Восприятие есть акт извлечения информации из структур светового потока. Этот акт предполагает активность субъекта – прежде всего двигательную (для выявления инвариант). Акт извлечения информации связан с мотивацией человека.
Теория восприятия Гельмгольца.
I. Тип теории.
СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ВОСПРИЯТИЮ.
Акцент ставится на субъекте. Познавательный опыт человека и всё, что связано с личностью (мотивы, эмоции, ценности, внимание и т.д.)
Содержание процесса восприятия. Восприятие – представление (воплощение) имеющихся у субъекта знаний об окружающем мире в чувственной форме. Брунер: основные формы знаний о мире
Движение. Пр.: мы знаем как писать.
Чувственная форма. Пр.: я вижу объект и я понимаю его.
Знание. Пр.: знаки, слова и т.д.
Пр.: эксперимент с полосатой лентой и субъективным восприятием красного стекла.
Свойства процесса восприятия: активность и произвольность (Пр.: работы Ярбуса по исследованию движений глаз в процессе восприятия); индивидуальность и пристрастность (Эксперимент Бодалева: 2 группам показывают 1 фото; одна группа воспринимает героя, другая – преступника).
|
|
II. Характеристика теории.
По Гельмгольцу, мы не просто пассивно поддаёмся потоку впечатлений, но и активно наблюдаем, т.е. настраиваем свои органы чувств для различения воздействий с максимальной точностью.
Восприятие как результат встречи идущего из внешнего мира и того, что уже есть у индивида.
Гельмгольц первый обратился к физиологии зрения. Его гипотеза: каждому рецептору соответствует одно ощущение; сколько рецепторов возбудилось проксимальной стимуляцией – столько и ощущений.
Особенности чувственного восприятия:
1) Мы всегда видим объекты в поле зрения так, как видели бы их при обычных условиях, если бы получили тоже впечатление. Механическое раздражение рецепторов – адекватное раздражение рецепторов.
2) Мы обращаем внимание на ощущения, если они полезны для познания внешних объектов, и отвлекаемся от тех деталей чувственных ощущений, которые не имеют значения для восприятия внешних объектов.
3) Всё в нашем чувственном восприятии, что может быть преодолено и обращено в свою противоположность с помощью очевидных фактов опыта, не является ощущением.