Структура исторического исследования

Методология

1) Общая характеристика Стр.Истории исследования.

Целостность работы является дублирование циклов. Цель - это конкретизация темы, выделение тех аспектов предметной области которые заданы темой как наиболее важной. Цель можно определить как направленность исследовательских процедур на получение определенного результата (!) На что направлена наше изучение, чего добиваемся прийти в итоге для дипломной работе. Реконструкция, причины или влияние, сравнительную характеристику.

При переходе от темы к цели появляется эвристическая ситуация что ведет к выходу на проблему. Проблема - это ситуация стыковки предпосылочного знания и неизведанной области. И это первый момент при внесении нового знания. Устанавливается связь между тем что нам известно и тем, что мы намереваемся привнести нового. Статус научной проблемы приобретает не любой вопрос, а тот который предполагает возможность решения. Это значит необходимо определить условия или методы решения этой проблемы с учетом нашей специфики определить круг источников на основании которых мы будем решать эти проблемы и достигать поставленных целей и задач. Задача есть конкретизация цели.

Набор исходных гипотез. Гипотеза – это предполагаемый способ решения поставленной проблемы. Гипотеза предположительное знание истинность которого еще не установлена. Но знание в той или иной степени обосновано, поскольку базируется на уже имеющемся знании. Базируется на тех положениях которые признаны научным сообществом. Отсюда вытекает, что научное исследование предполагает совокупность предварительных знаний в том числе теоритических, тех знаниях которые признаны научным сообществом, на которые опирается исследования, выдвинутые гипотезы. Если говорить о нашей области, то Этим определяется необходимость исторического введения в любое исследование. Эта часть делится на 2 части 1) собственная историография: изученность той проблемы, которая ставится в работе, целью является установление степени изученности данной проблемы показать какие аспекты проблемы получили освещение в имеющихся исследовательской традиции, какие недостаточно, а какие оставлены, но не решаются. Тем самым вы обосновываете, исходя из этого научную новизну вашей собственной работой. Собственную историографическую часть дополняют характеристикой всей литературы, которая была привлечена при написании того или иного исследования. Привлекается более широкий круг литературы, нежели та которая четко относится к рассматриваемой проблеме.

Гипотеза должна быть обоснована, в ходе проверки гипотезы формулируются выводы. Применительно к нашей науки, к нашей области, мы не очень дружим с гипотезами, как правило в дипломной работе, гипотезы не оформляем. Одно время в кандидатских диссертациях требовался набор исходных гипотез, которые должны были быть окончательно обоснованы в итоговых выводах работы и заключении. Но это требование не прижилось. В дипломной работе это не требуется, Но начиная работу вы что-то предполагаете, если гипотеза не подтверждается, ничего страшного, потому что отрицательный результат, это тоже результат. Не подтвердив гипотезу, тоже пришли к определенным выводам. Фиктивность гипотезы заключается в том, что она является толчком к исследованию, она как начальный пункт исследования, расширяет проблемное поле исследования, в этом суть гипотезы. В своей исследовательской работе мы должны к этому обращаться.

Есть вариант Рабочей гипотезы, это наименование используется тогда, когда знание на которое мы опираемся выдвигая гипотезу, еще не достаточно обоснована, ниличный комплекс знаний не дает возможности сформулировать научную гипотезу. Но рабочая гипотеза выполняет в чистом виде уже эвристическую функцию, она подталкивает нас к научному поиску. Пути научного поиска и проверки гипотезы могут быть различны: это расширение источниковой базы, это совершенствование методов критики источника, может касаться как общих методов, так и конкретных методик исследования. Это новые подходы к историческому исследованию, новые интерпретации уже известных фактов и т.д.

Соответственно методологическая часть вашей работы, которая должна присутствовать во введении к диплому, включает в себя 1) определение общих подходов и принципов которые вы будите использовать в своем исследовании, а с другой стороны вы показываете каким способом вы будите решать те цели и задачи, которые были вами поставлены. Это Методы критики источника (методы работы источника), методы интерпретации которые вы собираетесь привлечь, можно указать на то, что намереваемся пересмотреть прежние устоявшиеся точки зрения. В дипломную работу входит Характеристика источниковой базы работы, новый взгляд на источники.

Итогом исторического исследования должно стать получение нового знания, уровень которого может быть различным. К дипломной работе это тоже относится, т.к. в ней тоже должны быть элементы научного исследования. Может быть: - обобщение того что уже сделано по той или иной теме, это тоже новое знание – пересмотр оценок, дать иную интерпретацию того что уже известно; введение в оборот новых источников что позволяет расширить представление о том или ином и прочее. Но момент новизны должен присутствовать!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: