Европейский центральный банк (ЕЦБ) — первый в истории надна-
циональный центральный банк, начавший свою активную деятельность
в 1999 г. с переходом большей части государств ЕС к единой валюте
евро. Предшественниками ЕЦБ были сначала Европейский фонд ва-
лютного сотрудничества, а с 1993 г.— Европейский валютный институт.
ЕЦБ стоит во главе Европейской системы центральных банков
(ЕСЦБ), которая включает все 15 центральных банков стран ЕС.
Центральные банки государств, не входящих в зону евро, являются
участниками ЕСЦБ с особым статусом: они не имеют право влиять
на решения, которые действительны только для зоны евро.
Кроме того, введено понятие Евросистемы (The Eurosystem), кото-
рая состоит из центральных банков стран, вошедших в зону евро, и
ЕЦБ. ЕСЦБ управляется тремя органами — Советом управляющих
(Governing Council), Правлением ЕСЦБ (Executive Board) и Общим
советом (General Council). Совет управляющих включает членов
Правления ЕЦБ (Executive Board of the ECB) и управляющих цен-
тральных банков стран зоны евро. Правление ЕЦБ избирается на
восьмилетний срок без права переизбрания, и его члены независимы
от рекомендовавших и избравших их стран и правительств. Правле-
ние ЕСЦБ состоит из президента, вице-президента и четырех других
членов. Общий совет, в отличие от Совета управляющих, наряду с
президентом и вице-президентом, включает управляющих всех цен-
тральных банков стран ЕС. Таким образом, структура управления
ЕСЦБ является двухярусной с учетом наличия двух групп стран. Об-
щий совет, как и Правление ЕСЦБ, выступает связующим звеном ме-
жду странами зоны евро (ins) и странами, не вошедшими в нее
(pre-ins).
Уставный капитал ЕЦБ определен в 5 млрд евро. Доля централь-
ных банков в нем рассчитывается исходя из доли их стран в ВВП и
населении ЕС. При УТОМ центральные банки стран ins должны вносить
100% подписанного капитала, а стран pre-ins — 5%. Наряду с этим цен-
тральные банки должны перечислять ЕЦБ резервы иностранных валют
(в сумме эквивалентные 50 млрд евро), за исключением их националь-
ных валют, евро и SDR. Резервные взносы установлены пропорцио-
нальными долям центральных банков в подписанном капитале.
Европейскому центральному банку принадлежит ключевая роль в
осуществлении кредитно-денежной политики в рамках Европейской
валютной системы (ЕВС). При этом его основная задача заключает-
ся в унификации требований, предъявляемых к финансовым инстру-
ментам и институтам в зоне евро, а также в методах проведения
центральными банками кредитно-денежной политики. В частности,
до создания ЕВС центральные банки отдельных государств исполь-
зовали различные механизмы денежно-кредитного регулирования
экономики. Так, не все страны ЕС применяли нормы обязательного
резервирования для коммерческих банков, а часть из тех, кто ис-
пользовал их, не начисляли процентное вознаграждение. Различа-
лись механизмы рефинансирования кредитных институтов со сторо-
ны центральных банков.
Европейский центральный банк использует следующий основной
инструментарий кредитно-денежной политики.
Во-первых, предусматривается установление текущих целевых
значений для основных денежных агрегатов для контроля уровня
инфляции.
Во-вторых, определяются диапазоны колебаний основных про-
центных ставок, в том числе для сближения их по всей зоне евро.
В-третьих, устанавливаются минимальные резервные требования
для коммерческих банков, а также в отношении процентного вознагра-
ждения. Теперь все страны ЕВС должны применять установленный
единый норматив резервирования (может принимать значение до 10%)
и процентного вознаграждения (14%). Определен единый перечень обя-
зательств, для которых применяется норматив, а также штрафные санк-
ции за нарушение сроков резервирования средств. Установление мини-
мальных резервных требований в качестве одной из целей преследует
выравнивание уровней процентных ставок в странах ЕВС.
В-четвертых, определяется совокупность краткосрочных операций
по регулированию ликвидности па денежном рынке евро, называе-
мых постоянно действующими механизмами. Они подразделяются в
целом на кредитные и депозитные механизмы ЕЦБ. Так, к депозит-
ному механизму относят размещение временно свободных денежных
средств кредитных институтов в депозиты ЕЦБ сроком на один день
(депозиты overnight). Устанавливаемая по этим депозитам ставка
формирует нижнюю границу однодневных межбанковских кредитов
рынка евро и является минимальной базовой ставкой в системе про-
центных ставок ЕЦБ. Аналогично к кредитным механизмам относит-
ся предоставление любым центральным банком Евросистемы одно-
дневных кредитов. Соответствующая процентная ставка определяет
верхнюю границу ставок рынка однодневных межбанковских креди-
тов евро. Однако однодневные кредиты предоставляются централь-
ными банками бесплатно.
ЕЦБ предоставил право центральным банкам ЕВС самостоятель-
но выбирать форму предоставления однодневных кредитов, основны-
ми из которых являются залоговые (ломбардные) кредиты и сделки
прямого однодневного репо.
В качестве залога по однодневным кредитам могут быть исполь-
зованы активы, определяемые ЕЦБ и подразделяемые на две катего-
рии. Критерии, которым должны отвечать активы обеих категорий,
также определены ЕЦБ. При получении кредитов рефинансирования
в своем национальном центральном банке кредитный институт раз-
мещает активы одно]'! из категории в любом депозитарии на терри-
тории ЕВС. ЕЦБ установил размеры предоставляемых кредитов в
зависимости от рыночной стоимости заложенных активов и степени
ее колеблемости, а также нормативы дополнительных взносов либо
выплат в случае изменения указанной рыночной стоимости.
В-пятых, проводятся операции на открытом рынке, под которыми в
ЕВС подразумевают любые сделки, по которым центральные банки
сами выступают равноправными контрагентами на рынке, а не только
операции на рынке ценных бумаг, как это принято обычно. Среди ука-
занных операций наибольшее значение имеют основной и долгосроч-
ный инструмент рефинансирования, а также так называемые операции
тонкой настройки и структурные операции. Основной инструмент ре-
финансирований предполагает проведение еженедельных аукционов на
срок 14 дней среди кредитных институтов по фиксированной процент-
ной ставке. Долгосрочный инструмент рефинансирования аналогичен
основному, но предусматривает ежемесячную аукционную торговлю
трехмесячными кредитами. Он заменил действовавшую в ряде стран
ЕВС до перехода к евро форму долгосрочного рефинансирования через
переучет векселей. Аукционы по обоим инструментам рефинансирова-
ния проводятся децентрализованно, т. е. центральными банками Евро-
системы, но общие объемы кредитных средств, выставляемых на прода-
жу, определяются ЕЦБ. Операции тонкой настройки и структурные
операции проводятся нерегулярно и часто за короткий период, когда
необходимо срочное вмешательство для регулирования ликвидности и
процентных ставок на рынках ЭВС. Сюда относят, в частности, «ско-
ростные» кредитные и депозитные тендеры, валютообмепные свопы
(т. е. одновременное заключение спотовой и форвардной сделки по ку-
пле-продаже какой-либо валюты), выпуск дисконтных долговых обяза-
тельств ЕЦБ и др.