Анализ интерьвю.
- Техника анализа – всего лишь инструмент, полезный для некоторых целей, соответствующий некоторым типам интервью и удобный для некоторых исследователей.
- Основной груз лежит на исследователе, на вопросах о теме исследования, которые он задаёт себе.
Пять подходов к анализу текста.
- Конденсация смысла.
- Категоризация значений.
- Нарративное структурирование.
- Интерпретация смыслов.
- Продуцирование смыслов.
Фокусировка анализа.
- Первая задача анализа – описание. Ответ на вопрос «Что происходило? При каких условиях? Каковы были цели участников? Что с ними стало в дальнейшем?».
- Описание следует отделять от интерпретации.
- Задача интерпретации - ответ на вопрос «Почему?»
Стратегия анализа интервью
- Анализ случая (анализ каждого интервью отдельно).
- Сравнения случаев друг с другом (перекрёстный анализ тем из разных интервью).
Стратегии анализа наблюдений.
- Хронологический порядок.
- Анализ ключевых событий.
- Анализ условий, людей, групп.
Исследование случая.
- Цель – собрать исчерпывающую, всестороннюю, систематическую информацию о каждом случае, представляющем интерес.
- Используются все материалы: интервью, наблюдения, документы.
Содержание исследования случая.
- Описание случая.
- Редактирование информации.
- Исследование случая может быть организовано хронологически или тематически и представлять холистический портрет человека или институции.
Конденсация смысла.
- Сокращение всего значимого, что высказал респондент, и выражение его в более кратком виде. Длинные предложения сжимаются в короткие, в нескольких словах выражающие основной смысл высказывания.
Индуктивный анализ.
- Индуктивный анализ означает, что модели, темы и категории анализа вытекают из данных, а не накладываются на них ещё до сбора и анализа.
- Естественные типологии.
- Сконструированные типологии.
Категоризация значений.
- Категоризация значений состоит в том, что интервью распределяется по категориям и эти категории кодируются. Длинные предложения сводятся к простым.
Интерпретация данных: причины, следствия, взаимосвязи.
- Интерпретация по определению включает нечто, что находится за пределами описательных данных.
- Интерпретация означает наделение смыслом того, что уже найдено, предложение объяснений, вытягивание выводов, экстраполяцию уроков, построение связей, прикрепление значений, упорядочивание и работу с конкурирующими объяснениями, неподтверждёнными случаям и ошибками в данных как часть проверки жизненности интерпретации.
Пример категоризаций.
- Отношение с учителем – обман, лесть, доверие, зависимость, принятие критик, ощущение несправедливости, поиск указаний.
Нарративное структурирование.
- Анализ интервью можно рассматривать как форму нарративного повествования, как продолжение истории, расказанной респондентом. Нарративный анализ того, что было сказано, приводит к новой истории, которую ещё только надо рассказать, к истории, развивающей темы первоначального интервью.
Интерпретация значений.
- Интерпретация лежит вне текста.
- Исследователь имеет свой взгляд на предмет исследования, и с этой точки зрения он интерпретирует интервью.
Ситуативное порождение смысла.
- Исследователь может прочитать все интервью, получить общее представление, затем вернуться к определённым отрывка, может быть, провести кое-какие измерения (например, подсчитать высказывания, демонстрирующие различное отношение к явлению), более глубоко интерпретировать отдельные высказывания, превратить части интервью в нарратив, найти метафоры, отражающие материал.
Полнота анализа: поиск конкурирующих объяснений
- Как только исследователь нашёл правдоподобное объяснение, полезно поискать альтернативное объяснение.
- При рассмотрении конкурирующих объяснений важно не опровергнуть, а найти данные для их подтверждения.
Краткие выводы.
Проверка достоверности данных.
- Метод триангуляции.
- Воспроизводимость результатов.
- Обеспечение цепи доказательств.
Метод триангуляции.
- Триангуляция источников.
- Исследовательская триангуляция.
- Теоретическая триангуляция.
- Методическая триангуляция.
Воспроизводимость результатов.
- Если кейс-стади повторяется на том же объекте в схожих условиях и приводит к тем же выводам, то можно говорить о надёжности полученных данных.
- Если кейс-стади повторяется на другом предприятии при том же инструментарии и приводит к тем же выводам, то можно говорить о надёжности полученных данных.
Обеспечение цепи доказательств.
- Суть этого принципа состоит в том, что посторонний читатель отчёта должен быть в состоянии проследить логику движения от первичных фактов к конечным выводам.
- При соблюдении этого требования исследователь избегает выводов, которые висят в воздухе и которым читатель может только верить или не верить.