Уровень общенаучной методологии,или общенаучных принципов и форм исследования, как отмечают В. П. Зинченко и С. Д. Смирнов, получил развитие лишь в XX в. К нему относятся содержательные научные концепции (например, концепция ноосферы В. И. Вернадского), универсальные концептуальные системы (тектология А. А. Богданова, общая теория систем Л. фон Берталанфи) и некоторые современные общенаучно - методологические подходы (синергетика Г. Хакена, концепция автопоэзиса У. Матураны и Ф. Варелы, теория диссипативных структур И. Р. Пригожина), а также методологические или логико-методологические концепции — структурализм, получивший широкое распространение в антропологии, этнографии и отчасти в психологии и психотерапии, системный анализ, логический анализ. Методологию системного проектирования Г. П. Щедровицкого также можно отнести к уровню общенаучной методологии.
Самый распространенный пример содержательных научных концепций — концепция ноосферы В. И. Вернадского. Суть ее в том, что в результате активно преобразующей деятельности человека биосфера достигает своей новой, высшей стадии развития. Ноосфера рассматривалась В. И. Вернадским как особый структурный элемент космоса, отличающийся социальным охватом природы. Пафос концепции ноосферы — в утверждении необходимости разумной организации взаимодействия человечества и природы.
|
|
Однако в психологии (да и не только там) концепция ноосферы применяется в качестве общенаучно - методологической основы сравнительно редко, хотя анализ этой концепции показывает, что она весьма эвристична. Исторические обстоятельства, чисто внешние по отношению к содержанию концепции, не способствовали ее широкому распространению в качестве общенаучной методологии. К универсальным концептуальным системам В. П. Зинченко и С. Д. Смирнов относят тектологию A А. Богданова. Философскими предпосылками тектологии Богданова стали философия всеединства B. С. Соловьева и философия общего дела Н. Ф. Федорова. Одна из основных идей тектологии, задуманной А. А. Богдановым как обобщение организационного опыта человечества, заключалась в том, что всякую систему элементов надлежит рассматривать в ее отношении к среде, а элементы системы — в отношении к целому. Опередившая свое время и поэтому не оцененная современниками, а потом на долгие годы изъятая из философии «по идейным соображениям», концепция А. А. Богданова так и не стала общенаучно - методологической основой психологических теорий.
В западной науке общенаучно - методологические подходы начали появляться только в середине XX столетия. Перенесение методологических достижений из одной области науки в другую (а именно так эти подходы стали распространяться шире, чем та область науки, где они были впервые предложены) считается одной из характерных особенностей научного мышления в неклассической науке. Одной из первых общенаучно - методологических универсальных концепций, получившей широкое распространение, стала кибернетика, созданная Н. Винером и Дж. фон Нейманом. В рамках кибернетики было создано представление о системах, самоорганизующихся по принципу обратной связи. Эта концепция оказалась настолько плодотворной, что нашла свое применение в различных областях науки, в том числе в физиологии и психологии. Среди ученых, работавших в области психологии, одним из первых на кибернетику как общенаучную методологию обратил внимание Грегори Бейтсон (1904—1980). В исследованиях, проводившихся в разные годы им и его сотрудниками, некоторые принципы кибернетики применялись к клинико-психологическому изучению алкоголизма. При этом принципы кибернетики не применялись им редукционистически, а подвергались существеннейшей переработке применительно к изучаемой психологической реальности.
|
|
Другой пример содержательной общенаучно - методологической схемы, созданной в те же годы, — общая теория систем Л. фон Берталанфи. В его основе — обобщение экосистем как живых систем.
Применительно к отечественной психологии называют два варианта реализации системного подхода — системно-структурный и системно-функциональный. Традиция первого подхода восходит к Л. С. Выготскому. Примерно в те же годы в физиологии системно-структурная методология была впервые использована Н. А. Бернштейном. Суть данного подхода в том, что внимание исследователей направлено на изучение структурной организации психической реальности. В рамках этого подхода ставится проблема единиц анализа психики, изучается системно-структурная организация единиц разного уровня.
За рубежом системно-структурная методология была впервые применена в гештальтпсихологии, по-своему развита Ж. Пиаже применительно к исследованию интеллекта. В современной науке она применяется в когнитивной психологии (например, модели познавательных процессов в когнитивной психологии), психосемантике.
Системно-функциональная методология направляет внимание исследователей прежде всего на закономерности функционирования изучаемого объекта как системы. В последнюю четверть XX в. возник целый ряд общеметодологических подходов, которые во многом определяют облик современной постнеклассической науки. Наиболее значительные из них — синергетика Г. Хакена, концепция автопоэзиса У. Матураны и Ф. Варелы и теория диссипативных структур И. Пригожина. Еще одна логико-методологическая схема, нашедшая применение в психологии, — теория логических типов, сформулированная в работах Б. Рассела и А. Уайтхеда, Л. Витгенштейна, Р. Карнапа. Она послужила общеметодологической основой для ряда исследований, проведенных по инициативе и под руководством Г. Бейтсона.