Механизмы развития личности в теориях различных ориентаций

С точки зрения В. С. Мухиной (1975), механизмами развития личности являются:

• идентификация,

• обособление,

• взаимодействие идентификации и обособления.

Идентификация (отождествление), по мнению В.С. Мухиной (1975), представляет собой единство интериоризационной идентификации, которая обеспечивает само «присвоение» и вчувствование в другого (объектный аспект) и экстрариоризационной идентификации, которая обеспечивает перенос своих чувств и мотивов на другого (субъектный аспект). Только во взаимодействии эти идентификационные механизмы дают возможность индивиду развиваться, рефлексировать и быть адекватным социальным ожиданиям. Другим механизмом развития В. С. Мухина считает обособление, которое может иметь объектный и субъектный аспекты, и рассматривается как отстранение, стремление индивида выделиться из числа других, закрыться от объекта общения. Субъективно обособление дает непосредственное переживание субъектом той или иной степени своей отстраненности от объекта обособления.

Идентификация в данной концепции выступает как механизм «присвоения» индивидом своей человеческой сущности, как механизм социализации личности. Обособление выступает как механизм индивидуализации личности.

Развитие личности, по мнению В. С. Мухиной (1997), обусловлено присвоением структуры самосознания, которое складывается через механизм идентификации. В онтогенезе личности происходит:

• идентификация с именем;

• идентификация с социальными образцами, развивающая притязания на признание;

• идентификация с полом;

• идентификация с образом «Я» во всех трех временах личности (прошлом, настоящем, будущем);

• идентификация с общественными ценностями, что обеспечивает бытие в социальном пространстве и дает индивиду осознание своих прав и обязанностей.

Развитая личность:

• ориентируется на свое мировоззрение,

• прогнозирует себя,

• создает идеальный образ своей жизненной позиции,

• идентифицируется с ним и стремится соответствовать этому образу.

А. В. Петровский (1990) выделяет следующие механизмы развития личности:

• персонализация (процесс и механизм, пространство представленности субъекта в других людях);

• обособление (во взаимодействии с другими людьми выделение индивида и обособление).

В процессе развития персонализации человеку присущи:

1) потребность быть личностью,

2) способность быть личностью.

Ю. Б. Гиппенрейтер (1997) определяет в качестве механизмов развития личности:

• сдвиг мотива на цель (переход цели на уровень мотива),

• идентификацию,

• принятие и освоение социальных ролей.

В психоаналитической концепции З. Фрейда (1989), развитие личности ребенка осуществляется через его идентификацию с родителем того же пола, что и ребенок

В гуманистических концепциях личность (стремление быть личностью) выступает как самоцель индивида. Социальное окружение – лишь средство, обеспечивающее существование личности. Экзистенциальная личность развивается за счет стремления к сверхличному, к идеалу, превосходящему саму личность. Не будучи чем-то заданным, человек постоянно строит себя посредством своей активной субъектности, через «проектирующее «Я».

В бихевиоризме развитие личности связывается с понятиями подкрепления, генерализации, имитации. Формирование вторичной мотивационной потребности или генерализованного навыка имитации объявляется содержанием идентификации.

43. Идентификация как механизм развития личности

Механизмом присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности является идентификация.

Феноменологическим содержанием идентификации как механизма развития личности, по З. Фрейду, является:

• бессознательное отождествление субъекта с объектом, мотивом которого является страх потери любви (анаклитическая или развивающая идентификация);

• страх перед наказанием за присущие субъекту сексуальные и агрессивные влечения (защитная идентификация).

Особенности феномена идентификации в психоанализе:

• имеет чисто эмоциональный характер;

• является единственным механизмом формирования личности, ее высшей инстанции – Супер-Эго.

• рассматривается как механическое воспроизведение родительского прототипа на бессознательном уровне.

• структурообразующая функция идентификации ограничена детством (от 0 до 6 лет), а объект – родителями (или замещающими их лицами).

В бихевиоризме идентификация связывается:

• с понятиями подкрепления и формирования вторичной потребности (Д. Доллард, Н. Миллер, Дж. Гевиртц);

• с понятием теории ролей (Дж. Каган, К. Левин, Р. Сиэрс, П. Сиэрс, У. Эммерих);

• с понятием когнитивизма (А. Бандура, Р. Уолтерс, М. Хелпер).

Содержание идентификации в бихевиоризме: формирование вторичной мотивационной потребности или генерализованного навыка имитации. Основной функцией идентификации считается приобретение новых уже готовых форм поведения, которые представляют собой некую сумму присвоенных характеристик поведения других.

Структура идентификации включает два компонента:

• поведенческий,

• когнитивный.

Эмоциональный компонент в бихевиоризме игнорируется.

Отечественная психология рассматривает идентификацию на всех уровнях представленности — сознательном и бессознательном, как следствие потребности в общении, как следствие эмоционального «голода». Феномен идентификации в отечественной психологии выступает как многоуровневый полифункциональный механизм позитивного развития личности в онтогенезе, обеспечивающий социализацию и персонализацию индивида.

Структура идентификации в подходах отечественных психологов включает следующие компоненты:

• поведенческий,

• когнитивный,

• эмоциональный.

В качестве главных функций идентификации отечественные исследователи выделяют:

• формирование самосознания,

• формирование социально значимых личностных качеств,

• интериоризацию норм, стереотипов, ролей, ценностных ориентаций, смысловых установок, мотивов и через них регуляцию поведения.

Таким образом, идентификация выступает, с точки зрения авторов разных концепций личности, как механизм освоения социального опыта. Личность – социально-культурологическая конструкция, отражающая социальную сущность человека. А индивид через механизм идентификации присваивает социальный опыт и превращается в личность.

Развитие личности является непрерывным процессом, включающим на каждой стадии психического развития качественно новое, что возникает в личности. Личностные новообразования включают в себя механизм идентификации. Механизм идентификации не является константным. Он является переменной, зависящей от возраста, от стадий психического развития.

44. Жизненный путь личности как проблема

С 70-х гг. ХХ в. начал формироваться научный подход к изучению личности, подчеркивающий уникальность жизненного пути каждого человека, а также необходимость дополнения психологии развития личности исследованием психологии жизненного пути.

Основой периодизации личности здесь становятся не только психофизиологические сензитивные периоды, социальные переходы и социальные кризисы сами по себе, а те конкретные (биографические) события, которые переживаются личностью как значимые в ее развитии.

Взгляды Ш. Бюлер (1968) на проблему жизненного пути личности:

• жизнь конкретной личности не случайна, а закономерна, она поддается не только описанию, но и объяснению;

• главная движущая сила развития личности – врожденное стремление человека к самоосуществлению, самоисполнению, то есть, всесторонней реализации самого себя;

• реализовать себя человек может только благодаря творчеству, созиданию;

самоосуществление – итог жизненного пути.

Жизненный путь по С. Л. Рубинштейну (1989) – это движение к совершенству (эстетическому, социальному, психологическому). Для Б. Г. Ананьева (1980) основным в характеристике жизни является возраст человека. Возраст соединяет социальное и биологическое в основные «кванты» – периоды жизни. В жизненном пути он выделяет познание, деятельность, общение, через которые проявляется личность, и несколько периодов жизни (табл. 51). Жизненный путь – жизнь человека как личности, история индивидуального развития (Б. Г. Ананьев, 1980).

К. А. Абульханова-Славская (1991) выделяет проблемы личной жизни:

• соотнесения себя с множеством социальных условий, форм и структур жизни, ее явных и скрытых принципов и механизмов, и определения своей траектории движения в них;

• соотнесения себя с формами социальной жизни, в которых предстоит жить и действовать, выявив свои возможности, и на этом основании определения своего места в этих формах, структурах – одной из главных задач индивидуальной жизни;

• разделения, с одной стороны, заинтересованности общества и индивидуальном вкладе каждого человека в общественную жизнь, в направленности на использование его способностей и, с другой стороны, создания самой личностью условий для развития своей индивидуальности.

Самая большая сложность в постановке проблемы личной жизни в том, чтобы именно осознать ее как проблему, представить ее себе не такой, как она стихийно складывается, а какой она могла бы быть при наличии разумного отношения к жизни и усилий.

45. Жизненная стратегия личности (К. А. Абульханова-Славская).

Жизненный путь — индивидуальная история личности, ее содержание, мировоззренческая суть. В структуру жизненного пути входят те факты, события и поступки, которые определяют становление индивида как личности.

Стратегия жизненного пути:

• Начинается с концентрации подростковых мечтаний и нечетких желаний, замыслов, в которых возникает идея собственного будущего.

• Через выбор профессии и конкретные жизненные планы реализуется жизненная программа, в которую человек воплощает свое призвание, конкретную доминирующую цель и предназначение своей жизни.

Активное отношение к себе и к своей жизненной практике дает возможность человеку в значительной мере сознательно определять сюжет и направленность жизненного пути в физических, социальных и духовных пространственно-временных координатах.

• Реализуя свои потребности и мотивы, удовлетворяя интересы, человек в ходе учебы, общения и труда определяет свой жизненный путь.

Жизненная стратегия – это постоянное приведение в соответствие своей личности характера и способа своей жизни, построение жизни, сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем из тех, которые вырабатываются в жизни. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности, в отстаивании главного ценой уступок в частном, преодолении своей боязни потерь и в нахождении самого себя.

Стратегия жизни может строиться на основе представления о:

• целостности;

• поэтапности;

• перспективности своего жизненного пути.

Для каждого человека характерна своя стратегия. Она и есть индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни по мере ее осуществления в соответствующем ценностям данной личности и ее индивидуальности направлении.

46. Методы исследования жизненного пути.

Биографический метод первоначально возник как литературоведческий, его крупнейшим представителем считается французский критик и писатель XIX в. Ш. Сент-Бёв. Понятие «биографический метод» имеет разные значения. Отметим некоторые:

• Это получившее широкое распространение в психологии и истории науки использование биографических справочников, жизнеописаний в качестве источника получения данных о личностных и психологических особенностях человека.

• Использование для анализа материалов различного рода личных документов (автобиографий, писем, дневников, воспоминаний и т. п.), а также биографических интервью и опросников.

• Использование методик биографического анализа, для предсказания творческих достижений человека.

Смысл биографического метода заключен в поиске значимых линий развития личности, выделении ключевых событий этого развития, установлении взаимосвязи между ними. Биографический метод воплощается через:

• биографическое интервью (например, биографическое интервью «жизненный выбор»);

• компьютерные методики жизненного выбора;

• тесты (например, тест «Индекс жизненной удовлетворенности»);

• ситуативную каузометрию (связана с проблемами прогнозирования и изучения реалистичности наших ожиданий (И. Б. Кузьмина).

Герменевтика метод описательной психологии, общий наукам об обществе, культуре, человеке, представляет собой искусство истолкования различного рода текстов – литературных, религиозных, исторических, научных и др. Аналогом герменевтики в объективной психологии является метод анализа продуктов деятельности. Существует широкое понимание герменевтики, включающее в себя понимание и толкование любых текстов. Более того, в качестве «текста» может выступать вся совокупность человеческого опыта в целом. Этот опыт может быть представлен как в различного рода текстах, так и в других продуктах материальной и духовной культуры. В психологии это могут быть рассказы, автобиографии, рисунки, действия, поведение и т. д. Таким образом, психологическая герменевтика – это искусство и теория истолковывать и понимать психологический опыт. Метод герменевтики используется в числе методов описательной психологии для изучения и описания жизненного пути личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: