Принципы спец-го образования. Принципы спец-го образов-я - это система наиболее общих, существенных и устойчивых требовании, кот-е опред-т характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями (определение Н.М. Назаровой). Основ принципы спец-го образования (по Н.М. Назаровой):
1)принцип педагогич-го оптимизма - раскрытие потенциальных возможностей лиц с особыми образовательными потребностями, опора на идею Л.С. Выготского о "зоне ближайшего развития";
2)ранней педагогич-й помощи - обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонения реб-ка для определения его образовательных потребностей;
3) принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования - требует гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности;
4)принцип социально-адаптирующей направленности образования -подчиненность специального воспитания социальному развитию;
|
|
5)принцип развития мышления, языка и коммуникации как средства спец-го образования - удовлетворение потребности в коррекционно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения;
6)принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании - определение подходов к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в процессе которой появляются психологические новообразования, определяющие личностное развитие реб-ка;
7)принцип дифференцированного и индивидуального подхода - организация спец-го образоват-го процесса на основе учета индивидуальных и специфических особенностей ребенка;
8)принцип необходимости специального педагогич-го руководства - осуществление организационно-управленческих функций в специальном образовательном процессе высокопрофессиональными спец-и педагогами.
18. Общие дидактические принципы:
• Принцип научности предполагает научный характер знаний, которые преподносятся детям, даже если эти знания адаптируются с учетом познавательных возможностей учащихся и носят элементарный характер.
• Принцип связи теории с практикой. Первые сведения об окружающем мире ребенок получает в процессе предметно практической деятельности, в дальнейшем педагог обобщает и систематизирует этот опыт, сообщает новые сведения о предметах и явлениях. Приобретенные знания ребенок может использовать как в процессе усвоения новых знаний, так и на практике, за счет чего его деятельность поднимается на новый уровень.
|
|
• Принцип активности и сознательности в обучении. Обучение и воспитание представляют собой двусторонние процессы. С одной стороны – объект обучающего и воспитывающего воздействия – ребенок, которого обучают и воспитывают, а с другой стороны – ребенок сам активно участвует в процессе обучения, и чем выше его субъективная активность, тем лучше результат. Снижение уровня субъективной активности, слабость познавательных интересов, несформированность учебной мотивации существенно влияют на успешность освоения учебной программы детьми с отклонениями в развитии. Педагоги специального образования должны знать об этих особенностях и строить воспитательную и образовательную работу, применяя соответствующие методы и приемы, активизирующие и стимулирующие субъективную активность учащихся.
• Принцип доступности предполагает учет возрастных и психофизиологических особенностей детей, а также учет уровня актуального развития и потенциальных возможностей каждого из них. Все обучение проблемного ребенка должно строиться с опорой на «зону ближайшего развития» и предполагает выбор образовательного содержания посильной трудности, при этом в равной мере нежелательно облегчать или чрезмерно повышать трудность учебной информации.