Тема: Анализ и интерпретация качественных данных

Анализ интерьвю.

  • Техника анализа – всего лишь инструмент, полезный для некоторых целей, соответствующий некоторым типам интервью и удобный для некоторых исследователей.
  • Основной груз лежит на исследователе, на вопросах о теме исследования, которые он задаёт себе.

Пять подходов к анализу текста.

  • Конденсация смысла.
  • Категоризация значений.
  • Нарративное структурирование.
  • Интерпретация смыслов.
  • Продуцирование смыслов.

Фокусировка анализа.

  • Первая задача анализа – описание. Ответ на вопрос «Что происходило? При каких условиях? Каковы были цели участников? Что с ними стало в дальнейшем?».
  • Описание следует отделять от интерпретации.
  • Задача интерпретации - ответ на вопрос «Почему?»

Стратегия анализа интервью

  • Анализ случая (анализ каждого интервью отдельно).
  • Сравнения случаев друг с другом (перекрёстный анализ тем из разных интервью).

Стратегии анализа наблюдений.

  • Хронологический порядок.
  • Анализ ключевых событий.
  • Анализ условий, людей, групп.

Исследование случая.

  • Цель – собрать исчерпывающую, всестороннюю, систематическую информацию о каждом случае, представляющем интерес.
  • Используются все материалы: интервью, наблюдения, документы.

Содержание исследования случая.

  • Описание случая.
  • Редактирование информации.
  • Исследование случая может быть организовано хронологически или тематически и представлять холистический портрет человека или институции.

Конденсация смысла.

  • Сокращение всего значимого, что высказал респондент, и выражение его в более кратком виде. Длинные предложения сжимаются в короткие, в нескольких словах выражающие основной смысл высказывания.

Индуктивный анализ.

  • Индуктивный анализ означает, что модели, темы и категории анализа вытекают из данных, а не накладываются на них ещё до сбора и анализа.
    • Естественные типологии.
    • Сконструированные типологии.

Категоризация значений.

  • Категоризация значений состоит в том, что интервью распределяется по категориям и эти категории кодируются. Длинные предложения сводятся к простым.

Интерпретация данных: причины, следствия, взаимосвязи.

  • Интерпретация по определению включает нечто, что находится за пределами описательных данных.
  • Интерпретация означает наделение смыслом того, что уже найдено, предложение объяснений, вытягивание выводов, экстраполяцию уроков, построение связей, прикрепление значений, упорядочивание и работу с конкурирующими объяснениями, неподтверждёнными случаям и ошибками в данных как часть проверки жизненности интерпретации.

Пример категоризаций.

  • Отношение с учителем – обман, лесть, доверие, зависимость, принятие критик, ощущение несправедливости, поиск указаний.

Нарративное структурирование.

  • Анализ интервью можно рассматривать как форму нарративного повествования, как продолжение истории, расказанной респондентом. Нарративный анализ того, что было сказано, приводит к новой истории, которую ещё только надо рассказать, к истории, развивающей темы первоначального интервью.

Интерпретация значений.

  • Интерпретация лежит вне текста.
  • Исследователь имеет свой взгляд на предмет исследования, и с этой точки зрения он интерпретирует интервью.

Ситуативное порождение смысла.

  • Исследователь может прочитать все интервью, получить общее представление, затем вернуться к определённым отрывка, может быть, провести кое-какие измерения (например, подсчитать высказывания, демонстрирующие различное отношение к явлению), более глубоко интерпретировать отдельные высказывания, превратить части интервью в нарратив, найти метафоры, отражающие материал.

Полнота анализа: поиск конкурирующих объяснений

  • Как только исследователь нашёл правдоподобное объяснение, полезно поискать альтернативное объяснение.
  • При рассмотрении конкурирующих объяснений важно не опровергнуть, а найти данные для их подтверждения.

Краткие выводы.

Проверка достоверности данных.

  • Метод триангуляции.
  • Воспроизводимость результатов.
  • Обеспечение цепи доказательств.

Метод триангуляции.

  • Триангуляция источников.
  • Исследовательская триангуляция.
  • Теоретическая триангуляция.
  • Методическая триангуляция.

Воспроизводимость результатов.

  • Если кейс-стади повторяется на том же объекте в схожих условиях и приводит к тем же выводам, то можно говорить о надёжности полученных данных.
  • Если кейс-стади повторяется на другом предприятии при том же инструментарии и приводит к тем же выводам, то можно говорить о надёжности полученных данных.

Обеспечение цепи доказательств.

  • Суть этого принципа состоит в том, что посторонний читатель отчёта должен быть в состоянии проследить логику движения от первичных фактов к конечным выводам.
  • При соблюдении этого требования исследователь избегает выводов, которые висят в воздухе и которым читатель может только верить или не верить.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: