Спортивная деятельность — один из видов социально-значимой деятельности, регламентированный системой тренировок, соревнований и направленный на достижение высокого спортивного результата. Спортивная деятельность выступает в качестве самостоятельного объекта управления. Чтобы эффективно управлять спортивной деятельностью, необходимо иметь знания о факторах, непосредственно влияющих на физкультурно-спортивную организацию. На спортивную деятельность людей влияют:
• социальная макро- и микросреда;
• индивидуально-личностные особенности спортсмена;
• спортивная сфера и профессиональный уровень тренера;
• материальное и программное обеспечение учебного процесса.
Социальная макросреда — это совокупность всех социальных групп и обществ оказывающая непосредственное влияние на сферу физической культуры и спорта. Данное влияние определяется статусом спорта в обществе, тем вниманием, которое уделяет спорту и физической культуре правительство и средства массовой коммуникации, финансовыми вложениями в спорт, развитостью инфраструктуры, материальным и моральным положением тренеров и спортсменов, массовостью физической культуры и спорта и т.д.
|
|
Социальная микросреда имеет сложную, многоуровневую структуру. В ее состав входят внеспортивное (семья, друзья, одноклассники, учителя и т.д.) и спортивное (тренер, команда, друзья в команде и болельщики) окружение.Наибольшее влияние среди внеспортивного социального окружения на занятия спортом оказывает малая формальная группа — семья.
Из спортивного социального окружения, наибольшее влияние на спортивную деятельность оказывает личный тренер. Именно он направляет спортивную деятельность и руководит ею, предопределяет успешность спортивной карьеры, формирует спортсмена как личность. От его профессиональных и человеческих качеств зависит не только успешность спортивной деятельности, но и продолжительность занятий спортом вообще.
Материальное и программно-методическое обеспечение подготовки спортсменов оказывает сильное влияние на результативность спортивной деятельности. К нему относятся:
• спортивная база и ее состояние;
• тренажеры, приспособления и другие технические устройства;
• средства и приборы медико-биологического, биохимического, педагогического контроля;
• средства реабилитации и восстановления, в том числе медикаментозные, физиотерапевтические, психологические;
• программы и сродства отбора, подготовки, тренировки спортсменов;
• наличие спарринг-партнеров для проведения тренировок и соревнований;
• финансовые средства для выезда на сборы, соревнования.
|
|
Социально-профессиональный статус тренера характеризует его личностные и профессиональные качества, особенности взаимоотношений с окружающими, способы руководящего воздействия и стиль управления спортивной группой или командой, человеческие и лидерские качества, которые оказывают решающее влияние на активность и результативность спортивной деятельности занимающихся, независимо от того, на каком уровне спортивного мастерства они находятся.
Материалы к семинарскому занятию ”Физкультурно-спортивная деятельность как объект управления“
Ответить на следующие вопросы:
1) Назовите наиболее важные компоненты внешней среды спортивной организации.
2) Назовите основные социально-психологические характеристики макросреды, которые могут оказать влияние на изменение активности детей в спорте.
3) В чем заключаются особенности организации учебно-тренировочного процесса в спорте?
4) Назовите компоненты, которые определяют профессиональный уровень тренера?