Подготовка учащихся к работе

План-конспект урока по информатике в 8 классе.

Тема: Восприятие и представление информации: естественные и формальные языки.

Цели:

Обучающая: выяснить формы представления информации, какие бывают языки.

Развивающая: развитие логики мышления, интереса к предмету.

Воспитательная: воспитание дисциплины, объективного само оценивания, информационной культуры.

Задачи:

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: беседа, рассказ, фронтальная.

Оборудование и наглядные пособия: доска, компьютеры, раздаточный материал, карточки, мел, проектор.

План урока:

Организационный момент, 2мин.

Постановка проблемной ситуации, 3мин.

Объяснение нового материала, 15мин.

Обработка и закрепление полученных знаний, 10мин.

Самопроверка знаний, 6мин.

Подведение итогов учебного занятия, 4мин.

Изучаемые вопросы

a) Информация как знания человека.

b) Декларативные и процедурные знания.

c) Информативность сообщения.

d) Образная и знаковая формы восприятия информации.

e) Язык – знаковая форма представления информации.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Подготовка учащихся к работе.

2. Постановка проблемной ситуации:

Постановка целей и задач занятия в действиях учащихся. Актуализация опорных знаний:

- Как вы понимаете, что такое информация?
- Какую роль играет информация в жизни человека?
- Как называется информация, получаемая человеком с помощью органов чувств?

- Перечислите свойства информации.

Информация для человека - это знания, которые он получает из различных источников.

Понятие «информация» является одним из фундаментальных в современной науке вообще и базовым для изучаемой нами информатики.

В широком смысле информация – это отражение реального мира. Весь окружающий нас мир можно представить в виде совокупности объектов и процессов.

Под объектами можно понимать отдельные физические тела или комплексы тел, которые мы рассматриваем как единое целое. Объекты участвуют в различных процессах.

Информация – это набор сведений о свойствах объекта или процесса.

Знание – это осознанная информация. Знание позволяет много раз использовать информацию, которую получили только один раз. Первой формой передачи информации был жест. Затем знания передавались при помощи символов, рисунков, а затем – при помощи письма.

Один из вариантов классификации знаний: деление знаний на декларативные и процедурные.

Декларативные знания – знания об определенных явлениях, событиях, свойствах объектов, зависимостях.

Процедурные знания – знания определяют действия для достижения какой-либо цели.

Всякое ли сообщение несет для нас информацию? Приведите примеры.

Информативным назовем сообщение, которое пополняет знания человека, т.е. несет для него информацию. Информативно то сообщение, которое содержит новые и понятные сведения.

3. Объяснение нового материала:

Воспринимая информацию с помощью органов чувств, человек стремится зафиксировать ее так, чтобы она стала понятной и другим, представляя ее в той или иной форме.

Музыкальную тему композитор может наиграть на пианино, а затем записать с помощью нот. Образы, навеянные все той же мелодией, поэт может воплотить в виде стихотворения, хореограф выразить танцем, а художник — в картине.

Человек выражает свои мысли в виде предложений, составленных из слов. Слова, в свою очередь, состоят из букв. Это — алфавитное представление информации. Форма представления одной и той же информации может быть различной. Это зависит от цели, которую вы перед собой поставили.

С подобными операциями вы сталкиваетесь на уроках математики и физики, когда представляете решение в разной форме. Например, решение задачи: «Найти значение математического выражения у = 5х + 3, при х = -3; -2; -1; 0; 1; 2; 3» можно представить в табличной или графической форме. Для этого вы пользуетесь визуальными средствами представления информации: числами, таблицей, рисунком.

Таким образом, информацию можно представить в различной форме:

знаковой, письменной, состоящей из различных знаков, среди которых принято выделять: символьную в виде текста, чисел, специальных символов (например, текст учебника);

- графическую (например, географическая карта);

- табличную (например, таблица записи хода физического эксперимента);

в виде жестов или сигналов (например, сигналы регулировщика дорожного движения);

устной, словесной (например, разговор).

Форма представления информации очень важна при ее передаче: если человек плохо слышит, то передавать ему информацию в звуковой форме нельзя; если у собаки слабо развито обоняние, то она не может работать в розыскной службе. В разные времена люди передавали информацию в различной форме с помощью: речи, дыма, барабанного боя, звона колоколов, письма, телеграфа, радио, телефона, факса. Независимо от формы представления и способа передачи информации, она всегда передается с помощью какого-либо языка.

На уроках математики вы используете специальный язык, в основе которого — цифры, знаки арифметических действий и отношений. Они составляют алфавит языка математики.

На уроках физики при рассмотрении какого-либо физического явления вы используете характерные для данного языка специальные символы, из которых составляете формулы. Формула — это слово на языке физики.

На уроках химии вы также используете определенные символы, знаки, объединяя их в «слова» данного языка.

Существует язык глухонемых, где символы языка — определенные знаки, выражаемые мимикой лица и движениями рук.

Основу любого языка составляет алфавит — набор однозначно определенных знаков (символов), из которых формируется сообщение. Языки делятся на естественные и формальные.

Формальные языки встречаются в специальных областях человеческой деятельности (математике, физике, химии и т. д.).

4.Обработка и закрепление полученных знаний:

Ответьте на вопросы:

1. Какие формы представления информации вы знаете?

2. Где применяются естественные языки?

3. Где применяются формальные языки?

4. Чем отличается чтение нот от прослушивания музыки с точки зрения формы принимаемой информации?

5. Грамотный музыкант способен услышанную музыку записать нотами. Какое преобразование формы музыкального произведения он при этом производит? Опишите ситуацию обратного преобразования.

6. Какую роль выполняют языки в информационной деятельности человека?

7. Что такое естественные языки, формальные языки?

5. Самопроверка знаний:

6. Подведение итогов урока:

Анализ и оценка достижения цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: