Воспитание в педагогическом процессе. Закономерности и принципы воспитания.
1. Сущность процесса воспитания.
2.Закономерности воспитания.
3.Принципы воспитания и их характеристика.
Литература:
1. Актуальные проблемы педагогики: Курс лекций /БГПУ им.акад.И. Г.Петровского; Под ред. А.Н. Прядехо, С.Ф. Петрушкина, Н.А. Асташевой. -М.:Изд-во ГПУ, 1998. - 256 с.
2. Бордовская Н.В.,Реан А.А. Педагогика:Учеб.для вузов.:Питер,2000.-304 с.
3. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие пед. спец. вузов. -Ростов н/Д:Март,2002.-320 с.
4. Педагогика: Учеб. для пед. учеб. Заведений /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Пед.общество России, 2002.-608 с.
5. Педагогика:Учеб.пособие для пед.вузов/В.А.Сластенин,И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов.-4-е изд.-М.:Школьная Пресса, 2002.-512
6. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для пед. спец. вузов: В 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания.-М.: Владос, 2003.-256с.
7. Психология и педагогика: Учеб. Пособие /Под ред. А.А. Радугина. -2-е изд., испр. и доп. -М: Центр, 2003. -256 с.
8. Реан А.А. Психология и педагогика: Учеб. для вузов /А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. -СПб.: Питер, 2001. -432с.
9. Сластенин В.А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов по непед. спец. /В.А.Сластенин, В.П.Каширин; Междунар. акад. наук пед. образования. -М.: Академия, 2001. -480с.
10. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. для пед. спец. вузов.-7-е изд.-Мн.: Университетское, 2002. -560 с.
Сущность процесса воспитания.
Воспитание- это педагогическое управление процессом развития личности.
Воспитание- это целенаправленный систематический процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на решение конкретных педагогических задач.
Воспитание –специально-организованная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая через взаимодействие педагогов и воспитанников.
Особенности воспитательного процесса:
- Целенаправленность – предвосхищение результата.
- Двусторонность, наличие объектно-субъектных или субъектно-субъектных отношений
- Целостность воспитания – комплексное воздействие на развитие личности.
- Многофакторность – учет различных факторов, воздействующих на развитие личности.
- Длительность. Воспитание продолжается всю жизнь.
- Малозаметность результатов воспитания.
- Устремленность в будущее.
- Противоречивость. Противоречия являются движущей силой процесса воспитания. К ним относятся:
- противоречие между общепринятыми нормами и правилами поведения людей в обществе и реальным уровнем поведения личности;
-между задатками ребенка и уровнем его развития;
-между стремлением личности участвовать в общественной жизни и недостатком опыта..
Воспитание имеет естественно-научную основу. И.М.Сеченов, И.П.Павлов создали учение об условно-рефлекторной природе психики и поведения человека, согласно которой у человека в течение жизни формируются условные рефлексы, вырабатываются определенные стереотипы поведения, которые определяют характер человека. «Посеешь привычку – пожнешь характер». Стереотипы поведения можно сознательно целенаправленно вырабатывать, на что указывал К.Д.Ушинский.
Воспитание возникает в человеческом обществе и носит конкретно-исторический характер:
- зависит от уровня развития общества;
-от системы общественных отношений;
-от господствующей идеологии.
Воспитание носит социально выраженный характер, различные группы людей по-разному решают проблемы воспитательного процесса.
Немецкий педагог В.Ф. Крон выделяет шесть подходов к воспитанию: (Федорова О.Д. Основы педагогики с позиций западноевропейского теретика. Советская педагогика.1991.№10.)
-воспитание как своеобразное принуждение (Платон)
-воспитание как помощь ребенку в жизни (Песталоцци)
-воспитание как создание условий для свободного развития ребенка (Руссо)
-воспитание как управление и надзор (Гербарт)
-воспитание как руководство со стороны взрослых и опытных людей;
- воспитание как выработка заданных норм (бихевиоризм- поведение)
Т.О. в истории образования прослеживается противопоставление гуманистического воспитания авторитарному.
Основные компоненты воспитательного процесса:
1.Целевой – определение целей воспитания. Цель воспитания определяет весь ход педагогической деятельности, т.к. она содержит идеальное представление о результате воспитательного процесса. Идея о всестороннем и гармоническом развитии личности.
2.Содержательный – разработка содержания воспитания. Содержание воспитания определяется на основе целей, задач, социальных ценностей.
В современной России провозглашается концепция личностно-ориентированного гуманистического воспитания в духе любви и свободы. Но цельной концепции воспитании в России в настоящее время не существует. Содержанием воспитания на сегодня является привитие базовой культуры личности: системы норм, убеждений, ценностей, поведения. Содержание воспитания включает следующие направления:
- формирование научного мировоззрения- система взглядов и убеждений, которые определяют направленность деятельности человека.
- нравственное воспитание – формирование нравственного сознания, нравственных чувств, поведения.
-гражданское воспитание –формирование политической, правовой культуры, патриотизма, культуры межнациональных отношений.
-трудовое воспитание – привитие уважения к труду и людям труда.
- эстетическое воспитание- привитие чувства прекрасного, формирование вкуса через эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.
- физическое воспитание—организация оздоровительной деятельности, направленных на развитие физических качеств и укрепление здоровья. Валеология.
-половое воспитание – формирование полового поведения, отвечающего нормам общества и подготовки к семейной жизни.
3. Операционно-деятельностный – организация и взаимодействие участников процесса.
4. Оценочно- результативный – проверка, оценка и анализ результатов воспитания.