Раскройте содержание вопроса: «Психологические характеристики основных клас-сических типов темперамента по Я. Стреляу»

Раскройте сущность биологизаторских концепций личности (И.П. Павлов).

Раскройте сущность социологизаторских концепций личности (В. Штерн).

3. Раскройте сущность позиции Ленинградской психологической школы о проблеме личности.

4. Раскройте сущность позиции Московской психологической школы о проблеме лич-ности.

5. Раскройте содержание вопроса «Периодизация психического развития личности Э. Эриксона».

Раскройте содержание вопроса «Периодизация психического развития личности Д.Б. Эльконина».

Раскройте содержание вопроса «Теория социального научения».

Раскройте содержание вопроса «Психоаналитическая теория З. Фрейда».

Раскройте содержание вопроса «Структура психики личности по К. Юнгу».

Раскройте содержание вопроса «Индивидуальная психология А. Адлера».

11. Раскройте содержание вопроса «Теория К. Роджерса».

12. Раскройте содержание вопроса «Теория черт Г. Олпорта».

13. Раскройте содержание вопроса «Теория человеческой мотивации А. Маслоу».

14. Раскройте содержание вопроса «Основные формы направленности личности (по К.К. Платонову)».

Дайте определение понятиям: мотивы аффилиации, мотив отвергания, мотив вла-сти, просоциальные мотивы, мотив агрессивности.

16. Дайте характеристику понятиям:

§ задатки;

§ способности;

§ одаренность;

§ талант;

§ гениальность.

Раскройте содержание вопроса: «Развитие способностей».

18. Раскройте содержание свойств темперамента: сензитивность, активность, реакти-вность.

Раскройте содержание вопроса: «Психологические характеристики основных клас-сических типов темперамента по Я. Стреляу».


1. Раскройте сущность биологизаторских концепций личности (И.П. Павлов).

Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Проблема соотношения биологического и социального в личности человека – одна из центральных проблем современной психологии. В процессе становления и развития психологической науки были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое». Психическое развитие трактовалось и как полностью спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального, и как производный только от биологического или только от социального развития либо как результат их параллельного действия на индивида и т. п. Таким образом, можно выделить несколько групп концепций, по-разному рассматривающих соотношение социального, психического и биологического.

* Биологизаторские концепции сходятся на том, что человек сугубо природное существо; духовные свойства личности имеют биологическую основу; развитие и поведение человека определяется врожденными потребностями, влечениями, инстинктами, а также внешними требованиями, к которым человек должен приспосабливаться; воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития.

В биологизаторских концепциях психическое рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием. С позиции данных концепций все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам. При этом нередко используются законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма. Часто в этих концепциях для объяснения психического развития привлекается основной биогенетический закон – закон рекапитуляции, согласно ему в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит. Крайним проявлением данной позиции является утверждение о том, что психического как самостоятельного явления в природе не существует, поскольку все психические явления можно описать или объяснить с помощью биологических (физиологических) понятий. Следует отметить, что данная точка зрения очень широко распространена среди физиологов. Например, такой точки зрения придерживался И.П. Павлов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: