение при формировании личностных и интеллекту­альных способностей предпринимателя отводится культурному пространству – национальному менталитету, этнической почве, роли и значению местных традиций, общественному мнению, фор­мируемым средствами массовой информации и коммуникаторами.

Экономическая прибыль представляет собой доход от предпринимательской деятельности. В количественном отношении прибыль представляет собой разность между общей выручкой и издержками. Но если существуют два подхода к определению и измерению издержек, то и содержание понятия «прибыль» следует рассматривать в двух аспектах – бухгалтерском и экономическом.

Бухгалтерская прибыль есть разность между общей выручкой и внешними издержками. Напомним, что к последним относят явные, фактические издержки: заработную плату, затраты на топливо, энергию, вспомогательные материалы, проценты по ссудам, арендную плату, амортизацию и т.д.

В экономической теории и практике совокупность постоянных и переменных издержек относят к экономическим издержкам. Совокупные экономические издержки вместе с нормальной прибылью составляют экономические затраты (издержки). Разность между общей выручкой и экономическими издержками образует экономическую, или чистую, прибыль.

Сущность прибыли наиболее полно проявляется в ее функциях: учетной, стимулирующей и распределительной. Суть учетной функции прибыли состоит в том, что прибыль является важнейшим критерием эф­фективности предпринимательской деятельности фирмы. Основные показатели, раскрывающие эту функцию, — масса и норма прибыли (рентабельность). Стимулирующая функция прибыли состоит в том, что она (прибыль) является мощным генератором экономики. Именно стремление к увеличению прибыли лежит в основе большинства нововведений. На величину прибыли влияют количество произведенной продукции, скорость оборота капитала, уровни производственных издержек, производительности труда, цен и некоторые другие факторы. Суть распределительной функции прибыли состоит в том, что она служит источником накопления и развития производства, материального поощрения работников. В рыночной экономике прибыль — основа развития предпринимательской фирмы.

Теории прибыли. Прибыль – одна из самых распространенных и неоднозначных категорий современной экономики. Четкой, принимаемой всеми экономистами трактовки прибыли сегодня нет. Причем экономисты спорят не об определении прибыли как таковой – с этим как раз вроде бы уже все ясно. Прибыль – это величина, остающаяся в выручке предприятия после вычета из нее затрат. Различные толкования вызывает другой вопрос – о происхождении или источниках прибыли. Откуда берется этот остаток, эта разница между выручкой и затратами?

Исторически сложились две укрупненные трактовки прибыли: прибыль как доход собственника специфического фактора – предпринимательского таланта – и прибыль как остаточная величина, остающаяся после вменения каждому фактору своего дохода. Их условно можно назвать объективными и субъективными теориями.

Объективные теории объясняют происхождение прибыли внешними причинами, так или иначе связанными с нарушениями конкурентного равновесия. Конъюнктурные теории – прибыль выступает как результат рыночного неравновесия. В условиях рыночного равновесия весь доход фирмы распределяется между различными факторами соответственно их предельному продукту, здесь нет места ни прибыли, ни убытку. Представим, что в результате внешних причин внезапно изменилась рыночная конъюнктура, например, произошло повышение спроса на товар. Это привело к росту цены, а значит возросла и выручка. Однако цены факторов производства не изменились и их производительность тоже осталась постоянной. В этой ситуации нет причин выплачивать владельцам факторов доход сверх прежнего и у фирмы остается некая часть дохода, не доставшаяся никакому фактору. Это и есть прибыль. При падении спроса аналогично возникает убыток.

Прибыль как проявление монопольной власти. Прибыль получает фирма вследствие своего доминирования на рынке. Монополия может получать прибыль как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Это происходит вследствие того, что она устанавливает цену выше предельных издержек, ограничивая предложение товара. Наличие монопольной прибыли не выступает для других фирм стимулом для вступления в отрасль, поскольку существуют довольно существенные барьеры для этого.

Субъективные теории. Они предполагают наличие четвертого фактора производства, предпринимательства и соответственно наличия у владельца этого фактора дохода в виде предпринимательской прибыли. Общепринятой в XYIII – XIX вв господствовала трактовка прибыли на капитал как третьей составной части валового дохода наряду с заработной платой и рентой. Прибыль на капитал подразделялась А.Смитом на процент на вложенный капитал и предпринимательский доход (плата за управление предприятием и несение определенного риска). В дальнейшем с наступлением господства маржиналистских идей, сама проблема предпринимательства исчезла из неоклассического микроэкономического анализа. Если в условиях равновесия совокупный продукт полностью сводится к выплатам факторов производства, не имеет большого значения количество и наименование самих этих факторов. Можно абстрагироваться от фактора предпринимательства.

Прибыль и инновации. Выдающийся экономист Й.Шумпетер разработал теорию прибыли как результата осуществления нововведений. Роль предпринимателя заключается в поиске и внедрении новых сочетаний различных факторов производства. Эти сочетания и есть нововведения (инновации), дающие возможность извлекать прибыль сверх среднего дохода по данной отрасли. При этом следует отличать изобретения – открытие новых технологий или методов; и инновации – внедрение изобретений в практику. Он выделил 5 основных типов инноваций:

Производство нового товара или услуги или создание нового качества товара;

Освоение нового рынка или нового сегмента;

Внедрение новой технологии при производстве товара, а также новый способ коммерческого использования товара или замена одного товара на аналогичный, но более дешевый;

Получение нового источника сырья или полуфабрикатов для производства товара;

Организационно-управленческие нововведения и реорганизация предприятия.

Й.Шумпетер отличал прибыль предпринимателя от платы за управление предприятием и премии за риск ведения бизнеса. Он прямо относил их в затраты производства. Кстати, Й.Шумпетер утверждал, что собственно предприниматель никогда не несет риска от внедрения своих инноваций. Если его дело терпит крах, то убытки несет кредитор, владелец капитала, предоставивший ему заем на организацию бизнеса. Если же предприниматель приобретал факторы производства на собственные средства, то тоже он терпит убытки как кредитор, но не как предприниматель. Единственное, чем он рискует, – это своей репутацией.

Погоня предпринимателей за прибылью влечет за собой постоянные нововведения в производстве и, следовательно, является двигателем экономического и технического прогресса. Без развития нет предпринимательской прибыли, а без последней не бывает развития. В статичном же мире нет места для прибыли: предпринимателя как такового нет, его заменяет обычный управляющий, получающий плату за управление. Он не несет убытков и не получает соответственно никакой прибыли.

Прибыль и риск. Концепцию риска и неопределенности как источника прибыли связывают с именем американского экономиста Ф.Найта. Он охарактеризовал прибыль как компенсацию предпринимателя за несение им бремени риска.

Ф.Найт выделял два вида риска:

1) риск, вероятность которого может быть статистически просчитана и от которого можно застраховаться;

2) риск (неопределенность), принципиально не страхуемый (риск, связанный с отсутствием спроса на новый товар, в разработку и производство которого были вложены значительные средства).

Риски первого рода не так страшны предпринимателю — страхуясь от них, он включает страховые взносы в свои производственные затраты. Однако все риски второго рода предприниматель берет на себя, принимая решения о выпуске той или иной продукции, установлении той или иной цены на нее, выбирая ту или иную конкурентную стратегию при продвижении продукции на рынок. Прибыль (убыток) у Ф.Найта выступает, таким образом, как выигрыш (проигрыш) в игре с непредсказуемым результатом. Согласно Ф.Найту, вся прибыль есть следствие различия между ожидаемыми и фактическими затратами и доходами предпринимателя. А несовпадение плана и факта объяснимо лишь существованием принципиальной, не поддающейся измерению неопределенности будущих состояний рынка. Если же тем или иным образом можно было достоверно узнать, например, величину платежеспособного спроса на товар в определенный момент будущего, экономика не выходила бы из состояния равновесия, предприниматели не несли бы убытков и не получали бы прибыли.

В этом концепция Ф.Найта близка к «конъюнктурному» объяснению происхождения прибыли, приведенному ранее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: